Опубликовано 20 июля 2010, 19:49

Panasonic HDC-TM700, новая камера для энтузиастов

Формат AVCHD первоначально создавался для людей, редко редактирующих свои видеоролики, для тех, кто ориентирован на немедленный просмотр отснятых материалов. Однако со временем появились камкордеры, предназначенные для более увлеченной публики, не чурающейся видеомонтажа. Мы рады протестировать одну из таких новинок, Panasonic HDC-TM700, камеру, способную зафиксировать 50 «прогрессивных» кадров в секунду, с битрейтом до 28 мегабит.

Чересстрочная развертка, также известная как интерлейс, суть метод хранения видео, при котором кадр разбивается на два полукадра, состоящие в свою очередь из четных или нечетных строк. Таким образом, при сохранении высокой частоты обновления кадров экономится место на диске (или полоса пропускания, если речь об аналоговом ТВ-вещании). Однако цена довольно высока – мы существенно уменьшаем вертикальное разрешение видеоролика, и к тому же можем получить довольно неприятные артефакты, особенно на быстродвижущихся объектах.

p_DSC_0157

p_DSC_0157

Panasonic HDC-TM700, видеокамера с поддержкой режима 1080p50

Несмотря на это, чересстрочная развертка (многочисленные режимы i) широко представлена в современных камерах, хотя экономия полосы пропускания для домашнего пользователя совершенно неактуальна. Причин тому три. Во-первых, немалая инерционность индустрии – однажды появившийся стандарт поддерживается весьма долго просто для обеспечения совместимости со старым оборудованием. Во-вторых, ради уже упоминавшейся экономии места – дешевые, емкие накопители появились в быту не столь давно, а видеоролики весят немало. И в-третьих, как ни странно, для обеспечения большего качества.

Дело в том, что современные цифровые камеры давно уже могут снимать «прогрессивное» видео 1080p. В таком случае каждый кадр является полноценным, а не «половинчатым», а потому нет проблем ни с разрешением, ни с артефактами. Но есть один минус – невысокая частота кадров. В европейских версиях камер – 25 (или 24 – так называемый режим True Cinema) штук в секунду, в американских и японских – 30. Теоретически, правда, этого достаточно для получения плавной картинки, однако на практике при просмотре динамических сцен все равно заметны рывки. А вот чересстрочный режим позволяет получать 50 (или, соответственно, 60) кадров в секунду, а потому картинка выглядит куда более плавной. Хоть мы и теряем в разрешении, при съемке подвижных сцен этот режим обычно оказывался предпочтительней – однако с выходом камер, подобных Panasonic HDC-TM700, ситуация может измениться.

p_DSC_0259

p_DSC_0259

Panasonic HDC-TM700, вид спереди

Европейская версия HDC-TM700 обеспечивает нам те же 50 кадров в секунду, но в прогрессивной развертке. 1080p50 позволяет объединить достоинства обоих режимов – за исключением, конечно, экономии места на флешке. Но при нынешних ценах на память это более чем приемлемая плата за высокое качество картинки. Более того, высокий битрейт (до 28 мбит/c) следует признать несомненным достоинством новинки. Если б поток информации не был столь большим, новый режим оказался бы не более чем фикцией, так как качество картинки упало б неприемлемо низко из-за чрезмерного сжатия. Мы в этом плане оказались даже в более выгодной позиции, чем американцы, камеры для которых могут выдавать 60 кадров в секунду, а не 50. Рывков изображения не будет в любом случае, а вот за счет более высокого битрейта в пересчете на один кадр изображение будет лучше, особенно при съемке все той же динамики. Но о качестве картинки мы поговорим потом, вначале надо подробнее рассказать о самой видеокамере.

