Опубликовано 16 августа 2011, 00:20

Многообещающая беззеркалка с сенсорным дисплеем. Обзор Olympus PEN E-P3

Наследник Модели PEN E-P2 претерпел значительные изменения, и если в случае первого и второго Olympus PEN имело место лишь внешнее обновление, своего рода фейс лифтинг, то новинка действительно является новой моделью. Производитель обновил интерфейс, экран, добавл несколько функциональных возможностей. В общем, E-P3 достоин самого пристального внимания.
Многообещающая беззеркалка с сенсорным дисплеем. Обзор Olympus PEN E-P3

Сразу бросаются в глаза внешние изменения, ведь органы управления теперь установлены немного по-иному, появилась встроенная вспышка с ведущим числом 10, да и экран радует – теперь это OLED дисплей, но не простой, а сенсорный, кроме того, камера теперь умеет снимать Full HD видео в формате AVCHD. В общем, только существенных отличий множество, а уж что там внутри, ещё нужно разобраться. Однозначно, камера должна быть лучше, ведь она построена на той же элементной базе, что и предшественник, но ещё и обзавелась новым функционалом.

Olympus PEN E-P3. Вид общий. Объектив в теле положении

Olympus PEN E-P3. Вид общий. Объектив в теле положении

Технические характеристики

КлассMicro Four Thirds
Матрица4/3 '' МОП - сенсор реального изображения, 12.3 Мп
Формат снимковJPEG, RAW
Формат видеоAVCHD / AVI Motion JPEG
Диапазон светочувствительностиISO 200 — 12800
Диапазон выдержек1/4000 — 60 с
ВспышкаВстроенная, Ведущее число: 10 (ISO 200)
Экран3.0” OLED, 610 000 пикселей
ПамятьSD (SDHC, SDXC, UHS-I) Класс 6
ИнтерфейсыUSB, HDMI
АккумуляторLi-Ion батарея PS-BLS1, 1150 мАч
Габариты и вес122,0 x 69,1 x 34,3 мм (без выступающих частей), 321 г (без аккумуляторов и карты памяти)
ЦенаОриентировочно 30 000 рублей

Дизайн и эргономика

На тестирование был предоставлен ознакомительный образец, с которым было предоставлено только лишь зарядное устройство, и то от второго «пена» (аккумуляторы у всего семейства одинаковые), поэтому ознакомиться с комплектом поставки не удалось.  Судя по сайту производителя, доступных комплектаций стало ещё больше, чем в случае предшественника, вот только комплектации с вложенным съёмным цифровым видоискателем нет, поэтому его в любом случае при необходимости придётся приобретать отдельно.

Вид общий. Объектив в транспортировочном положении

Вид общий. Объектив в транспортировочном положении

Забегая наперёд, стоит отметить, что дисплей столь хорош, что необходимость в видоискателе в принципе не возникает (всё же системная камера не зеркалка, поэтому выигрыша в скорости фокусировки при переключении на видоискатель нет), но об этом чуть позже.

Olympus PEN E-P3. Вид общий

Olympus PEN E-P3. Вид общий

Olympus PEN E-P3. Вид общий

Olympus PEN E-P3. Вид общий

Стоит лишь взять камеру в руки, как сразу становится понятно – это Olympus PEN, фамильные черты сохранены, хотя изменений в расположении органов управления и прочих функциональных элементов довольно много, к тому же в нижней части появился серебристый ободок, который немного освежает дизайн. Корпус, как и прежде, изготовлен из металла, но поверхность не глянцевая, а матовая, поэтому на ней не особо незаметны отпечатки даже на чёрной модификации, которая и попала на тестирование. Также доступны серебристая и белая, которые отпечатков не боятся вовсе. К качеству сборки замечаний нет, всё идеально. Камера крепко сбита и в руке кажется монолитом. Из остальных значительных отличий от предшественницы стоит отметить съёмную накладку на передней панели, встроенные микрофоны переместились с передней панели на верхнюю, где теоретически могут возникнуть проблемы с записью звука при установке навесного оборудования в аксессуарный порт.

Olympus PEN E-P3. Вид спереди

Olympus PEN E-P3. Вид спереди

Спереди отличий немного. Как уже упоминалось, микрофоны переместились в горячему башмаку, накладка в левой части корпуса съёмная.

