Фото, видео и аудио
27 марта 2008, 00:15

Когда цифрА пасует

До сих пор и профессиональные фотографы, и любители снимают на плёнку. И вовсе не потому, что денег на покупку цифровика нет. Просто… мало что может заменить такое прикосновение к чуду, как съёмка на средний, а тем более большой формат.

Данный текст предназначен прежде всего для любителей фотографии, которые хотят расширить свои навыки, творческие возможности, но доселе не сталкивались со съёмкой на средний и большой формат. Те же из вас, уважаемые читатели, кто знаком с вопросом, смогут вспомнить времена, когда знакомство только начиналось, и предаться сладкому ностальгическому чувству.

Средний формат – собирательное обозначение для техники с размером кадра от 6х4,5 до 6х9 см. Кроме того, к среднему формату относятся панорамные камеры с высотой кадра 6 см. Само название «средний формат» появилось, когда форматный кадр 9х12 см был поделен пополам, до 6х9 см.

С тех пор прошло много времени, и просто форматный кадр стал называться большим форматом. К нему относятся снимки на листовую плёнку 9х12 см и более. В данной статье речь пойдёт преимущественно о среднем формате.

Пройдёмся по понятиям.

В СФ (среднем формате) 69 – это кадр формата 6х9 см. Соответственно, 645, 66, 67, 68 – кадры 6х4,5, 6х6, 6х7 и 6х8 см. Есть ещё формат 63, но лично мне он не встречался вживую. А ещё есть задники для СФ-камер под узкую плёнку. Например, чтобы пейзажи снимать.

Ещё есть специальные панорамные форматы – 6х10 и 6х12. Есть даже 6х17, но об этом – во второй части статьи.

Почему это настолько классно, или Теория формирования изображения на плёнке

Площадь стандартного кадра на узкой 35-миллиметровой плёнке равна 864 мм2.

Площадь сенсора цифрозеркалки формата APS-C равна 286-419 мм2 в зависимости от кроп-фактора.

А вот площадь одного из самых маленьких среднеформатных, 645-го кадра, составляет 2500 мм2.

Итого, на формирование одного и того же изображения при использовании сопоставимых по фокусному расстоянию объективов в 645-м среднем формате отводится в 6-8 раз больше площади, чем в цифрозеркалке. Для цифровиков классом пониже соотношение будет просто катастрофичным. А уж если мы будем рассматривать СФ кадр 66 или 69, то соотношение площадей будет ещё больше.

Разумеется, и количество света, падающего на единицу площади, при сопоставимых объективах будет одинаковым. А это значит, что на полный 645 кадр среднего формата попадёт в 6-8 раз больше света, чем на матрицу цифрозеркалки.

Распределяясь по большей площади, он обеспечит такую прорисовку деталей, которая и не снилась цифровику или узкоплёночному кадру.

Московский пейзаж. Фото: К.Крысанов, Mamiya 645, Sekor 45

Московский пейзаж. Фото: К.Крысанов, Mamiya 645, Sekor 45

Кроп в натуральную величину

Кроп в натуральную величину

Естественные ограничители качества снимка – зерно плёнки, аберрации объективов, предельная их разрешающая способность – благодаря повышенной площади кадра заметны гораздо меньше, чем на узкой плёнке.

И стоило бы отметить ещё один немаловажный аспект. Строго говоря, среднеформатная оптика по своей разрешающей способности не превосходит оптику для «цифры» или узкой плёнки. Наоборот, можно отметить, что современные объективы с элементами из низкодисперсного стекла, асферическими линзами и многослойным просветлением превосходят по разрешающей способности среднеформатные объективы 10-30-летней давности. Но вышеописанные различия в площади кадра напрочь сводят на нет преимущества современности.

