Опубликовано 01 июля 2011, 01:10

Настоящее фото-3D. Обзор камеры Fujifilm Real 3D W3

Производство и потребления 3D-контента снова в моде. На смену красно-синим анаглифным очкам пришли затворные, а производители поддерживают интерес массированными анонсами 3D-телевизоров. В трех измерениях нынче снимают не только кинофильмы, но также и порно, что недвусмысленно демонстрирует серьезность тренда. Ну а у нас в гостях компактная 3D-камера Fujifilm Real 3D W3.
Настоящее фото-3D. Обзор камеры Fujifilm Real 3D W3

Fujifilm FinePix Real 3D W3 может снимать трехмерные фотографии и видеоролики в 3D в разрешении 1280х720. Отснятые материалы готовы к просмотру сразу же: никаких дополнительных очков-аксессуаров не потребуется, так как на фотоаппарате установлен автостереоскопический экран. Однако давайте начнем с краткой истории создания этой камеры.

Первую попытку вывести фотографию за пределы двух измерений компания Fujifilm предприняла еще два года назад, в 2009 году. В основе конструкции фотоаппарата лежал принцип формирования стереоизображения мозгом человека благодаря бинокулярному зрению. Глаза видят одни и те же предметы под немного разными углами, что и обеспечивает чувство объема. По отдельности глаза выдают плоское изображение, как и фотоаппараты с одним объективом. Первая модель японских инженеров — Fujifilm FinePix 3D W1 — использовала эту физиологическую особенность.

Fujifilm FinePix Real 3D W1, вид спереди

Fujifilm FinePix Real 3D W1, вид спереди

Fujifilm FinePix Real 3D W1, вид спереди

Fujifilm FinePix Real 3D W1, вид сзади

Fujifilm FinePix Real 3D W1, вид сзади

Fujifilm FinePix Real 3D W1, вид сзади

Для создания иллюзии объема использовалось два фотомодуля, разнесенные между собой на определенное расстояние. Они как бы имитировали взгляд человека — а при съемке делалось два изображения. Одно изображение было предназначено для правого, а второе для левого глаза. На специальном экране (о его технологии мы расскажем далее) эти фотографии сводились воедино, а зритель мог наблюдать полноценный стереоэффект.

Fujifilm FinePix Real 3D W3, вид спереди

Fujifilm FinePix Real 3D W3, вид спереди

Fujifilm FinePix Real 3D W3, вид спереди

Fujifilm FinePix Real 3D W3, вид сзади

Fujifilm FinePix Real 3D W3, вид сзади

Fujifilm FinePix Real 3D W3, вид сзади

Fujifilm 3D W3 — это работа над ошибками предыдущей модели, теперь устройство самостоятельно определяет интенсивность стереоэффекта, заключено в более стильный и практичный металлический корпус, а разрешение видеосъемки выросло до HD-разрешения. Мы понятия не имеем, куда делась модель W2, видимо, это просто не лучшее название для фотоаппарата с 3D-съемкой.

Fujifilm FinePix Real 3D W3
Класскомпактная 3D-камера
МатрицаДве CCD 1/2.3’’, 10 мегапикселей
Формат фотографийJPG, MPO (максимальное разрешение 3648х2736)
Формат видеоMotion JPEG (1280х720, 24 fps)
Диапазон чувствительностиISO 100 — 1 600 (шаг 1/3 EV)
Диапазон выдержек1/4 — 1/1000 c
ОбъективНесменный, 3х оптический зум, ЭФР 35-105 мм, f/3.7-4.2
Вспышкавстроенная (ведущее число 3.6 при ISO 100)
Видоискательотсутствует
ЭкранTFT, диагональ 3.5’’, разрешение 1 150 000 пикселей
Память34 МБ + слот SD/SDHC (до 32 ГБ)
ИнтерфейсыUSB 2.0, HDMI
АккумуляторСъемный, литий-ионный, 1000 мАч
Размеры и вес124 х 66 х 28 мм, 230 г
Цена22 000 — 26 000 руб

Как видно, фотоаппарат достаточно большой, хотя уже не такой громоздкий, как предыдущая модель. Бросается в глаза увеличенная с 2.7 до 3.5 диагональ дисплея и его разрешение, возросшее до 1 150 000 пикселей. Последнее самым положительным образом сказалось на эффектности трехмерных кадров при просмотре. Ну и по сути, это две мини-камеры в одном цельном корпусе.

