Опубликовано 27 января 2011, 00:01

Интервью с директором направления Windows Live Уолтером Харпом

Уолтер Харп отвечает в Microsoft за направление сервисов Windows Live. Мы побеседовали с ним о прошлом и будущем онлайновых служб, о том, для кого и для чего существуют сервисы Windows Live, и об их преимуществах перед конкурентами.
Интервью с директором направления Windows Live Уолтером Харпом
Уолтер Харп, директор направления Windows Live

Уолтер Харп, директор направления Windows Live

Уолтер Харп, директор направления Windows Live

Вы работаете над Windows Live более шести лет — это заметный срок для компьютерной индустрии и особенно для интернета. Что изменилось за это время? Были ли переломные моменты, повороты, которые вас удивили?

За эти годы роль электронной почты в жизни людей лишь только выросла, и за этим интересно было наблюдать. Особенности моего личностного склада таковы, что меня вообще ничто не удивляет. Конечно, не стоит делать из этого выводы о том, что я такой умный, что я могу предсказывать будущее, но – просто как-то не удивляюсь. Поэтому могу вам рассказать именно о том, что мне было интересно наблюдать.

Объём использования почты продолжал расти, почта стала иметь большее значение в жизни людей и, скажем так, проявляться в этой жизни более многомерно.

Когда я учился в колледже, у нас почтой как-то не пользовались. А когда начали пользоваться, то поначалу это были простые текстовые сообщения – как обычные письма. Потом я закончил колледж, и буквально через несколько лет началось массовое распространение почтовых сервисов – Yahoo!, Hotmail, других. В Microsoft я пришёл работать в 2004 году, и в этом же году был открыт сервис Gmail. Это уже само по себе изменило моё представление о почте – уже потому,  что они сразу же предложили почтовый ящик размером 1 ГБ.

И вот что произошло за эти годы, больше половины десятилетия. Первое, что изменилось – то, что почты стало еще больше. Образно выражаясь, почта пожарным шлангом вкачивается в почтовые ящики каждого человека, и её становится всё больше и больше. Что еще изменилось? Максимальный размер почтового ящика в Hotmail в 2004 году составлял 20 МБ, а сейчас он неограничен. Кстати сказать, это был не просто волевой шаг, нам для этого пришлось переделывать техническое решение: если раньше Hotmail работала на основе юниксовой системы, то затем она была переделана и теперь работает  на основе Microsoft Windows Server.

Hotmail адаптируется под современные явления. За это время средства для борьбы со спамом у нас были значительно улучшены. По состоянию на 2006 год доля спама в среднестатистическом ящике Hotmail составляла порядка 30 процентов. На данный момент – 4%. Кроме того, мы запустили новую функцию – Sweep («Почистить»). Допустим, у меня в ящике скопилась куча писем от компании, которая мне нравится, но почту от которой я получать не хочу. С помощью функции Sweep я могу «пройтись» по всему ящику и избавиться от всей той почты, которая не является спамом, но, тем не менее, нежелательна. Выбираем папку, и даже если окажется, что у меня там лежит тысяча сообщений этих отправителей, то я могу их оттуда переместить одним нажатием кнопки.

Появился Facebook. В 2004 году Марк Цукерберг ещё в общежитии жил, а сегодня в среднем по всему миру примерно 25 процентов сообщений во «Входящих» – это уведомления из Facebook. (Кстати, Hotmail умеет самостоятельно группировать письма из социальных сетей в одну папку – И. Р.)

Ещё изменилось количество фотографий и размер каждого снимка. В 2004 году я купил цифровую камеру, и, по-моему, у неё разрешение было 1 мегапиксель. А недавно  я купил новый аппарат – совершенно рядовую камеру, но разрешение у неё уже 12.1 Мпикс. И когда я делаю фото на ней, то оказывается, что файлы с этими изображениями слишком велики. Словом, стало больше фотографий и файлы теперь большего размера. Кстати, через службу Hotmail люди могут отправлять до 10 ГБ фотографий, а всего в месяц пользователи службы обмениваются полутора миллиардами фотографий.

И ещё две вещи, которые изменились за это время. Вредоносного ПО стало как никогда много. Наблюдается всё больше и больше попыток нарушителей («угонщиков») осуществить несанкционированный доступ к учётной записи и перехватить эту запись на себя. В Symantec подсчитали, что в одном только 2007 году было создано больше вредоносного ПО, чем за 20 предшествующих лет.

