Фото, видео и аудио
25 октября 2005, 00:33

Классика жанра. Обзор стереопары JetBalance JB-362

«Очередная модификация-реинкарнация SOLO-1/2!» – воскликнете вы и… не угадаете. За внешним сходством кроется принципиально иной тип акустического оформления со всеми вытекающими последствиями, включая себестоимость изделия. А цена его в московской рознице плавает от ~70 до 80 USD.

«Очередная модификация-реинкарнация SOLO-1/2!» – воскликнете вы и… не угадаете. За внешним сходством кроется принципиально иной тип акустического оформления со всеми вытекающими последствиями, включая себестоимость изделия. А цена его в московской рознице плавает от ~70 до 80 USD.

JB362 1

Ничего лишнего

Упаковка и спецификация

Коробка JetBalance, как всегда, выглядит подарочной. Дизайн запоминающийся, но не аляпистый.

Размер одной колонки – 175 (Ш) х 300 (В) х 254 (Г) мм.

Выходная мощность (RMS): 2 х 30 Вт. Полоса частот: 45..20000 Гц. Вес: 10.5 кГ. Магнитное экранирование.

Технические решения

Без хороших, доброкачественных динамиков получить приличное звучание крайне сложно, почти невозможно. Бывают исключения, но просто счастливое совпадение. В модели JB-362 использован чрезвычайно интересный твитер. Внешне он очень сильно напоминает «пищалку» флагманской JB-381 (см. обзор «Второй шаг к Hi-Fi: сравнительный тест стереопар стоимостью более $60»). Куполообразная мембрана выполнена из легчайшего тканевого материала (если присмотреться, даже видна структура-ячейка сплетений) с какой то хитрой полупрозрачной пропиткой, чуть ли не «заливкой». Она полностью покрывает тканевую основу тонким слоем и придает диффузору характерный блеск. Ну, блеск в этом деле – не главное, а вот приобретенная в результате определенная жесткость-упругость архи важна. Иначе твитер не будет способен эффективно излучать самые высокие частоты, не говоря уже про ультразвуковые составляющие.

Форматы высококачественного звука 21-го века DVD-audio и SCAD подразумевают расширение рабочего диапазона частот до 96..100 кГц. Фактически это глубокий ультразвук (далее УЗ). Как известно, среднестатистический человек не воспринимает чистый (одиночный) тон выше 20 кГц. Позволю напомнить, сия частота выбрана граничной между слышимым звуком и ультразвуком. Некоторые люди в молодости четко слышат тон на 22 кГц, но через пару десятков лет и у них слух опускается до 14..16 кГц. Так зачем нам с вами ультразвук? Небось, не бесплатно раздавать будут. Установлено, что чистых тонов одиночной частоты в природе не существует. Любой самый простейший звук состоит из основного тона и ряда высокочастотных гармоник (со значимой амплитудой, как правило, до 50 кГц). Именно эти гармоники делают звук красивым и живым. Недавно выяснили, что ультразвуковые составляющие сигнала, являясь не слышимыми, стимулируют восприятие слышимых частот (при условии одновременного излучениях и тех и других), т.е. оживляют звук, делают его реальным, натуралистичным. Правда, следует отдавать себе отчет, если звуковой сигнал до 20 кГц записан кое-как, то никакой ультразвук не спасет. Далеко не все звуки музыкальных инструментов содержат значимые УЗ составляющие. Наиболее богаты полезным ультразвуком металлические «первоисточники»: треугольники, ксилофоны, органы, некоторые тарелки ударных и т.п. Например, огромный турецкий деревянно-кожаный барабан, как по нему ни лупи, не излучает ультразвука вовсе, зато генерирует супер низкие (так называемые инфразвуковые, то бишь до 16 Гц) частоты. К сожалению, музыкальных записей, сделанных в расширенном диапазоне воспроизводимых частот (хотя бы до 48 кГц), пока очень мало. Большинство ныне выпущенных DVD-audio и SACD дисков содержат популярные старые записи, выполненные на аппаратуре ограниченной жалкими 16..20 кГц. Никакой ремастеринг, даже самый высоко профессиональный, не способен полностью восстановить те частные составляющие реального сигнала, которые изначально не записались!!! В ближайшей перспективе, допускаю, изобретут некий УЗ восстановитель, но это будет частичная реанимация в принципе, к тому же весьма искусственная (вроде бумажных цветов). К счастью, многие новые записи делаются на продвинутой аналого-цифровой аппаратуре с расширенным диапазоном рабочих частот (либо в формате DSD до ~100 кГц, либо в PCM до 96 кГц). Вовсю используются специальные микрофоны (до 50..100 кГц) и соответствующие предусилители сигнала. Тенденция ширится ускоренными темпами, и обратной дороги нет. Без всякого сомнения, Мр3 и прочий сжатый звук станет уделом исключительно портативной техники. CD аудио диски потихоньку сойдут на нет, уступив место новым стандартам качественного звука. Так что, покупая акустику, способную излучать УЗ (хотя бы до 35..40 кГц), вы вкладываете деньги в звук 21-го века.

