Опубликовано 14 мая 2010, 00:02

Камера-конструктор. Обзор Ricoh GXR

Ricoh GXR — фотокамера камера нового поколения. В ней нет сменных объективов; вместо этого — сменные модули, состоящие из объектива и матрицы. Получается не что иное, как камера со сменными «камерами». Сегодня мы подробно ее рассмотрим.
Камера-конструктор. Обзор Ricoh GXR

Стремление Ricoh разрезать красную ленточку на открытии нового сегмента камер понятно — этой компании почти столько же лет, как и Canon. Она была основана даже на год ранее, в 1936 году, имя ее узнаваемо и уважаемо, но далеко не у всех на слуху. Причем компания выпускает действительно качественную технику в лучших японских традициях.

Ну и поднявшаяся на рынке покупательская неразбериха на тему «Что же покупать, зеркалку, компактный фотоаппарат или камеру новомодного стандарта Micro Four Thirds?» идет Ricoh только на руку. «Покупайте Ricoh GXR, и у вас будет гибкость, которую не в состоянии обеспечить ни один класс камер» — примерно такое сообщение вкладывали разработчики камеры в Ricoh GXR. И действительно, гибкость и всяческие удобства у этой модульной новинки есть.

Абсолютно новая концепция в производстве фотоаппаратов представляется не каждый год, и это именно то, что сделала Ricoh с выпуском GXR, первой в мире фотографической системы со сменными модулями, или, как их называют на английском — юнитами. Тогда как зеркальные камеры позволяют использовать сменную оптику, GXR дает возможность сразу сменять объектив и матрицу, объединенные в единый запечатанный модуль, по концепции картриджа.

p_DSC_9348

p_DSC_9348

Поменяв модуль, вы получаете, в сущности, другую камеру, если смотреть не со стороны корпуса, а функционала, технических характеристик и качества снимков. Захотели — снимаете зеркалкой, нет — снимаете продвинутым компактом. Именно такие модули присутствовали на рынке на момент тестирования. Также компания заявила о разработке модуля, включающего себя backside-illiminated 1/2.3” CMOS-матрицу с 10.7x кратным зумом P10 28-300 mm F3.5-5.6 VC и модуль A12 28 mm F2.5 , построенный на базе широкоугольного объектива и APS-C матрицы.

Основные технические характеристики Ricoh GXR

  • 3.0" LCD-дисплей, 920 000 пикселей;
  • Режимы съемки: Авто, программная автоэкспозиция, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, полностью ручной, сюжетная программа
  • (видео, портрет, спорт, пейзаж, ночной пейзаж), 3 пользовательских режима;
  • Запись в формате RAW;
  • Серийная съемка зависит от модуля;
  • Поддержка карт памяти SD и SDHC, 86Мб встроенной памяти;
  • Разъемы: USB 2.0 Mini B, AV-out, HDMI;
  • Горячий башмак;
  • Отрабатываемые выдержки: 1/3200 — 180c;
  • Аккумуляторная батарея DB-90, 1800 мАч;
  • Габариты: 113.9 x 70.2 x 28.9;
  • Вес корпуса: 160г;

Модуль Ricoh GXR A12:

  • APS-C CMOS-матрица, 12 Мп;
  • 33-мм макрообъектив (50 мм в 35мм эквиваленте);
  • макросъемка в масштабе 1:2;
  • кольцо привода ручной фокусировки.

Модуль Ricoh GXR S10:

  • 1/1,7" ССD-матрица, 10Мп;
  • 3x оптический зум (24-72 мм в 35мм эквиваленте);
  • макросъемка с расстояния 1 см.

