Опубликовано 09 сентября 2010, 16:10

Взлеты и падения IT индустрии с 30 августа по 5 сентября

В сегодняшнем выпуске дайжеста: Apple и социальные сети * Cisco купит не Skype, а Arch Rock * Аукцион за владение 3PAR * Личные связи решают всё * Sony делает ставку на потоковое медиа-вещание * И многое другое...

Как и было уже понятно, минувшая неделя оказалась последней страницей в саге о том, как HP и Dell за 3PAR боролись. И результат после нескольких новых раундов, в ходе которых ставка выросла до 2.07 миллиардов долларов (с начальных 1.13) получился вполне предсказуемым: Dell и это предложение смог повторить, но затем HP вновь залез в кошелек, и сделал предложение в 2.4 миллиарда долларов – вдвое выше, чем первоначальное. Как на аукционе, когда новая ставка называется заведомо выше предыдущих, и она предназначена стать последней. «Купить любой ценой». Разумеется, по всем законам жанра, так и вышло: Dell молча вышел из борьбы, удовлетворившись 72 миллионами долларов от 3PAR, причитающимися ему за сорванную сделку.

1

1

Источник изображения

Безусловно, сделка вызвала множество вопросов по поводу соответствия цены и реальной стоимости приобретаемого актива, но дело сделано. Продукты и технологии 3PAR теперь усилят «облачное» направление HP, ставшее для компании в последнее время вполне себе стратегическим. А Dell, для которого cloud computing является не менее важным, вполне в состоянии на сэкономленные деньги поискать себе что-то, похожее на 3PAR, но более оптимальное по соотношению цена/качество. Например, Compellent, CommVault, Xyratex, FalconStor, Isilon, или Brocade. Последняя, например, на волне слухов о том, что именно она может стать мишенью для Dell, подорожала за неделю на двадцать процентов.

На фоне этой истории, те 55 миллионов долларов, которые придется выплатить HP, чтобы урегулировать ситуацию с обвинением компании в раздаче откатов за получение правительственных контрактов, выглядят просто мелочью. Как водится, своей вины HP при этом совершенно не признает. Одновременно, компания заявила о резервировании 10 миллиардов долларов на выкуп собственных акций. В общем, что называется, «капитана у нас нет, но мы не тонем».

Кстати, если бы не сделка по приобретению 3PAR, то начать этот выпуск однозначно стоило бы со слухов о том, что Cisco собирается купить Skype. В принципе, при желании можно было бы найти массу плюсов и логики в этом решении — однако, и минусов тоже. Маленькая проблема лишь в том, что все эти рассуждения были бы совершенно бессмысленны, с учетом того, что слухи были очень быстро опровергнуты. Хотя, с другой стороны, New York Post, по данным своих источников, подтвердила, что потенциальный интерес у Cisco все же есть, и компания проводила консультации с владельцами Skype на предмет того, не хотели ли бы они продать свои акции до выхода Skype на биржу. В общем, пока ситуация долгих рассуждений явно не стоит.

А вот в случае с покупкой калифорнийского стартапа Arch Rock, специализирующегося на создании софта, облегчающего создание «умных электросетей» (smart grids), можно быть столь же кратким, но уже по другой причине. Во-первых, Cisco явно заявила о том, что она покупает эту компанию за неназванную сумму. Во-вторых, Cisco не менее явно стремится на этот рынок, но, при этом, покупка не сделает ее конкурентом ее же собственных крупных клиентов, как это было бы в случае со Skype. В общем, все правильно, все прозрачно, никаких вопросов.

2

2

Источник изображения

К слову, именно вопросов в последнее время все больше и больше возникает по отношению к Google у правительственных структур по всему свету. На минувшей неделе теплую компанию пополнил генпрокурор Техаса, запустивший антимонопольное расследование по поводу того, насколько честно и беспристрастно поисковый сервис Google ранжирует вебсайты в выдаче своих результатов. Стоит напомнить, что это далеко не первый подобный интерес к этой теме – Google периодически судится с кем-то на эту тему, да и сейчас Еврокомиссия думает на тему проведения собственного антимонопольного расследования, вызванного жалобами других компаний на действия Google.

Часть из этих компаний связана с Microsoft. Впрочем, та в последнее время вообще имеет полное право быть не слишком довольной действиями Google. На неделе южнокорейское подразделение Yahoo последовало вслед за японским, выбрав в качестве поискового движка для своего сайта сервис Google, вопреки позиции глобального Yahoo, имеющего альянс с Microsoft. Да еще и на неделе AOL, несмотря на все свои проблемы, остающийся очень лакомым кусочком для любого поставщика интернет-сервисов, объявил о продлении и расширении своего соглашения о сотрудничестве с Google. О продлении – на пять лет, а о расширении – помимо поиска от Google (включая мобильный), в сети AOL (включая другие страны, кроме США) будет показываться реклама Google, а в YouTube появится лицензионный контент AOL. Сделка работает на базе разделения прибылей, и в целом напоминает альянс Microsoft/Yahoo, только поскромнее, разумеется.

