Опубликовано 13 января 2003, 00:33

Краткий обзор трех цифровых фотокамер «любительского класса»: Fujifilm FinePix 3800, Casio QV-R3 и Toshiba PDR-3300

Три трехмегапиксельные камеры из ценового диапазона «до $500»: Fujifilm 3800 обладающая 6-кратным оптическим зумом, Casio QV-R3 — стильная и компактная камера, и новинка от Toshiba — PDR 3300.

О цифровых камерах нынче не пишет только ленивый. Новые модели выскакивают на рынок как чертик из коробочки, а уважаемая публика желает незамедлительно знать, на что новые игрушки способны. На камеры набрасываются рьяные тестировщики, засовывают их в микроскоп, снимают миры, анализируют падение контрастности от центра кадра к краям, рассуждают о преимуществах ручного способа съемки перед автоматическим. В общем и целом, загружают потребителей по полной программе.

На самом деле (и это, безусловно, правильно) конечного потребителя все эти тонкости волнуют мало. Точнее сказать — совсем не волнуют. Ему от цифровой (или аналоговой) камеры нужно одно — чтобы она делала снимки с качеством, устраивавшим именно его с домочадцами, и при этом стоила не слишком дорого. Понятие «не слишком дорого», кстати, тоже для всех свое и весьма тесно переплетается с критерием «качество». Правильнее будет сказать так: если качество снимков, которое дает камера, соотносится с ее стоимостью в сознании потребителя под знаком «равно», он непременно купит ее и останется вполне доволен.

Классический тому пример — забавный случай из моей продавцово-консультационной практики. Несколько лет назад, когда моя работа заключалась в том, чтобы «цельный божий день» объяснять покцупателям, что же именно им нужно, в одной «упряжке» трудился менеджер, в железе не понимавший ровным счетом ничего. При этом его «продажные показатели» ничуть не отличались от показателей тех, кто разбирался в предмете весьма и весьма серьезно. Сознавать этот факт для коллег знающих было весьма обидно, а посему решено было незаметно отследить процесс общения, причем доверено это ответственное мероприятие было именно мне. Запомнилось на всю жизнь:
Покупатель(П): — Вы не подскажете мне технические характеристики этой платы?
Менеджер(М): — Э-э… А что именно вас в ней интересует?
П. (чуть смягчаясь): — Ну, вы понимаете, мне нужна плата на чипсете BX, но не слишком дорогая, и чтобы работала при этом хорошо… Вот я смотрю на эту и думаю…
М. (обрадовано, поскольку о никаких характеристиках уже думать не надо): — Знаешь, мужик, (при этом — не вру! — его руки складываются в самую настоящую классическую «распальцовку») характеристик ее я, честно, не знаю, но я тебе отвечаю, что плата просто зашибись!
П. (удивленно-радостно): Правда?!!!
М: Точно тебе говорю! Не веришь — спроси вон у ребят, они грамотные.
П: Не надо, я вам верю! Хорошо, выписывайте…

Конечно, всех покупателей стричь под одну гребенку не след, однако статистика — вещь упрямая, и тот факт, что клиентов с истинно потребительским отношением к вещам этому менеджеру хватало с избытком, говорит сам за себя.

Все это лишь прелюдия к освещению целей и задач нынешнего тестирования. На сегодняшний день ситуация на рынке цифровых камер примерно такая же, как на рынке мобильных телефонов: каждый может выбрать то, что хочет, в зависимости от толщины кошелька и внутренних потребностей. Индустрия переводит вещи из разряда, доступных ограниченному кругу, в ширпотреб, едва почуяв даже слабый запах массового спроса. Подумать только — еще года два назад кроме заветного количества мегапикселов (ну, и, пожалуй, оптики) потребителя практически ничего не интересовало, а сегодня… Камеры с одинаковым разрешением матрицы хвастают друг перед другом широкими возможностями настроек, материалом корпуса, весом, компактностью, удобством управления, распространенностью и ценой носителя, наконец, привлекательностью. Появились камеры имиджевые, супертонкие, компактные, «мужские» и «женские», даже «шпионские».

