Опубликовано 20 декабря 2007, 00:30

Путёвые заметки, или Философия съёмки мегазумом

Отправляясь в поездки, особенно в дальние, я всегда норовил захватить с собой цифрозеркалку и минимум пару объективов, а лучше три. Летом сего года я изменил данному правилу. Нашлась замена. Насколько полноценной она оказалась, читайте в этой статье.

Временами я задумывался о том, какую камеру хотел бы иметь для путешествий. Конечно же, достаточно компактную, лёгкую. Вы скажете, что таких немало? Да, тогда добавлю: с хорошим качеством изображения и, самое главное, с широким углом на коротком конце зума. Вот таких уже немного. Если не брать в расчёт просьюмерки, то среди цифровых камер с несменными объективами стандартное начало зума находилось где-то около 33-35 мм.

А тратиться на просьюмерку только для поездок, имея цифрозеркалку хорошего класса, не позволяли жаба и здравый смысл.

Хотелось бы, ах, как хотелось бы купить камеру, достаточно компактную, но не с 35 мм на широком углу, как это было принято у компактных камер, а хотя бы с 28 мм плёночного эквивалента. Ведь для плёночных-то камер стандартный зум начинался с 24-28 мм! Нет, 35 мм тоже ничего, снимали же мы когда-то пионерской «Сменой-8м» с её 40 мм. Только вот возвращаться к «Смене» в цифровом исполнении не шибко хочется.

И вот в начале года появляется Olympus SP-550 Ultra Zoom.

Olympus SP-550 Ultra Zoom

Olympus SP-550 Ultra Zoom

Olympus SP-550 Ultra Zoom

Olympus SP-550 Ultra Zoom

Светочувствительный элемент1/2,5-дюймовый ПЗС-сенсор, прибл. 7,1 млн
СветочувствительностьAUTO, 50, 100, 200, 400, 800, 1600 (с уменьшением разрешения доступны 3200, 5000)
Объектив4,7-84,2 мм (эквивалентный диапазон плёнки 35 мм: 28-504 мм), f/2,8 – f/4,5
Увеличение18-кратный оптический, прибл. 5,6-кратный цифровой/100х в комбинации с оптическим
ФокусировкаTTL iESP автофокус с определением контрастности, 143-зональный выбор фокусировки
МакросъёмкаРежим супермакро – 1 см
Запись изображенияФото3072x23043072x2048 (3:2)2560x19202304x17282048x15361600x12001280x9601024x768640x480
Запись видео640x480,320x240,30 кадров/с со звуком
Выдержка1/2-1/2000 с, до 8 мин. (режим Bulb), до 4 с (режим «ночная съёмка»)
ВидоискательЭлектронный видоискатель высокой чёткости
ЖКД2,5” TFT ЖК-дисплей с 230 000 пикселей
Хранение информацииxD-Picture Card, встроенный буфер 20 Мб
Встроенная вспышкаРежимы работы: автоматическая, принудительная, отключена, подавление эффекта красных глаз, заполняющаяРабочий диапазон вспышки 0,3-4,5 м при широком угле и 1,2-2,8 м в режиме телефото. Вспышка оснащена возможностью коррекции в +/- 2 ступени
Серийная съёмка7 к/с / 15 рамки (в режиме 3 Mпикс) 15 к/с / 20 рамки (в режиме 1,2 Mпикс)
Питание4xAA элемента питания
Размеры (ДхШхВ), мм116x78,5x78
Вес, г365

Объектив состоит из 14 линз в 11 группах. Фокусное расстояние составляет 4,7-84,2 мм (28-504 мм в эквиваленте к камерам 35 мм) при максимальных значениях диафрагмы 2,8-4,5.

Общие впечатления

Как и во всех современных суперзумах, в 550-м основное место и объём конструктива занимает объектив. Над ним – вспышка и видоискатель, за ним – хороший, большой, но не поворотный экран, сбоку – рукоятка удержания под правую руку плюс все органы управления. В общем, проверенная «псевдозеркальная» компоновка. Камера компактна – на мужской ладони она лежит как игрушка. Но если взять её на изготовку, впечатление меняется.

