Опубликовано 03 февраля 2010, 00:02

Обзор Panasonic Lumix GF1, самой удачной камеры формата Micro Four Thirds

Первые Micro 4/3 камеры Panasonic – Lumix G1 и GH1 – были больше похожи на миниатюрные зеркалки, чем на цифрокомпакты. Единственное отличие от DSLR-камер у них заключалось в отсутствии зеркала, и в меньшей оптике. Но лимитирующим фактором тут все же являются габариты камеры. Именно поэтому после пробы пера на описанных выше моделях Panasonic пошла по пути компании-партнера по Micro Four Thirds (Olympus), которая выпустила своего первенца Pen E-P1 сразу в компактном корпусе, напоминающим дальномерную камеру и тем самым получила немало поклонников. Panasoniс же представила еще более привлекательную в плане габаритов камеру, по габаритам сопоставимую с Canon Powershot G11 и Panasonic Lumix LX3.

Для компании, которая сумела выпустить такие компактные камеры, как LX3, TZ7 и серия FZ, выпуск чего-то столь же компактного, но гораздо более продвинутого и функционального – естественный курс. Но, в отличие от данных моделей, у GF1 имеется большое преимущество – ее матрица в несколько раз больше, а это в первую очередь сказывается на качестве.

p_DSC_7580

p_DSC_7580

Panasonic GF1 имеет 12-мегапиксельный сенсор и 3” LCD-дисплей, поставляется в китовом комплекте с объективами 14-45 и 20 мм, что в 35-мм эквиваленте соответствует фокусному расстоянию 28-90 мм и 40 соответственно, так как кроп-фактор у матрицы Micro Four Thirds – 2, следовательно, именно на двойку нужно умножать диапазон фокусных расстояний для получения эквивалентного фокусного расстояния.

Продаются 2 кита – с объективом 14-45 и с объективом 20мм.

Помимо упомянутого зум-объектива, имеется и светосильный фикс объектив 20 mm F/1.7, бесподобный широкоугольный зум 7-14 мм, еще несколько объективов, а также возможность использования оптики от системы Four Thirds. Встроенная вспышка вмонтирована в корпус камеры и при надобности возводится механически. Кроме этого, имеется возможность подключить внешнюю вспышку в разъем типа «горячий башмак», расположенный на верхней части камеры. Туда же монтируется и внешний электронный видоискатель, его установка возможна благодаря специальному контакту, находящемуся под башмаком.

GF1 – достаточно компактная, тонкая и утилитарная камера, несущая в себе все самое необходимое, без особых дизайнерских изысканий и попыток выглядеть ретроспективно. Субъективно, в плане дизайна камера значительно проигрывает как Olympus E-P1, так и E-P2, однако интерфейс и органы управления будут чрезвычайно легки в освоении практически любому, кто хоть день снимал компактной камерой.

Фотоаппарат на 50 грамм легче Olympus E-P2:

  • 120.5 x 70.0 x 36.4 мм (335 г) – Olympus E-P2
  • 124.0 x 89.6 x 45.2 мм (385 г) – Panasonic Lumix G1/GH1
  • 119.0 x 71.0 x 36.3 мм (285 г) – Panasonic Lumix GF1

С батареей и картой памяти модель весит 346 грамм, а вместе с фикс объективом – 456 грамм.

На лицевой части камеры можно обнаружить едва заметную ручку, обеспечивающую достаточно удобства в процессе съемки. Для быстрого наведения на резкость в условиях недостаточного освещения имеется специальный светодиод подсветки автофокусировки. Над байонетом (креплением для объектива) имеются четыре отверстия.

p_DSC_7581

p_DSC_7581

Изначально мы решили, что это для микрофона, однако позже выяснилось, что это динамик – для него попросту нигде не оставалось места и инженеры компании выкрутились из щекотливой ситуации именно таким способом – расположив их под горячим башмаком на передней части корпуса. Кстати, одно из отверстий – от микрофона.

