Опубликовано 18 марта 2002, 00:33

DVD в России: часть вторая

Особенности распростанения DVD-продукции в России. Часть вторая: проблема мультизональности, пиратство, способы защиты от копирования, исследование DVD-рынка в России.
DVD в России: часть вторая

Продолжение, начало читайте здесь:

Своя игра
«Три года назад проблема мультизонности стояла в России очень остро. И даже год назад она была актуальной: люди специально заказывали западные фильмы на дисках 1-й зоны. Но постепенно острота проблемы стала исчезать. Ассортимент дисков для 5-й зоны постоянно расширяется. Если год назад он составлял примерно 500 фильмов, то в этом году уже 700–800. Сейчас мало кто покупает диски 1-й зоны. Продавцы начали убеждать покупателей, что способность плейера воспроизводить диски 1-й зоны уже не принципиальна», — говорит Игорь Финогеев, руководитель отдела маркетинга видео и DVD представительства Sony в России. Но прав он только отчасти.

Действительно, уточняет другой источник, в нашей 5-й зоне вышло на сегодня около 700 фильмов. Отмечается даже скачок, произошедший около пяти месяцев назад, когда активизировались российские производители дисков DVD. С тех пор прирост в количестве фильмов для 5-й зоны составляет 50–60 штук ежемесячно против прежних 30–35. (Прогресс особенно впечатляет, если знаешь, что на Amazon.com представлено 23 тысячи наименований фильмов на DVD и VHS.) Кстати, выпуск картин, давно ставших классическими (например, «Крестный отец», «Однажды в Америке»), или видеоконцертов популярнейших групп (Scorpions, Kiss и др.) для 5-й зоны остается под большим вопросом. Иногда после выхода первого тиража права на фильм не удается продлить. Так произошло с «Меж ангелом и бесом», первая партия которого в 3000 штук разлетелась быстро.

Неприятный парадокс, в частности, для Sony в том, что популярность дисков 1-й зоны в первую очередь негативно отражается на самой корпорации. Ведь Sony не только поставщик DVD-плейеров, она еще владеет кинокомпанией Columbia Tristar. По словам Ольги Нечаевой, координатора Sony Pictures Entertainment в России, рынок дисков 1-й зоны отбирает у них 50% продаж. Кстати, опрос, проведенный в прошлом году на сайте www.video.ru, показал, что большинство владельцев домашних кинотеатров предпочитают покупать диски разных зон или мультизонные (см. врезку «Интернет-исследование dvd-рынка в России»).

Выбирая DVD-плейер, люди в первую очередь интересуются его мультизонностью, — признаются торговцы DVD-аппаратурой. — И если вы хотите что-то продать, этого нельзя не учитывать. Представитель одного из крупнейших торговых видеоцентров, беседуя с нами, был искренен (правда, попросил не называть его имени): «Плейер любого производителя приводится в состояние мультизонного путем взлома, а чаще — нажатием трех кнопок на пульте. Если плейер невозможно сделать мультизонным, он просто не появится в России. «Взламывают» плейеры обычно в сервис-центрах, включая авторизованные центры Sony. Эта операция стоит около 30 долларов. В крайнем случае, любой продавец подскажет вам, где это можно сделать, а то и предложит свои услуги. Мы продаем мультизонные плейеры неофициально, хотя производители не особо следят за этим. Кинокомпании — вот те следят, но ни о каких разборках я не слышал».

Мультизонные DVD-проигрыватели продают и в «М.Видео», и в «Техносиле», и в «Партии», и тем более на «Горбушке»1. И хотя в Sony утверждают, что «расшитый» проигрыватель автоматически лишается гарантийного обслуживания, на практике действует другая схема. Если вы по какой-то причине купили модель 5-й зоны, то всегда сможете договориться с мастером сервис-центра о ее «расшивке» с сохранением бесплатного ремонта.

«Там и взлома как такового не требуется, — говорит Павел Рыженков, ассистент менеджера по маркетингу компании Pioneer в России. — Авторизованные центры, например «М.Видео» (официальный дилер Sony. — А.К.), просто перепаивают кое-какие элементы, содержащие код зоны, делая плейеры мультизонными и в таком виде поставляя их в магазин. Все страны, кроме России,  законопослушны, и всем понятно, что немультизонные проигрыватели здесь продаваться не будут, поэтому и закрывают на это глаза. Может быть, DVD-консорциум и начнет разбирательство по факту обращения фирмы: вот, дескать, наши интересы ущемлены. Но ни одна фирма этого делать не будет».

