Опубликовано 13 октября 2008, 00:15

Тест экранов для проекторов, или Место для грёз

С тех пор как прекрасная танцовщица Диана из фильма «Человек с бульвара Капуцинов» пожертвовала свои роскошные белоснежные косы на то, чтобы соткать полотно для киноэкрана, технологии значительно шагнули вперёд. Теперь любителям синематографа не нужно ткать белые простыни для «грёз наяву» самим.
Тест экранов для проекторов, или Место для грёз

Когда речь идёт о домашнем кинотеатре с проектором, основное внимание уделяется, разумеется, проектору. Затем обычно речь идёт про источник сигнала, про акустику (часто сначала обсуждается акустика, а потом проектор). И практически всегда выбор экрана откладывается на потом.

И казалось бы, в чём проблема? Ведь экран – наименее затратная статья расходов. Опять таки и поменять его можно, если предыдущий не понравился, – ведь так?

Да, можно и так. Однако продуманное и осуществлённое решение, как правило, обладает лучшей функциональностью, чем осуществлённое, а потом доработанное. Не говоря уж об издержках.

Итак, займёмся вплотную экранами. Экран – вещь громоздкая, сравнивать экраны между собой – задача не из простых. Техническую базу для данного обзора нам предоставила компания «СТС-Капитал». В офисе компании построена двухобъёмная демонстрационная комната, где желающие могут ознакомиться с образцами экранов Draper, различных проекторов и акустики.

Демонстрационная комната компании «СТС-Капитал»

Демонстрационная комната компании «СТС-Капитал»

Демонстрационная комната компании «СТС-Капитал»

Демонстрационная комната компании «СТС-Капитал»

Стойка с проекторами, сменные экраны, набор различной акустики – есть все возможности для выбора нужных компонентов домашнего кинотеатра

Стойка с проекторами, сменные экраны, набор различной акустики – есть все возможности для выбора нужных компонентов домашнего кинотеатра

Стойка с проекторами, сменные экраны, набор различной акустики – есть все возможности для выбора нужных компонентов домашнего кинотеатра

Стойка с проекторами, сменные экраны, набор различной акустики – есть все возможности для выбора нужных компонентов домашнего кинотеатра

Всякий экран состоит из светоотражающей поверхности и конструкции , которая её обрамляет и держит. Поэтому данная статья будет поделена на две части. В первой речь пойдёт о разных поверхностях, а во второй – о различных конструктивных исполнениях.

Светоотражающие поверхности

Основу светоотражающей поверхности экрана составляет, как и 100 лет назад, полотно. Тканое либо нетканое. Виниловое, текстильное, армированное стекловолокном либо лавсаном или даже кевларом. (Кевларовые экраны выпускаются для учебных классов силовых спецподразделений.)

На полотно наносится светоотражающий слой. И вот тут изобретатели постарались. Слой сей может обладать различными свойствами, главное из которых – коэффициент отражения. Так вот для некоторых поверхностей он больше 1, то есть мы должны говорить о коэффициенте усиления. А в некоторых экранах коэффициент отражения равен 0,8 или даже меньше. Почему? Да потому что экраны предназначены для работы в разных условиях освещённости. Наши глаза воспринимают не абсолютные яркости, а относительные, то есть перепады между самым светлым и самым тёмным участками изображения. Однако, делая экран более светлым или более тёмным, мы можем сдвинуть этот диапазон.

На примере продукции фирмы Draper, которая выпускает экраны с полотнами всех типов, мы рассмотрим целесообразность применения того или иного экрана в домашнем кинотеатре.

Fiberglass Matt White

Самый простой, но не значит – самый примитивный, тип полотна – Fiberglass Matt White. Это матовая белая поверхность из винила. Наносится виниловое покрытие на ткань из стекловолокна. Стекловолокно удобно тем, что не вытягивается под собственным весом и не деформируется в результате нагрева лучами проектора либо (что намного важнее) солнца.

Коэффициент отражения этой поверхности практически равен единице. Это значит, что при полном затемнении комнаты вы будете наблюдать картинку с проектора на экране без каких-либо искажений. Экраны с такой поверхностью можно использовать везде. Только помните, что яркость и насыщенность изображения напрямую будет зависеть от качества затемнения в помещении и отсутствия засветки.