Правда, среди фотографов можно встретить и несколько другое мнение – что все современные ухищрения объективостроительства на самом деле лишь маркетинговые ходы и прибавку разрешения они дают мизерную. В самом деле, если сравнить старые, механические объективы Canon или Olympus Zuiko с современными – далеко не всегда сравнение по рисунку и разрешению будет в пользу последних. Из-за повальной экономии буквально на всём современная продукция чаще выглядит игрушечной либо ещё хлеще – одноразовой. Тем более на фоне «ветеранов».

Среди производителей СФ-оптики никогда не было принято выпускать «бюджетные» или любительские объективы. Все «стёкла» были ориентированы на профессиональное использование, и помимо выверенного конструктива производитель обеспечивал хороший контроль качества.

И вот мы берём старый, 1970 года, произведённый в СССР «Киев-6С» со штатным объективом (стоимостью $150) и правильно снимаем на хорошую плёнку. И если фотоаппарат стар лишь по возрасту, а не по износу, дальше остаётся лишь удивляться – получившийся кадр по детализации и цветовому охвату намного превзойдёт тот, что может быть получен на средненькой цифрозеркалке. Поэтому если в мире цифр ы нередки споры о том, какой объектив, какая система даёт более резкую и контрастную картинку, то в мире среднего формата такие разговоры просто лишены смысла. Если для снимка используется хорошая плёнка и в процессе съёмки она правильно экспонируется – то резкость и контраст там будут.

«Киев-6С», штатный объектив «Вега-12Б»

«Киев-6С», штатный объектив «Вега-12Б»

Кроп-изображения

Кроп-изображения

В мире СФ ведутся разговоры о пластике объектива, о боке, глубине изображения...

Магия СФ состоит в том, что любой человек, даже привыкший к цифровому изображению, сразу понимает разницу цифрового или СФ-изображения. Впрочем, подробный разговор об этом ждёт нас во второй части данного материала.

Научно-техническая эволюция

Напомню, что среднеформатная техника произошла от форматной (сейчас мы говорим – большеформатной) и поначалу унаследовала от неё многие черты – к примеру, раздвижной мех, наведение по матовому стеклу, подвижки и повороты для коррекции перспективных искажений.

Большеформатная камера

Большеформатная камера

Затем среднеформатная техника эволюционировала вместе с узкоплёночной. Различные технические новинки успешно внедрялись и в СФ, и в формате 35 мм. Однако массовое распространение получили именно 35-миллиметровые камеры. С повышением качества плёнки 35-миллиметровый кадр завоевал не только репортаж, но и студийную съёмку. А уж по компактности, цене, быстродействию и насыщенности всякими замечательными прибамбасами типа зумов и автофокуса 35-миллиметровые камеры намного обогнали среднеформатки, став и у любителей, и у профессионалов наиболее распространёнными инструментами.

Такая картина сложилась примерно к середине 90-х. Но и тогда многие фотографы, которым было важно качество изображения, а не скорость съёмки, использовали СФ-технику. Для профессионалов к тому времени выпускались автоматизированные, СФ-камеры.

А в 1997 году вышла PENTAX 645N – первая в мире среднеформатная автофокусная зеркальная фотокамера. Забегая вперёд, скажу, что современные «мамии», «контаксы», «пентаксы», «ролляи» и «хассели» не уступят современным цифровым зеркалкам в насыщенности автоматикой.

Примерно в 2001 году началась эпоха цифр ы – с массовым выпуском любительских фотоаппаратов и неизбежной в начале эволюции потерей качества.

И вот тут-то многие любители снова вспомнили про средний формат (профессионалы о нём и не забывали).

Хорошие плёночные сканеры для 35-миллиметровой плёнки стоили дорого. А вот с помощью недорогого планшетного сканера и старого СФ-фотоаппарата можно было получать файлы отличного разрешения.

Мне кажется, именно с этого момента началась эпоха ренессанса СФ-техники среди любителей.

И сейчас у тех фотографов, кто интересуется СФ и активно снимает, можно найти и камеры выпуска 20-х годов прошлого века, и современные автоматизированные системы.