Коробка Fujifilm FinePix Real 3D W3

Коробка Fujifilm FinePix Real 3D W3

Комплект поставки Fujifilm FinePix Real 3D W3

Комплект поставки Fujifilm FinePix Real 3D W3

Комплект поставки включает в себя лишь необходимый минимум. Это аккумулятор, зарядное устройство, а также кабель для подключения к компьютеру и инструкция.

Дизайн и эргономика

Fujifilm FinePix 3D W3 выпускается только в черном цвете. А из материалов применяются металл и глянцевый пластик с напылением. По сравнению с предыдущей моделью новая камера стала компактнее и изящнее. В то же время она кажется более прочной и не выглядит как дешевая китайская игрушка. Глянца в корпусе поубавилось, но на маркости это почти не сказалось: матовая краска корпуса на удивление хорошо собирает отпечатки пальцев, а с глянцевым пластиком все понятно и без слов. Но самым главным рекордсменом по маркости признан защитный прозрачный пластик дисплея. Непонятно, из-за чего так получается — то ли по причине специфической конструкции последнего, то ли из-за большой толщины акрилового полимера, но такой маркости мы нигде раньше не встречали.

Закрытая шторка на фронтальной части Fujifilm FinePix Real 3D W3

Закрытая шторка на фронтальной части Fujifilm FinePix Real 3D W3

Два объектива, два микрофона и одна вспышка — Fujifilm FinePix Real 3D W3

Два объектива, два микрофона и одна вспышка — Fujifilm FinePix Real 3D W3

В целом же камера отличается приятным дизайном, плавными линиями корпуса и элементов конструкции. Два объектива отливают голубизной специального покрытия, и иногда создается впечатление, что устройство живое, напоминает — простите — жабу. Так как длина корпуса большая, при съемке нет вариантов, кроме как держать ее двумя руками, а в таком случае вес устройства чувствуется слабо. Но камера довольно увесистая.

Носить ее придется или в сумке, или в рюкзаке, габариты не позволяют носить камеру в кармане. И тут хочется обратить внимание — два объектива фотоаппарата скрытой фокусировки. То есть они расположены не перпендикулярно, а параллельно экрану, а линзы двигаются внутри корпуса.

Объективы находятся на расстоянии 75 мм друг от друга. Именно такое расстояние оптимально и для автоматического подгона изображений на лентикулярном дисплее, и для естественной передачи объема на телевизоре. Правый объектив находится очень близко к углу фотоаппарата, поэтому постоянно необходимо следить, чтобы в кадр не попал палец руки, которой вы держите фотоаппарат. Компания, вероятно, знала об этой проблеме — если часть объектива перекрыта, на экране всплывает специальное предупреждение.

Левый торец корпуса Fujifilm FinePix Real 3D W3

Левый торец корпуса Fujifilm FinePix Real 3D W3

Задняя панель корпуса Fujifilm FinePix Real 3D W3

Задняя панель корпуса Fujifilm FinePix Real 3D W3

Между объективами расположены два микрофона и вспышка. Чтобы получить реалистичные трехмерные фотографии со вспышкой, ее расположение по центру необходимо, иначе не получится избежать неравномерной освещенности кадров.

Фотоаппарат включается сразу же, стоит только сдвинуть вниз металлическую шторку. Она объединяет в себе защитную шторку, которая предохраняет оптику, микрофоны и вспышку от загрязнений и ударов, и кнопку включения. На верхней грани корпуса находится кнопка спуска, обрамленная рычажком зумирования. Во всех, кроме специальных режимов 2D-съемки, рычаг контролирует зумирование параллельно двух объективов. Там же, на верхней грани слева расположен рычажок контроля параллакса, т.е. стереоэффекта. Потратив некоторое время на подбор оптимальной дистанции просмотра и коррекцию параллакса под себя, вы сможете на долгое время забыть о некомфортном просмотре изображений. Автоматическая коррекция справляется со своей задачей неплохо, но не всегда идеально.