В правой части камеры имеется возводящаяся вспышка, то, чего не было и нет в моделях E-P1 и E-P2 от Olympus.

p_DSC_7589

p_DSC_7589

Верхняя панель Lumix GF1 выглядит так же, как и на большинстве компактных мыльниц. Изначально, горячий башмак закрыт пластиковой вставкой, что защищает его от попадания грязи на контакты.

p_DSC_7587

p_DSC_7587

Справа от них находится барабан переключения режимов съемки. Выбрать есть из чего: несколько полностью настраиваемых пользовательских режимов съемки, стандартные режимы приоритета выдержки и диафрагмы, сюжетные программы и автоматические режимы съемки, предназначенные для начинающих фотографов-энтузиастов. Вместе с барабаном совмещен рычажок переключения режимов съемки: покадровой, серийной, брекетинга и съемки по таймеру.

Включается камера посредством небольшого пластмассового слайдера. Кнопка затвора металлическая, обрамлена такой же металлической “подножкой”.

p_DSC_7586

p_DSC_7586

Ход у затвора мягкий, с ощутимым полунажатием и резким, пружинистым спуском. Звук очень своеобразный. Рядом со спуском затвора имеется красная кнопка, предназначеная для быстрого старта съемки видео, из любого режима. Достаточно изящное и удобное решение, впервые реализованное именно в компактных камерах Lumix, а затем перекочевавшее и на компактные камеры других компаний (выделенная кнопка видеосъемки теперь есть на некоторых камерах Canon и Casio).

Шейный ремень крепится на хромированные металлические детали – это, конечно, не так эстетично, как переходные кольца в случае Olympus PEN, но избавляет вас от звона на видеороликах, звук которых эти самые кольца производят (а «благодаря» тому факту, что звук в металле распространяется еще лучше, чем в воздухе, непонятный звон, скрежет и шуршание у пользователей Olympus E-P2 можно заметить часто).

p_DSC_7585

p_DSC_7585

Как уже говорилось, в камере установлен 3-дюймовый жидкокристаллический экран с разрешением 460 000 пикселей. Это в два раза больше, чем в камерах Olympus, с которыми мы неизбежно сравниваем новинку. Столь высокое разрешение позволяет с большим удобством оценивать наведение на резкость в ручном режиме и в целом делает работу с камерой удобнее.

Корпус приятно тяжелит руку, а матовый пластик и текстурированные поверхности в местах предполагаемого контакта с руками фотографа только добавляют камере баллов по шкале “эргономичность”. Однако носить ее одной рукой следует с осторожностью – четко выраженных выступов, за которых можно ухватиться рукой, нет, поэтому лучше перестраховаться и воспользоваться запястным ремешком.

p_DSC_7584

p_DSC_7584

Под нож пошла и мощность вспышки, ее ведущее число – 6м при ISO 100 и стандартных условиях. Это в два раза меньше, чем в зеркальноподобных моделях G1 и GH1, в которых была установлена вспышка с ведущим числом 11. Впрочем, для большинства типовых задач имеющейся мощности более чем достаточно.

Режимы работы вспышки включают в себя следующие: авто, автоматический с подавлением красных глаз, принудительное срабатывание, оно же с подавлением красных глаз, медленная синхронизация, медленная синхронизация с подавлением красных глаз. Доступна экспокоррекция в диапазоне -2EV до +2EV с шагом 0.3 EV. Разумеется, если возможностей встроенного блица вам недостаточно, можно воспользоваться фирменными вспышками Panasonic FL220, FL360, FL500. Можно устанавливать и вспышки сторонних производителей, но без полной поддержки в автоматических режимах. Но, установив вспышку в горячий башмак, вы лишаетесь возможности установить в него внешний электронный видоискатель.

Как мы уже говорили, Lumix GF1 не имеет встроенного видоискателя, однако можно воспользоваться внешним видоискателем DMW-LVF1. Разрешение видоискателя составляет 202 000 пикселей, что при его габаритах хорошо. Частота обновления картинки – 60 кадров в секунду, имеется возможность диоптрийной коррекции для людей со слабым зрением. Стоимость аксессуара – около 200 долларов.