Сие полотно можно оформить в любой конструктив. Хоть в постоянно натянутом экране, хоть в переносном, который сворачивается, – поверхность MW себя покажет с хорошей стороны. Подобные полотна выпускаются практически всеми производителями экранов. Draper гарантирует устойчивость поверхности к плесени, что немаловажно в загородном коттедже или даже в городской квартире при сыром климате. Кроме того, поверхность MW можно мыть, а также стирать с неё пыль.

Поверхность MW при полном затемнении даёт замечательные естественные цвета

Поверхность MW при полном затемнении даёт замечательные естественные цвета

Поверхность MW при полном затемнении даёт замечательные естественные цвета

Поверхность MW при полном затемнении даёт замечательные естественные цвета

При неполном затемнении изображение на MW достаточно блёклое

При неполном затемнении изображение на MW достаточно блёклое

При неполном затемнении изображение на MW достаточно блёклое

При неполном затемнении изображение на MW достаточно блёклое

Поверхность MW при полном затемнении

Поверхность MW при полном затемнении

Поверхность MW при полном затемнении

Поверхность MW при полном затемнении

Поверхность MW при неполном затемнении

Поверхность MW при неполном затемнении

Поверхность MW при неполном затемнении

Поверхность MW при неполном затемнении

M1300

Это матово-белая рассеивающая поверхность. Однако она обладает и усиливающими яркость изображения свойствами! Коэффициент отражения вдоль оптической оси составляет 1,3. Эту поверхность можно мыть. Производитель рекомендует использовать её в помещениях, где освещение можно регулировать.

M1300 отражает большее количество света, чем MW. И диапазон воспроизводимых яркостей у данного полотна пошире, особенно в светлой части. На практике это приводит к тому, что при полном затемнении самые светлые части изображения начинают блестеть. А вот если затемнение не полное, картинка смотрится очень ярко. Контраст в деталях при правильной регулировке проектора тоже очень хорош. Правда, я бы рекомендовал при использовании данного полотна в затемнённых помещениях немножко снижать контрастность – уж очень яркие, vivid цвета получаются при использовании современных ярких и высококонтрастных проекторов.

Поверхность M1300 >при полном затемнении даёт сочные, яркие цвета!

Поверхность M1300 при полном затемнении даёт сочные, яркие цвета!

Поверхность M1300 >при полном затемнении даёт сочные, яркие цвета!

Поверхность M1300 при полном затемнении даёт сочные, яркие цвета!

При неполном затемнении цвета на M1300 несколько блекнут, но не настолько, как на MW

При неполном затемнении цвета на M1300 несколько блекнут, но не настолько, как на MW

При неполном затемнении цвета на M1300 несколько блекнут, но не настолько, как на MW

При неполном затемнении цвета на M1300 несколько блекнут, но не настолько, как на MW

Поверхность M1300 при полном затемнении

Поверхность M1300 при полном затемнении

Поверхность M1300 при полном затемнении

Поверхность M1300 при полном затемнении

Поверхность M1300 при неполном затемнении

Поверхность M1300 при неполном затемнении

Поверхность M1300 при неполном затемнении

Поверхность M1300 при неполном затемнении

High Contrast Grey (HCG)

Глаз воспринимает не абсолютный диапазон яркостей, а перепад между наиболее ярким и наиболее тёмным участками изображения. Кстати, этим пользуются изготовители проекторов для увеличения контраста в деталях. Речь идёт о технологии изменяющейся диафрагмы. Во время проецирования диафрагма проектора открывается обратно пропорционально количеству света в кадре. То есть если кадр тёмный, то проектор его подсветляет, если светлый – чуть затеняет. Таким образом, контраст в деталях растёт.

Но вернёмся к экранам.

Беда всех белых поверхностей – серый цвет вместо чёрного при неполном затемнении помещения.

Для того чтобы углубить тёмные тона изображения, были сконструированы поверхности серого цвета. Задача не из простых – нужно добиться того, чтобы паразитная засветка поглощалась полотном, а свет от проектора отражался к зрителю. Выход был найден в комбинации серого поглощающего пигмента и отражающих микроэлементов на основе стекла или алюминиевой пудры.