Основные технические моменты и перспективы мы обсудили в предварительном обзоре. Теперь же время для живых впечатлений. Итак, камера с модулем S10 (продвинутый зум на матрице 1/1.7” и диапазоном фокусных расстояний 24-72 мм) неотличима от других премиум-компактных фотоаппаратов, таких как Panasonic Lumix LX-3 и Canon Powershot G11. Второй модуль — A12 представляет собой макрообъектив с фокусным расстоянием 50 мм и 12-мегапиксельной APS-C матрицей. Взглянув на габариты камеры вместе с этим модулем, вы никогда не скажете, что качество снимков сможет быть идентично зеркальным камерам, но так оно и есть. Отказ от зеркала в конструкции позволил сократить рабочий отрезок, что в свою очередь повлияло на габариты оптики, она стала меньше, и поэтому дешевле. Именно такие модули присутствовали на рынке на момент тестирования. Все они покупаются отдельно, так как камера продается исключительно голышом, без китовых наборов.

Менять модули легко — всего лишь нужно сдвинуть рычажок на ручке и достать модуль с металлической рамки-рельсы и установить другой, а весь функционал корпуса добавляется к функционалу модуля.

p_DSC_9390

p_DSC_9390

p_DSC_9391

p_DSC_9391

p_DSC_9394

p_DSC_9394

p_DSC_9398

p_DSC_9398

Чтобы предохранить контакты, на них во время хранения рекомендуется надевать резиновый колпачок.

p_DSC_9396

p_DSC_9396

Ricoh считает, что такое новаторское решение позволяет их продукту предлагать фотографу максимальное качество снимков при минимально возможных габаритах — новинка значительно меньше, чем традиционные зеркальные камеры, и даже чем малышки Panasonic GF1 и Olympus E-P1/E-P2.

p_DSC_9432

p_DSC_9432

Стоимость корпуса составляет $550, во столько же вам обойдется модуль A12, за зум S10 придется отдать $440. То есть цена рабочего комплекта примерно соответствует стоимости зеркальной камеры не самого низкого класса.

p_DSC_9419

p_DSC_9419

p_DSC_9420

p_DSC_9420

 Фотоаппарат несомненно окажется удобным для пользователей, имевших дело с другими продуктами Ricoh. Эргономика и работа GXR идентичны зарекомендовавших себя камерам Ricoh серий GR и GX.

p_DSC_9349

p_DSC_9349

p_DSC_9348

p_DSC_9348

Одно из преимуществ модульной системы — отсутствие риска попадания пыли на матрицу, так как модули защищены от попадания загрязнений вовнутрь, а при смене юнитов не оголяется сама матрица и сопряженная электроника.

p_DSC_9393

p_DSC_9393

Пыль — известный бич фотоаппаратов со сменной оптикой. Практически любой фотограф, хоть раз снимавший со своего фотоаппарата объектив, через некоторое время волей-неволей должен будет озаботиться проблемой удаления пыли, о ее наличии на матрице будут свидетельствовать серые размытые точки. С другой стороны, пыль обычно попадает внутрь еще и через объектив, засасываясь внутрь в процессе фокусировки и складки-раскладки телескопического механизма, а вот вычистить ее оттуда будет непросто. В любом случае, о пылезащищенности камеры можно будет судить только после продолжительного использования.

Вернемся к корпусу. Сверху справа, если смотреть с тыльной стороны, на Ricoh GXR расположен барабан переключения режимов. Переходить между сюжетными программами и режимами съемки можно так же, как на профессиональных зеркалках Nikon. Барабан заблокирован от случайных поворотов, повернуть его можно, только зажав специальную кнопку.

p_DSC_9365

p_DSC_9365

На ручке камеры, возле кнопки спуска затвора расположено одно колесико управления, а на задней части камеры над монитором расположено колесико-кнопка adj. Например, в ручном режиме (M на барабане) верхнее колесико отвечает за значения диафрагмы, а adj — за выдержку, таким образом, процесс установки ручных параметров получается интуитивным и быстрым. Кроме того, по нажатию на adj. , которое также функционирует как кнопка, на экране появляется так называемое «быстрое меню», через которое пользователь может выставить пять самых часто используемых параметров — баланс белого, светочувствительность ISO, качество изображения, некоторые цветовые параметры, а также перейти в режим блокировки автофокуса, автоэкспозиции или же и того и другого. Меню кнопки Adj можно изменять на свой вкус, внося в него только те пункты, которые вы желаете видеть в меню быстрого доступа.