Своеобразность ситуации для Sony в том, что ей нужно и аппараты продавать — то есть учитывать желания потребителя, и от своих фильмов получать максимальный доход — а значит, сохранять региональное кодирование. Игорь Финогеев, поначалу отказывавшийся от комментариев, позже все-таки сказал: «Производители DVD-плейеров, естественно, заинтересованы в мультизонности, покуда она будет сохраняться. Руководство корпорации Sony в курсе того, что творится в России и с дисками, и с плейерами, но ничего не предпринимает. На российский рынок мы поставляем только 5-ю зону. Остальное, в том числе мультизонность, — проблемы дилеров. Кстати, с августа прошлого года стали выпускать диски с особенной технологией защиты, которая сама определяет, что плейер мультизонный, и не воспроизводит изображение»2.

По законам джунглей
На самом деле, никакого закона ни продавцы мультизонной аппаратуры, ни продавцы дисков 1-й зоны, ни, разумеется, клиенты не нарушают. Ольга Нечаева поясняет: «Мы не можем предъявить претензий к продавцам дисков 1-й зоны или мультизонных аппаратов — нет у нас такого права. И поэтому мы не можем изменить ситуацию, связанную с распространенностью мультизонных плейеров: дилеры сами их «чипуют». В Европе, кстати, и во всем мире происходит то же самое».

Действительно. Александр Слуцкий, начальник отдела по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации Управления «Р» г. Москвы подтверждает, что во взломе зонального кода нет ничего противозаконного. Во всяком случае, ни одного дела по заявлению правообладателя, чьи интересы ущемлены, заведено не было. Как он говорит: «Ни к статье 146 («о незаконном использовании объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоении авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб…»), ни к статье 272 («о неправомерном доступе к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе… если это деяние повлекло… модификацию информации») в данном случае апеллировать нельзя».

На «Горбушке» диски 1-й зоны продают немногие. На вопрос, почему их так мало, вам, не вдаваясь в подробности, скорее всего ответят, что их продажа запрещена. Однако продавец либо не знает истинного положения дел, либо просто лукавит. Те, кто торгует 1-й зоной, считают себя чуть ли не преступниками, отказываются говорить на эту тему, а при виде фотокамеры ведут себя агрессивно. (Буквально на днях, за попытку сделать снимок торгового лотка на «Горбушке» мгновенно подбежавшие охранники едва не выдворили меня в компании с Евгением Козловским из торгового центра.)

Один из продавцов, тем не менее, поделился с нами следующим: «То, что предписывает закон, здесь учитывается в последнюю очередь. В 1-й зоне фильм появляется в ноябре, а в 5-й только в апреле. Поэтому, когда вышел «Патриот» 1-й зоны, в первый же день продаж у меня ушло 25 дисков (это много). Естественно, это не нравится тем, кто готовит эти диски для продажи в России. Случаются разборки. Мериться половыми органами с этими людьми мне, например, не хочется. Приходится «отстегивать» некую сумму. Зачем мне все это надо? А затем, что русские диски раскупаются плохо. И DVD в 1-й зоне выпущено 6000 штук, включая кино, музыку, спортивные программы и порно, а в 5-й — 700».

Киноиндустрия, как заинтересованная сторона, занимается пропагандой регионального кодирования DVD, переходящей порой в агрессивные формы, а продавцы аппаратуры предпочитают помалкивать о своих правах (которые позволяют им продавать все, что не запрещает закон), ожидая дальнейшего хода событий. С другой стороны, по словам Романа Лебедева (DVD Alliance), «ограничения по зонам остались практически только на высокобюджетные фильмы. В музыкальных произведениях на DVD таких ограничений почти нет. Некоторые западные компании продают нашим уже отпечатанные диски, а наши только печатают обложку со своим логотипом. Эти диски производятся мультизонными. В отличие от зарубежных, российские правообладатели рекомендуют производителям дисков делать авторинг для всех зон. Это связано с тем, что на Западе очень хорошо покупают старые советские фильмы».