На тыльной части имеются находятся все важные функциональные кнопки и органы управления камерой. В самом верху расположен скроллер переключения съемочных режимов (автоматическая съемка, расширенная 3D-съемка, расширенная 2D-съемка; режимы SP1 и SP2, отвечающие за сюжетные режимы для каждого объектива отдельно; ручной режим, приоритет диафрагмы и режим программной автоэкспозиции).

Fujifilm FinePix Real 3D W3 — основные органы управления и разъемы

Fujifilm FinePix Real 3D W3 — основные органы управления и разъемы

Верхняя грань корпуса Fujifilm FinePix Real 3D W3

Верхняя грань корпуса Fujifilm FinePix Real 3D W3

Установка параметров съемки и навигация по меню осуществляется посредством стандартного для компактных камер джойстика с кнопкой MENU/OK в центре. На стрелочки джойстика вынесен контроль яркости экрана, режимов работы вспышки, таймера автоспуска и макросъемки. Возле джойстика есть три очень важные клавиши: вызов режима просмотра, видеозаписи и переключение между 2D и 3D-режимами просмотра. Все упомянутые кнопки очень маленькие, но с тугим нажатием и отчетливым щелчком.

Отсек для аккумулятора и карты памяти на корпусе Fujifilm FinePix Real 3D W3

Отсек для аккумулятора и карты памяти на корпусе Fujifilm FinePix Real 3D W3

Порты HDMI и USB на корпусе Fujifilm FinePix Real 3D W3

Порты HDMI и USB на корпусе Fujifilm FinePix Real 3D W3

На правом торце камеры имеется пластиковая заглушка, под которой скрываются USB и HDMI-разъемы для подключения к компьютеру и телевизору соответственно. Компания заявила, что трехмерные фото и видео поддерживаются всеми существующими 3D-телевизорами. Конечно, у нас не было возможности проверить камеру со всеми телевизорами, но, например, с моделями от Panasonic все было в порядке.

На нижней части корпуса находится разъем для установки на штатив, он смещен относительно центра. А вот отсек для аккумуляторной батареи и карты памяти находится ровно по центру, чтобы камера не перевешивалась в ваших руках. В комплект поставки Fujifilm вкладывает универсальное зарядное устройство. Полностью заряженная батарея в нашем случае позволила снять 240 фотографий в 3D и около 3 минут трехмерного HD-видео. В режиме двухмерной съемки и видео эти показатели можно смело умножать на 2 — на запись и съемку обычных фотографий энергии тратится значительно меньше. Стоит также отметить, что даже с самыми быстрыми картами памяти Fujifilm FinePix Real 3D W3 не отличается быстротой работы — запись длится от трех до пяти секунд.

Экран

Видоискателя в фотоаппарате нет. Приблизительно 80% задней части камеры занимает стереоскопический дисплей. Он действительно очень большой, а технические характеристики — диагональ 3.5 дюйма и разрешение 1 150 000 пикселей — возводят его в ранг лучших дисплеев, когда-либо устанавливающихся на компактные камеры.

Чтобы обеспечить объемное воспроизведение без очков, японская компания установила специализированный лентикулярный дисплей. Трехмерность достигается благодаря повторяющейся структуре миниатюрных выпуклых лент-призм. В общем, эта структура работает таким образом, что при правильно настроенном параллаксе в каждый глаз попадает та часть изображения, которая была снята одним из пары объективов. Таким образом и получается эффект объемного изображения, но камеру нужно держать неподвижно. При небольшом сотрясении становится заметно мерцание экрана, а компоненты разных изображений перекрываются и смешиваются вместе. Стереоскопические изображения на дисплее 3D W3 в большинстве случаев получаются настолько реалистичными, что зритель рассматривает с интересом даже те снимки, которые откровенно не заслуживают внимания в обычной фотографии. Добавление перспективы все меняет, и самый заурядный снимок как будто получает свою историю. На восприятие пространства влияет и число объектов, и их взаимное расположение на фотографии. Например, фотография машины на фоне бетонной стены будет казаться неестественно объемной, как будто передний и задний фон вырезаны из картона.

А вот ситуация, в которой есть и передний, и средний, и задний план — в 3D выглядит значительно выигрышней. Лучше всего смотреть на экран с расстояния 30-50 сантиметров, стереоэффект сильнее выражен. И еще один важный момент — из-за плоской структуры микропризм на дисплее, стереоскопический эффект возможен только в ландшафтной ориентации камеры. В портретной ориентации картинка становится блеклой и двухмерной.