p_DSC_9353

p_DSC_9353

Нововведение в камерах Ricoh — кнопка Direct. Она выводит на экран ключевые параметры изображения, организовано так же, как и на зеркальных камерах. По данному меню можно перемещаться при помощи джойстика и быстро корректировать важные параметры. В меню отображается текущий режим съемки, настройки вспышки, ресурс аккумуляторной батареи и экспокоррекция.

На барабане режимов имеется три пользовательских режима My Settings: MY1, MY2, MY3. Они позволяют настроить GXR под наиболее частые условия, например, для съемки в студии, на улице и в офисе, при свете люминесцентных ламп, сохранив желаемые настройки в пользовательский профиль, который доступен сразу же, как вы переключите режим съемки. Аналогичное решение имеется в большинстве топовых зеркальных фотоаппаратов.

Также, для удовлетворения нужд подстройки камеры, Ricoh GXR имеет две функциональные клавиши (Fn). Для операции зумирования с модулем S10 и для увеличения/уменьшения кадров при просмотре имеется вертикальная двухпозиционная клавиша. С модулем A12 клавиши в режиме съемки простаивают, а жаль.

Навигационный 8-позиционный джойстик несет в себе две настраиваемые клавиши Fn1 и Fn2. По умолчанию они отвечают за режим автофокусировки и ручной контроль вспышки. Кнопки + и - отвечают за экспокоррекцию. Вообще нельзя не отметить, что Ricoh GXR — одна из самых настраиваемых и гибких камер, которая побывала у нас в руках. Такой степенью свободы, которая она предоставляет, не может похвастаться ни одна другая компактная камера, а в некоторых моментах модель перещеголяет даже зеркалки: например, есть опция, которая включает/выключает запоминание последнего посещенного пункта в пользовательских меню.

DSC_9380

DSC_9380

DSC_9383

DSC_9383

О том, что GXR не простая камера, свидетельствует также и трехдюймовый дисплей с разрешением 920 000 пикселей. Дисплей отличается отличными показателями яркости, хорошими углами обзора, защитное покрытие протравлено второсодержащим агентом и устойчиво к появлению царапин и передает все 100% профиля sRGB, так что пользователь может быть уверен, что на мониторе он увидит такую же картинку, что и на дисплее камеры. Единственный недостаток дисплея — маркость и скапливаемая в углах экрана пыль.

p_DSC_9415

p_DSC_9415

Если вам не нравится снимать фотографии, ориентируясь по дисплею камеры, вы можете купить электронный видоискатель.

p_DSC_9416

p_DSC_9416

Несмотря на хорошее разрешение, при тщательном рассмотрении отдельные пиксели все же заметны. Видоискатель устанавливается в горячий башмак, поэтому одновременно со внешней вспышкой его использовать не получится.

p_DSC_9413

p_DSC_9413

Данный видоискатель VF-2 больше и ярче, чем в Panasonic Lumix GF1, однако уступает электронному видоискателю в фотоаппарате Olympus E-P2. В комплекте с видоискателем поставляется кожаный чехол.

p_DSC_9407

p_DSC_9407

p_DSC_9404

p_DSC_9404

Камера достаточна сложна в освоении с нуля и поначалу может показаться запутанной в управлении; судите сами — у Ricoh GXR более 20 кнопок, по этому параметру она может посоперничать с некоторыми зеркальными фотоаппаратами.

