Опубликовано 23 июля 2015, 08:00

5 причин превосходства зеркалок над всеми остальными камерами

Кажется, будто зеркальные камеры уже ушли в историю. В начале 2000-х рынок захлестнула волна любительских зеркалок, а затем пришла эра беззеркальных моделей. Но новые DSLR-камеры продолжают выходить, а профи не торопятся хоронить зеркало. Мы нашли пять причин, по которым «зеркалки» не только востребованы, но и остаются вне конкуренции.
5 причин превосходства зеркалок над всеми остальными камерами

Давайте сразу проясним: наличие зеркала в конструкции фотоаппарата никоим образом не влияет на качество получаемой картинки. Беззеркальные камеры давно сравнялись с зеркалками по этому показателю, а некоторые (скажем, Sony A7s II) и вовсе опережают их. Однако DSLR-камеры по-прежнему имеют преимущества, которые невозможно реализовать в беззеркальных или компактных камерах. Многие книги и фотошколы отмечают, что каждый, кто хочет стать профессионалом, в фотографии, просто обязан перейти с «зеркалом» на «ты» — просто потому, что это позволит понять основные принципы и законы. Но сейчас речь не о философии, а сугубо о технике.

1. Удобная и проверенная конструкция

У любой цифровой зеркалки есть ярко выраженная рукоятка. Во времена пленочной фотографии многие камеры обходились без нее, но в цифровую эпоху этот элемент стал обязательным. Это не прихоть дизайнера и не заговор производителей – такая конструкция обусловлена строением кисти. Попытки изобрести велосипед в этой области обречены на провал. И это четко прослеживается на примере беззеркальных камер – все более-менее серьезные устройства не пытаются быть предельно компактными, а наоборот – стремительно приближаются по габаритам к зеркалкам и копируют их формы.

Очертания корпуса зеркалки Nikon D7200 и беззеркалки Panasonic Lumix GH4

Очертания корпуса зеркалки Nikon D7200 и беззеркалки Panasonic Lumix GH4

Аналогии можно проводить бесконечно. Удобно ли вам было бы пользоваться треугольным рулем в машине? А круглым, но втрое меньшим по размерам? Понравилось бы стрелять из пистолета без рукоятки? Работать с мышкой кубической формы? Разумеется, нет. Это противоестественно. Как и форма камеры без рукоятки.

Камера без рукоятки — это противоестественно

Следующий момент – управление. Изменение ключевых параметров съемки должно производиться минимальным количеством действий. Поэтому на корпусе должно быть достаточно кнопок, скроллеров и прочих переключателей. Более того, все эти элементы должны быть определенным образом разнесены и иметь подходящую форму. Опять же, все эти факторы лучше всего учитываются производителями зеркальных камер.

2. Оптический видоискатель

Электронный видоискатель – невероятно жалкая попытка перенести ощущения от использования зеркальной камер в класс компактов или беззеркалок. Все преимущества оптического видоискателя преподносятся маркетологами как недостатки. Главный аргумент – возможность отображения картинки в таком же виде, в котором она будет сохранена на карту памяти. То есть камера учитывает текущие настройки экспозиции, баланса белого, чувствительности и прочего. Иначе говоря, в этом плане визирование по видоискателю ничем не отличается от построения кадра по экрану. В чем же подвох?

Глазок видоискателя и пентапризма, лежащая в его основе

Глазок видоискателя и пентапризма, лежащая в его основе

Главный подвох состоит в медленной работе. Перед наведением на резкость картинка заметно лагает (что особенно напрягает в режиме следящей фокусировки). Кроме того, все попытки съемки через видоискатель в условиях плохой освещенности обречены на провал. Во-первых, при недостатке освещенности отображение будет тормозить еще сильнее. Во-вторых глаз будет резать чрезмерный шум. И в-третьих, вы рискуете вообще ничего не увидеть. В оптическом видоискателе лага нет вообще, а чувствительность человеческого глаза позволяет видеть там, где электроника пасует. Скажем так, плохое качество картинки на выходе не станет препятствием для получения этой самой картинки.

Электронный видоискатель — это медленно. Всегда.

