Опубликовано 27 марта 2013, 00:15

Защищенная камера для осторожного обращения. Обзор Panasonic Lumix FT25

В сегменте защищенных камер долгое время доминировали Olympus и Panasonic. А сейчас им приходится бороться за покупателя почти со всеми производителями первого эшелона. Устойчивые к падению и погружению компакты есть у Nikon, Canon, Pentax, Sony, Casio и Fujifilm. Цены постоянно снижаются, конкуренция обостряется. Сегодня у нас в гостях Panasonic Lumix DMC-FT25 — знакомьтесь.
Защищенная камера для осторожного обращения. Обзор Panasonic Lumix FT25

Lumix DMC-FT25 — младшая защищенная камера в портфолио Panasonic. Ее можно погружать на глубину до 7 метров, ронять с высоты полутора метров, да и мороз до -10 градусов Цельсия ей не страшен. Lumix FT25 оборудована CCD-сенсором, поэтому многие интересные функции, которые позволяет реализовать CMOS-технология, в данной камере отсутствуют.

Panasonic Lumix TF25 в красном корпусе, официальный портрет

Panasonic Lumix TF25 в красном корпусе, официальный портрет

В общем, судя лишь по техническим характеристикам и заявленной в СНГ стоимости, противостоять конкурентам FT25 будет крайне сложно. Но всё же давайте посмотрим, на что способна данная камера.

Технические характеристики Panasonic Lumix FT25, комплектация

Panasonic Lumix FT25
Классзащищенная компактная камера
МатрицаCCD 1/2.3'', 16.1 Мп
Формат снимковJPEG (максимальной разрешение 4608 х 3456)
Формат видеоMPEG4 (1280 x 720, 25p)
Диапазон светочувствительностиISO 100–1600 (расширение до ISO 6400)
ОбъективЭФР 25–100 мм, f/3.9-5.7
Диапазон выдержек1/1300 — 8 c (15, 30 и 60 секунд в отдельных режимах)
Вспышкавстроенная, ведущее число 4.4 при ISO 100
ЭкранLCD, диагональ — 2,7'', разрешение — 230 000 точек
Памятьслот SD/SDHC/SDXC
ИнтерфейсыUSB, AV
АккумуляторLi-Ion, 680 мАч
Габариты и вес103.7 x 58.3 x 19.7 мм, 144 г
Цена в России~ 9 000 рублей

К нам на тестирование попал полноценный коммерческий образец, комплект поставки которого включает дата-кабель, зарядное устройство, крепёжный шнурок, краткое руководство пользователя, а также диск с дополняющим ПО и PDF-версией инструкции по эксплуатации.

Дизайн, эргономика

Мы привыкли к тому, что защищённые камеры (даже скромные, с небольшой степенью защиты) заключены в металлический корпус. Однако Lumix FT25 — не тот случай, эта новинка облачена в пластик. Конечно, пластик дорогой и качественный, не боится мелких царапин и потёртостей, но падение даже с заявленной высоты в полтора метра для него обернется заметными ссадинами. Внутренности при этом останутся в целости и сохранности.

Общий вид Panasonic Lumix FT25

Общий вид Panasonic Lumix FT25

Тут же стоит отметить защиту объектива: в её роли выступает закалённое стекло, которое сложно поцарапать. У такого способа защиты есть как достоинства, так и недостатки. С одной стороны, после использования в воде капли на объективе высыхают быстрее, да и песок под защитные шторки не попадёт. С другой стороны, на объективе постоянно появляются «пальчики». Причём для их появления не обязательно специально касаться объектива, ведь очень часто это происходит случайно, при извлечении камеры из кармана или сумочки/чехла. В общем, в чистящем карандаше необходимости нет (всё же защитное стекло очень прочное), но кусок мягкой ткани либо одноразовые салфетки в сумке с камерой не помешают.

Общий вид Panasonic Lumix FT25

Общий вид Panasonic Lumix FT25

К качеству сборки нет ни единого замечания — панели подогнаны безупречно, а при попытках скручивания и сдавливания корпус совершенно не поддаётся и безмолвствует.

Лицевая сторона корпуса Panasonic Lumix FT25

Лицевая сторона корпуса Panasonic Lumix FT25

С лицевой стороны можно обнаружить окошко объектива, встроенную ксеноновую вспышку, а также мощный светодиод, который, помимо подсветки автофокуса, может также использоваться в качестве осветителя при видеосъёмке.