Видео для развлечения
Собственно, в том, что Sony сохраняет нейтралитет в 5-й зоне, нет ничего зазорного. Рынок здесь обладает удивительным свойством самоорганизации, включающей некую «произвольную» стадию, в которой каждый делает что вздумается, очевидно, с целью заработать средства на бизнес «с человеческим лицом». И влиять на это иногда бессмысленно.

«Самый веселый выпуск, который я видел на DVD, — «Старые песни о главном-2», — делится впечатлениями Дмитрий, продавец DVD-техники на Пражском рынке. — Он достоин приза за самый худший звук и самую худшую картинку! Качество изображения раз в десять хуже, чем на видео. Снимали, видимо, с пленки, и задержка звука была секунды две-три».

Из интервью вице-президента MPA по безопасности Джона Бонета
Как вы оцениваете деятельность РАПО? — Сначала пиратская продукция ввозилась в Россию из Азии, но сейчас есть доказательства, что ее начали печатать внутри страны. В России официально3 работают три завода по тиражированию DVD. Каждый из них способен выпускать до 400 тысяч дисков ежемесячно. Я посетил их все, и они вполне легальны, по крайней мере, внешне. Но наша служба разведки сообщает, что есть и другие заводы, которые производят именно пиратскую продукцию.
Кроме того, рынок насыщен еще более дешевыми пиратскими дисками с русским авторингом, импортированными из Китая. Ситуация на Украине гораздо хуже. Я был там и видел огромное количество продукции, которая, на первый взгляд, произведена в России и продается на шпинделе, без упаковки, по 6 гривен за штуку.Мы понимаем, как трудно приходится РАПО. Видеопиратство — это преступление. Без вмешательства властей противостоять ему практически невозможно. Мне хотелось бы, чтобы правительство серьезно подошло к этой проблеме, вредящей не только финансовому положению компаний-производителей, но и экономике России. РАПО надеется на содействие властей и политиков, но во многих вопросах наталкивается на противодействие.
Какие шаги будут предприняты для борьбы с пиратством? — Нам понадобилось несколько лет, чтобы разработать систему мер по борьбе с пиратами VHS. DVD — это новая отрасль. И РАПО совместно с MPA и компаниями, занимающимися мультимедийной продукцией и софтом, сосредоточили усилия на разработке технологий, которые помогут остановить пиратов. Проводятся регулярные рейды, и нет сомнений, что мы найдем места незаконного производства. Уже сейчас с помощью экспертов мы можем определить, на каком заводе и какой матрицей был изготовлен конкретный экземпляр пиратской продукции.
Довольны ли вы результатами визита? — Россия — регион, который я курирую. Моя задача состояла в том, чтобы помочь РАПО оценить возможности местных DVD-заводов с точки зрения мер безопасности, а не технических мощностей. Я видел прекрасные системы безопасности, но контролировать каждого сотрудника очень сложно. Главное, что заводы дали согласие на то, чтобы сотрудники РАПО имели круглосуточный доступ на их территорию. Мне кажется, проблема в тех заводах, на которых я не был.
Предоставлено редакцией журнала «Total DVD»
3. Из трех заводов, где побывал Дж.Бонет — Repli Master, «Русобит-софт» и Roff Technologies – два последних все еще не работают официально, как сообщил нам директор РАПО К.Земченков. [вернуться]

На самом деле, процесс покупки диска 5-й зоны или мультизонного носит почти сакральный характер, поскольку ничего кроме интуиции здесь не поможет. Отличить фирменный диск от нелегального по внешним признакам бывает невозможно, тем более если производитель сего и цену укажет близкую к $25–28. Не исключено, что вам достанется диск сомнительного происхождения. На нем, к примеру, может не оказаться меню и возможности интерактивного монтажа («Люди в черном», правообладатель «Видеосервис»); или 60-минутного куска, составляющего добрую треть в оригинале («Терминатор-2», правообладатель Twister); могут быть обрезаны края в широкоформатной картине («Калигула», Video DVD) и т. д. Вряд ли компании, обладающие правами на эти фильмы на территории России, обрадуются, что под их маркой выходит не лучшего качества продукт.