О том, что настала пора если не массового спроса, то широкого распространения точно, говорит и тот факт, что даже в небольших магазинчиках и отделах, торгующих фототехникой, цифровые камеры стали занимать место на полке рядом с традиционными аналоговыми. О повсеместном говорить рановато — ни для кого не секрет, новинки расползаются из столицы по городам и весям необъятной России с черепашьей скоростью Хотя стоимость цифровых камер в последнее время имеет стойкую тенденцию к снижению (одновременно с увеличением разрешения матриц), ценовая разница между аналоговыми и цифровыми «мыльницами» по-прежнему весьма и весьма ощутима. Нижний ценовой уровень любительской камеры с приемлемым качеством (2.1 мегапиксел) находится сегодня примерно на уровне $250–350, в то время как за $60–70 можно купить одну из самых продвинутых моделей современной «зеркалки» «Зенит». И все же возможность делать с полученными кадрами все, что душе угодно, плюс отсутствие необходимости тратить деньги и время на печать и проявку зачастую перевешивает разницу в цене. Тем более для бюджета потребителей, удовлетворенно относящих себя к категории «средний класс», сумма в $350 не должна быть смертельной.

В основе нынешнего тестирования цифровых камер лично для меня лежал некий «шкурный» интерес — незадолго до начала процесса мне позвонила одна очень хорошая знакомая (это как раз тот случай, когда отказать не только нельзя, напротив — помощь была делом чести) и сказала, что к Новому Году она собирается сделать себе ценный подарок. И — поскольку я уже неоднократно расписывал ей преимущества цифровой фотографии — этим подарком должно стать не что иное, как цифровая камера. А дальше пошли традиционные вопросы — как выбрать, исходя из того, что камера должна быть «приличной», уметь как можно больше, а стоить, как водится, как можно меньше. В общем, знакомые до боли еще по менеджерским будням поиски золотой середины по мотивам басни «Лисица и виноград». После «совета в Филях» рассудили: для предполагаемой любительской пейзажно-портретной съемки 2-х мегапикселов будет мало, 4 — слишком много (да и дорого), камера должна быть удобной и красивой, и стоимость этого подарка самой себе не должна вылезать за $500.

Конечно, ответил я, решение нужное и своевременное. Конечно, призвав на помощь Интернет, «помощь божию и четыре правила арифметики», я сделал отбор по критериям, нашел походящие модели и был готов от души поэкспериментировать. Но, конечно, — тесты тестами, а когда речь идет о чужих деньгах, рисковать не очень хотелось, и я отправился на поклон к Главному Фотографу — заведующему «Козлонки»1.

Заведующий был мудр и философски спокоен. Выслушав мое пространное объяснение о сложности выбора, он, не задумавшись, выдал не менее пространную, но намного более содержательную тираду, общую мысль которой сводилась к следующему: «Ты прекрасно понимаешь, у всех современных камер с одинаковой матрицей имеют равные возможности, выдают они примерно одинаковое изображение и стоят примерно одинаково. А потому надо подержать, покрутить их в руках, поснимать ими, и решить — что тебе нравится. Это и покупать». Воодушевленный столь гениальным в своей простоте решением, я отправился «по камеры», с твердым намерением «подержать и покрутить» их от души и на совесть.

Из возможных претендентов мой выбор пал на три интересные модели. Это были: Fujifilm 3800, предложенная мне буквально неделю назад одной знакомой фирмой; Casio QV-R3 — стильная и компактная камера, и новинка от Toshiba — PDR 3300.

