Наука и технологии
27 августа 2010, 00:01

Взлеты и падения IT индустрии с 16 по 22 августа

В сегодняшнем выпуске: Кто кого покупает? * Intel усиливает позиции * Nokia нацелилась на рынок мобильной рекламы * Спасет ли потраченный миллиард долларов CEO Dell? * Судьба доткомов первой волны * И многое другое...

Вернемся лет на пятнадцать назад, вспомним таких монстров, как Altavista или Lycos. Тогда они стоили миллиарды. Так, например, десяток лет назад Lycos был продан за 12 миллиардов долларов. Сейчас, конечно, можно говорить, что «бренд Lycos не нуждается в представлении», но, с другой стороны, на неделе компания была продана индийской Ybrant Digital за всего лишь 36 миллионов долларов. При этом, Chief Strategy Officer Lycos добавил, что в прошлом году компания вышла в плюс «впервые в истории компании». Это к вопросу о том, как было принято вести бизнес у икон первого дотком-бума. Находящаяся в Гайдерабаде маркетинговая компания Ybrant Digital является партнером Microsoft и Yahoo, а сделка представляет собой очередной пример того, как региональные новички за копейки покупают сегодня компании, когда то определявшие облик интернета.

Lycos

Источник изображения

Ну а теперь вернемся к главным темам минувшей недели. Одной из них, безусловно, остается сага об отставке Марка Херда, продолжающая пребывать в заголовках всех новостей, и по состоянию на конец минувшей недели стоившая акционерам компании порядка 15 миллиардов долларов. Стоит сказать, что у совета директоров HP определенно будут сложности с подбором на роль новых кандидатов CEO, даже, несмотря на явную привлекательность этого места. Любой серьезный претендент заинтересуется: не постигнет ли его судьба Херда, и при каких обстоятельствах это может произойти. Тем более, дело выглядит так, что совет директоров HP является чрезмерно чувствительным и слишком резко реагирующим на возникающие ситуации. Мало-мальски серьезный претендент вряд ли будет ему доверять после всего произошедшего. Опять же — весь вопрос в непрозрачности ситуации. К слову, у Херда ситуация обратная — он уже получил ряд предложений практически сразу после своей отставки.

Что делает в этой ситуации совет директоров HP? Он нанимает в качестве вице-президента по корпоративным коммуникациям Конни Гуджельмо, более 20 лет работающую в IT-журналистике (ее последним местом работы в течение семи лет был Bloomberg News, до этого — Interactive Week и MacWEEK). Задачи очевидны. Вдобавок, компания наняла крупную рекрутинговую компанию Spencer Stuart, с тем, чтобы та возглавила «охоту» на нового CEO.

Bloomberg News

Источник изображения

Еще одно мероприятие по разгребанию ситуации (хотя и заранее запланированное и неизбежное) — объявление результатов минувшего квартала, в качестве некоего доказательства того, что с уходом Херда жизнь не прекратилась (хотя, с другой стороны, минувший квартал — это тоже его работа). В общем и целом, все относительно неплохо: продажи HP выросли на 11.4% по сравнению с прошлым годом — до 30.7 миллиардов долларов. (Однако, надо отметить: большая часть этого роста случилась благодаря тому, что в минувшем квартале HP смог добавить к своим продажам продажи поглощенного им 3Com). Прибыль выросла несколько меньше — всего на 6%, до 1.8 миллиарда долларов. Зато, в отличие от Джона Чамберса, и.о Херда, Кэти Лесджак, не видит никаких следов экономической нестабильности в мире. Тем не менее, инвесторы на цифры практически не отреагировали — все ждут от компании совсем других новостей.

Абсолютно зеркально разворачивается ситуация и у одного из крупнейших конкурентов Dell. Здесь на неделе также были отмечены объявление результатов последнего квартала и корпоративный скандал, связанный с главой компании.  Как и у HP, у Dell минувшие три месяца ничего нового не показали. Компания опять побила прогнозы аналитиков по объему продаж (15.5 миллиардов, +22%) и прибыли (545 миллионов, +16%), но вновь продемонстрировала маржу хуже ожидавшейся (16.6%, год назад было 18.7%).