Функционал камеры

Что касается технических особенностей объективов, тут устройство претерпело минимальные изменения. Это система из двух 3-кратных объективов Fujinon с диапазоном фокусных расстояний 35-105 мм, установленных на 10-мегапиксельные 1/2.3” CCD-сенсоры. А вот процессор обработки сигнала установлен новый. Он синхронизирует спуск затвора на двух фотомодулях, позволяет фотографировать частотой до 2 кадров/c в 3D и 3 кадров/c в 2D-режиме, он же отвечает и за запись 3D-видео в HD-разрешении.

Как мы уже отмечали выше, Fujifilm 3D W3 — это два склеенных воедино мини-фотоаппарата, с одним дисплеем, батарейкой и кнопкой спуска на двоих. Но кроме 3D-съемки, для которой необходимо два объектива, можно снимать и в 2D. И тут FinePix 3D W3 имеет несколько интересных особенностей. Например, одновременно можно снимать с разным зумом, с разными цветовыми настройками и с разной светочувствительностью. Выбрать понравившийся вариант можно позже.

Камера позволяет снимать с ручными настройками выдержки и диафрагмы. Временами это будет полезно. При съемке в автоматических режимах строго рекомендуется выдерживать расстояние до объекта не менее 1.5 метра. Также нередки случаи, когда оба объектива запечатляют лишь часть предмета, но что тут поделаешь, минимальное фокусное расстояние объективов Fujinon в 35 мм — не самое широкоугольное положение.

Для того, чтобы объемность фотографий чувствовалась и на макроснимках, и на очень далеких предметах (фокусировка на бесконечность), придется переходить в режим ручной съемки A3D. Тут уже смещение кадров друг относительно друга придется делать самому.

В отличие от Fujifilm FinePix Real 3D W1, рассматриваемая модель умеет снимать HD-видеоролики, как в 2D, так и в 3D режиме. Одна минута трехмерного HD-видео занимает примерно 500 Мб. Качество видеороликов, на наш взгляд, не дотягивает до того, чтобы называться высоким, хотя на экране камеры изображение выглядит превосходно. Во время видеосъемки нельзя пользоваться зумом, это типично для компактных камер низкого ценового диапазона. Однако FinePix Real 3D W3 к таковым не относится. В случае 3D на это можно еще закрыть глаза, а вот для съемки двухмерного видео он бы точно не помешал, к тому же объективы практически бесшумны в работе.

Впечатления от работы и тестовые снимки

Fujifilm FinePix Real 3D W3 — достаточно быстрая в работе камера, если, конечно, не считать длительное время записи материала на SD-карту. Навигация по меню и работа с настройками идет быстро и гладко. Меню понятное и легкое в освоении, пусть и не такое зрелищное, как в камерах Sony и Samsung. Скорость фокусировки средняя, фотоаппарат уверенно фокусируется при дневном освещении, но задумчив и часто ошибается в фокусе ночью.

Если разбить фотоаппарат на составляющие, то он не выглядит таким конкурентоспособным, как другие устройства с одним объективом. Качество снимков, в частности уровень шумов на высоких ISO, находится на уровне 2009 года. Впрочем, ничего удивительного тут нет — камера использует не новейшие малошумные CMOS-матрицы, матрицы с задней подсветкой или CCD EXR, а обычные 10-мегапиксельные CCD-сенсоры.

ISO 100

ISO 100

ISO 200

ISO 200

ISO 400

ISO 400

ISO 800

ISO 800

ISO 1600

ISO 1600

Скачать оригинальный файл в формате .MPO, 6.81 МБ

Как видно, автоматика экспозиции работает с нареканиями. На низких ISO мы получаем немного недосвеченное изображение, тогда же как на ISO выше 400 фотоаппарат не может справиться со светлыми участками. Они выбиваются за гистограмму.

Тестовые снимки фотокамеры Fujifilm FinePix Real 3D W3

Тестовые снимки фотокамеры Fujifilm FinePix Real 3D W3

Тестовые снимки фотокамеры Fujifilm FinePix Real 3D W3

Тестовые снимки фотокамеры Fujifilm FinePix Real 3D W3

Предыдущие два кадра сняты из режима синхронной 2D-съемки с разными зумами. Впрочем, применять его лучше для динамики, а не для статических объектов, как в нашем случае.

