Опубликовано 28 мая 2012, 01:59

Особый случай. Обзор Olympus SZ-31MR

В начале лета спрос на компактные цифровые камеры с мощных зумом очень высок. Выбор в этой категории необычайно сложный, поскольку у каждого производителя есть одна, а то и несколько впечатляющих камер. Olympus предлагает новый компактный ультразум – SZ-31MR. Проверим, насколько он хорош в действии.
Особый случай. Обзор Olympus SZ-31MR

Не так давно мы рассматривали бюджетную версию Olympus SZ-31 – модель за индексом SZ-14, которая оборудована точно таким же объективом с рекордной в классе ультракомпактов кратностью трансфокатора – 24х. Но в отличие от SZ-14 тестируемая камера оборудована не ПЗС, а КМОП-матрицей, которая позволяет реализовать множество интересных функций. Например, автоматическую съёмку круговых панорам, а также  создание фотографий в режиме HDR и запись видео с разрешением 1920х1080 точек. Это, впрочем, далеко не все отличия от SZ-14. Старшая модель оснащена сенсорным экраном с разрешением в 920 тысяч, это один из лучших показателей среди компактных камер.

Olympus SZ-31

Olympus SZ-31

В 2012 году было представлено немало ультракомпактов с мощным оптическим зумом. Тестируемая камера оборудована 24-кратным трансфокатором, однако в ней нет модного GPS-приёмника, наличием которого может похвастаться большинство конкурентов. При этом стоимость камеры соизмерима с такими сильными игроками сегмента как Sony Cyber-shot DSC-HX20, Panasonic Lumix DMC-TZ30, Fujifilm FinePix F770EXR, а Canon PowerShot SX260 HS и в особенности Nikon Coolpix S9300 стоят гораздо дешевле. В общем, конкуренция нешуточная, поэтому камере нужно себя показать очень хорошо, чтобы перекрыть отсутствие возможности записи координат.

Технические характеристики, комплектация

Olympus SZ-31
Класскомпактная цифровая камера
МатрицаCCD 1/2.3”, 16 Мп
Формат снимковJPEG, MPO (3D-фото)
Формат видеоMotion JPEG
Диапазон светочувствительностиISO 80–6400
Диапазон фокусных расстояний4,5 - 108,0 мм (эквивалентный диапазон 35-мм плёнки: 25–600 мм)
Диапазон выдержек1/4 - 1/1700 сек / < 4 сек (режим ночная съемка)
Вспышкавстроенная, ведущее число 9.3
ЭкранLCD, диагональ 3 дюйма, разрешение 920 000 пикселей
ПамятьSD/SDHC/SDXC
ИнтерфейсыUSB, AV, HDMI
АккумуляторLi-Ion, съемный, 925 мАч
Габариты и вес106.3 x 68.7 x 39.5 мм, 226 г
Цена~ 13 000 рублей

 Аксессуаров для этой камеры предлагается немного – пару чехлов да спусковой тросик, подсоединяемый к разъёму mini-USB. Комплект поставки вполне стандартен для ультракомпактных камер производителя и включает аккумулятор аккумулятор LI-50B, сетевой адаптер F-2AC, USB кабель CB-USB6, аудио/видео кабель CB-AVC3, ремешок, а также гарантийный талон, пользовательское руководство и диск с сопровождаемым ПО.

Дизайн и эргономика

Вы наверное заметили, что Olympus SZ-31 внешне очень походит на SZ-14. Конечно, отличия есть и их немало, но размеры корпусов различаются на десятые доли миллиметра. Из существенных отличий стоит отметить наличие круглого селектора режимов съёмки, иное расположение замка подъёмной вспышки, отсутствие клавиши вызова справки.