Камера с электронным видоискателем

Камера с электронным видоискателем

Ну и, конечно, если вам в самом деле нужно будет при визировании видеть тот же результат, который вы получите после съемки – вы всегда можете воспользоваться функцией Live View, которая есть практически во всех зеркальных камерах.

3. Точно заявленный ресурс

Зеркальная камера содержит кучу подвижных элементов. И они подвержены износу. А самый чувствительный элемент – механический затвор. Но, покупая зеркалку (за исключением самых доступных моделей), вы всегда точно знаете, сколько она вам прослужит. Конкретное значение зависит от класса камеры. Скажем, топовые модели (вроде Nikon D4s) могут похвастаться ресурсом 400.000 срабатываний. Этот момент является принципиальным для профессиональных фотографов, особенно работающих в жанре репортажа.

Фотограф с зеркалкой всегда знает, сколько ещё проработает его камера

Механический затвор зеркального фотоаппарата

Механический затвор зеркального фотоаппарата

У многих беззеркальных камер затвор может быть трех типов: электронный, механический или электронно-механический — а точный ресурс обычно не заявляется, что затрудняет планирование (в том числе финансовое).

4. Скорость и время работы

Экран и электронный видоискатель – самые «прожорливые» элементы. Поэтому время автономной работы средней беззеркалки как минимум вдвое меньше, чем у средней зеркальной камеры. 1000 кадров на одном заряде – абсолютно заурядный показатель для DSLR и совершенно немыслимое достижение для камеры без зеркала.

0 – среднее число фоторепортеров с беззеркальными камерами, работающих на спортивных мероприятиях

0 – среднее число фоторепортеров с беззеркальными камерами, работающих на спортивных мероприятиях

0 – среднее число фоторепортеров с беззеркальными камерами, работающих на спортивных мероприятиях

Еще один важный момент – скорость работы. Долгое время зеркалки располагали неоспоримым преимуществом в виде фазовой системы автофокуса, но теперь и беззеркалки фокусируются не хуже. А вот по времени включения, выхода из режима ожидания и лага затвора они по-прежнему вне конкуренции.

5. Парк оптики

Система Micro Four Thirds от Panasonic предложит вам 30 объективов. Почти столько же доступно и под маркой Olympus. Около 20 моделей выпущено для камер Fujifilm. Плюс несколько объективов от сторонних производителей. Это считается большим выбором. Разработка, производство и выпуск оптики на рынок – процесс долгий, дорогой и сложный.

У зеркалок есть огромное преимущество: оптика для них производится дольше, поэтому для Canon и Nikon число совместимых объективов исчисляется сотнями.

Неполный парк оптики Canon EOS

Неполный парк оптики Canon EOS

У Nikon никогда не менялся байонет с самого момента появления зеркалок, поэтому новые камеры механически совместимы с объективами 20- и 30-летней давности. Многие из них всё ещё в продаже и находятся вне конкуренции по соотношению цены и качества картинки. У Canon байонет менялся (FD и EOS), однако это произошло еще в 1980-х, так что этот факт и вовсе можно не принимать во внимание.

Справедливости ради стоит отметить, что темпы развития беззеркальных камер очень высоки и широкий парк оптики – это лишь вопрос времени. Уже лет через 7–8 они смогут сравниться в этом отношении с зеркальными камерами.

** *

Нет, я ни в коем случае не призываю отказаться от беззеркальных камер. Они имеют и свои преимущества, продаются по адекватным ценам и заслуженно пользуются популярностью, однако их продвижение зачастую слишком агрессивно. Это может сбивать с толку. В мире уже полно людей, которые воспринимают интернет только с экрана смартфона и планшета. Их восприятие виртуального пространства отличается о того, как воспринимают Сеть поколения постарше. Вскоре та же участь постигнет и камеры – людей, не заставших на своем веку зеркальные камеры станет слишком много. И восприятие самого процесса съемки будет принципиально иным. Впрочем, зеркальные камеры с огромной вероятностью не исчезнут с рынка, но им придется слегка изменить курс развития. О том, что DSLR-камерам стоит позаимствовать у беззеркалок и компактов, мы поговорим в следующий раз.