Понятно, что та же Microsoft была бы совсем не прочь расширить свою долю на поисковом рынке (AOL дал бы ей порядка 2.3%), но, тут дело в чем – новый глава AOL, Тим Армстронг, был в свое время одним из ключевых топ-менеджеров Google, отвечая за продажи в США. И именно он тогда заключал первое соглашение о сотрудничестве AOL и Google. Дальше все понятно.

Понятно было и то, что у Apple на минувшей неделе состоится какой-то крупный анонс. Непонятно было – какой именно. Вопреки обыкновению, утечек не произошло, так что покровы секретности сорвал уже сам Стив Джобс, выйдя на сцену.

[Подробности читайте в нашем материале: Большой анонс Apple. Новые iPod Shuffle, iPod Nano, iPod Touch и Apple TV.]

То, что было объявлено, можно разделить на три основных момента. Обновление линейки iPod является наименее интересным из них с глобальной точки зрения. Хотя, с другой стороны, как раз продажи именно iPod в последнее время исчерпали себя, так что добавить сюда новый импульс для Apple явно лишним не будет.

3

3

Источник изображения

Второй момент – новая версия Apple TV. Маленькая коробочка, без винчестера внутри, способная проигрывать лишь потоковое видео, получаемое через Интернет, с компьютера пользователя, или другого iOS-устройства (iPod, iPad, iPhone). Многое, конечно, оправдывается ценой в $99, но даже американские аналитики относятся к новинке с определенным скепсисом, отмечая даже не столько конкуренцию со стороны других подобных устройств (включая, в скором времени, Google TV), сколько то, что телезрители скорее предпочтут остаться у своих провайдеров кабельного телевидения, где их, по большому счету, все уже устраивает. Особенно, с учетом того, что оные провайдеры все активнее осваивают video-on-demand и приставки с винчестерами, а Apple TV на данный момент предлагает только телешоу от Fox и Disney, за арендную плату в доллар за каждую серию, плюс HD-фильмы, по пять долларов. Опять же – за аренду. Очень дорого.

И третий момент. Самый неоднозначный, а значит – самый интересный. Ping и Game Center. Музыкальная и игровая социальные сети, где пользователи продукции Apple смогут обмениваться друг с другом своими достижениями в играх, соревнуясь друг с другом, и разделять друг с другом информацию о любимых музыкантах, треках, отслеживать активность друзей (кто что скачал, кто что рекомендует) и самих исполнителей. Теоретически, возможно, если люди захотят пользоваться новыми соцсетями вдобавок к тем, на которые они уже тратят уйму времени, то тот же Ping, к примеру, мог бы поднять продажи треков в iTunes – за счет вирусного распространения, если люди захотят рекомендовать их и слушать рекомендации. Здесь что-то покажет лишь время.

4

4

Источник изображения

Пока что анонс Ping показал несколько вещей. Так, Apple не смогла (хотя хотела) договориться о более логичном пути – связать iTunes с такими сервисами, как Facebook, Twitter, MySpace, и так далее. Вместо этого, ей пришлось по сути создавать свою отдельную социальную сеть — со всеми рисками, связанными с этим фактором. Да, пользователей iTunes сейчас в мире 160 миллионов. Но Microsoft и Yahoo в свое время думали так же: у нас куча пользователей наших почтовых сервисов – сейчас мы создадим соцсеть, и все они сразу начнут ею пользоваться. Не получилось. Есть большой шанс, что не получится и у Apple. Да, в первую пару дней в Ping зарегистрировался миллион пользователей iTunes. Не очень много, и неизвестно, сколько из них будут активно пользоваться системой. Снова искать в ней всех друзей и добавлять в список?.. Опять же, Apple придется многому научиться в этой новой для себя области: спустя сутки после запуска, Ping был просто наводнен спамом.

Еще два интересных момента, которые можно привязать к новым анонсам Apple. Во-первых, как стало известно на минувшей неделе, Sony уже этой осенью собирается развернуть в пяти европейских странах свой собственный онлайн-сервис по потоковому вещанию музыки и видео – Qriocity, с прицелом на конкуренцию как раз с iTunes и Apple TV. С учетом богатейшей фильмотеки, контролируемой Sony, компания может рассчитывать на некий успех. Хотя, и здесь подводных камней хватает. Стоит отметить, что Qriocity будет работать только на устройствах Sony – от телевизоров и ноутбуков, до Blu-ray плееров и игровых приставок. В 2011 году 90% продукции Sony должны быть способны подключаться друг к другу и к и интернету.

5

5

Источник изображения

Во-вторых, отметим тот факт, что новая версия Apple TV заметно дешевле и меньше, чем предыдущая. Не в последнюю очередь потому, что Apple отказалась от использования Intel Pentium M в пользу своего чипа A4, на базе которого построен iPad. Как ни крути, а пока что у Intel не совсем все хорошо с проникновением на рынок смартфонов и прочих мобильных и даже просто компактных устройств. Очередной шаг, который компания сделала для решения этой проблемы – покупка на прошлой неделе подразделения Wireless Solutions Business у Infineon за 1.4 миллиарда долларов. В итоге, Intel получит пятого на сегодняшний день по величине поставщика чипов для смартфонов, в списке клиентов которого, помимо Nokia и LG, значится и все та же Apple.