Ну, и последнее, что изменилось – появились смартфоны. Вы знаете, что всё больше людей становятся пользователями смартфонов, и их уровень ожидания к этим устройствам постоянно растёт. iPhone ведь появился только в 2007 году.

В чём вы видите преимущество Windows Live перед схожими решениями конкурентов – например, перед решениями Google (Gmail, Docs и другими)?

Главное, что отличает Hotmail от Gmail – это то, в какую сторону мы направляем усилия. Смотрите, у них есть какие-то функции, которых у нас нет, и наоборот, у нас есть какие-то функции, которых у нет у них. Эта борьба за новые функции будет продолжаться всегда. И тут хочу сразу оговориться, что Gmail – это великолепно построенный с технической точки зрения сервис. Но обратите внимание на то, как ведет себя Gmail. Люди, которые занимаются Gmail, в стратегическом плане пытаются делать две вещи. Первая: они стремятся составить конкуренцию Microsoft Exchange как средству для бизнес-почты. Пытаются. Второе: они опять же пытаются конкурировать с Facebook. И именно поэтому, как вы, наверное, заметили, несколько месяцев назад они запустили сервис Google Buzz. Вот, собственно, два стратегических направления, на которые Google делает упор в последнее время. И когда появляется новая функция, она чётко укладывается в одно из этих двух направлений. Ну, либо просто какой-то там инженер в свободное время сделал что-то уж больно классное, и они решили это использовать. Эти функции могут быть классными, но совсем не обязательно имеют большое практическое значение с точки зрения возможностей пользователя.

А у нас в Hotmail есть одна простая цель: мы хотим быть самой эффективной почтовой службой для тех людей, которые постоянно заняты. Мы не хотим превращаться в бизнес-почту, и мы не хотим конкурировать с Facebook. Напротив, мы хотим дополнять Facebook, точно так же, как мы хотим дополнять вашу деловую почту. Именно поэтому у нас есть, например, интеграция с Outlook. Но самое главное: мы хотим сконцентрироваться на том, чтобы быть личной почтой, причём обеспечивающей максимальную эффективность. Почему это важно: потому что даже когда люди работают с личной почтой, они всё равно хотят повышать продуктивность, может быть, не работы, но жизни. Мы чётко обозначили, что не являемся ни социальной сетью, ни бизнес-почтой, а концентрируем свои усилия на том, чтобы решать проблемы, которые наши пользователи называют главными: спам, загромождение почтовых ящиков, возможность работы с аттачами большого размера, повышение продуктивности работы с почтой.

А что касается тех людей, которым нравится всё новенькое просто потому, что оно новенькое, которые любят поиграться с экспериментальными функциями, придуманными кем-то в лаборатории, - сразу скажу, этому мы уделять внимание в первую очередь не будем. Это может быть классно, интересно, но не из-за этого люди пользуются нашей почтой.

Домашняя страница Windows Live

Домашняя страница Windows Live

Домашняя страница Windows Live

Windows Live — это огромный массив сервисов, их действительно много. Как меняется его состав, как вы перенаправляете усилия?

Мы сконцентрировали своё внимание на трёх основных сервисах, которые входят в семейство Windows Live: Hotmail, Messenger и Essentials («Основные компоненты»). Если мы понимаем, что что-то является важным, то мы в это дело вкладываемся, инвестируем. А в качестве примера того, что за последнее время стало устаревшим, могу привести Windows Live Spaces. Таких персональных пространств уже более 100 миллионов по всему миру. Мы создали этот сервис где-то в 2004-2005 году, и тогда, кстати, ещё не было Facebook. Это был промежуточный вариант – блог, в то же время обладающий элементами социальной сети. А потом мы подумали и приняли решение, что мы не хотим превращаться в социальную сеть, мы, напротив, хотим быть хорошим дополнением к Facebook. Мы хотим быть лучшим почтовым сервисом для Facebook, мы хотим быть лучшей системой обмена мгновенными сообщений для Facebook. И, кстати, именно поэтому через Windows Live Messenger вы можете в режиме чата общаться с вашими друзьями по Facebook. И в этом году мы вообще выводим сервис Spaces из эксплуатации. Нашим партнёром по блогам теперь стал Wordpress, и в блоги мы больше вкладываться не будем.