На таком экране изображение смотрится очень контрастно. В особенности такие поверхности можно рекомендовать владельцам проекторов с высокой яркостью.

Поверхность High Contrast Grey. При полном затемнении комнаты кадр всё-таки темноват

Поверхность High Contrast Grey. При полном затемнении комнаты кадр всё-таки темноват

Поверхность High Contrast Grey. При полном затемнении комнаты кадр всё-таки темноват

Поверхность High Contrast Grey. При полном затемнении комнаты кадр всё-таки темноват

Поверхность High Contrast Grey. При частичном затемнении комнаты кадр по характеристикам приближается к кадру на поверхности MW при полном затемнении

Поверхность High Contrast Grey. При частичном затемнении комнаты кадр по характеристикам приближается к кадру на поверхности MW при полном затемнении

Поверхность High Contrast Grey. При частичном затемнении комнаты кадр по характеристикам приближается к кадру на поверхности MW при полном затемнении

Поверхность High Contrast Grey. При частичном затемнении комнаты кадр по характеристикам приближается к кадру на поверхности MW при полном затемнении

Поверхность High Contrast Grey. Полное затемнение. Обратите внимание на отбойник поезда. Деталей не видно

Поверхность High Contrast Grey. Полное затемнение. Обратите внимание на отбойник поезда. Деталей не видно

Поверхность High Contrast Grey. Полное затемнение. Обратите внимание на отбойник поезда. Деталей не видно

Поверхность High Contrast Grey. Полное затемнение. Обратите внимание на отбойник поезда. Деталей не видно

Поверхность High Contrast Grey. Полное затемнение. На отбойнике поезда заметны детали

Поверхность High Contrast Grey. Полное затемнение. На отбойнике поезда заметны детали

Поверхность High Contrast Grey. Полное затемнение. На отбойнике поезда заметны детали

Поверхность High Contrast Grey. Полное затемнение. На отбойнике поезда заметны детали

Glass Beaded (GB)

Следующий класс поверхностей, который был весьма актуален в те не столь давние времена, когда проектор с потоком 600 лм считался очень хорошим приобретением.

Ведь яркое, насыщенное изображение хотелось получить и тогда, а сделать это с помощью проектора не представлялось возможным. Стоило попытаться сконструировать какой-нибудь суперэкран. И такие экраны были сконструированы. Поверхность, покрытая мелкими стеклянными светоотражающими элементами, принесла хорошие результаты.

Светоотражающие элементы возвращают зрителю в 2-3 раза больше света, чем это делает матовая поверхность. Правда, существенно снижается эффективный угол обзора экрана. Однако для домашнего кинотеатра с его небольшим количеством зрителей это недостатком не является.

А вот стоимость изготовления такого полотна очень высока. Мелкие сферические элементы должны быть надёжно закреплены. А если вдруг на полотне образуется какая-либо минимальная складочка – изображение в данном месте будет безнадёжно испорчено. Сворачивать такое полотно в трубочку многие фирмы не рекомендуют. Draper такого запрета не налагает, однако запрещает чистку и мытьё данной поверхности.

За счёт того что светоотражающие элементы возвращают свет обратно к источнику, проектор нужно устанавливать не на потолке или внизу, а близко к уровню глаз зрителей.

В общем, игрушка дорогая, но когда световой поток проектора мал – альтернатив не имеющая.

В линейке продукции Draper такая поверхность носит название Glass Beaded (GB). Сейчас, в связи с тем что проекторы с яркостью менее 1000 лм уходят в прошлое, Draper изготавливает экраны с полотном GB только под заказ.

Cineflex

Ещё один класс полотен, который заслуживает отдельного упоминания, но вряд ли будет использоваться в домашнем кинотеатре. Это полотна для экранов обратной проекции. То есть зрители и проектор находятся по разные стороны экрана. Понятно, что для такого размещения проектора и зрителей нужны большие помещения. В частности, экраны с обратной проекцией используют на выставках, для рекламы в торговых центрах и даже на открытом пространстве. В продукции Draper это поверхность Cineflex. Поскольку применение экранов с обратной проекцией не рассчитано на затемнённые помещения, цвет полотна нейтрально-серый. Это помогает сделать цвета визуально более насыщенными.