Общий вид Olympus SZ-31

Общий вид Olympus SZ-31

Корпус изготовлен из качественного пластика, который даже в чёрной версии не отличается повышенной маркостью. Лицевая панель накрыта тонким алюминиевым листом, поверхность которого фиксирует все прикосновения в виде отпечатков, однако они не так сильно заметны, да и почистить корпус несложно. Качество сборки высокое, поэтому при попытках скручивания корпус не прогибается и не трещит, безмолвными остаются даже клавиши на тыльной поверхности, которые во многих камерах предательски потрескивают во время подобных истязаний.

Olympus SZ-31, вид спереди

Olympus SZ-31, вид спереди

Спереди SZ-14 и SZ-31MR близнецы. Тут находится объектив, а также пара микрофонов и лампа подсветки автофокуса, которая также является индикатором таймера автоматического спуска затвора.

Olympus SZ-31, вид сзади

Olympus SZ-31, вид сзади

На тыльной стороне правее экрана находится клавиша видеосъёмки, а также кнопка перехода в режим просмотра, вращающаяся четырехпозиционная клавиша со вписанной кнопкой подтверждения, а также клавиша входа в основное меню. Отдельного элемента для вызова интерактивной справки у тестируемой камеры нет. Как, впрочем, и самой системы справки.

Olympus SZ-31, вид сверху

Olympus SZ-31, вид сверху

Сверху установлена подъёмная вспышка, левее которой находится рычаг замка вспышки, а правее – селектор режимов съёмки, клавиша питания, а также кнопка спуска затвора, окружённая рычагом управления трансфокацией.

Olympus SZ-31, вид снизу

Olympus SZ-31, вид снизу

 Снизу находится разъём установки на штатив, а также дверца, скрывающая отсеки установки карты памяти и аккумулятора.

Olympus SZ-31, вид слева

Olympus SZ-31, вид слева

Olympus SZ-31, вид справа

Olympus SZ-31, вид справа

Левая сторона вовсе бы пустовала, если бы не системный динамик. Справа различных функциональных элементов также немного – тут только ушко крепёжного шнурка и пара разъёмов (HDMI и USB/AV), скрытых резиновой заглушкой.

Функционал камеры

Одна из главных особенностей камеры – это, конечно же, объектив. 24-кратный зум в  таком компактном корпусе – уникальная особенность. В конструкции объектива используется 11 оптических элементов, тогда как у более дорогих гиперзумов с кратностью 20х используется от 12 до 14 элементов, что позволяет добиться снижения геометрических искажений. Но даже при съёмке взглянув на экран становиться понятно, что бочкообразная дисторсия выражена очень слабо, что несвойственно недорогой камере. В чём же подвох? Дело в том, что в зависимости от фокусного расстояния в камере происходит различая программная обработка, нацеленная на коррекцию геометрических искажений, причём данную функцию отличить нельзя. Тогда как в некоторых компактах Nikon Coolpix управлять работой данной функции можно вручную.

К счастью, внутрикамерная обработка происходит корректно и не вредит изображению на широком угле.  Объектив является немного модифицированной версией объектива камеры SZ-30 – светосила в широкоугольном положении была увеличена с f/3.1 до f/3.0. Тут стоит отметить, что у ультракомпактов с кратностью трансфокатора 20х объективы в широкоугольном положении менее светосильные – от f/3.2 у Sony Cybershot DSC-HX20V до f/3.5 у Fujifilm FinePix F750EXR.

Одной из наиболее интересных функций, реализованных благодаря использованию КМОП-матрицы, является возможность съёмки круговых панорам. Конечно, в модельном ряду Sony и Panasonic существуют камеры на базе ПЗС-сенсоров, способные снимать панорамы, однако это скорее исключение, чем правило.

Качественная склейка панорам зависит уже несколько от матрицы, сколько от процессора, а он SZ-31MR достался от беззеркалок - Dual TruePic V.  В общем, склейка происходит действительно неплохо, хотя и занимает порядка 10 секунд после съёмки. Но есть и более существенные недостатки. Главный из них – это разрешение – 9312х720 точек. Многие компакты форсировали высоту снимка в 1080 точек, что особо важно при просмотре на больших телевизорах с разрешением FullHD, а у компактов Sony максимальное разрешение панорам и вовсе огромно и составляет 10480х4096 точек.