Разъемы для подключения к USB и HDMI-интерфейсам прикрыты резиновой заглушкой.

p_DSC_9358

p_DSC_9358

Отсек для аккумулятора расположен на дне камеры, рядом с гнездом для установки на штатив.

p_DSC_9359

p_DSC_9359

p_DSC_9363

p_DSC_9363

Кроме возможности установить внешнюю вспышку, в камере имеется встроенный блиц, при обычных условиях он скрыт в корпусе. Возводится посредством механической кнопки.

p_DSC_9368

p_DSC_9368

Среди аксессуаров есть фирменная Ricoh-овская неснимаемая крышечка.

p_DSC_9403

p_DSC_9403

GXR имеет полный спектр режимов фокусировки и замера экспозиции: имеется ручная, точечная фокусировка, Snap-режим (предустановка фокуса на 1, 2.5, 5 метров или на бесконечность). В камере имеется функция Full Press Snap, она позволяет по полному нажатию на кнопку спуск затвора сделать снимок с выбранной заранее дистанцией фокусировки. Есть в фотоаппарате и предиктивная фокусировка, которая уменьшает и без того небольшое время фокусировки благодаря тому, что камера начинает наводится на резкость до нажатия на спуск затвора. Делает она это, исходя из анализа 256 сегментов, на которое электроника разбивает поле кадра. Благодаря многосегментному замеру камера также превосходно справляется с оценкой баланса белого даже в автоматическом режиме — достаточно, чтобы даже со сложным освещением у вас получались правильные цвета. Это позволяет получать портреты хорошего качества со вспышкой, с правильными телесными тонами.

p_DSC_9388

p_DSC_9388

Также имеется чрезвычайно редкая для фотоаппаратов возможность ручного контроля мощности вспышки, в 12 ступеней от полной 1/1 до минимальной 1/64. Таким образом, после некоторого времени экспериментов можно добиться превосходного освещения объекта и правильного экспонирования фона.

p_DSC_9386

p_DSC_9386

Чтобы полностью оправдать статус продвинутой системы, камера должна, разумеется, поддерживать формат записи RAW. Компания выбрала не проприетарный формат, а открытый Adobe DNG. Это означает, что вы сможете открывать его в любом ПО без необходимости апдейтов поддержки данной камеры — будь это программный комплекс Adobe Lightroom , Silkypix Studio, Capture One или же DxO с Aperture.

Ricoh GXR оснащена гироскопическими датчиками, которые необходимы для автоматического поворота изображений, снятых в портретной ориентации, а также связаны с новомодной функцией электронного уровня, позволяющего делать фотографии идеально ровными относительно линии горизонта.

p_DSC_9393

p_DSC_9393

Уровень работает и в портретной ориентации, а если вы снимаете через видоискатель — сигнал о идеальном уровне будет звуковым, так как на ЖК-дисплей видоискателя уровень не выводится.

Основное меню фотоаппарата содержит три основные вкладки, посвященные съемке, программным настройкам и кастомизации интерфейса, т.е. назначению отдельным кнопкам вызова нужных настроек. Разрешение экрана позволяет умещать на экране до 10 пунктов настроек одновременно, всего же настраиваемых параметров в камере около 70.

DSC_9373

DSC_9373

DSC_9379

DSC_9379

DSC_9376

DSC_9376

DSC_9375

DSC_9375

Если вы никогда не имели дела с продвинутой цифровой камерой, настоятельно советуем изучить меню — это позволит узнать много скрытых возможностей аппарата и лучше ориентироваться, что неизменно скажется на качестве фотографий.

Как и другие модели Ricoh, GXR отличается быстрым стартом и отзывчивостью в работе — на фокусировку требуется меньше половины секунды. Вместе с модулем 24-72 мм, камера быстра при хорошем освещении и уверенно фокусируется в большинстве случаев и при слабом искусственном свете. 50-мм юнит будет помедленнее, с ощутимыми паузами в автофокусировке, так как он физически двигается вперед-назад в процессе наводки на резкость. Очень часто модуль после нескольких мучительных циклов и вовсе останавливается, так и не достигнув точной фокусировки; особенно часто такое случается в малоконтрастных сценах.