Olympus PEN E-P3. Вид сзади

Olympus PEN E-P3. Вид сзади

Расположение клавиш на тыльной стороне не изменилось, а вот функции некоторых клавиш претерпели изменения, к тому же появилась видеоклавиша, что и не удивительно, учитывая появление поддержки разрешения FullHD и формата AVCHD. Кроме того, над дисплеем появилась  клавиша выброса вспышки, которой, к слову, у модели P2 не было.

Olympus PEN E-P3. Вид сверху

Olympus PEN E-P3. Вид сверху

Сверху тоже изменения. Для начала тут появились микрофоны рядом с горячим башмаком, вспышка, которое заняло место круглого селектора выбора режимов съёмки, переместившийся в свою очередь правее горячего башмака. Тут же находится спусковая клавиша, клавиша питания, а также вторая программируемая клавиша.

Olympus PEN E-P3. Вид снизу

Olympus PEN E-P3. Вид снизу

Снизу никаких изменения – металлический разъём установки на штатив и отсек установки карты памяти и аккумулятора.

Olympus PEN E-P3. Вид слева

Olympus PEN E-P3. Вид слева

Olympus PEN E-P3. Вид справа

Olympus PEN E-P3. Вид справа

Olympus PEN E-P3. Вид справа

Olympus PEN E-P3. Вид справа

Левая боковая поверхность по-прежнему пустует, а справа находится всё та же пара портов подключения HDMI и USB/AV-кабеля. Последний разъём, к сожалению, фирменный, а не стандартный microUSB, которые уже начали встречаться в камерах Olympus, поэтому кабели из комплекта лучше не терять, ведь оперативно найти им замену очень сложно.

Функционал камеры

Первая особенность камеры – это возможность съёмки видео с разрешением 1920х1080 точек, причём в формате AVCHD. Есть и отдельная видеоклавиша, это уже стало общим трендом для беззеркалок с легкой подачи Panasonic. Кроме того, в камере есть встроенный стабилизатор изображения, который работает в нескольких режимах, в том числе и в режиме видеосъёмки. Подробнее режима видео мы ещё коснёмся в соответствующем разделе. Также нельзя не отметить режим мультиэкспозиции, организация которого оказалась очень удобной. Из дополнительных приятных мелочей стоит отметить режим слайд-шоу со звуковым сопровождением (5 спокойных инструментальных мелодий), но в отличие от камер Sony с функцией музыкального сопровождения при просмотре слайд-шоу загрузить другие композиции нельзя. Фишка Olympus PEN – художественные фильтры Art, которых стало ещё больше – 10 против 8 у предшественника.

Экран и интерфейс

Дисплей камеры заслуживает сотен хвалебных слов, он в самом деле очень хорош. Здесь используется трёхдюймовая OLED-матрица, углы обзора которой максимальны, поэтому визировать удобно при взгляде под любым углом. Отсуствие поворотной конструкции в данном случае не выглядит недостатком. Запас яркости огромен, даже при падении прямых солнечных лучей при минимальной яркости подсветки изображение прекрасно читается. Разрешение дисплея довольно велико, но всё же не рекордное – 614 тыс. точек, чего более чем достаточно для того чтобы зерно было едва лишь заметно невооружённым глазом. А вот интерфейс совершенно новый и схожесть с предшественником заметна только в главном окне при изменении основных настроек, а вот организация основного меню, а также дизайн существенно изменились, а некоторые элементы стали отдалённо похожими на менюшки зеркалок Nikon.