J362 2

ВЧ динамик JB-362

Динамик, отвечающий за средние и низкие частоты, у JetBalance-362 подстать только что рассмотренному твитеру. Оригинальная, высоко технологичная конструкция. Гибкий подвес с длинным ходом диффузора из целлюлозы обеспечит хорошее озвучивание баса. Грамотная форма и материал диффузора гарантируют «кристальные» средние частоты. Какова резонансная частота и добротность динамика официально не указывается.

JB362 3

НЧ/СЧ динамик

Второй важнейший компонент качественного звука –– это корпус, или, выражаясь терминологией акустиков, ящик. Хороший корпус не резонирует, не дребезжит, не искажает воспроизводимый звук, не только обеспечивая требуемый бас, но и разрушая средние частоты. Ящик JB-362 сделан на совесть. Солидные боковины, отделанные под натуральное дерево, покрыты лаком и отполированы. Сам корпус заглушен изнутри демпфирующим материалом. Судя по соотношению сторон и глубины, размеры ящика брались не с потолка. Тут все отлично.

Третий компонент – усилитель. У JB-362 он встроен в одну из колонок. По поводу «паспортной» мощности и нелинейных искажений распространяться не буду: прослушивание покажет. Для закрытого акустического оформления крайне важно оптимальное сочетание параметров басового динамика и усилителя (чувствительность системы всяко подсядет, без порта фазоинвертора то). Насколько успешно удалось решить данную классическую задачу – узнаем в ближайшее время.

Регулировки выведены на заднюю панель. Решение, безусловно, бюджетное. Зато надежное и без фокусов.

JB362 4

Регулировки громкости, тембра ВЧ и НЧ, плюс два входа

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

JB362 5

Измерения

АЧХ снималась в ближнем поле. Наблюдаемый холмик на 1.5 кГц с овражками по обе стороны, возможно, вызван измерениями АЧХ в полевых условиях (одна колонка устанавливалась на другую).

Выше пищалки правой и левой колонок работают далеко не в фазе. Поскольку одну колонку «припахать» без сестренки не представляется возможным (разве что разверщнуть последнюю на 180 градусов, укрыть ватным одеялом и т.п.), то измерительный микрофон безжалостно фиксирует «аннигиляцию» ВЧ компонент, включая ультразвуковые. Подобный казус свойственен многим активным акустическим системам, стоимость которых минимизирована. Обнадеживает лишь то, что человек слышит двумя ушами и противофаза компенсируется интегрированием как в пространстве, так и огибающей сверх высоких частот. В общем, АЧХ одиночной колонки JB-362 на частотах от 3 кГц и выше выглядит многообещающе.

Измеренная АЧХ свидетельствует о наличии 70 Гц достаточно эффективных низов (хороший показатель для акустического оформления «закрытый ящик»).

JB362 7 resize

АЧХ при мин и макс настройках ВЧ и НЧ тембра

JB362 8 resize

Оценка АЧХ

Оценка АЧХ методом белого шума позволяет утверждать об эффективном излучении УЗ вплоть до 35 кГц.

Направленность уникально не выражена. Площадь пространства «сладких» стерео эффектов обещает быть обширной.

Экспертное прослушивание

Источники звука:

  • Ноутбук со встроенным АС97 кодеком ALC 655 и, дополнительно, музыкальной PCMCIA (Type II) картой Echo I/O
  • Мр3 плеер

В качестве «референсных» устройств использовались:

  • Студийные наушники Sennheiser 265 Linear (150 Ом)
  • Мониторные Hi-Fi наушники Denon 500 AH G-500 (28 Ом)

Референсная акустическая система:

  • Активная стерео пара JetBalance JB-381 (одна из лучших не только в мультимедиа, единственный минусик – мягковатые высокие частоты)

obon

Исполнитель: Hiroshima (www.hiroshimamusic.com). Альбом: Obon. Год выхода: 2005. Лейбл: Heads Up International (www.headsup.com) – подразделение во многом аудиофильской Telarc. Софт-джаз, похоже, в последнее время пошел в народ. Популярность этого жанра растет как на дрожжах. Японский сикстет под названием Хирошима, возглавляемый четой Курамото, не новичок на поприще как облегченного (в смысле восприятия) джаза, так и продвинутого этно-джаза. У Хирошимы как коллектива 25 лет за спиной – не шутка. 13-й студийный альбом, 16-й номерной. Предыдущий – Bridge – издали даже на многоканальном SACD диске.