Этого, собственно, с лихвой хватает для макрофотографии, но совсем неприемлемо для съемки на улице, где каждая секунда на счету. К счастью, на модуле имеется кольцо ручной фокусировки, которое часто оказывается полезным — фокусировка руками зачастую быстрее, плюс, если камера проскакивает оптимальную резкость несколько раз, ее можно довести к зоне, приближенной к положению оптимальной резкости и дать камере закончить автофокусировку.

Запись отдельных кадров занимает около 0.5 секунды, позволяя продолжать снимать, пока они записываются на карту памяти; подтормаживания или выключения дисплея во время съемки отсутствуют. Запись RAW-файла занимает около секунды, в режиме серийной съемки GXR способна на 3 кадра в секунду с 50мм модулем, с 24 — 72 скорость в два раза меньше, серии RAW и JPEG не ограничены ничем, кроме объема карты памяти.

Кроме того, Ricoh GXR обладает значительным потенциалом постобработки, каталогизации и просмотра изображений. Дисплей камеры позволяет выводить одновременно до 81 иконки предпросмотра одновременно или же увеличивать изображение до 16x, поворачивать и изменять размеры снимков, кадрировать, просматривать слайд-шоу с музыкой. В камере даже можно воспользоваться исконным фотошоповским инструментом “Levels” (Уровни), позволяющим подправить контраст и тональность снимка после того, как он был создан. Имеется редкая возможность контроля перспективы: допустим, вы сняли под углом ковер; при помощи инструмента Skew Correction вы можете сделать перспективу такой, будто вы сняли не ковер, лежащий на полу, а висящий на стенке. В избранные снимки можно внести до 20 кадров.

Во время просмотра фотографии автоматически поворачиваются таким образом, чтобы соответствовать ориентации камеры (задействуются датчики-акселерометры). По нажатию на центральное положения колесика adj сразу же отображается увеличенная в 9.8 раз часть изображения, что очень удобно для оценки попадания в фокус. Нечто подобное есть на топовых зеркальных камерах Nikon. Последнее значение коэффициента моментального увеличения запоминается камерой, можно выбрать от небольшого до максимального 16-кратного.

Последовательные нажатия кнопки display сменяют информационное наполнение экрана — от девственно чистого, до полностью забитого информацией по съемке, композиционной сеткой и электронным горизонтом и живой гистограммой. Переэкспонированные участки кадра подсвечиваются. В целом, камера выдающаяся — интуитивно понятная в работе и очень гибкая в подстройке, и это сильный комплимент, учитывая, что это первый продукт в совершенно новой фотографической системе.

Тестовые снимки

Все тестовые снимки, которые мы получили — 10 или 12-мегапиксельные, с соответствующим максимальным размером 3-5 мегабайт. Качество изображений — сильная сторона камеры, неудачные образцы были связаны с тем, что мы не смогли сразу разобраться со Snap-режимом, о котором упоминалось выше. Что касается модуля S10 — шум и потеря деталей на снимках заметно хуже при переходе от ISO 800 до ISO 1600, а от ISO 3200 лучше воздержаться, если на то нет документальной необходимости.

Тестовые снимки модуля S10

6_s

6_s

ISO 200

7_s

7_s

ISO 400

8_s

8_s

ISO 800

9_s

9_s

ISO 1600

10_s

10_s

ISO 3200

Камера запоминает настройки ISO и при смене модулей оставляет предыдущие. Вполне рабочее ISO 3200 на модуле A12 на S10 выглядит не так привлекательно. Жаль, что увлекшись, заметить это можно только на экране монитора дома.