F/9, 1/300 c, 105 мм, ISO 100

F/9, 1/300 c, 105 мм, ISO 100

Скачать оригинальный файл в формате .MPO, 6.41 МБ

Несмотря на зажатую диафрагму и хорошее освещение, резкость снимка не очень высока. Цвета нейтральные, без выбитых участков.

F/4.2, 1/140 c, 105 мм, ISO 200

F/4.2, 1/140 c, 105 мм, ISO 200

Скачать оригинальный файл в формате .MPO, 6.52 МБ

Это макрофотография, и смотреть ее на стереоэкране очень трудно. Лучше переключиться в макрорежим.

F/5, 1/250 c, 35 мм, ISO 100

F/5, 1/250 c, 35 мм, ISO 100

Скачать оригинальный файл в формате .MPO, 6.51 МБ

Передний фон (ветки), средний план (автомобиль), дальний план (луг и деревья) — вот залог успешной фотографии, если у вас есть стереодисплей. Как обычная фотография, кадр, конечно, неичем не примечателен.

F/5, 1/480 c, 35 мм, ISO 100

F/5, 1/480 c, 35 мм, ISO 100

Скачать оригинальный файл в формате .MPO, 6.38 МБ

Цвета травы и неба получаются слегка приглушенными, не такими насыщенными как в действительности.

F/3.7, 1/7 c, 35 мм, ISO 1600

F/3.7, 1/7 c, 35 мм, ISO 1600

Скачать оригинальный файл в формате .MPO, 6.92 МБ

Высокая светочувствительность убавит резкости даже на кадрах, снятых со штатива.

F/3.7, 1/105 c, 35 мм, ISO 400

F/3.7, 1/105 c, 35 мм, ISO 400

Скачать оригинальный файл в формате .MPO, 7.01 МБ

Даже на ISO 400 заметны интенсивные шумы. Но даже с ними в 3D этот снимок выглядит бесподобно.

F/5, 1/220 c, 35 мм, ISO 100

F/5, 1/220 c, 35 мм, ISO 100

F/5, 1/550 c, 35 мм, ISO 200

F/5, 1/550 c, 35 мм, ISO 200

F/3.7, 1/100 c, 35 мм, ISO 200

F/3.7, 1/100 c, 35 мм, ISO 200

Скачать оригинальный файл в формате .MPO, 6.56 МБ

Данная фотография также очень интересно выглядит на 3D-дисплее. Удивительно, но выбитое от отраженного солнца небо только придает реалистичности трехмерному снимку, тогда как полное попадание в гистограмму придает фотографии неестественный вид.

F/4, 1/120 c, 50 мм, ISO 400

F/4, 1/120 c, 50 мм, ISO 400

F/5.6, 1/500 c, 105 мм, ISO 100

F/5.6, 1/500 c, 105 мм, ISO 100

F/5.6, 1/280 c, 105 мм, ISO 100

F/5.6, 1/280 c, 105 мм, ISO 100

Скачать оригинальный файл в формате .MPO, 6.58 МБ

Невооруженным глазом заметна потеря резкости по краю кадра, это особенность оптики скрытой фокусировки. Ну а ниже вы видите пример видеосъемки.

Скачать оригинальный файл в формате .AVI, 107 МБ

Качество видео, с вашего позволения, оставим без комментариев. Очевидно только то, что Fujifilm FinePix Real 3D W3 не годится для серьезной съемки.

Итоги

Fujifilm 3D W3 — единственная на данный момент продуманная до мелочей и удобная потребительская камера из всех устройств на рынке получения 3D-контента. Остальные производители в большой степени баламутят воду, чем показывают достойные модели-конкуренты.

Камера интересная, а первый просмотр стереокартинки прямо на ее дисплее заставит вас позабыть о не самом высоком качестве обычных снимков. Если Fujifilm еще больше ускорит темпы разработки 3D-моделей и выведет модели для разных ценовых категорий, о финансовом благополучии лет через 5 компании можно будет не волноваться. Сейчас же рынок 3D-фотоаппаратов относительно свободен, и крупные бренды пока стараются выводить трехмерную съемку на базе монокулярных фотоаппаратов, как это делают Sony и Olympus, или с помощью специальных объективов, как у Panasonic.