Тыльная сторона корпуса Panasonic Lumix FT25

Тыльная сторона корпуса Panasonic Lumix FT25

Сзади большую часть поверхности занимает экран. В правой части находится пара клавиш управления трансфокацией, кнопки выбора режима съёмки и перехода в режим просмотра и стандартная четырехпозиционная клавиша со вписанной кнопкой подтверждения. У нижнего края корпуса расположены клавиши смены режима отображения дисплея и вызова быстрого меню/удаления/возврата на один уровень назад.

Верхняя сторона корпуса Panasonic Lumix FT25

Верхняя сторона корпуса Panasonic Lumix FT25

Сверху установлены клавиши питания, видеозаписи, спуска затвора, а также отверстие встроенного монофонического микрофона и ушко крепёжного шнурка.

Нижняя сторона корпуса Panasonic Lumix FT25

Нижняя сторона корпуса Panasonic Lumix FT25

Снизу находится только системный динамик и разъём установки на штатив. Удивительно, но в защищённой камере штативный разъём изготовлен из пластика, причём пластика довольно мягкого, поэтому при неаккуратном обращении резьбу можно случайно сорвать.

Левая боковая грань корпуса Panasonic Lumix FT25

Левая боковая грань корпуса Panasonic Lumix FT25

Правая боковая грань корпуса Panasonic Lumix FT25

Правая боковая грань корпуса Panasonic Lumix FT25

Левая боковая поверхность пустует. Справа можно обнаружить только массивную дверцу с двухуровневым замком. Под дверцей скрыты отсеки установки аккумулятора и карты памяти, а также разъём подключения USB и AV-кабеля (к слову, последнего в комплекте поставки нет).

Экран и интерфейс

В камере установлен 2.7-дюймовый дисплей с довольно скромным разрешением, 230 000 точек. Фактически FT25 чуть ли не «последний из могикан», аналогичное разрешение дисплея есть только у Fujifilm FinePix XP50 (гораздо более доступной модели), а также у Pentax WG-10. Разумеется, зерно хорошо заметно даже невооружённым глазом. Углы обзора невелики, и при взгляде на экран под острым углом изображение инвертируется. К счастью, в камере предусмотрена фирменная фишка Panasonic: функция «Верхний ракурс», которую можно активировать в быстром меню. Суть функции заключается в сильном повышении яркости подсветки и снижении контрастности, благодаря чему при взгляде под углом дисплей неплохо читается.

Качество цветопередачи, да и цветовой охват также далеки от идеала. Кроме того, при падении на дисплей прямых солнечных лучей изображение блекнет и выцветает, из-за чего оценка отснятого материала становиться невозможной. Пользовательский графический интерфейс современных компактов Panasonic мало отличается от модели к модели, и FT25 не стала исключением.

Традиционно интерфейс состоит из двух частей — быстрое меню и основное меню. Камера довольно простая, поэтому меню не встречает богатством настроек. Это, с одной стороны, немного расстраивает, но с другой — с камерой быстро разберётся даже новичок, впервые имеющий дело с цифровым фотоаппаратом.

Функциональные возможности

Разумеется, главные особенности камеры — это защитные функции. Камеру можно закапывать в песок, погружать в воду на 7 метров, ронять с полутора метров. Кроме того, она выдерживает мороз до 10 градусов. В действительности ее, конечно, можно закопать в песок и совершить с ней погружение на глубину 7 метров, и ей ничего не будет. Но вот касательно ударо- и морозостойкости все не так просто.

Камера гарантировано сохранит свою работоспособность только в случае падения по военным стандартам, согласно которым ронять нужно на лист фанеры, а не на асфальт или бетон. На свой страх и риск мы проверили ударостойкость, бросив камеру плашмя экраном вниз с высоты полтора метров на бетонный пол. После данного эксперимента камера осталась в первозданном виде и продолжила работать. Либо в Panasonic либо немного схитрили, либо на сайтах производителя из года в год повторяется одна и та же ошибка. Военный стандарт MIL-STD 810F Method 516.5-Shock, по которому и производилось испытание, подразумевает падение с высоты 4 фута (122 см) плашмя и на углы (в общем 26 положений). В то же время в рекламных буклетах заявлено 1.5 метра. Если во время тестов действительно камеру роняли с высоты 150 см, то измерения проведены не по стандартам, а если же падение осуществлялось с высоты 122 см, то производитель фактически немного привирает.

С морозом тоже загвоздка — камера-то, может, и выдерживает мороз, но вот литий-ионный аккумулятор мороза боится, и при отрицательных температурах крайне неохотно расстаётся с зарядом, в результате чего при съёмке на морозе и без того небольшая длительность автономной работы сокращается.