Также камера может похвастаться возможностью съемки 3D-фото. Конечно, данная функция встречается и в компактах с ПЗС-сенсором, но всё же большинство их этих компактов произведены самой же Olympus. Печально, но тут с автоматика помогает не слишком сильно — для съёмки 3D-фото необходимо создать один снимок, после чего совместить на экране метку и её ответную часть, а камера сделает второй снимок автоматически. В общем, немного тяжелее, чем просто провести камеру, как это сделано в случае с компактами Sony и Panasonic.

Ещё одна функция, которая реализована благодаря применению КМОП-матрицы – это съёмка в режиме HDR. Стоит отметить, что тут Olympus была пионером, и функция HDR была реализована ещё четыре года назад. Тестируемая камера позволяет снимать в данном режиме с рук, и картинка при этом будет чёткой. Достигнуто это за счёт более высокой скорости считывания КМОП-матрицы. К сожалению, в данном режиме недоступны никакие настройки. Это, в принципе, является единственным недостатком.

Экран и интерфейс

Производитель сделал ход конём, интегрировав в камеру сенсорный дисплей. Его разрешение составляет 920 тысяч точек, углы обзора максимальны, а цветопередача радует глаз. При падении прямых солнечных лучей с камерой легко работать, хотя оценить корректность установки экспозиции в таких условиях уже сложно. Также стоит отметить отличное сглаживание шрифтов и прочих элементов меню.

Меню в режиме съёмки чрезвычайно похоже на интерфейс большинства компактов Olympus. Наличие сенсорного дисплея выдаёт только виртуальная клавиша спуска с возможностью указания точки фокусировки. Собственно, это единственная функция в режиме съёмки, реализованная благодаря сенсорному экрану, Все остальные параметры настраиваются при помощи клавиш управления. Тут сложно не вспомнить Panasonic Lumix DMC-TZ30, в управлении которого используется комплекс из классических клавиш и сенсорного дисплея, что невероятно удобно. В режиме просмотра управление SZ-31MR уже больше заточено под работу с сенсорным экраном, но всё же над сенсорным управлением в своих компактах производителю ещё работать и работать.

Впечатления от работы

Включение камеры происходит быстро, но подготовка к работе довольно длительная – первый снимок можно сделать только через 2.7 секунды после нажатия клавиши питания. 24-кратный трансфокатор довольно шустрый и для прохождения от широкоугольного к телеположению требуется 1.9 секунды, то есть столько же, сколько требовалось камере SZ-14. Это не удивительно – объектив ведь один и тот же.

В отличие от того же SZ-14 в режиме видеосъёмки скорость перемещения трансфокатора не отличается. Удивительно, но более низкая скорость трансфокации недоступна, что является существенным минусом, учитывая огромный перекрываемый диапазон фокусных расстояний. Процент ошибочных срабатывания автофокуса значительно меньше, чем в случае SZ-14, что является заслугой более продвинутого процессора Dual TruePic V.

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов. Фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. Замер был произведён в широкоугольном положении объектива с расстояния 30 см до объекта съёмки, а также со 100 см при теле положении объектива. На максимальном зуме можно фотографировать объекты на расстоянии 40 см. К сожалению, следящий автофокус в камере не отключается, поэтому его приходилось блокировать наведённым на бесконечность половинным нажатием спусковой клавиши, что негативно влияет на точность измерений. Результаты, прямо скажем, не порадовали. На широком угле камера сфокусировалась за 0.46 секунды, а в положении телефото – за 0.81 секунды.