Fujifilm Finepix 3800

Совсем новая камера, появившаяся в России недавно, поэтому мы уделим ей чуточку больше внимания. Принципиальное ее отличие от соперниц — наличие 6-кратного оптического зума (что для камеры любительского класса — солидный бонус), электронный видоискатель и совершенно новый тип карты памяти — xD Picture Card. Разработка и производство таких карт — дело рук компании Toshiba. С одной стороны, никакого вреда, кроме пользы, от появления новых карт памяти ожидать не приходится — во-первых, карта очень скоростная, во-вторых — по миниатюрности превосходит даже Memory Stick, а в-третьих, производитель обещает увеличение объема таких карт аж до 8 Гбайт! С другой стороны, своим появлением эти карты нарушают уже сложившийся хрупкий рыночный баланс, так как считывающих устройств для xD Picture Card в продаже пока не наблюдается, а те, кто успел приобрести многофункциональные считыватели, умеющие работать со всеми пятью существующими стандартами, будут несколько разочарованы появлением шестого, пусть даже столь многообещающего. Остается надеяться, что производители камер оценят новый тип сменной памяти по достоинству. В комплекте с камерой поставляется карта на 16 Мбайт, но в продаже уже появились версии 128 Мбайт, кстати, сопоставимые по цене с SD Card.

Все, кто видел и держал в руках FinePix 3800, единодушно сошлись во мнении, что камера «очень симпатичная». Хотя на фото она не выглядит суперкомпактной, тем не менее, когда берешь ее в руки, впечатление совершенно обратное. Пластиковый корпус можно отнести к недостаткам, но, это делает камеру очень легкой. А если брать в расчет экстремальные ситуации… Что ж, при падении цифровика с высоты двух метров на асфальт шансов выжить будет мало и у алюминиевого корпуса. Избегать таких экспериментов лучше в любом случае. Кстати, для этого и предназначен симпатичный ремешок.

Отдельное спасибо компании Fujifilm за продуманный дизайн и, в частности, за расположение элементов управления. Именно благодаря форме корпуса, точнее большой «загогулине» с ее правой стороны, держать ее невероятно удобно, особенно благодаря прорезиненному покрытию и упору для большого пальца. Когда я шел по улице, держа камеру наготове в правой руке (ремешок я распаковывать не стал), у меня ни разу не возникло ощущения, что ее можно случайно выронить — она сидела в руке как влитая. Более того, поскольку почти все элементы управления расположены также на правой части камеры, манипуляции, необходимые для съемки можно без труда производить одной рукой, за исключением нажатия кнопки открытия отсека вспышки.

Кстати, об элементах управления. Под указательным пальцем на верхней части камеры располагается трехпозиционный переключатель режимов съемки, просмотра кадров и отключения питания. В центре его находится кнопка спуска затвора. Ближе к задней части камеры — четырехпозиционный переключатель режимов съемки — автоматический, ручной, портретная съемка и видеосъемка. Наконец, на задней части камеры, прямо под большим пальцем будет четырехкнопочный переключатель, в виде своеобразного джойстика. При работе с меню кнопками осуществляется переход вправо-влево-вверх-вниз; в режиме съемки клавиши «вверх-вниз» — это масштабирование (зум), «вправо-влево» — режимы вспышки и макросъемки. Под джойстиком вертикально в ряд находятся три дополнительные клавиши для работы с меню. Еще раз подчеркну, что все манипуляции при съемке и просмотре кадров осуществляются одной рукой, точнее, двумя пальцами — большим и указательным.

Питание камеры осуществляется от четырех элементов типа AA, находящихся в отсеке внутри «загогулины». Это здорово, поскольку универсально — даже если вы позабыли взять с собой зарядное устройство для аккумуляторов, а снять надо всенепременно, батарейки найдутся везде. Я заговорил о питании, потому что камера оказалась на удивление экономичной. В частности, еще и потому, что электронный видоискатель позволяет работать с меню и просматривать кадры, не выводя изображение на основной LCD-экран, он и является основным сжигателем энергии батарей. Для перенаправления вывода можно воспользоваться кнопкой рядом с видоискателем, маркированной как EVF/LCD. Имеется разъем для подключения внешнего блока питания, но приобретать его придется отдельно — в комплекте сей «артефакт» отсутствует.