Фотоаппарат удобно лежит в руке, несмотря на относительно небольшие размеры. Это происходит не только потому, что есть большая рукоятка. Многие детали корпуса имеют покрытие из рельефной резины. Из рук не выскользнет! Съёмку вполне можно осуществлять, удерживая камеру одной рукой. Даже диск режимов при этом можно переключать большим и указательным пальцами правой руки, зажав 550UZ между подушечкой большого пальца и остальными пальцами. А вот чтобы работать в меню и настройках, лучше всё-таки взять камеру двумя руками. Потому что нажимать джойстик и кнопки вокруг него большим пальцем правой руки удобно, только если левая рука в это время держит камеру.

Также под указательным пальцем кроме кнопки затвора оказываются рычаг трансфокатора, кнопка включения камеры и «назначаемая» кнопка – для быстрого доступа к какой-либо из нескольких функций меню. По умолчанию «назначаемая» кнопка отвечает за быстрое включение-выключение режима стабилизации. Поэтому на ней изображён символ дрожащей ладошки. Однако «назначаемая» кнопка могла бы быть удобнее в пользовании, ведь она только вызывает соответствующий пункт меню. Для того чтобы сменить режим, всё равно требуется перехватывать камеру двумя руками и использовать кнопку ОК.

Надо сказать, что экран у камеры хорош. Большого размера (2,5” TFT с разрешением 230 000 пикселей). Он удобен и при съёмке, и при просмотре кадров. А если вы снимаете при ярком солнечном свете – поможет видоискатель. По нему вполне можно осуществлять наводку на резкость в ручном режиме или контролировать резкость (а не только композицию) в автоматическом. А ручное наведение «на цель» в данной камере иногда весьма предпочтительно. Особенно при низкой освещённости или при дальних положениях зума.

Завершая разговор про экран и видоискатель, вспомним выражение из фильма «Кавказская пленница» о том, что «излишества всякие нехорошие» ведут к ослаблению организма. Очевидно, поворотный экран и поворотный видоискатель кажутся конструкторам камеры теми самыми нехорошими излишествами. А поэтому многие приёмы макросъёмки или скрытой съёмки будут вам недоступны.

Зато благодаря мегазуму становятся доступны другие съёмочные приёмы. В самом деле, хотите вы сделать портрет с расстояния 10 метров – а нет проблем! Легко можно подкараулить какую-либо живность – хоть представителя мира животных, хоть доброго друга в момент отдыха.

18-кратный мегазум был реализован впервые в мире именно на этой камере, хотя сейчас уже есть и аналоги – у Panasonic, к примеру. И сей первый блин комом не вышел.

Возможности мегазума впечатляют!

Вот это диапазон! Уместить можно всё что угодно!

Вот это диапазон! Уместить можно всё что угодно!

Вот это диапазон! Уместить можно всё что угодно!

Вот это диапазон! Уместить можно всё что угодно!

Вот первый, последний ну и один из средних снимков.

Теперь, когда возможности камеры понятны, хочу предложить вам, уважаемые читатели, простую, почти детскую загадку.

Перед вами некое пейзажное фото. А ниже – кадры, снятые на максимальном зуме, но с той же точки. Найдите на первой фотографии соответствующие фрагменты.

Это широкоугольное положение объектива

Это широкоугольное положение объектива

Это широкоугольное положение объектива

Это широкоугольное положение объектива

Взгляд из далёкого далёка

Мегазум позволяет многое. Можно приятно удивить друга, сделав незаметно его портрет. На мой взгляд, такие портреты, когда человек не подозревает о том, что его фотографируют, выглядят наиболее естественно.

Солнце, пляж и кайф в ушах

Солнце, пляж и кайф в ушах

Солнце, пляж и кайф в ушах

Солнце, пляж и кайф в ушах

Громадное удовольствие получат те, кто любит фотографировать живую природу. Вот только скажу сразу: камера на длинном зуме фокусируется не быстро. Иногда лучше снимать в режиме ручной фокусировки.

Это не пингвины

Это не пингвины

Это не пингвины

Это не пингвины

Не мешай охотиться!

Не мешай охотиться!

Не мешай охотиться!

Не мешай охотиться!

Стабильность и ещё раз стабильность

Напомню, что Olympus называет технологию, применённую в камере, «двойной системой стабилизации изображения». А двойная она потому, что:

  1. Колебания камеры гасятся за счёт сдвига матрицы.