Но, как и в случае с HP, внимание инвесторов было привлечено и к другим событиям: на состоявшемся на неделе годовом собрании акционеров, 25.1% собравшихся воздержался при голосовании о переназначении его в совет директоров компании. Таким образом, Michael Dell получил наименьшую поддержку акционеров Dell среди всех 11 членов совета директоров. 25 процентов воздержавшихся — пока еще маловато, чтобы Делл последовал по пути создателя Yahoo, Джерри Янга. Но ему надо бы что-то сделать с увеличивающимся недовольством акционеров, это точно.

Dell

Источник изображения

Интересно, поможет ли в этом новая покупка Dell? Компания приобрела крупного производителя решений в области хранения данных — 3PAR — за 1.15 миллиарда долларов. В результате Dell получит возможность продвинуться дальше в сфере облачных вычислений и дата-центров в целом, предлагая своим клиентам полностью виртуализированные кластерные системы хранения данных. Справедливости ради заметим, что последние пять лет 3PAR, хоть и наращивая объемы продаж, непрерывно сидела в минусе.

Впрочем, сумма сделки, хоть и превышающая миллиард долларов, меркнет перед походом за покупками, произведенным на неделе Intel. Во-первых, компания объявила о покупке подразделения Texas Instruments, занимающегося выпуском модемов для кабельных сетей, рассматривая эту сделку как возможность усилить свои позиции на рынке интерактивных телеприставок (читай — рынок для Atom). А во-вторых, на минувшей неделе было объявлено о том, что Intel приобретает за впечатляющую сумму в 7.68 миллиардов долларов компанию McAfee, известную преимущественно по своим антивирусным продуктам, но на деле обладающую куда более объемным портфелем решений в области компьютерной безопасности.

Эта крупнейшая покупка за всю историю Intel (равно как и за всю историю индустрии решений IT-безопасности) уже вызвала ряд вопросов, большинство которых так или иначе сводятся к тому — стоило ли так сильно переплачивать (60% сверх капитализации McAfee). Безусловно, интеграция аппаратных решений Intel с программными решениями McAfee, и реализация последних на аппаратном уровне заметно усилят позиции Intel на рынке IT-безопасности, где компания уже мощно заявила о себе с технологией VPro, и где безопасность становится еще более важной темой для новых видов устройств — смартфонов, планшетов, и так далее. Но, теоретически, ничего не мешало Intel сделать это и без приобретения McAfee. А уж тем более — по такой цене. Разве что Intel всерьез вознамерилась диверсифицировать свой аппаратный бизнес, решив двинуться по бизнес-модели IBM.

McAffe

Источник изображения

Однако, как показывает опыт, чем крупнее сделка — тем меньше шансов, что она будет удачной. Большие компании трудно совместить друг с другом — уж больно разнятся, зачастую, подходы, корпоративная культура, и прочие подобные вещи. Так, совершив десять с лишним лет назад другую подобную сделку (до покупки McAfee она была крупнейшей в истории Intel) — купив за 2.2 миллиарда долларов компанию Level One, с целью усилить свое направление коммуникационных продуктов, через некоторое время Intel продавал ее активы, стоившие тогда уже в сумме порядка 800 миллионов. Не получилось.

Еще один интересный пример — обнародованное на минувшей неделе решение Apple заглушить мобильную рекламную сеть Quatro Wireless — компании, приобретенной ею в этом году за 275 миллионов долларов. Теперь Apple намерена поддерживать рекламные компании, проводящиеся исключительно через ее новый сервис — iAd. Но все-таки это не совсем тот же случай — здесь Apple досуха выдоила Quatro Wireless, вплоть до того, что ее CEO, Энди Миллер, стал главой iAds. В таком случае, действительно, распылять усилия нет смысла.

Кстати, интересно отметить, что Nokia на минувшей неделе тоже сделала интересную заявку на рынок мобильной рекламы, заявив о покупке маленькой (всего 8 человек) компании Motally, поставщика аналитики для мобильных рекламных компаний. Особо интересно, что, судя по сайту Motally, компания мониторит действия пользователей iPad, iPhone, Blackberry, и Android, но никак не Qt, Symbian и MeeGo. Впрочем, как раз это Nokia намерена быстро исправить. Если бы все остальное исправить им было бы так же просто!