В основе устройства - Panasonic Live MOS-сенсор физическими размерами 17.3 x 13.0 мм, т.е. стандартный сенсор для камер Micro Four Thirds и просто Four Thirds. Установленный в GF1 сенсор не новый, он зарекомендовал себя в работе на Lumix G1.

p_DSC_7601

p_DSC_7601

Диапазон рабочих значений светочувствительности – 100 – 3200, при включенном ISO Auto, верхнее значение светочувствительности, которое разрешено выбрать камере – можно задать участком от 200 и до 1600 ISO. Неплохо работает и заявленная в пресс-релизе функция Intelligent ISO, учитывающая не только освещенность сцены, но и двигающиеся в кадре объекты.

Не забыли в Panasonic и про защиту от пыли. Она, как и на большинстве зеркальных камер, реализована следующим образом: экранирующий фильтр (его еще называют низкочастотным, т.к. его задача – отсекать участки спектра, которые нельзя рассмотреть вооруженным глазом, например ИК и УФ.) заключен в металлическую рамку, а рамка подключена к пьезоэлементу, который “потряхивает” рамку очень интенсивно – частотой около 50 000 в секунду. Пыль и грязь, которая налипла на матрицу из-за статического электричества, слетает, и задерживается на липком элементе внутри камеры.

Система автофокусировки в камере – 23-точечная, метод фокусировки – по контрасту. Кроме многоточечной автофокусировки, можно фокусироваться по одной выбранной точке, а также в режимах следящей фокусировки и определения лиц.

Реализована интересная возможность: в память камеры можно внести до шести лиц, с приоритетом на которые будет фокусироваться камера на общих портретах, трем из шести портретов можно присвоить имена. Данная возможность была впервые реализована на компактных камерах Casio, но работала неудовлетворительно, так как могла правильно определить сохраненное лицо только в 4 случаях из 10. В случае GF1 камера определяет сохраненные профили людей в 9 случаях из 10, отчасти потому, что каждую из приоритетных физиономий камера распознает не по одному, а сразу по трем референтным снимкам из базы. Кроме того, определенные и запомненные лица на фотографиях являются параметром сортировки, в режиме просмотра среди множества фотографий можно сразу отсеять фото с лицами людей, так же как и с сохраненным профилем. Это очень удобно, если вы не горите желанием показывать все фотографии вашему знакомому.

GF1 позволяет сохранить четыре профиля пользовательских настроек, что пригодится, если вам приходится сталкиваться с типовыми ситуациями, например, снимать в солнечный день или в студии. Первый профиль сохраняется под режим C1 на барабане, остальные три доступны через C2 (выбрать их можно через функциональное меню).

Для начинающих фотографов несомненно полезным окажется режим SСN – здесь к вашим услугам 17 типовых сюжетов: портрет, портрет со сглаженными телесными тонами, архитектура, спорт, цветы, еда, ночной портрет, ночной город, дети (в этом режиме даже можно выставить день рождения ребенка; непонятно зачем, но забавно), домашние животные, вечеринка, закат.

11 из этих сюжетных программ можно применять не только к фотографиям, но также и к видеороликам, а режим Intelligent Auto анализирует поле кадра и переключается в оптимальный режим автоматически.

По аналогии со многими зеркальными и компактными камерами в данном фотоаппарате имеется продвинутое управление цветовыми настройками. Имеется восемь профилей, параметры яркости, контрастности и насыщенности в каждом случае можно подстроить самостоятельно.

Затвор камеры отрабатывает выдержки от ультракоротких (1/4000 c) до 60 секунд, ну а если и этого мало – можно переключиться в режим Bulb. В нем максимальная выдержка увеличивается до 240 секунд, после чего GF1 самостоятельно спускает затвор, чтобы избежать перегрева матрицы.