DSC_0243

DSC_0243

Выбираем, где именно сохранять отснятый материал

Прежде всего, стоит отметить, что HDC-TM700 имеет двух «сестер», отличающихся от нее, главным образом, объемом встроенной памяти. HDC-SD700 ее вообще лишена, она может записывать видео лишь на флеш-карточки. Причем подойдут не только привычные уже SD и SDHC, но и недавно появившиеся SDXC. Новый стандарт позволяет применять накопители большего объема, чем максимальные для предыдущего поколения 32 гигабайта. Что ж, дополнительное место лишним не будет, учитывая «массивность» снимаемых видеороликов.

p_DSC_0152

p_DSC_0152

Пульт дистанционного управления камерой бывает весьма полезным

HDC-HS700, напротив, оснащена жестким диском аж на 240 гигабайт. Вроде бы хорошо, дефицита места для отснятого материала не возникнет уж точно. Однако не следует забывать о том, что флеш-память толерантней относится к тряске и ударам, чем жесткие диски, да и электроэнергии потребляет меньше. К тому же из-за габаритов встроенного «харда» у камеры несколько ухудшается эргономика, держать ее менее удобно.

p_DSC_0149

p_DSC_0149

Среди идущих в комплекте с камерой «шнурков» традиционно отсутствует HDMI

Короче говоря, HDC-TM700 выглядит разумным компромиссом, так как она оснащена встроенным 32-гигабайтным флеш-модулем. Ну а если этого объема не хватит, всегда можно задействовать флеш-карточку. Надо, кстати, сказать, что – вопреки распространенному заблуждению – не следует гнаться за максимально скоростными картами памяти. Некоторые видеолюбители выбирают class 8 или даже 10, но это нецелесообразно, особенно если учесть и так немалую стоимость емких карточек. Как показала практика, вполне достаточно бюджетного class 4, что делает «флешки» еще более привлекательным вариантом накопителей.

p_DSC_0151

p_DSC_0151

Комплект поставки

Комплект поставки весьма богат. Помимо традиционных инструкции, гарантийного талона, оптического диска с ПО, аккумулятора, зарядного устройства к нему, компонетного кабеля и USB-шнура имеется также бленда и пульт дистанционного управления. Особенно радует наличие бленды – при съемке в сложных световых условиях это вещь полезнейшая, но отдельно от камеры стоит подчас несуразно дорого, тем более если речь не о продукции стороннего производителя. Пульт управления тоже придется как нельзя кстати, особенно для съемок различных мероприятий и торжеств, в том числе и с участием самого оператора.

p_DSC_0174

p_DSC_0174

Разъем под «башмак» смещен вправо из-за встроенных динамиков

Компоновка HDC-TM700 немного необычна, и причиной тому группа из пяти динамиков, призванных обеспечить запись шестиканального звука. Они размещены в верхней части камеры, поэтому башмак для установки аксессуаров пришлось переместить правее. Теоретически это может привести к смещению центра тяжести, однако мы говорим все-таки о весьма компактной камере, и сложно представить, что на нее будут навешивать громоздкий осветитель или микрофон. Ну а менее габаритные модели такого рода устройств и весят немного, так что нестандартное размещение башмака помешать не должно.

p_DSC_0171

p_DSC_0171

Panasonic HDC-TM700, вид сверху

Уровень исполнения камеры весьма радует, в руке она лежит удобно, материал корпуса выглядит солидно. Все разъемы закрыты защитными заглушками, что может оказаться полезным при съемках в сложных климатических условиях. Все детали плотно пригнаны, ничего не скрипит. Из этой благостной картины несколько выбивается лишь аккумулятор – он слегка пошатывается, если его подвигать рукой. Впрочем, крепление надежное, так что проблем в связи с такой вот конструктивной особенностью быть не должно.

p_DSC_0180

p_DSC_0180

Аккумулятор фиксируется не слишком жестко

Нельзя не отметить весьма продуманный набор элементов управления. Зачастую камеры с сенсорным дисплеем считают не слишком удобными, но это не наш случай. У Panasonic HDC-TM700 хватает и более традиционных контроллеров, и работать с экранчиком придется лишь при настройке не самых часто используемых функций.