Впечатления от работы

Скорость включения стала ещё быстрее, чем в случае E-P2 и значительно быстрее, чем в случае E-P1. Первый снимок при ручной фокусировке можно сделать всего через 0,41 с после нажатия клавиши включения, т.е. фактически среди системных камер E-P3 оказывается быстрее все всех. Впрочем, данный параметр не слишком важен, куда интереснее скорость фокусировки, и тут в случае системных камер, в отличие от зеркалок, результат в основном зависит не от объектива. При тестировании камера наводилась на объект, используемый при тестировании уровня шумов, в качестве освещения использовались флуоресцентные лампы со световым потоком в центральной точке шаблона порядка 500 лм. Тестирование производилось с установленным объективом Olympus  M. ZUIKO DIGITAL ED 14-42 мм 1:3,5–5,6, (28-84 мм). Перед каждым измерением камера наводилась вручную на бесконечность, независимо от фокусного расстояния скорость фокусировки составляла 0,21-0,26 секунды. Снова рекорд среди системных камер! Мало того, E-P3 посрамил многие зеркалки начального уровня в обычном режиме фокусировки, не говоря уже о режиме LiveView, где бюджетные зеркалки и вовсе пасут задних. Для измерения скорости серийной съёмки камера была переведена в ручной режим приоритета выдержки, где было установлена 1/1000 секунды, дабы нивелировать влияние выдержки на результат измерений. Производителем заявлено, что при использовании карты памяти SD Class 6 камера способна отнять в серии на заявленной скорости 3 кадра в секунду 17 кадров в формате JPEG, и те же 17 кадров с максимальной скоростью в формате RAW, но уже при использовании карты памяти SD Class 10. Тестирование проводилось как при использовании карты памяти Class 10, так и Class 6, но результат оказался практически одинаковым, поэтому приведены результаты только при использовании более быстрой карты памяти. Как видно на графиках, с максимальной скоростью, что в формате RAW, что в формате JPEG камера способна отснять с заявленной скоростью лишь 6 кадров, а дальше начинаются существенные задержки – по 0,88 секунды при съёмке в формате JPEG и по 1,62 секунды в RAW. При съёмке в RAW+JPEG на максимальной скорости возможна съёмка 5 кадров, а дальше задержки между кадрами увеличиваются до 2,55 секунды, что уже даже с натяжкой серией не назовёшь, а, главное, результат тут хуже, чем у второго «пена».

jpeg

jpeg

Серийная съёмка в формате JPEG с наименьшим сжатием

raw

raw

Серийная съёмка в формате RAW

raw_jpeg

raw_jpeg

Серийная съёмка в формате RAW+JPEG с наименьшим сжатием

Автофокус в новинке оказался довольно шустрым, но не только это заслуживает похвалы. Для начала коснёмся выбора зоны фокусировки. Выбор может быть автоматически – 35 зон (с покрытием всего кадра 7х5 зон), либо блок в 9 зон (3х3 стандартные зоны) с  возможностью выбора места расположения блока в кадре. Кроме того, предусмотрен и 1-зонный режим. Но и это ещё не всё! Стоит напомнить, что экран сенсорный, что подразумевает возможность выбора зоны просто ткнув пальцем по экрану в соответствующую точку, но в Olympus пошли ещё дальше – кроме возможности выбора зоны можно выбрать один из 4 размеров. Кроме того, возможен спуск затвора при касании по экрану. Автофокусировка может работать в покадровмом режиме, следящем режиме, в покадровом режиме с ручной подстройкой, а также в следящем режиме с ручной подстройкой. Прибегать к помощи ручной подстройки, а уж тем более полностью ручному режиму приходится нечасто, хотя в работе последний, как и в случае предыдущей камеры, весьма неплох, вот только ход кольца уж слишком большой, да и связь с оптической системой псевдомеханическая, что затрудняет точную ручную фокусировку.

Экспозамер камеры работает в пяти, стандартных для серии PEN, режимах, а именно: ESP экспозамер, точечный экспозамер, центрально-взвешенный экспозамер, зона света и зона тени, причём для каждого из режимов можно указать различную коррекцию по умолчанию. В целом, замечаний к работе экспозамера нет, ведь даже в довольно сложных условиях он показал себя хорошо, поэтому использовать функцию поправки экспозиции, которая позволяет вводить коррекцию от -3 до +3 ступеней с шагом 1/3, 1/2 или 1 ступень, приходится нечасто. А ведь это ещё не весь функционал – ещё возможна съёмка с автоматически брекетингом  2/3/5 кадров ( +/- 1/3, 2/3, 1 ступени EV ) и 7 кадров ( +/- 1/3, 1/2, 2/3 ступени EV). При хорошем флуоресцентном освещении и съёмке тестовой таблицы камера показала отличный результат – ошибка составляла зачастую всего 0,01-0,02 стопа. Немножко хуже ситуация при галогенном освещении – ошибка колеблется в пределах -0,19…-0,33 стопа.