В основе камеры лежит CCD-матрица, а не CMOS. Поэтому некоторые функции реализовать не удалось. Например, запись Full HD видео. Однако все не так плохо. Медленный сенсор не лишил вас функции серийной съемки. Она возможна с низким разрешением (3 Мп). За 10 секунд нам удалось сделать 64 кадра. Собственно, тут в первую очередь стоит отметить ёмкость буфера, которая позволила отснять такое количество кадров без записи на карту памяти. При максимальном разрешении кадра (16 Мп) скорость серийной съёмки составляет всего 1.3 кадра/с, что на серию ну никак не тянет, но снимать с такой скоростью можно вплоть до заполнения карты памяти. С той же скоростью, но с разрешением 3 Мп камера способна отснять серию из 5 снимков со вспышкой, что по силам далеко не каждому ультракомпакту.

Да и в целом камера довольно шустрая — быстрая перезарядка вспышки, малая пауза между кадрами, кроме того, даже во время записи серии снимков на карту памяти можно не только снимать следующий кадр, но и без проблем перемещаться по меню.

Стоит отметить и возможность съёмки автоматических панорам, что в камерах с CCD-сенсорами встречается крайне редко. Процесс съёмки в данном случае не отличается от такового в камерах с CMOS-матрицами. Режим панорам находится в списке сюжетных программ, поэтому изменять какие-либо настройки нельзя, предоставляется лишь возможность выбора направления поворота камеры. В процессе съёмки на экране отображается строка прогресса. Камера не особо требовательна к скорости и равномерности поворота, а неплохие панорамы получаются даже при небрежной проводке камеры. Разрешение панорам невелико (нам удалось получить круговую панораму разрешением 2968х752 точки), но от ПЗС-сенсора сложно требовать большего. Из недостатков тут можно отметить разве что необходимость удержания клавиши спуска затвора на протяжении всего процесса съёмки. Но это мелочь.

Тестирование, баланс белого, шумы

Полноценно измерить скорость подготовки к съемке нам не удалось, потому что после каждого нажатия на клавишу питания на экране появляется сообщение о правилах съёмки под водой (то бишь о необходимости закрывать двухуровневый замок боковой дверцы). Отключить это сообщение нельзя, по крайней мере, при использовании прошивки v 0.1. Но всё же некоторые замеры были сделаны — использовать меню можно уже через 1.8 секунды, что является весьма неплохих результатом среди защищённых камер. А вот трансфокатор оказался достаточно медлительным, и весь диапазон перекрываемых фокусных расстояний объектив проходит за 2.8 секунды. Для четырехкратной трансфокации — слишком медленно.

Скорость фокусировки измерялась в двух положениях — широкоугольном и теле. Перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. Автофокус работает только в непрерывном режиме, поэтому при фокусировке на бесконечность работа автофокуса блокировалась половинным нажатием клавиши спуска затвора. На широком угле камера оказалась не шибко быстрой — 0.48 секунды. А в телеположении — еще медленней, показав результат в 0.78 секунды. Однако в сравнении с другими защищёнными камерами результат выглядит неплохо.

Выбор зоны фокусировки привычен для камер Panasonic. В общей сложности мы имеем пять режимов: точечный, однозонный, 23-зонный, по лицу и режим ведения объекта. В режиме определения лиц камера работает безупречно, кроме того, возможно создание списка из шести избранных людей. В данном режиме для регистрации можно снять от одного до трех изображений с разным выражением лица и при разных условиях освещения, чтобы автоматике было проще выделить нужного человека. Также в настройках предусмотрено указание даты рождения (возраста), имени и прочих данных.

Как и в большинстве защищённых камер, управление параметрами экспопары не предусмотрено. Тут нет даже возможности выбора режима экспозамера, не то что управления раскрытием диафрагмы или длительности выдержки. Но зато, кроме стандартной коррекции экспозиции в диапазоне от -2 до +2 EV с шагом в треть степени, предусмотрена возможность съёмки с брекетингом с шагом 1/3, 2/3 и 1 ступень. Конечно, не стоит забывать, что скорость серийной съёмки при полном разрешении невелика и составляет всего 1.3 кадра/с, поэтому съёмка трех кадров занимает в общей сложности более 2.5 секунд, что для динамичных сцен слишком медленно, а вот для статики вполне подойдёт.