Сам по себе электронный видоискатель (EVF) — штука интересная, поскольку пользователь видит именно то, что будет находиться в кадре, плюс EVF позволяет видеть, в каком режиме и с каким качеством ведется съемка, сколько осталось кадров, и.т.д. Проще говоря, в EVF, пользователь видит то же, что видел бы, глядя при съемке на LCD-экран. Правда, я нашел у EVF один недостаток: при нажатии кнопки спуска до половины (чтобы сработал автофокус) изображение на полсекунды как бы «застывает». Если в этот момент в кадре происходит какое-то движение, пользователь его не отслеживает, в результате чего при съемке динамических объектов могут возникать некоторые различия между тем, что снималось и что получилось. Зато при съемке статических объектов — наоборот, удобно. Для любительской съемки и экономии батарей EVF несомненный плюс, а профессионал все равно выберет то, что ему нужно.

Камера оснащена небольшим динамиком и микрофоном, позволяющими записывать видеоролики со звуком, а также выступать в роли диктофона. Впрочем, как показывает практика, эти дополнительные возможности почти никто не использует, но все равно приятно.

При включении и выключении камера издает симпатичные попискивания, а звук, имитирующий спуск затвора, привел моих коллег в полный восторг.

Немного о меню. Еще раз подчеркну, камера позиционируется как любительская, поэтому меню может показаться несколько аскетичным. Тем не менее, все основные необходимые настройки в нем присутствуют. Убеждаемся: в режиме автоматической съемки можно устанавливать разрешение (максимальное — 2048х1536, на 16 Мбайтах помещается 12 кадров) и десятисекундный таймер срабатывания, менять яркость LCD-экрана. Если переключиться на режим съемки «вручную», добавятся такие настройки, как установка приоритета по диафрагме (8.2/4.8/2.8/Auto), пост-обработка для придания снимку «резкости» (Sharpening — Hard/Normal/Soft); сила вспышки (от –0.6 до +0.6 c шагом 0.3), баланс белого цвета (2 режима искусственного освещения, облачность, яркое солнце и Auto).

Я пробовал камеру во всех режимах, которые могут потребоваться для любительской съемки. Пробные кадры делались на улице в пасмурную (скорее, даже туманную) и солнечную погоду, в помещении с лампами дневного света со вспышкой и без оной, в режиме макросъемки и даже съемки ночью (конечно, при помощи штатива). Конечно, я бы покривил душой, если бы написал, что камера вела себя идеально во всех случаях, но в основном я остался более чем удовлетворен качеством полученных кадров. При уличной съемке к камере претензий не возникло никаких. Вполне понятно, что хроматические аберрации при пасмурной погоде присутствовали (а вы покажите мне камеру среднего класса, у которой они отсутствуют!). Зум работал исправно, и увеличенное изображение получалось вполне резким. Труднее камере было справиться в помещении при неярком свете — из-за дрожания рук при большой выдержке кадры иногда получались «смазанными». Включенная вспышка «смазанность» исключала, однако цвета становились холодными и не совсем неестественными, смещенными в сторону «синевы». Хочется отдать должное автоматике — я снимал в помещении один и тот же статичный объект в ручном режиме, поочередно меняя баланс белого цвета, однако наиболее близкие к оригиналу цвета удалось получить, выставив этот параметр на «Auto».

Раз уж заговорили о недостатках, давайте обо всех сразу, чтобы потом не расстраиваться. Макросъемка работала просто «на ура», но зум при этом отключался намертво, так что положение относительно объекта съемки приходилось вместе с камерой регулировать всем телом. Стоит предупредить: кроме JPEG, камера не умеет записывать в другие графические форматы.

Очень хорошие кадры удалось получить при съемке ночью, даже не пришлось поправлять цветопередачу. Вообще, впечатление от камеры сложилось в целом весьма положительное, а небольшие недостатки вполне можно списать на принадлежность этой модели к любительскому классу.