Расчет экспозиции производится по 144 сегментам, кроме мультисегментного также имеется центровзвешенный и точечный, коего так не хватает на многих бюджетных зеркалках. Если вы любите возиться с HDR-изображениями, вы определенно порадуетесь возможностям брекетинга: камера позволяет делать 3, 5 или 7 кадров с шагом 1/3 или 2/3 стопа.

Баланс белого включается в себя пять стандартных настроек, авто, а также два пользовательских режима и возможность задать цветовую температуру в кельвинах. Брекетинг ББ также возможен, можно сделать до трех кадров в координатной сетке blue/green, amber/magenta.

Кроме возможности съемки фото, Lumix GF1 умеет снимать и видеоролики, о чем гласит надпись AVCHD Lite. AVCHD – формат сжатия видеоряда, разработанный Panasonic совместно с Sony, максимальное разрешение съемки GF1 – 1280 x 720 пикселей. Предыдущая модель семейства Micro 4/3 (GH1) позволяла вести запись в большем разрешении Full HD 1920 x 1080.

К сожалению, возможность полного ручного контроля экспозиции во время съемки видео исчезла, в GF1 видеоролики ведутся только в режиме программной автоэкспозиции – контролировать можно только отверстие диафрагмы и вносить экспопоправку. Очень приятный момент: длина видеоролика в AVCHD-режиме не ограничена ничем, кроме объема карты памяти и емкости аккумулятора. Доступно несколько уровней сжатия: 17, 13 и 9 Mbps, а в режиме обычной съемки (Motion JPEG в *.mov контейнере) имеется несколько разрешений съемки: 1280 x 720, 848 x 480, 640 x 480 и 320 x 240. Во время съемки видео работает автофокусировка, если, конечно, установлен поддерживающий данную функцию объектив. В маркировке Panasonic HD – обозначение бесшумного ультразвукового мотора автофокуса.

p_DSC_7578

p_DSC_7578

Конечно же, учитывая свой полупрофессиональный статус, камера должна снимать RAW. И она снимает, правда буфер небольшой, всего на 6 кадров, но и этого для большинства сюжетов будет вполне достаточно, а если озаботиться покупкой быстрой карты памяти, то это и вовсе не проблема - буфер выгружается, не успев заполниться. Поддерживаются карты SD и SDHC Поддержки не так давно анонсированного формата SDXC (кстати, Panasonic буквально неделю назад выпустила первые образцы емкостью 64 Гб) в этой камере не предусмотрено.

p_DSC_7591

p_DSC_7591

Приятно, что кроме собственных аксессуаров, на Lumix GF1 можно без проблем устанавливать вспышки и объективы производства Olympus, а вот новейший электронный видоискатель – нельзя. Видимо, это связано с какими-то внутренними соглашениями и позволит компаниям немного дистанцироваться, ведь Panasonic очень агрессивно продвигается на рынке Micro Four Thirds, выпустив немало объективов и уже три камеры, в то время как Olympus только начал завоевание этого сегмента.

Panasonic GF1 оснащен Li-ion аккумулятором емкостью 1250 мАч, такой же использовался и в предыдущих моделях G1 и GH1. Модули защищены фичей ID-Security, поэтому использование батарей сторонних производителей без сертификата Панасоник невозможно (с сертифицированными проблем не будет).

p_DSC_7598

p_DSC_7598

На полном заряде фотоаппарат способен отснять 350 снимков, на морозе меньше, что связано исключительно с технологией литий-ионных аккумуляторов. Показатель неплохой, и, скорее всего, вы поставите батарею на перезарядку раньше, чем она разрядится. Подключенные аксессуары вроде электронного видоискателя увеличивают число снимков с одного заряда на 30-50 кадров, так как электропотребление маленького ЖК-дисплея существенно ниже.

Мы провели некоторое время и с Olympus E-P1, и с Panasonic GF1. Если первая камера значительно интереснее внешне, вторая оказалась более приятна в работе из-за очень быстрого автофокуса и продуманного интерфейса. Камера без проблем поместится в небольшом кармане вашего рюкзака, в кармане зимней куртки или же в женской сумочке. А вот качество изображений по сравнению с компактами просто превосходное: в большинстве ситуаций и даже при слабом освещении фотоаппарат выдает снимки, неотличимые по качеству от снимков с зеркальных фотоаппаратов.