p_DSC_0206

p_DSC_0206

Сенсорный экран и некоторые элементы управления, сопряженные с ним

Пожалуй, важнейшим из имеющихся элементов управления является фокусировочное кольцо. Разумеется, камера оснащена и обычным автофокусом, но автоматика не может наверняка знать, какой предмет интересует именно вас – а потому может промахнуться. Кольцо же позволяет удобно навестись именно туда, куда требуется, причем его использование блокирует попытки перефокусировки. Это весьма ценно, скажем, при съемке изображений, демонстрируемых докладчиком на конференции.

p_DSC_0168

p_DSC_0168

Фокусировочное кольцо радикально повышает удобство съемки

При необходимости кольцо можно использовать и для зуммирования объектива (привод, естественно, электронный, а не механический), но в штатном режиме для этого предназначен специальный рычажок, расположенный в верхней части камеры. Он также многофункционален.

В правой части корпуса расположено колесо выбора режимов – правда, их имеется всего три: режим демонстрации отснятого материала, режим фотосъемки и режим видеосъемки. Можно было бы сделать и больше, но инженеры  Panasonic HDC-TM700 справедливо рассудили, что, скажем, переключаться между ручным и автоматическим режимом установки экспозиции зачастую требуется прямо во время съемки. Колесом это делать неудобно, поэтому на корпусе имеется соответствующая кнопка. Еще две кнопки отвечают, соответственно, за выбор режима работы стабилизатора, и, что особенно любопытно, за быстрое переключение к съемке видео 1080p50.

Разумеется, есть и клавиши для запуска и остановки съемки видео, а также и для фотографирования (в том числе и без прерывания видеозаписи). Таким образом, снимать получится и вовсе не притрагиваясь к экранчику, даже в ручном режиме параметры экспозиции можно выбрать за счет рычажка, кнопок и кольца у объектива.

p_DSC_0179

p_DSC_0179

Звук работы встроенного вентилятора воспринимается разными людьми весьма неодинаково: кому-то мешает, кому-то нет

Теперь расскажем подробнее об ощущениях в процессе работы с камкордером. Никто не будет ныне спорить с тем, что в камерах, предназначенных для съемки с рук, одной из важнейших деталей является стабилизатор изображения. И Panasonic HDC-TM700 здесь не разочарует, стабилизация работает очень эффективно. Есть два режима: стандартный и активный. Первый предназначен для обычных случаев, в то время как второй – для съемки в условиях сильной тряски. Относительно последнего есть разные мнения, но лично меня результаты очень впечатлили, особенно при съемке с предельными значениями «зума». Большое эквивалентное фокусное расстояние объектива значительно усиливает воздействие вибраций на картинку, а потому агрессивный режим стабилизации приходится в данном случае как нельзя кстати.

DSC_0198

DSC_0198

Фокусируемся куда надо

Не возникает проблем и с фокусировкой. Автофокус цепкий, работает быстро – это особенно важно в том случае, когда не предполагается монтаж отснятого материала. Нет ничего хуже, чем долгое созерцание нерезкой, «плавающей» картинки на экране. В том случае, если камера все-таки сфокусировалась не туда, не составляет труда подкорректировать результат вручную. Разрешение поворотного экрана Panasonic HDC-TM700 по нынешним временам не слишком велико, всего 230 400 пикселей (то есть в девять раз ниже, чем у снимаемого камерой видео). Однако для того, чтобы адекватно контролировать и корректировать работу автофокуса, можно настроить специальный «помощник» — в нужный момент он будет увеличивать центральную область изображения, и попадание в фокус сразу станет очевидным.

DSC_0187

DSC_0187

Автоматически отслеживать объект в кадре – просто

Стоит сказать и о такой интересной функции, как AF/AE Tracking. Для того чтобы ее активировать, достаточно дотронуться до изображения интересующего нас объекта на экране камеры – отныне он станет приоритетным для автофокуса и экспонометра, и будет оставаться таковым до тех пор, пока не покинет кадр, или пока не будет выбран новый объект.