Экспозамер неплохо работает при хорошем освещении, но стоит набежать тучам, как автоматика сразу же начинает допускать заметные ошибки. Камера сильно «вытягивает» тени, поэтому периодически приходится вводить отрицательную компенсацию. При замерах в лабораторных условиях при освещении лампами накаливания ошибка составила всего 0.02–0.05 EV, что является одним из лучших результатов. Вот только при флуоресцентном освещении ошибка оказалась значительно больше — 0.22–0.25 ступени, поэтому при использовании ламп дневного света зачастую приходится вводить небольшую коррекцию. Но вся беда в том, что на установленном дисплее ошибку до трети ступени очень сложно заметить, она обнаруживается только при просмотре снимков на компьютере.

В настройках баланса белого предусмотрено четыре пресета: солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, а также автоматическая и ручная настройка. При естественном освещении автоматика работает очень хорошо. Неплохо отрабатывает автоматический режим и при флуоресцентном освещении, но при использовании ламп накаливания без соответствующего пресета не обойтись.

Встроенная вспышка работает в трёх режимах — авто, заполняющая и авто с подавлением эффекта красных глаз. Настройка компенсации вспышки не предусмотрена. Подготовка вспышки происходит чрезвычайно быстро, и даже при мизерном уровне заряда аккумулятора перезарядка вспышки требует меньше времени, чем подготовка к съёмке следующего кадра. К сожалению, светодиод подсветки автофокуса нельзя использовать в качестве осветителя при макросъёмке, как, например, в некоторых защищённых камерах Olympus, а использование вспышки с расстояний менее 30 см невозможно.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 К, что соответствует полуденному освещению, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

Автоматический баланс белого в Panasonic Lumix TF25. Флуоресцентное освещение 5500 K

Автоматический баланс белого в Panasonic Lumix TF25. Флуоресцентное освещение 5500 K

Автоматический баланс белого в Panasonic Lumix TF25. Освещение лампами накаливания

Автоматический баланс белого в Panasonic Lumix TF25. Освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина.

Для оценки уровня шумов тестовый натюрморт был отснят со всеми доступными уровнями чувствительности в формате JPEG с минимальным сжатием.

Panasonic Lumix TF25 @ ISO 100

Panasonic Lumix TF25 @ ISO 100

Panasonic Lumix TF25 @ ISO 200

Panasonic Lumix TF25 @ ISO 200

Panasonic Lumix TF25 @ ISO 400

Panasonic Lumix TF25 @ ISO 400

Panasonic Lumix TF25 @ ISO 800

Panasonic Lumix TF25 @ ISO 800

Panasonic Lumix TF25 @ ISO 1600

Panasonic Lumix TF25 @ ISO 1600

Результат особенно не впечатлил, однако на фоне более старых камер с CCD-матрицами Lumix TF25 проявляет себя неплохо.

Фото, видео, автономная работа

Зачастую компакты Panasonic c CMOS-матрицами радуют нас поддержкой AVCHD и режимом 50p при съемке в Full HD разрешении. Однако в FT25 стоит CCD-матрица, поэтому чуда от неё ждать не стоит. Камера может обеспечить запись лишь HD-запись, причём максимальная частота смены кадров составляет лишь 25 fps. Хорошо, что хоть развёртка прогрессивная.

Скачать исходный файл в формате .MP4 (23.4 МБ)

В общем, даже заявленные характеристики не впечатляют, а реальное качество видео и вовсе далеко от идеала. Во время записи возможна трансфокатора и автофокуса, но и то, и другое происходит очень медленно. А автофокус иногда ещё и ошибается.

Из положительных моментов стоит отметить возможность активирования встроенного постоянного осветителя (мощного светодиода подсветки автофокуса). Особо удобна подсветка при съёмке видеороликов под водой, куда солнечное освещение пробивается с трудом. Звук записывается в формате моно, а программное подавление шума ветра не предусмотрено, поэтому даже при лёгком ветре его шуршание хорошо слышно.

Ну а выводы по качеству фотографий вы легко сделаете сами.На наш взгляд, ничего выдающегося, но в то же время и откровенно низким качество съемки не назовешь. Резкость, например, очень радует.