СФ-фотоаппараты настолько различны по своей конструкции и возможностям, что следует подробнее остановиться на их типах. Сразу скажу, что кроме описанных изобретено ещё огромное количество различных, подчас оригинальных и очень удачных конструкций. Но их рассмотрение – это скорее задача книги, а не обзорной статьи.

На что можно обратить внимание, с чего начать?

Раскладушки

Эти старые фотоаппараты, сверкающие хромом на фоне чёрной кожи, до сих пор демонстрируют неповторимый стиль и очарование эпохи. Однако и функциональности они по сей день не утратили. Их создано много, разнообразнейшие конструкции, затворы и форматы кадров объединяет одно: такой фотоаппарат можно сложить и убрать в карман.

Раскладные фотоаппараты. Слева – два шкальных «цейсса», затем дальномерки «Москва-2» и «Москва-4». Справа внизу – Zeiss Super Ikonta 531

Раскладные фотоаппараты. Слева – два шкальных «цейсса», затем дальномерки «Москва-2» и «Москва-4». Справа внизу – Zeiss Super Ikonta 531

Как правило, у них достаточно простой объектив из трёх линз, часто даже непросветлённый.

Их очень удобно таскать с собой в надежде на случайный кадр. Пейзажи, природные и городские, – вот их стихия. Практически все раскладушки оснащаются «нормальными» объективами, не широкоугольными и не длиннофокусными. Привыкший к зумам и макро, современный фотограф поначалу теряется, но затем осознаёт обилие сюжетов для нормального объектива.

Мой любимый Zeiss Super Ikonta 531. Чудо инженерной мысли и компактного дизайна. В сложенном состоянии его размеры не превышают размеров небольшого узкоплёночного фотоаппарата. Затвор 1/500с, дальномер, зеркальный увеличивающий видоискатель

Мой любимый Zeiss Super Ikonta 531. Чудо инженерной мысли и компактного дизайна. В сложенном состоянии его размеры не превышают размеров небольшого узкоплёночного фотоаппарата. Затвор 1/500с, дальномер, зеркальный увеличивающий видоискатель

К недостаткам раскладушек стоит отнести простую конструкцию объектива, который даёт не особо контрастное изображение, и абсолютное отсутствие автоматики. Вы вручную перематываете плёнку, ориентируясь только на циферки на ракорде в заднем окошке, вручную выставляете диафрагму, выдержку, наводите на резкость (иногда с помощью дальномера), взводите затвор – и наконец нажимаете на спуск. В большинстве раскладушек нет даже защиты от двойной экспозиции. Тем не менее снимки, сделанные с помощью такой простейшей техники, даже формата 645, превосходят по качеству 35-миллиметровый кадр любительской зеркалки. А уж 69 забивает его напрочь.

На закате. Zeiss Super Ikonta 531

На закате. Zeiss Super Ikonta 531

Двуглазки

Из аппаратов данного конструктива наибольшее распространение у нас получила камера «Любитель». Один объектив служит для наводки на резкость и компоновки кадра, и световой поток из него поступает только в глаз фотографа. А другой объектив механически с ним связан и наводится на резкость при наведении первого. Но свет из него поступает только на плёнку, при её экспонировании.

Фотоаппарат «Любитель-166В»

Фотоаппарат «Любитель-166В»

Этим конструктив отличается от зеркалок, у которых и наведение на резкость, и кадрирование происходит через рабочий объектив.

Однако наибольшее распространение в СФ получили зеркальные фотоаппараты модульной конструкции со сменной оптикой.

Они тоже бывают разные. Чаще всего встречаются компоновка «коробки с обвесом» и «фотоаппарата-переростка».

Начнём с последних.

Таковы, к примеру, «Киев-60», «Киев-6С», Pentacon Six.

«Киев-6С» с объективом Zeiss Sonnar 180/2,8

«Киев-6С» с объективом Zeiss Sonnar 180/2,8

В них можно менять оптику, можно сменить тип видоискателя – шахту на призму, к примеру. Призма может оснащаться экспонометром, а может быть и безо всякой электроники.