Камера соединяется с ПК посредством интерфейса USB 1.1. Стоимость FinePix 3800 на момент выхода журнала — около $500.

CASIO QV-R3

По-моему, женский взгляд, остановившись на этой камере, не останавливался на других посторонних предметах. Не уверен, что компания CASIO задумывала R3 именно как дамский, однако впечатление складывается именно такое. Тому есть две причины — чрезвычайно компактное исполнение (размер R3 не превышает пачки сигарет — разве что чуть-чуть потолще) безо всяких выступающих частей: идеальный вариант для сумочки; а также стильный металлический корпус, ласкающий придирчивый женский взгляд.

За любое нестандартное свойство приходится платить: хотя расположение элементов управления тоже весьма продумано, управляться с такой малюткой одной рукой весьма затруднительным. Тем более, мужской. Уже успев привыкнуть, что, держа FinePix 3800 пальцы можно располагать как угодно, у R3 я моментально заляпал папиллярными узорами весь дисплей и частично видоискатель. Лишь приноровившись придерживать камеру большим и указательным пальцами левой руки за верх и низ, я смог продолжить исследования.

При поверхностном осмотре выяснилось: CASIO в новой линейке компактных камер стала использовать объектив от Pentax(!) с фокусным расстоянием 7.6–22.8 мм (максимальный размер кадра — 2304х1712 пикселов). Кстати, одна из фирменных «фишек» CASIO это то, что в R3 можно менять используемую площадь матрицы — размер кадра можно задать равным 2240х1680 пикселов, и это не простое уменьшение разрешения, а запись того же кадра, но с меньшей площадью. Несмотря на компактность, элементов управления заметно больше, чем у 3800: кнопка спуска, совмещенная с двухпозиционным переключателем, + кнопка включения/выключения камеры на верхней части; на задней панели — кнопки: управления таймером (задает фиксированное время спуска затвора), переключения режимов вспышки и переключения режимов макро/бесконечность/ручная фокусировка. Колесико на задней панели служит для выбора режимов камеры, чуть ниже слева находится четырехпозиционный джойстик. Ко всему этому добавим еще три кнопки: вызов меню, включение LCD-дисплея, режима «превью» и получим великолепно запутанный набор.

Большее количество элементов управления обусловлено широкими возможностями камеры. Хотя отнести ее к разряду полупрофессиональных было бы не совсем корректно, однако дотошных любителей она не разочарует точно. Это наиболее функциональная камера из трех моделей. Давайте пробежимся по очень объемному меню и выделим главное.

Первое, на что хочется обратить внимание — возможность перевода камеры в полностью ручной режим съемки. Вы самостоятельно устанавливаете значения выдержки и диафрагмы, баланс белого (помимо 4 пресетов есть режим Manual!), чувствительность (100, 200, Auto), фокусировку (от 32 см до бесконечности) и замер экспозиции. Для компактной камеры такой солидный набор впечатляет. Идем далее: из общих настроек отмечаем возможность регулировки резкости кадра, цветового баланса (saturation), контрастности, силы вспышки. К услугам тех, кто доверяет автоматике, есть довольно большое количество программных пресетов съемки.

Конечно, уместить в такую коробочку батарейный отсек невозможно — поэтому питается камера от Li-Ion аккумулятора емкостью 1000 мАч (зарядное устройство прилагается). В качестве носителя R3 использует SD Сard, а с компьютером общается, конечно же, по USB 1.1. Розничная стоимость камеры составляет примерно $500.

Трудно описать впечатления от полученных снимков, не имея возможности таковые продемонстрировать — все равно, что пытаться передать в красках закат на море тому, кто на море никогда не был. Однако здесь (я надеюсь!) мне поможет г-н Главный Фотограф, который по счастливой случайности как раз за две недели до этого делал подробный смотр именно такой камере. Впечатления у него были весьма положительные.