Впрочем, автоматический режим определения экспозиции работает вполне корректно и без подсказок со стороны оператора. По заверениям инженеров Panasonic, процессор камеры распознает тип сцены, подбирая оптимальные параметры съемки. Так или иначе, результат на большинстве стандартных сюжетов будет более чем адекватным, хотя пренебрегать «зеброй», призванной уберечь нас от пересветов и проваленных теней, я бы все же не стал.

DSC_0224

DSC_0224

Несмотря на качественную работу автоматики, пренебрегать «зеброй» во избежание появления пересветов я бы не стал

Распознаванием лиц людей сейчас никого не удивишь – большинство современных видеокамер умеют находить в кадре человеческие физиономии, после чего перефокусируются и корректируют экспотройку для их наиболее адекватного отображения. Однако есть минус – в кадр далеко не всегда попадают те, кто нам дорог, а снимать, скажем, венецианских прохожих вместо дворца Дожей большинство туристов не готовы. У HDC-TM700 такой проблемы нет, так как она умеет запоминать «значимые» лица, и отдает приоритет именно им. Разумеется, алгоритм пока не идеален, случаются и промахи, но в-целом направление очень интересное и перспективное. Особенно если учесть, что им сейчас занимаются многие выдающиеся компании и команды. В следующих моделях оно получит свое развитие, можно не сомневаться.

DSC_0214

DSC_0214

Оптимизируем съемку близких нам людей

Впрочем, как бы далеко не продвинулась автоматика, многие люди все равно желают иметь полный контроль над процессом создания изображения. Panasonic HDC-TM700 подойдет и им, так как поддерживает полноценный ручной режим.  Можно, например, задать выдержку — доступны следующие значения: 1/60, 1/100, 1/120, 1/180, 1/250, 1/350, 1/500, 1/750, 1/1000, 1/1500, 1/2000, 1/3000, 1/4000, 1/8000, а также 1/30 в режиме Auto Slow Shutter. И диафрагму – f/1.5, f/1.7, f/2.0, f/2.4, f/2.8, f/3.4, f/4.0, f/4.8, f/5.6, f/6.8, f/8.0, f/9.6, f/11, f/14, f/16. Такая возможность у любительских камкордеров встречается не слишком часто. Правда, обычная экспокоррекция (называемая «яркостью») запрятана довольно глубоко в меню, и пользоваться ею не слишком удобно. Кстати, при изменении настроек диафрагменное число меняется не всегда, отображаемые на экране значения более «ступенчаты», чем реальный шаг ириса. Немного странное техническое решение, хотя снимать и не мешает.

DSC_0204

DSC_0204

Ручная регулировка диафрагмы

А вот привязка ручного контроля над уровнем усиления сигнала (gain) исключительно к ситуациям, когда диафрагма полностью открыта – это уже существенней. Непонятно, зачем потребовалось столь странное урезание функционала. В тех случаях, когда вы можете менять gain, доступны следующие значения: 0dB, 3dB, 6dB, 9dB, 12dB, 15dB, 18dB.

Баланс белого настраивается вполне традиционно – можно выбрать из нескольких пресетов, или задать его вручную. Впрочем, и автоматическое определение корректного в данной ситуации ББ работает вполне адекватно, так что через чур часто корректировать работу автомата не придется.

Теперь самый интересный вопрос – качество получаемого изображения. Если речь о съемке в условиях яркого освещения, оно близко к идеалу, особенно это касается цветов. Картинка получается насыщенная, но реалистичная, не «мультяшная». Уровень шума в таких условиях тоже весьма мал – меньше, чем, скажем, у предшественника Panasonic HDC-TM700, HDC-TM300. Важно отметить, что низкий уровень шума достигнут не за счет агрессивного шумоподавления, в результате которого теряются и мелкие детали. Уровень детализации, напротив, очень высок.