А тем более Cineflex обладает коэффициентом усиления 2,3. Правда, расплачиваться за это приходится сужением угла обзора изображения. Но результат всё равно впечатляет. Изображение на такой поверхности получается и ярким, и контрастным – даже на свету.

Если экран предназначен для затемнённой комнаты – бархатная рамка, абсолютно чёрная в темноте, позволит настроить изображение так, чтобы чёрный был чёрным, а не серым.

В линейке продукции Draper есть такие полотна, как AT1200 и AT Grey. По своим отражающим свойствам они похожи на MW. Интересными для нас их делает способность пропускать звук. То есть центральную колонку можно разместить непосредственно за экраном, для большей реалистичности диалогов!

Два монстра вместе, или Что будет, если поставить проектор с большим световым потоком совместно с экраном, который даёт большой коэффициент усиления.

Увы, побочные эффекты заслоняют преимущества подобного сочетания. Рассмотрим две нижеследующие картинки. Верхняя – результат проекции на поверхность MW, нижняя – на M1300. Проектор даёт световой поток 1200ANSI. Обратите внимание на поверхность воды под ногами лошадей на нижней картинке. Она явно высветлена по сравнению с остальным изображением.

А происходит это потому, что поверхность M1300 сильнее отражает засветку от проектора, чем поверхность MW. Было бы вместо экрана зеркало, мы на этом месте увидели бы линзу проектора.

И если засветка заметна при сочетании 1200ANSI и полотна с усилением 1,3 – то представляете себе, какого эффекта мы добьёмся при сочетании 1600ANSI и полотна GB с коэффициентом 2,5?

Поверхность MW

Поверхность MW

Поверхность MW

Поверхность MW

Поверхность M1300. Заметен блик около ног лошадей, вода в данном месте пересвечена

Поверхность M1300. Заметен блик около ног лошадей, вода в данном месте пересвечена

Поверхность M1300. Заметен блик около ног лошадей, вода в данном месте пересвечена

Поверхность M1300. Заметен блик около ног лошадей, вода в данном месте пересвечена

Так что, повторюсь, не стоит гнаться за цифрами показателей. Стоит реально оценивать связку «проектор-экран» по её возможностям и вашим предпочтениям.

Конструктивы

Однако мало разработать поверхность. Надо ещё и преподнести плоскость экрана зрителю. А для этого необходимо растянуть полотно.

Экраны постоянного натяжения

Вроде бы самая простая конструкция экрана. Есть рама, на которую натянуто полотно.

Рама может изготавливаться из металла, пластика, дерева. Способы крепления полотна тоже могут отличаться.

Экраны на раме хороши тем, что полотно на них практически идеально ровное, что самым позитивным образом отражается на качестве изображения.

Основное неудобство – это размеры. Натяжной экран большой. Если вы киноман и испытываете восторг по поводу того, что одна стена в комнате постоянно занята белым полотном, то можно остановить выбор на экране постоянного натяжения. Но, повторяем, это в том случае, если вас и ваших домашних не раздражает большая белая поверхность. Ну а если у вас есть специальная кинотеатральная комната, тогда экран постоянного натяжения – ваш выбор.

Экран постоянного натяжения Clarion с рамкой из чёрного пластика. Может изготавливаться с применением всех видов отражающих поверхностей

Экран постоянного натяжения Clarion с рамкой из чёрного пластика. Может изготавливаться с применением всех видов отражающих поверхностей

Экран постоянного натяжения Clarion с рамкой из чёрного пластика. Может изготавливаться с применением всех видов отражающих поверхностей

Экран постоянного натяжения Clarion с рамкой из чёрного пластика. Может изготавливаться с применением всех видов отражающих поверхностей

Несмотря на громоздкость, экраны постоянного натяжения могут быть как настенными, так и передвижными – в виде «рамки на ножках». Такие передвижные экраны широко используются с полотном Cineflex, для показа изображения «на просвет». К примеру, на выставке так можно оформить свой павильон: сделать стену-экран и поместить сзади проектор для демонстрации нужного видеоматериала.