Эти фотоаппараты уже позволяют реализовать всё преимущество сменной оптики.

Для начинающего среднеформатника, безусловно, представляют интерес камеры «Киев» благодаря подходящей к ним линейке оптики.

Дело в том, что знаменитый завод Zeiss в Йене выпускал объективы с байонетом Б, подходящим для наших аппаратов «Киев». С этим байонетом выпускался один из самых лучших СФ-объективов – Zeiss Sonnar 180. Обладатели других СФ-систем с превеликим удовольствием ставят Sonnar 180 на свои камеры – через переходник или переделывая крепление объектива.

Другой уникальный объектив под байонет Б – это отечественная разработка, 30-миллиметровый объектив «Зодиак-8», он же «Арсат-30». Этот сверхширокоугольный объектив, фишай, при соблюдении простейших правил съёмки позволяет снимать практически без характерных искажений.

Конструктив «коробка с обвесом»

Здесь сама камера – это коробка, иногда с затвором, а иногда даже и без оного.

Как правило, в них может меняться не только оптика, но ещё и задники-кассеты с плёнкой. В процессе съёмки можно легко заменить цветную негативную плёнку на слайд либо на монохромную – или же на плёнку иной чувствительности. Призму с экспозамером можно заменить на шахту, что весьма удобно для различных видов съёмки. А ручку перемотки плёнки можно заменить на моторную рукоятку.

Mamiya 645Pro, голая коробка

Mamiya 645Pro, голая коробка

Как правило, такие системы имеют размер кадра от 645 до 67.

Современные камеры такой конструкции в целом являются наиболее продвинутыми в техническом отношении. В них реализованы автофокус, автоматическая перемотка плёнки, автоэкспозиция. Правда, и цена у них немаленькая. 5000$ для такой системы – это недорого. А цифровые задники к ним стоят ещё дороже. Впрочем, и полностью механические зарубежные камеры 40-летней давности обладают неплохим функционалом. Их стоимость может колебаться от 400$ до 800$ в зависимости от комплектации и состояния, а также от бренда.

Однако есть и не столь старые камеры, примерно 10-летней давности. Их стоимость – 1000-2000$.

Из многочисленных модульных систем лично мне по душе пришлась Mamiya 645. Когда с этой системой знакомишься подробно, осознаешь, что, оказывается, есть ещё бренды, которым удобство пользователя важнее выкачивания денег из покупателей. Производитель на протяжении всего времени выпуска системы поддерживает великолепную совместимость модулей предыдущих моделей и последующих.

Так, к примеру, для 645super подходят задники, призмы и некоторые моторные рукоятки от моделей 645Pro и 645 ProTL, а вставки в задники – аж от древней М645.

Вся механическая оптика системы Mamiya 645 может ставиться на любую камеру из этой системы. Старый, 30-летней давности объектив можно поставить даже на автофокусную камеру.

Да и продуманность системы радует! К примеру, все объективы для данной системы имеют поразительно небольшие размеры. Инженеры фирмы разработали специальную компактную серию объективов под 645-й кадр, для того чтобы фотограф мог носить набор оптики, не сгибаясь под его тяжестью. А в заднике есть специальный щелевой отсек, куда можно спрятать шибер во время съёмки. Что такое шибер?

Пожалуй, об этом – в следующей части данного материала. Плюс к тому я планирую рассказать:

  • Как на свету можно вставлять в камеру плёнку, намотанную только на катушку, без кассеты?
  • Правда ли, что Hasselblad делали на Украине и отправляли на Луну?
  • Лучше ли негатив, чем слайд?
  • Чем снимать СФ-панорамы?
  • Какой кадр сканируется лучше?
  • Что такое рисунок объектива и его пластика?

Ну и многое другое.

Кстати, в течение недели после выхода в свет данного материала автор принимает пожелания читателей. Напишите, какие темы стоило бы осветить во второй части.