Работать с камерой оказалось гораздо приятнее, чем мы могли предположить – аккуратные кнопки интерфейса, слегка утопленные в корпус, продуманный и интуитивно понятный интерфейс. Единственная проблема – это непреднамеренное переключение в режим серийной съемки при переключении режимов на барабане.

GF1 – не лучшая камера для съемки спорта и быстродвижущихся объектов, и дело тут не в частоте серийной съемки, которая чуть меньше трех кадров в секунду. Все зеркальные камеры с аналогичной стоимостью снимают с примерно такой же скоростью. А вот отсутствие оптического видоискателя – это проблема, так как при съемке серии дисплей погасает, а на экран выводится последний кадр, после чего фотоаппарат возвращается в режим live-визирования по дисплею.

Очень удобным в работе оказалось так называемое “быстрое меню”, куда вносятся последние операции с камерой, будь то экспокоррекция или же смена режима фотографирования.

Съемка фото

Посмотрим, как ведет себя матрица на разных значениях ISO.

1s

1s

2s

2s

3s

3s

4s

4s

ISO 800

Шумы начинают негативно влиять на мелкие детали, хотя не в 100% увеличении их заметить трудно. Картинка выглядит немного резче, чем при ISO 200 и 400.

5s

5s

6s

6s

ISO 3200

На максимальной чувствительности цветовые шумы становятся очень заметными.

7s

7s

1/30c, f/1.8, ISO 400, 20мм

Большая матрица и светосильная оптика позволяет использовать глубину резкости для того, чтобы подчеркнуть снимаемый объект, отделить его от фона. У нас тут, увы, этого не получилось.

А в данном случае получилось – видны отдельные снежинки, а фон равномерно растворяется в нерезкости.

Съемка видео

Как и во всех профессиональных камерах, при быстром движении в кадре на роликах GF1 заметен эффект плавающего затвора, его интенсивность – ниже среднего, что является отличным показателем. В режиме автофокусировки камера часто перескакивает с объекта на фон и обратно, но это можно решить переключением на ручную фокусировку и случается только на сложных объектах. В целом ролики камера делает отличные, с хорошей цветопередачей и детализацией.

Скачать третий пример в формате .mts, 24.0 MБ

Плюсы:

  • превосходное качество сборки и материалов;
  • маленькие габариты и вес;
  • качественые кит-объективы;
  • автоматическая коррекция хроматических аберраций и дисторсии;
  • качественный автобаланс белого;
  • хорошая детализация снимков;
  • лучшая в классе автофокусировка по контрасту;
  • качество снимков при высоких ISO сопоставимо с качеством снимков зеркальными камерами аналогичного ценового диапазона;
  • съемка HD-видео.

Минусы:

  • нет встроенной системы стабилизации;
  • слабая встроенная вспышка;
  • узкий динамический диапазон (часто выбиты света или тени);
  • монофонический звук в видеороликах (впрочем, это легко решается подключением внешнего стерео-микрофона).

Выводы

Мы долго думали, чем же является данная камера: продвинутым компактом, или урезанной зеркалкой? Этот вопрос так и остался открытым, однако после активной эксплуатации данной камеры к зеркалке возвращаться не хотелось. Число интересных кадров, отснятых за это время, было значительно большим, чем с зеркальной камерой. Не нужно обдумывать, стоит ли брать ее с собой, ведь она занимает мало места.

Сколько кадров вы пропустили из-за того, что было лень доставать вашего зеркального монстра из кофра? Сколько интересных кадров вы упустили, когда готовились к съемке? Наверняка, немало. С Panasonic Lumix GF1 повседневная фотосъемка не просто становится значительно приятнее и удобнее, а переходит в совершенно новый опыт.

Обсудить фотокамеру Panasonic Lumix GF1 на форуме