Автоматический баланс белого, к сожалению, устанавливается точно не всегда. Проблемой для камеры может стать вечернее солнце, из-за которого изображение получается излишне тёплым, либо сильная облачность, которая, наоборот, приводит к получению более холодных цветов, нежели реальные. Искусственное освещение также может стать проблемой. При освещении флуоресцентными лампами ошибка иногда достигает 700К, что уже заметно даже невооружённым глазом. А вот при освещении лампами накаливания автоматика показала себя очень хорошо, и тут камера серьёзно обходит всех конкурентов – максимальная ошибка всё те же пара сотен градусов, но всё же это рекордное достижение, ведь большинство камер в подобных условиях допускают ошибку, исчисляемую тысячами градусов.

В случае необходимости быстрой съёмки в формате JPEG  в принципе можно обойтись автоматическим режимом, тогда как остальные системные камеры при подобном освещении требуют либо установки соответствующего пресета либо ручной установки. Из пресетов доступны следующие: солнечно, облачно, лампа накаливания, флуоресцентная лампа, вспышка, пара контейнеров ручной настройки и ручной выбор цветовой температуры, что особо актуально при использовании разнообразного искусственного освещения с известной цветовой температурой, причём для всех настроек, за исключением последней, предусмотрена точная настройка по шкалам A-G (по 15 значений), но к сожалению, результат тонкой настройки в реальном времени не виден, поэтому для подстройки приходится по несколько раз заходить в соответствующий пункт меню, который находится довольно глубоко.

Вариантов подключения камеры к ПК довольно много: хранение (USB mass storage), MTP (Media Transfer Protocol), управление, быстрая печать и настройка печати. По умолчанию при каждом подключении кабеля на экране отображается перечень вариантов подключения, также возможен выбор типа подключения по умолчанию.

Уровень шумов

Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате RAW с последующим конвертированием в TIFF с помощью комплектного софта со стандартными настройками. Баланс белого был выставлен автоматически. Съёмка тестовой мишени также была проведена при активированном режиме шумоподавления. Кроп-фрагменты создавались в Photoshop CS5 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты с чувствительностью от 200 до 12800 единиц в ISO-эквиваленте. Стоит отметить, что камера позволяет снимать с автоматическим брекетингом по чувствительности. Функция весьма редкая, но всё же иногда может оказаться полезной.

Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов

Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов

Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов

 

 

Тем, кому данная картина не показалась исчерпывающей, рекомендуем скачать архив с полноразмерными тестовыми снимками при разной чувствительности и разных настройках шумоподавления.

Режим видеозаписи

Начнём с того, что камера теперь способна записывать видео FullHD, что хоть и не является чем-то сверхъестественным, ведь даже ультракомпакты, основанные на КМОП матрице, способны на это, но всё же у предшественника максимально возможное разрешение составляло 1280х720 точек. Важнее, скорее то, что появилась поддержка более продвинутого формата AVCHD, тогда как предшественник мог записывать лишь в Motion JPEG. Ручных настроек в режиме видео масса. Возможен выбор не только настройки баланса белого, но и управления режимом работы автофокуса, экспозамер может работать в программном режиме с возможностью введения экспосдвига в диапазоне от -3 до +3 ступеней с шагом 1/3 или ½ ступени. Но и это ещё не все – камера может похвастаться режимами приоритета выдержки и приоритета диафрагмы, а также полностью ручным режимом, причём в первых двух случаях, как и в программном режиме, возможно введение экспосдвига. Также стоит отметить возможность наложения десяти ART-эффектов, которые в полном объёме доступны в режиме видеосъёмки. Нельзя не отметить и возможность активирования оптического стабилизатора. В плане записи звука всё просто – нет ни настройки уровня, ни режима шумоподавления, который был бы далеко не лишним. Радует то, что относительно прошлых поколений Olympus PEN автофокус в режиме видео стал гораздо более быстрым, и к тому же тихой, поэтому на звуковой дорожке шум автофокуса практически незаметен. В целом качество записи и обилие настроек вполне могу позволить, пусть не полноценно, но всё же заменить обычную бытовую видеокамеру.