Очевидных причин такого «вольного» качества дисков может быть две: а) продукт «пиратский» (причем фильм мог быть попросту «снят» с исходника, минуя стадию мастеринга, когда формируется содержание диска и его основные параметры, либо — что еще хуже — перед вами DVD-копия с VHS-ленты); б) официальные производители поскупились на расходы, нужные для сохранения качества фильма, к примеру, на спецаппаратуру для концертной записи. Или вместо двухслойного диска запустили однослойный (первый дороже второго на 50 центов, что в трехтысячном тираже экономит как минимум 1,5 тыс. долларов), в результате чего фильм стал заметно короче.

Хорошо осведомленный о стиле работы пиратских студий, торговец Дмитрий утверждает, что обычно они обладают высококачественной и дорогой аппаратурой: «Плохое качество их дисков, скорее, из-за того, что люди хотят получить прибыль при наименьших затратах. Не тратя времени на отладку многоканального звука, ремастеринг, шлифовку и дубляж, они стремятся побыстрее выбросить товар на рынок. Обычно тиражирование нового диска занимает сутки-двое».

Продавцы более критичны к качеству фильмов, считает Дмитрий, у которого обширные знакомства среди торговцев «левыми» дисками: «Сначала берут один диск, смотрят, оценивают, довольно часто «разворачивают», поскольку бывает много брака, особенно в партиях, которые идут из Китая, с Украины по 5–10 долларов за диск. Взять хотя бы «Звездные войны. Эпизод-1» — снимали прямо с экрана, какое уж там качество… Но ведь клиенты не дураки, хоть и покупают по такой цене».

Незадолго до выхода на киноэкраны долгожданного «Властелина колец» в продаже появились копии фильма в формате VHS и DiVX, а спустя неделю-полторы после премьеры — и диски DVD. 90 шансов из 100 за то, что на диске ленточная копия, тем более что официальный релиз поступит в продажу лишь осенью.

В бой идут одни старики
5 февраля нашу страну посетил Джон Бонет, вице-президент по безопасности MPA (международной организации, представляющей права крупнейших кинокомпаний мира). В ходе визита его сопровождали представители РАПО, одним из учредителей которой является МРА. Бонет побывал на трех заводах — Repli Master, Roff Technologies и «Русобит-софт». В основном его интересовали возможности заводов с точки зрения обеспечения мер безопасности и защиты от пиратства. И внешним впечатлением он остался доволен (с заводами была договоренность о предстоящем визите). 18 марта в Москву прибудут еще двое вице-президентов МРА. По некоторым сведениям, их приезд связан с планами двух кинокомпаний разместить крупный заказ на одном из российских заводов. Возможный объем заказа — 0,5 млн. DVD-дисков ежемесячно.

Если это так, то конкурентами в получении этого заказа фактически могут оказаться три вышеупомянутых завода (и рекомендации Джона Бонета в таком случае будут учитываться в первую очередь). Причем два из них — Roff (находится в Одинцово под Москвой) и «Русобит-софт» (Москва), по словам Константина Земченкова, директора РАПО, все еще не работают официально: на Roff наладка оборудования завершена, осталось установить коды на зеркалах; на «Русобите» процесс наладки, продолжающийся уже несколько месяцев, до сих пор не закончен, что весьма странно. Как рассказал нам заместитель директора Repli Master Сергей Кузнецов, оборудование для выпуска DVD-дисков устанавливается быстро. Специалистам, которых приглашают из-за границы, хватает двух недель, чтобы запустить линию. По словам Кузнецова, инженер, производивший в августе наладку производственной линии на Repli Master, упоминал об аналогичной процедуре, проделанной им неделей раньше на заводе «Русобит».

Точных данных о том, сколько заводов на территории России изготавливают DVD, нет. Директор РАПО назвал пять: три вышеупомянутых плюс Disk Art (Москва) и Golden group (Зеленоград). Первый должен был получить лицензию в феврале, но помешали некоторые формальности. О втором информации очень мало. У РАПО имеются также сведения о том, что в России действуют еще несколько заводов, которые себя пока никак не афишируют. «Это чудовищно — одна линия может выпускать до 400 тысяч дисков в месяц. Пять заводов — до 2 миллионов дисков в месяц. А реальные заказы в России пока не превышают 100–120 тысяч. Но линии же не могут стоять — на что будет расходоваться их мощность? Вполне возможно, что на левую продукцию, пиратскую, потенциально опасную для Европы и других регионов», — говорит Константин Земченков.