В музыке Хирошимы сквозит японская собранность и еще что-то мудро восточное, что для нас, полу европейцев (полу монголо-татар?) навсегда останется загадкой. Напрашивается ассоциация: якудза сначала духовно возвышенно созерцает цветущую сакуру, а потом безжалостно, без тени сомнения, столь же возвышенно рубит головы врагам. Вопреки ожиданиям японский фольклор на данном диске если и присутствует, то в виде ненавязчивых ноток, да и то лишь на отдельных композициях. За основу взят интернациональный smooth-джаз (в отличие от стиля нью-эйдж, ставка делается на мелодию, а не на импровизацию-http://jazz.ru/books/history/17.htm), дальше понеслась душа в рай. В результате: множество интересных находок и прочих вкусностей. Музыка отлично подойдет не только для японского ресторана. Кстати, кусочки композиций альбома можно качнуть в Мр3 (битрейт низкий) с вышеупомянутого официального сайта Хирошимы. Качество записи. Влияние Telarc настолько очевидно, что в качестве звука можно не сомневаться. Оно на должной высоте. Причем стерео эффекты закручены преимущественно на сдвиге фазы, но и классическое увеличение амплитуды сигнала а разных каналах используется на полную. Владельцам многоканальной акустики и современных ресиверов советую задействовать режим Dolby Pro Music: тогда окружение звуком впечатлит не на шутку. Примечательно, что сей альбомчик вовсю штампуется «а-ля в Болгарии» и найти его за смешные деньги на просторах России вполне реально. Во как! Даже пиратам не чуждо чувство прекрасного.

В отличие от флагманской JB-381, у испытуемой JB-362 запас по регулировке ВЧ – тембра более чем достаточный. Будьте внимательны, по привычке не выкручивайте сразу на максимум. Рекомендуется подстроить под свой слух, поварьировав между «12 и 15 часами».

Колонки прослушивались на стерео базе в 1.5 метра, по сути, в ближнем поле. Уровень громкости изначально выставлялся на половину. Признаюсь, на 16 битных записях классической музыки (выполненных без компрессии) уровень громкости приходилось поднимать.

Микро и макро динамика у JB-362 до удачных «хай-файных» образцов все-таки не дотягивает. Проигрыш в этом плане референсной JB-381 есть, но его заметит далеко не каждый слухач.

К полифонии претензий не возникло. Музыкальность на очень хорошем уровне. Атака импульсных звуков отрабатывается без размазывания (свойственного закрытому ящику), но при условии невысокой громкости. Вообще, при некоторой критической громкости отдача на басах начинает падать по отношению к средним частотам.

Из опыта эксплуатации. Если кабель подключаемой колонки по какой либо причине отсоединить, то акустическая система «играть» не будет ни за какие коврижки, так как автоматическая защита вырубит встроенный усилитель JB-362. Очевидно, это сделано, чтобы данный усилитель не «полетел» на понизившейся вдвое (суммарной по каналам) нагрузке. Посему если вдруг JB-362 замолчит – в первую очередь проверьте пассивной колонки-сестренки: вероятно из пружинных зажимов вышла жила акустического кабеля.

Следует отметить отличную сфазированность вплоть до ~7 кГц. Следовательно, стерео эффекты во всей красе гарантированы.

В исполнении JB-362 убедительно, без плеска дождя прозвучала тестовая запись аплодисментов. А этот тест проходят далеко не все колонки, даже весьма недешевые.

Рационализаторское предложение

Думаю, имеет смысл сделать три модификации данной модели. Первую оставить в прежнем виде (возможно добавив лишь проводной пультик управления, чтобы подключаться напрямую к DVD плееру), во второй увеличить мощность усилителя, в третьей помимо всяких там аудио «кондёров» еще и реализовать дистанционный пульт на инфракрасных лучах. Разумеется, цена будет довольно сильно различаться. Первой модификации желательно замереть до отметки 80 USD. Третья может зашкалить за 150 USD – её выпускать небольшим тиражом, для самых требовательных гурманов стерео звука. Поскольку Hi-Fi стерео усилитель и пара пассивных колонок опустошит бюджет как минимум на 500 USD, а стоваттная мощность в обычно домашних условиях практически не будет востребована, то выигрыш очевиден.

Заключение

Очень интересная модель, единственная на рынке HiFi – мультимедиа активных стерео пар (напомню, тип CLOSED BOX, без какого либо порта фазоинвертора). Низкочастотное бубнение и гудение отсутствуют напрочь (бас собран, но до заявленных 45 Гц не дотягивает).

Почти «DVD-audio READY». Остается подразогнать макродинамику и будет полная боевая готовность. Далеко не все захотят загромождать свое жилье многоканальной акустикой, поэтому спрос на недорогое и добротное стерео останется актуальным и в эпоху повального DVD.

Итак, протестированная активная стерео JetBalance 362 рекомендуется в первую очередь ценителям классической музыки и легкого джаза. А так же всем меломанам, коим жирная, шальная, акцентированная и прочая искусственная басовитость не главное.

JetBalance JB-362
ПлюсыМинусы
Отлично прорабатываются средние и высокие частотыБас на высокой громкости «запирается»
Воспроизведение высокочастотных компонент вплоть до 35 кГц!!!Реальная выходная мощность ниже заявленной «электрической» из-за пониженной чувствительности акустической системы
Большой запас по регулировке ВЧ тембра
Сфазированы в широкой полосе частот
Чисто аналоговое усиление
Лакированные боковины под дорогое дерево
Воспроизведение высокочастотных компонент вплоть до 35 кГц!!!
Большой запас по регулировке ВЧ тембра
Сфазированы в широкой полосе частот
Чисто аналоговое усиление
Лакированные боковины под дорогое дерево
Автор: V_A_N

Комментарии

Загрузка...
Самое читаемое
Загрузка...