ЭФР 22 мм, f/4,5, 1/80 c, ISO 200

ЭФР 22 мм, f/4,5, 1/80 c, ISO 200

ЭФР 34 мм, f/9,0, 1/160 c, ISO 200

ЭФР 34 мм, f/9,0, 1/160 c, ISO 200

ЭФР 42 мм, f/9,0, 1/200 c, ISO 200

ЭФР 42 мм, f/9,0, 1/200 c, ISO 200

ЭФР 14 мм, f/8,0, 1/400 c, ISO 400

ЭФР 14 мм, f/8,0, 1/400 c, ISO 400

ЭФР 22 мм, f/7,1, 1/200 c, ISO 200

ЭФР 22 мм, f/7,1, 1/200 c, ISO 200

ЭФР 35 мм, f/5,6, 1/100 c, ISO 400

ЭФР 35 мм, f/5,6, 1/100 c, ISO 400

ЭФР 22 мм, f/8,0, 1/250 c, ISO 200

ЭФР 22 мм, f/8,0, 1/250 c, ISO 200

ЭФР 18 мм, f/9,0, 1/320 c, ISO 200

ЭФР 18 мм, f/9,0, 1/320 c, ISO 200

ЭФР 16 мм, f/5,6, 1/200 c, ISO 200

ЭФР 16 мм, f/5,6, 1/200 c, ISO 200

ЭФР 42 мм, f/9,0, 1/250 c, ISO 200

ЭФР 42 мм, f/9,0, 1/250 c, ISO 200

ЭФР 42 мм, f/8,0, 1/160 c, ISO 800

ЭФР 42 мм, f/8,0, 1/160 c, ISO 800

ЭФР 18 мм, f/5,6, 1/160 c, ISO 400

ЭФР 18 мм, f/5,6, 1/160 c, ISO 400

ЭФР 14 мм, f/6,3, 1/200 c, ISO 200

ЭФР 14 мм, f/6,3, 1/200 c, ISO 200

ЭФР 14 мм, f/4,5, 1/125 c, ISO 200

ЭФР 14 мм, f/4,5, 1/125 c, ISO 200

Автономная работа

В камере используется такой же аккумулятор, как и в остальных камерах линейки PEN -  PS-BLS1 1150 мАч. К сожалению, на сайте производителя не указана длительность автономной работы, да и инструкцию на столь новый фотоаппарат обнаружить в сети не удалось, поэтому ориентироваться придётся только на результат, полученный при обычной повседневной работе. Камера позволила сделать 525 снимков, что является весьма неплохим, хотя далеко не самым лучшим результатом среди системных камер. Индикатор уровня всего трехсегментный, но на его показания вполне можно положиться. Зарядка аккумулятора возможна только в зарядном устройстве, и функция зарядки от USB не предусмотрена. Процесс зарядки довольно длительный и занимает порядка трех с половиной часов.

Выводы

Однозначно, во многом камера выросла по сравнению с предшественником – появился сенсорный OLED дисплей с высоким разрешением, с которым приятно работать даже при прямом падении солнечных лучей, да и удобство управления камерой благодаря сенсорному экрану стало на порядок выше, кроме того, стоит отметить самый быстрый в классе автофокус, рекордно точную работу автоматики при определении баланса белого при освещении лампами накаливания, чрезвычайно точную работу экспозамера при естественном и флуоресцентном освещении. Отдельного внимания заслуживает видеорежим. Кроме того, что появилась видеоклавиша, поддержка FullHD и формата AVCHD, был существенно переработан алгоритм работы автофокуса в режиме видео – теперь он работает плавно, но быстро чётко, не перескакивает необходимое значение, а, главное, звук работы автофокуса на записи практически незаметен, ведь происходит это всё довольно тихо, тогда как у предшественников жужжание мотора и перемещение линз были отчётливо слышны.  К недостаткам стоит причислить небольшие недоработки нового меню, ошибки автоматической установки баланса белого при вечернем солнечном освещении и небольшие, но всё же ощутимые ошибки освещении флуоресцентными лампами, а также серийная съёмка, которая стала даже хуже, чем у предшественницы – всего 6 кадров с максимальной скоростью в формате JPEG, тогда как производитель заявляет 17 кадров, что для JPEG, что для RAW.