19_s

19_s

ISO 3200, f/4,2, 1/930 с, 36 мм

20_s

20_s

ISO 3200, f/7,6, 1/1070 с, 58 мм

21_s

21_s

ISO 200, f/2,5, 1/3 с, 24 мм

Как мы замечали, камера вполне хорошо справляется со сложным светом, в данном случае — одновременно лампы накаливания и люминесцентные лампы.

22_s

22_s

ISO 200, f/4,4, 1/15 с, 72 мм

Макрорежим на данном модуле весьма неплох, если не считать некоторые проблемы со временем наведения на резкость — камера часто ошибается на коротких дистанциях.

23_s

23_s

ISO 200, f/2,5, 1/13 с, 24 мм

Со стандартными параметрами шарпинга снимки получаются слегка «мягкими».

Разумеется, A12 в этом плане существенно лучше, ведь у нее внутри полноценный APS-С CMOS-сенсор. Шум становится заметным только на уровне ISO 1600, и даже на ISO 3200 он заметен слабо, запросто составляя конкуренцию снимкам с бюджетных зеркальных камер.

Тестовые снимки модуля A12

1_s

1_s

ISO 200

2_s

2_s

ISO 400

3_s

3_s

ISO 800

4_s

4_s

ISO 1600

5_s

5_s

ISO 3200

Малая глубина резкости и макрообъектив — плохое сочетание, но несомненно эффектное.

11_s

11_s

ISO 400, f/2,5, 1/18 с, 50 мм

12_s

12_s

ISO 400, f/2,5, 1/30 c, 50 мм

13_s

13_s

ISO 400, f/2,5, 1/6 c, 50 мм

На ISO 400 уровень шумов весьма мал, это заметно в темное время суток.

14_s

14_s

ISO 3200, f/2,5, 1/97 с, 50 мм

15_s

15_s

ISO 3200, f/2,8, 1/143 с, 50 мм

На высоком ISO можно снимать даже быстродвижущиеся объекты — и это в темноте и с рук.

16_s

16_s

ISO 3200, f/2,5, 1/48 с, 50 мм

17_s

17_s

ISO 3200, f/2,8, 1/97 с, 50 мм

18_s

18_s

ISO 3200, f/5,6, 1/1320 с, 50 мм

Хроматические аберрации отсутствуют, и это несомненный плюс камеры.

За время тестирования мы выявили, что камера хорошо справляется с хроматическими аберрациями, отчасти за счет хорошего встроенного ПО корректировки, в худшем случае на контрастном переходе будет слабозаметный синеватый переход. Выходные JPG-файлы камеры отличаются некоторой мягкостью, слабой контурной резкостью. Это легко исправляется изменением настройки шарпинга камерой или же при конвертации RAW-файлов.

Максимальная выдержка составляет 180 секунд, что без проблем позволит запечатлеть движение звезд на небе, если вы снимаете со штативом, правда целесообразно это только с APS-С модулем, с ним при минимуме шумов можно добиться оптимального качества.

Заключение

Ricoh GXR — продукт, который сразу получился взрослым, как и все у этой компании, с отличной эргономикой и качеством снимков. Но будем откровенны — набор модулей является спорным, и от представленных далее юнитов в большей степени будет зависеть и весь успех системы.

Пожалуй, Ricoh GXR — одна из тех камер, с которыми не хочется расставаться. Назначение необходимых функций удобным именно вам клавишам — очень ценная возможность, которая превращает работу с камерой в непривычно удобное. Объединенные в блок матрица и объектив спасают модули от попадания пыли вовнутрь.

В зависимости от модуля камера может быть заточена под определенные нужды и использоваться как аппарат для качественной каждодневной съемки, или же для качественной съемки со всеми атрибутами качества зеркальных камер — малой глубиной резкости, высоким разрешением и качеством фотографий при слабом освещении, красивым боке на открытой диафрагме, но уже не такой компактной.

В сборке с модулем A12 камера становится превосходным топовым компактом, начиненным всевозможным функционалом, однако цена его значительно превышает цену аналогичных решений на рынке.