Это хорошо помогает при съёмках на коротком конце зума. А вот на длинном зуме – не очень. Но всё же лучше, чем ничего.

  1. Камера автоматически повышает значение ISO, для того чтобы сделать выдержку максимально короткой.

Сочетание этих способов позволяет вести съёмку с рук даже на 504 мм – самом большом значении зума.

Про макро

В фотоаппарате макро реализовано в двух режимах – так называемом макро и супермакро. Режим макро по сути своей мало чем отличается от обыкновенного режима съёмки – за одним исключением: камера старается сфокусироваться на самом меньшем расстоянии к объективу. А в остальном разницы никакой: минимальное расстояние, на котором можно снимать при «широком угле», составляет около 10 см при самом «длинном» около 1 м 20 см. В принципе, вполне неплохо для съёмки бабочек или змей в серпентариях.

Иное дело – режим «супермакро». При его включении раздаётся жужжание – оптическая система объектива перестраивается. Благодаря этому появляется возможность снимать с расстояния около 1 см до передней линзы объектива!

Макро

Макро

Макро

Макро

Супермакро

Супермакро

Супермакро

Супермакро

Приятно, что режим стабилизации в этом положении тоже действует. Так что даже макроснимки с очень большим увеличением получается делать без штатива.

Ночная съёмка

В режиме ночной съёмки шум заметен сильно. Но при печати фотографии 10х15 шумы становятся практически незаметны.

Измайлово. iso 400

Измайлово. iso 400

Измайлово. iso 400

Измайлово. iso 400

А вот если говорить о съёмке с экстремальными значениями ISO, то удовлетворительной картинки здесь добиться не получается.

iso 3200

iso 3200

iso 3200

iso 3200

P7181834_resize

iso 5000

P7181834_resize

iso 5000

Снимаем всё, что хочется

Насколько вы фанат фотографии? Не так давно я прочитал на одном среднеформатном форуме, что некий человек в надежде на хороший случайный кадр каждый день таскает с собой среднеформатную систему с тремя объективами. Для читателей, не знакомых с плёночными среднеформатками, поясню, что речь идёт о наборе весом около 7 кг.

Мне, хоть я и фанат случайных кадров, иногда лениво таскать с собой даже цифрозеркалку.

А вот 550-й вполне сгодится, для того чтобы таскать его с собой. Конечно, камера не особо скорострельная – но это гораздо лучше, чем цифромыльница, с которой многие фотографы по той же причине не расстаются.

Очень большая стройка

Очень большая стройка

Очень большая стройка

Очень большая стройка

Патриотический закат

Патриотический закат

Патриотический закат

Патриотический закат

Балконное очарование

Балконное очарование

Балконное очарование

Балконное очарование

Камуфляж

Камуфляж

Камуфляж

Камуфляж

Маленький, зелёный и лохматый

Маленький, зелёный и лохматый

Маленький, зелёный и лохматый

Маленький, зелёный и лохматый

Отражать глазами облака

Отражать глазами облака

Отражать глазами облака

Отражать глазами облака

Малоизвестная скульптура Мухиной. Парк Речного вокзала

Малоизвестная скульптура Мухиной. Парк Речного вокзала

Малоизвестная скульптура Мухиной. Парк Речного вокзала

Малоизвестная скульптура Мухиной. Парк Речного вокзала

Камера-мегазум – это всё-таки немножко больше, чем просто удобный инструмент. Записная книжка путешественника, камера для запоминания идей и каких-либо визуальных моментов жизни, камера для технической съёмки. Камера с таким набором возможностей воспринимается как нечто универсальное, от неё ждешь чуда. К сожалению, 7-мегапиксельная матрица имеет размеры 1/2,5”, а 18-кратный зум чудесен своим диапазоном, но не резкостью или отсутствием аберраций. Нет-нет, разработчики постарались и вытянули практически всё возможное из этих параметров, для того чтобы качество снимков было хорошим. Если есть время выбрать параметры съёмки, вы всегда сможете получить настолько хороший кадр, насколько позволят оптика и матрица.

Что ж, выигрывая в компактности и возможности зуммирования, мы проигрываем в оперативности съёмки и качестве снимков. С другой стороны, качество снимков мегазума достаточно для всех любительских и многих профессиональных целей. У меня, к примеру, сей аппарат занял твёрдое место вспомогательной универсальной камеры.