p_DSC_0175

p_DSC_0175

Разъемы для подключения микрофона и наушников

А вот при съемке в условиях недостаточного освещения HDC-TM700 и HDC-TM300 меняются местами, последний несколько впереди. Впрочем, TM700 отнюдь не ударил в грязь лицом, уровень шумов и в таких условиях более чем конкурентоспособен. И это неудивительно, наша камера снабжена светосильным объективом и тремя довольно крупными матрицами (1/4,1”), причем с разумным количеством мегапикселей. Их три — не слишком мало (для съемки полноценного видео FullHD требуется не менее двух), и не слишком много (лишние нужны только при фотографировании). Впрочем, «лишний» мегапиксель в нашем случае может принести пользу и видеолюбителю: он позволяет расширить диапазон зуммирования. Объектив у HDC-TM700 двенадцатикратный, но практически без потери качества можно получить и 17х. Достигается это именно за счет обрезки краев изображения. Если б мегапикселей было два, мы теряли бы в данном случае разрешение, но запас позволяет избежать такой неприятности. Другое дело, что супертеле нужно довольно редко, разве что для съемки весьма специфических сюжетов – но запас карман не тянет.

p_DSC_0176

p_DSC_0176

Часть кнопок HDC-TM700 закрывается экраном

И, конечно, нельзя не упомянуть о съемках динамики – как мы помним, именно в этой области лежит ключевое преимущество HDC-TM700. Да, режим 1080p50 добавлен не зря! Подвижные сцены отображаются весьма плавно, и с беспрецедентным вертикальным разрешением. Такие режимы, как 1080i50 и 1080p24, также работают хорошо, но падение разрешения в первом случае и плавности во втором все же заметно.

Есть, впрочем, с видео 1080p50 и одна проблема – проблема воспроизведения. Дело в том, что многие программы и «железки» еще не умеют его вполне корректно отображать, особенно если речь идет о скромных конфигурациях оборудования. Как-то проигрываться такое видео будет, но от рекордной плавности может не остаться и следа, характерные «залипания» убьют все впечатление на корню.

p_DSC_0163

p_DSC_0163

Видоискатель оснащен механизмом диоптрийной подстройки

Впрочем, как минимум один метод корректного воспроизведения роликов 1080p50 вам будет доступен обязательно – достаточно лишь подключить камеру к вашему телевизору, благо она оснащена разъемом HDMI. Воспроизводимая с ее помощью картинка и будет служить эталоном, она позволит понять, адекватны ли другие имеющиеся устройства, или нет. 

Разумеется, всю жизнь использовать камеру в качестве плеера не станешь – но уже сейчас некоторые приставки способны совладать с пятьюдесятью полновесными кадрами в секунду. Можно не сомневаться, что в дальнейшем их список будет только расти, причем его могут пополнить и некоторые уже существующие модели – после обновления прошивки. Явным кандидатом является, например, Sony PlayStation 3, которая на данный момент воспроизводит такое видео откровенно слабо – несмотря на и по сию пору впечатляющие вычислительные ресурсы ее процессоров.

p_DSC_0169

p_DSC_0169

Несмотря на наличие весьма качественного стабилизатора, в некоторых ситуациях лучше поставить видеокамеру на штатив

Будет улучшаться поддержка нового стандарта и в монтажных программах – пока и там она далека от идеала. Но несмотря на это, Panasonic HDC-TM700 может быть рекомендован к приобретению уже сейчас. Просто потому, что видеокамера – предмет длительного пользования, и странно было бы отказываться от передовых возможностей из-за некоторых проблем совместимости, большинство из которых будет решено в течение нескольких ближайших месяцев. К тому же HDC-TM700 – весьма интересный камкордер даже и без учета возможности съемки видео в режиме 1080p50, а потому вполне допустимо первое время использовать более совместимые форматы, перейдя на пятьдесят полных кадров в секунду уже потом.

Единственное, что может отвратить вас от покупки – так это цена. Даже в США производитель рекомендует продавать камеру за 999 долларов, ну а в нашей рознице стоимость, естественно, еще выше. На данный момент, по данным Price.ru, выложить придется от сорока до шестидесяти тысяч рублей. Что поделать, на новинки цена традиционно завышается. Однако в ближайшее время 40 000 могут стать не минимальной, а средней стоимостью – вот тогда покупка будет более выгодна.