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 44 мм, f/4.7, 1/30 c, ISO 400

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 44 мм, f/4.7, 1/30 c, ISO 400

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 58 мм, f/5.1, 1/250 c, ISO 100

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 58 мм, f/5.1, 1/250 c, ISO 100

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 47 мм, f/4.8, 1/100 c, ISO 100

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 47 мм, f/4.8, 1/100 c, ISO 100

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 100 мм, f/5.7, 1/200 c, ISO 200

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 100 мм, f/5.7, 1/200 c, ISO 200

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 50 мм, f/4.9, 1/320 c, ISO 100

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 50 мм, f/4.9, 1/320 c, ISO 100

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 29 мм, f/4.1, 1/250 c, ISO 400

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 29 мм, f/4.1, 1/250 c, ISO 400

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 58 мм, f/5.1, 1/160 c, ISO 100

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 58 мм, f/5.1, 1/160 c, ISO 100

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 33 мм, f/4.3, 1/500 c, ISO 200

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 33 мм, f/4.3, 1/500 c, ISO 200

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 54 мм, f/5.0, 1/320 c, ISO 100

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 54 мм, f/5.0, 1/320 c, ISO 100

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 31 мм, f/4.2, 1/250 c, ISO 200

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 31 мм, f/4.2, 1/250 c, ISO 200

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 47 мм, f/4.8, 1/50 c, ISO 400

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 47 мм, f/4.8, 1/50 c, ISO 400

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 33 мм, f/4.3, 1/160 c, ISO 200

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 33 мм, f/4.3, 1/160 c, ISO 200

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 100 мм, f/5.7, 1/80 c, ISO 100

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 100 мм, f/5.7, 1/80 c, ISO 100

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 25 мм, f/3.9, 1/400 c, ISO 200

Panasonic Lumix FT25, ЭФР 25 мм, f/3.9, 1/400 c, ISO 200

В камере установлен литий-ионный аккумулятор с довольно скромной ёмкостью 2.5 Втч. Для ультракомпактов такой показатель не редкость, но всё же для защищённой камеры этого маловато. Заявленная длительность автономной работы при тестировании по методике CIPA составляет 250 кадров. А при повседневной съемке с редким использованием вспышки камера смогла отснять 382 кадра, чего вполне достаточно для пары дней активных съёмок.

К сожалению, возможность зарядки по USB не предусмотрена. Ход весьма удивительный, ведь в модельном ряду Panasonic масса камер имеет такую возможность. В общем, тут маркетологи и конструкторы явно промахнулись.

Индикатор уровня заряда трехсегментный и дополнен индикатором критически низкого уровня заряда. Показания довольно точные, но при работе на морозе индикатор немного хандрит, несмотря на заявление о морозоустойчивости камеры.

Конкуренты

Olympus TG-630 iHS

Эта камера защищена хуже, чем Lumix FT25. Ее можно погружать под воду на глубину 5 метров, в то время как новинка Panasonic способна исправно работать при погружении на 7 метров. Olympus TG-630 iHS может похвастаться корпусом из более качественных материалов и более симпатичным дизайном (хотя это субъективно).

Olympus TG-630 iHS

Olympus TG-630 iHS

Olympus TG-630 iHS

Кроме того, у нее лучше экран, а CMOS-матрица позволяет снимать более качественное видео в более высоком разрешении, а именно — Full HD при 60 кадрах в секунду.

Читайте также : CES 2013. Pentax, Olympus и Canon — что нового? и Руководство по выбору защищенной компактной камеры. Февраль 2013

Fujifilm FinePix XP50

Доступная подводная камера Fujifilm тоже может погружаться под воду на 5 метров и тоже уступает Lumix FT25 в этом отношении. Но есть и преимущества. Главное — это CMOS-сенсор, со всеми вытекающими.

Fujifilm XP50

Fujifilm XP50

Fujifilm XP50

Экран столь же скромный, а цена ниже почти в два раза. Так что XP50 явно имеет более высокие шансы на успех, чем Lumix FT25.

Читайте также : Недорогой защищенный компакт. Обзор Fujifilm FinePix XP50

Выводы

У этой, прямо скажем, недешёвой камеры есть несколько весомых недостатков. Для начала, корпус пластиковый, что немного расходится с представлением о ударопрочной камере. Затем — дисплей, один из худших в классе. Экспозамер может здорово промахиваться при съёмке в пасмурный день.

К плюсам камеры стоит отнести быстрое включение, точную работу автоматической установки баланса, а также удобное и интуитивно понятное меню, ну и мощный светодиод на лицевой стороне корпуса.

При снижении цены процентов на 20 это был бы неплохой вариант. Но в данный момент Lumix TF25 — решение очень спорное. Защита у нее лишь немногим лучше, чем у большинства базовых защищённых камер. Но так ли важно, в конечном счете — пять метров под водой или семь?