Toshiba PDR-3300

Если быть совсем уж честным, поначалу в этой камере меня удивила и привлекла очень агрессивная для трехмегапикселной матрицы цена. Но, познакомившись с ней поближе, я понял, цена — далеко не единственное ее достоинство. О дизайне камеры можно спорить, но многие из мужской части коллектива сочли ее по-своему красивой, несмотря на внешнее сходство с недорогой аналоговой «мыльницей». Женскую часть, очевидно, отпугивал «радикальный черный цвет».

Камера оснащена объективом от Canon (фокусное расстояние от 7.25 до 20.3 мм), оптическим видоискателем и LCD-экраном. Что касается удобства захвата и удержания — с этим у PDR 3300 все в порядке. Количество элементов управления практически идентично R3, колесико переключения режимов камеры расположено на верхней части, там же — кнопка включения и рычажок, открывающий крышку объектива. Трехкратный оптический зум осуществляется при помощи двухпозиционной клавиши на задней части, где находятся и кнопки вызова меню, управления вспышкой, таймера, включения дисплея и пр. А также и традиционный джойстик.

Камера питается от 4-х элементов типа AA (батарейный отсек расположен в нижней части корпуса). В качестве носителя — карты SD. Это не самый дешевый вариант, но, учитывая цену самой камеры, смириться с этим можно. В комплекте поставляется карта объемом 8 Мбайт. Интересная мелочь — камера укомплектована миниатюрным ИК-пультом дистанционного управления с одной кнопкой, единственная функция которой — обеспечить срабатывание затвора.

Как уже упоминалось, выбор режимов работы камеры происходит при помощи колесика, а установка параметров самого режима — из меню. Выбрав режим полной автоматики, вы устанавливаете корректирующие параметры, например: портрет, пейзаж, спорт, ночная съемка. Камера также снимает и в ручном режиме, при заданных значениях выдержки и диафрагмы. Как и в предыдущей модели, можно посмотреть гистограмму яркости в реальном времени.
Камера имеет автоматическую и ручную фокусировку. У ручной — три значения: 1 м / 3 м / бесконечность. При макросъемке приходится перемещать камеру. Конечно же, можно устанавливать баланс белого (5 режимов+Auto), менять замер экспозиции и менять чувствительность (100, 200 и 400).

Настройки параметров самой камеры во многом традиционны и не заслуживают подробного обсуждения. Отметим только наличие режима съемки видеороликов (без звука), но это все тот же невостребованный бонус.

К сожалению, времени, чтобы сделать все снимки, которые хотелось, мне не хватило. Не хочу показаться предвзятым, но мне показалось, что лучше всего камере удаются пейзажы. Однако это не значит, что я не смог сделать соответствующие выводы. Несмотря на явное отставание по цене, по качеству PDR-3300 можно смело ставить на одну ступеньку с двумя конкурентами. В общем — хорошо!

Быстро, быстро выводы! Нет обзоров без выводов… Минуточку, дайте подумать… Вывод! FinePix 3800 рекомендуется тем, кто хочет получать качественные снимки, а не задумываться, что такое выдержка, диафрагма, баланс белого и прочая чушь. В 95 процентах случаев эта камера отщелкает ему все на полной автоматике без сучка и задоринки. QV-R4 — в полном смысле слова имиджевая камера: предоставляет пользователю широкие возможности настройки, обладая вместе с этим стильностью и компактностью. Наконец, PDR-3300 — прекрасный выбор для тех, кто готов учиться снимать, но не готов платить круглую сумму за полупрофессиональный аппарат.

Ну а коли вы, уважаемые читатели, не соотнесли себя ни с одной из придуманных категорий, сделайте так, как велел мне и вам Главный Фотограф. Это и покупайте.

По материалам журнала «Домашний компьютер».


  1. Он же, по совместительсту :-), главный редактор ИД «Компьютерра» Евгений Козловский. [вернуться]