Экран постоянного натяжения Cineperm с рамкой из кожзаменителя. Производится с применением как отражающих поверхностей, так и AT1200, AT Grey, Cineflex

Экран постоянного натяжения Cineperm с рамкой из кожзаменителя. Производится с применением как отражающих поверхностей, так и AT1200, AT Grey, Cineflex

Экран постоянного натяжения Cineperm с рамкой из кожзаменителя. Производится с применением как отражающих поверхностей, так и AT1200, AT Grey, Cineflex

Экран постоянного натяжения Cineperm с рамкой из кожзаменителя. Производится с применением как отражающих поверхностей, так и AT1200, AT Grey, Cineflex

Экраны сворачиваемые

Могут быть прикреплены к стенке или потолку. Их стоит поделить по такому признаку.

  • Те, которые разматываются пользователем вручную. Это такие модели, как Luma, Star. Как правило, в корпус таких экранов встроен пружинный механизм, который позволяет смотать экран автоматически.
Экран VScreen

Экран VScreen

Экран VScreen

Экран VScreen

Экран Star

Экран Star

Экран Star

Экран Star

Экран Luma может изготавливаться с поверхностями Matt White, High Contrast Grey, Glass Beaded

Экран Luma может изготавливаться с поверхностями Matt White, High Contrast Grey, Glass Beaded

Экран Luma может изготавливаться с поверхностями Matt White, High Contrast Grey, Glass Beaded

Экран Luma может изготавливаться с поверхностями Matt White, High Contrast Grey, Glass Beaded

  • Моторизованные экраны

Ими можно управлять как с пульта, так, к примеру, и настенным выключателем.

Экран Baronet может изготавливаться с поверхностями Matt White, High Contrast Grey

Экран Baronet может изготавливаться с поверхностями Matt White, High Contrast Grey

Экран Baronet может изготавливаться с поверхностями Matt White, High Contrast Grey

Экран Baronet может изготавливаться с поверхностями Matt White, High Contrast Grey

Экраны Targa – серия большеразмерных экранов. Они могут изготавливаться с поверхностями Matt White, High Contrast Grey

Экраны Targa – серия большеразмерных экранов. Они могут изготавливаться с поверхностями Matt White, High Contrast Grey

Экраны Targa – серия большеразмерных экранов. Они могут изготавливаться с поверхностями Matt White, High Contrast Grey

Экраны Targa – серия большеразмерных экранов. Они могут изготавливаться с поверхностями Matt White, High Contrast Grey

Экраны Premier – серия экранов с системой дополнительного бокового натяжения. Боковые растяжки помогают сделать поверхность экрана более ровной. Экраны Premier могут изготавливаться с поверхностями M1300 и High Definition Grey

Экраны Premier – серия экранов с системой дополнительного бокового натяжения. Боковые растяжки помогают сделать поверхность экрана более ровной. Экраны Premier могут изготавливаться с поверхностями M1300 и High Definition Grey

Экраны Premier – серия экранов с системой дополнительного бокового натяжения. Боковые растяжки помогают сделать поверхность экрана более ровной. Экраны Premier могут изготавливаться с поверхностями M1300 и High Definition Grey

Экраны Premier – серия экранов с системой дополнительного бокового натяжения. Боковые растяжки помогают сделать поверхность экрана более ровной. Экраны Premier могут изготавливаться с поверхностями M1300 и High Definition Grey

Экраны переносные, с креплением на штативе

Для учебных, бизнес-целей, да и просто для разовых показов кино можно использовать переносные экраны. Как правило, они делаются с поверхностью MW или HCG и различаются размерами экрана и высотой штатива.

Портативные экраны

Портативные экраны

Портативные экраны

Портативные экраны

И напоследок: немаловажная деталь экрана – чёрные поля по краям. Если проецируемое изображение окаймляется чёрной рамкой, то глаз воспринимает его существенно лучше. А для этого надо заранее подобрать размеры экрана, чтобы при соответствующей дистанции проецирования, возможностей проектора по зумированию и коррекции искажений итоговое изображение хорошо вписывалось в экран. Правда, тут уж придётся изначально выбирать между форматом 4х3 и 16х9. А коль выбирать не хочется – так есть экран Access Multi View, у которого по бокам расположены отдельные чёрные шторки, позволяющие сузить экран и смотреть старые добрые фильмы.

Так что успехов вам в подборе компонентов для домашнего кинотеатра!