В меню выбора зон фокусировки доступно три режима – лица/iESP, точечный замер, а также режим ведения. Режим обнаружения лиц работает корректно, особых замечаний к его работе нет. А вот режим ведения объекта не радует, аже корректно подхватить объект камера способна не всегда, а уж вести совершенно не способна даже в идеализированных условиях. А ведь у компании есть камеры, в которых режим ведения работает безупречно, поэтому тут специалистам Olympus ещё стоит поработать над прошивкой. Отдельного внимания заслуживает сенсорный спуск. Для выбора зоны достаточно просто ткнуть пальцем в нужную точку. Кроме сенсорного спуска возможно активирование функции предварительной фокусировки по заданной точке

В режиме макро камера способна сфокусироваться лишь с 10 см, к чему тяжело привыкнуть, особенно если учесть тот факт, что в обычном режиме в теле положении камера фокусируется уже с 40 см. Но не всё так плохо. Традиционно доступен режим супермакро, в котором съёмка возможна с 3 см. Но тут есть два ограничения – фокусное расстояние блокируется в положении 66 мм (в эквиваленте для 35 мм камер), а пользоваться вспышкой нельзя.

В меню выбора режима экспозамера доступно всего два пункта – ESP (то бишь мультизонный), а также по центральной точке. В отличии от младшей модели, SZ-14, автоматика тестируемой камеры редко ошибается с экспозицией при естественном освещении, причём не только в солнечный, но и в пасмурный день. Но порадовал экспозамер не только при естественном, но и при искусственном освещении. При использовании ламп накаливания ошибка составляет -0,01…-0,18 ступени, но зачастую не превышает -0,09 ступени, что является отличным результатом. При освещении лампами дневного света ошибка колеблется в пределах -0,01…+0,01 ступени. Феноменальная точность!

В настройках баланса белого имеются пресеты солнечно, облачно, лампа накаливания и лампа дневного света (последний совершенно бесполезен, поскольку точной настройки цветовой температуры нет, а лампы данного типа могут обладать различной температурой). Кроме того, доступно два контейнера для ручной настройки баланса белого. Автоматический режим работает хорошо при естественном освещении, но при искусственном ошибается даже больше, чем у Olympus SZ-14. При флуоресцентном освещении ошибка приемлемая, а вот при галогенном она огромна, поэтому использование ручного режима либо соответствующей предварительной настройки крайне важно.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 6400 К, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

Автоматический баланс белого на Olympus SZ-31. Флуоресцентное освещение 6400K

Автоматический баланс белого на Olympus SZ-31. Флуоресцентное освещение 6400K

Автоматический баланс белого на Olympus SZ-31. Освещение лампами накаливания

Автоматический баланс белого на Olympus SZ-31. Освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат – полученным камерой с подтянутым контрастом и яркостью. Внешний квадрат – необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина.

Тестовые снимки, видео, автономность

Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате JPEG с наименьшим сжатием. Кроп-фрагменты создавались в Adobe Photoshop CS5 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зеленым квадратом обозначена область кроп-фрагмента. Исходные полноразмерные снимки можно скачать по ссылке.

Камера способна записывать FullHD-ролики в формате 60p, то бишь с прогрессивной развёрткой. В настройках доступно включение стабилизации и шумоподавления, а также возможен выбор баланса белого и управление экспосдвигом. Автофокус и оптический зум работают не только перед, но и во время видеосъёмки, однако, как упоминалось выше, медленной скорости трансфокациии не предусмотрено.

Загрузить оригинальный файл в формате .MOV, 41.8 МБ

Звук записывается в формате стерео, но есть и недостаток – звук привода трансфокатора хорошо слышен на звуковой дорожке при последующем просмотре.