Сегодня официально в России производят DVD-диски для 5-й зоны или мультизонные 13 фирм. Тираж около 2 тысяч дисков для одного фильма под силу поднять только крупной компании, мелкие делают по 500–1000 штук, особенно если не уверены, что фильм будет пользоваться спросом. Часто можно слышать весьма скептическую оценку рынка: тиражи не расходятся, покупателей мало. Большинство фирм, работающих в этом секторе, пока просто пытаются застолбить место на будущее.

Однако черный рынок DVD-дисков ширится, и правообладатели за этим пристально следят. По словам Ольги Нечаевой (Sony Pictures), еще два года назад рынок был в состоянии правового вакуума: «Нет правообладателя — некому и в суд подать на производителей-нелегалов. Наши первые фильмы в России появились в 1998 году. Мы были здесь единственными из мэйджоров (семь крупнейших кинокомпаний мира, включая Warner, Disney, 20 Century Fox, Paramount и др). Пока других «пиратили», мы не чувствовали ущерба и жили спокойно. Но сейчас ситуация изменилась. Крупные компании стали представлять в России свои права. И проблема пиратства стала общей».

Почин благородный, но пыл не велик, как говорится. «Сложно с этим бороться: можно пару раз сделать показательное расследование, но постоянно отслеживать видеопиратство в России невозможно, — говорит Дмитрий, продавец видеотехники. — Одних прикроют, возникают новые. Даже солидные фирмы при наличии собственных спецслужб перестают бороться с пиратами, хотя и страдают от недополученной прибыли».

Надежды на появление рынка дешевых дисков подогревают потребительский интерес к DVD. И хотя в последнее время поток пиратских дисков резко возрос, планка ниже 500 рублей опускается редко. На «Горбушке» сегодня можно найти фильмы по цене от 500 до 900 рублей. Бывает и меньше, хотя явно пиратские цены — 300–350 рублей — с большей вероятностью можно встретить в Интернете. На сайте вроде pchelk.wallst.ru/dvd.htm, например, «Властелина колец» предлагают за 12 долларов. Некоторые продавцы рекламируют свой товар с помощью спама. Так, «Компьютерра» оказалась включена в одну такую рассылку, инициатор которой предлагал мультизонные диски по 350 рублей с бесплатной доставкой по Москве. «Выбор более 400 фильмов включая новинки: «Властелин колец», «Одиннадцать друзей Оушена» и др., много мультфильмов («Шрек», «Атлантида»…) и музыки».

Некоторые специалисты полагают, что пиратство способно сыграть роль катализатора для развития рынка. «Пираты нам помогают — они продвигают рынок», — говорит Сергей Кузнецов. Что поделать — сильны традиции отечественного видеорынка. Так что напрасно DVD-форум поместил Россию в одну зону с Африкой. Вряд ли Африка способна тягаться с нами в пиратстве, не говоря уж о балете.


  1. На «Горбушке», как показывает практика, надо быть осторожным, покупая «расшитый» DVD-плейер. Например, в минувшем декабре Евгению Козловскому дважды доставался «мультизонный» аппарат, показывавший диски только 5-й зоны. И лишь на третий раз наш главред вытащил джокера. [вернуться]

  2. На «Горбушке» одно решение этой проблемы уже нашли. Для прохождения теста на соответствие зон диска и плеера советуют использовать «правильный» (т.е. с соответствующей зоной) диск. После того, как вставленный вами диск инициализировался и на экране появился текст с неким «профилактическим» предупреждением ФБР, у вас в запасе будет несколько секунд идущей заставки, во время которых надо успеть быстро поменять диск в дисководе (не прибегая к кнопке stop, сразу нажать на eject). Как говорят очевидцы, нужный эффект достигается, и ваш диск плеером воспринимается как «родной». [вернуться]

По материалам и с любезного разрешения
еженедельника «Компьютерра».