Olympus SZ-31, ЭФР 600 мм, f/6,9, 1/200 c, ISO 400

Olympus SZ-31, ЭФР 600 мм, f/6,9, 1/200 c, ISO 400

Olympus SZ-31, ЭФР 66 мм, f/4,4, 1/320 c, ISO 80

Olympus SZ-31, ЭФР 66 мм, f/4,4, 1/320 c, ISO 80

Olympus SZ-31, ЭФР 88 мм, f/4,8, 1/500 c, ISO 100

Olympus SZ-31, ЭФР 88 мм, f/4,8, 1/500 c, ISO 100

Olympus SZ-31, ЭФР 330 мм, f/6,7, 1/200 c, ISO 400

Olympus SZ-31, ЭФР 330 мм, f/6,7, 1/200 c, ISO 400

Olympus SZ-31, ЭФР 54 мм, f/11,6, 1/320 c, ISO 400

Olympus SZ-31, ЭФР 54 мм, f/11,6, 1/320 c, ISO 400

Olympus SZ-31, ЭФР 25 мм, f/8,7, 1/200 c, ISO 100

Olympus SZ-31, ЭФР 25 мм, f/8,7, 1/200 c, ISO 100

Olympus SZ-31, ЭФР 223мм, f/6,1, 1/400 c, ISO 200

Olympus SZ-31, ЭФР 223мм, f/6,1, 1/400 c, ISO 200

Olympus SZ-31, ЭФР 25 мм, f/8,7, 1/200 c, ISO 80

Olympus SZ-31, ЭФР 25 мм, f/8,7, 1/200 c, ISO 80

Olympus SZ-31, ЭФР 600 мм, f/6,9, 1/125 c, ISO 80

Olympus SZ-31, ЭФР 600 мм, f/6,9, 1/125 c, ISO 80

Olympus SZ-31, ЭФР 66 мм, f/4,4, 1/500 c, ISO 200

Olympus SZ-31, ЭФР 66 мм, f/4,4, 1/500 c, ISO 200

Olympus SZ-31, ЭФР 66 мм, f/4,4, 1/160 c, ISO 100

Olympus SZ-31, ЭФР 66 мм, f/4,4, 1/160 c, ISO 100

В камере установлен литий-ионный аккумулятор Li-50B, который используется в подавляющем большинстве компактов Olympus. Чуда от этого аккумулятора ждать не стоит, поскольку его ёмкость составляет всего 3.5 Втч. На практике удалось отснять 208 кадров, из которых лишь 15 было сделано со вспышкой. Результат чуть хуже, чем у SZ-14, оснащённого таким же аккумулятором.

Индикатор уровня остаточного заряда оказался достаточно точным, хотя трёх сегментов для точного определения остаточного заряда явно маловато. Зарядка аккумулятора производится посредством дата-кабеля, который можно подключить как к комплектному зарядному устройству, так и к USB-порт компьютера либо автомагнитолы. Удобно иметь возможность пополнения заряда в полевых условиях.

Выводы

Olympus SZ-31MR – камера недешёвая, поэтому с нее и спрос жёстче. Начнём с того, что при соизмеримой стоимости с такими мощными игроками сегмента как Sony Cyber-shot DSC-HX20, Panasonic Lumix DMC-TZ30, Fujifilm FinePix F770EXR у тестируемой камеры нет GPS-приёмника. Светосила объектива также не впечатляющая. Кроме того, камера не может похвастаться скоростным автофокусом, поэтому производитель не рискнул предоставлять возможность отключения следящего режима фокусировки. Режим ведения объекта есть в камере лишь для проформы и не более того – функция совершенно неработоспособная. Также нельзя не отметить низкое разрешение автоматических панорам и неудобный режим съемки в 3D.

Сенсорный экран – определенно лучший в классе. Тут у SZ-31MR только один конкурент – Panasonic DMC-TZ30. Разрешение дисплея у него вдвое ниже, однако сенсорный дисплей активнее используется во время съёмки, тогда как у тестируемой камеры он предназначен только для выбора зоны фокусировки и «сенсорного спуска» затвора. К весомым плюсам камеры стоит отнести самую большую в классе кратность трансфокатора и невероятно точный экспозамер.