Вы сказали о том, с помощью Messenger можно общаться с друзьями из Facebook. Но как насчёт других сервисов, поддерживающих режим чата — например, GTalk?

Пока этой возможности нет, но мы бы очень хотели это реализовать.

То есть преградой этому не служит общая конкуренция с Google?

Нет. Мы, конечно, с Google конкурируем, но процесс этот сейчас особенный – конкурируешь за счёт того, что проявляешь большую открытость. Именно поэтому Hotmail работает во всех браузерах: и в Chrome, и в Firefox – сервисом можно пользоваться не только с помощью Internet Explorer. И системы мгновенного обмена сообщениями развиваются точно так же.

Для нас то, что пока что у пользователей нет возможности достучаться до любого из их друзей, объясняется расстановкой приоритетов при разработке. Каждый раз, когда встаёт вопрос о том, что включить в новую версию, оказывается, что список необходимых вещей очень велик. А процесс разработки предусматривает линию отсечки – «хотлайн». Конечно, все, кто участвует в этом процессе, каждый раз возлагают на новую версию очень большие ожидания, переживают, что не смогут вложить туда максимум нового. А потом, когда начинается непосредственно программирование, тестирование, получается так, что линия отсечки под воздействием этих ожиданий поднимается всё выше и выше. И в конечном итоге вопрос о том, что мы успеем реализовать – скажем, встраивать ли интеграцию с Office Web Apps или с GTalk — определяется возможностями людей, потому что в конечном итоге это реализуют одни и те же разработчики.

Самый популярный IM-сервис в России — ICQ. Однако в последнее время многие разработчики сторонних ICQ-клиентов прекращают поддержку этого сервиса. В связи с этим возможно заметное перетекание масс пользователей в другие IM-сервисы. Собирается ли Microsoft использовать это как удачную возможность привлечения бывших пользователей ICQ в Messenger?

В действительности на всём Земном шаре есть лишь две страны, где присутствие ICQ хоть сколько-нибудь заметно — это Россия и Германия. Мы не собираемся делать в своей маркетинговой кампании какой-то особый упор на перетягивание к себе пользователей ICQ. Мы будем просто продолжать продвигать Hotmail и Messenger, напоминать людям о том, что с помощью этих систем они могут общаться в том числе в мгновенном режиме, причём не только в рамках этих служб, но и с друзьями по Facebook. И тем самым будем напоминать аудитории ICQ, что наш сервис для них представляет интерес.

Поговорим о других сервисах Windows Live. Домашняя редакция MS Office недорога, однако всё же стоит денег. В то же время потребности многих домашних пользователей могут быть удовлетворены возможностями Office Live. Выходит, Microsoft конкурирует сама с собой?

Мы хотим чтобы Office был доступен на всех трёх экранах, во всех трёх форматах: мобильные устройства, Web и телевизор.

А по Office Web Apps могу привести такие статистические данные: несмотря на то, что имеется некоторая доля пользователей, которые создают документы в Office Live, 95-98 процентов людей предпочитают составить документ на компьютере, а затем уже выложить его в Сеть для доступа коллег или друзей.

В 2010 году было выпущено обновление для семейства служб — Wave 4. На какое время запланирован выпуск Wave 5?

Четвёртая «волна» всё ещё катится. Например, в ноябре была добавлена возможность использования для доступа к сервисам не-хотмейловских адресов.

Внедрение обновления Wave – это не непрерывный процесс, он состоит из множества этапов. Например, четвёртая волна состояла из таких частей, причём два из них были разбиты на две части. И следующая волна тоже будет реализована таким образом. Мы будем выпускать обновлённый код каждые 3-4 месяца. Некоторые из этих обновлений будут видны пользователям, будут затрагивать интерфейс служб, другие же затронут  инфраструктуру.

В 2008 году была закрыта программа Butterfly. Планируется ли в каком-либо виде вернуться к практике ограниченного тестирования вне компании?

Да. Еще при подготовке Wave 4 мы предоставляли доступ к ранним версиям ПО для предварительного тестирования, но делали это в более закрытом режиме, в первую очередь по соображениям конкуренции. Ведь мы должны быть более осторожны, предоставляя людям доступ к сервисам прежде, чем они выходят в окончательном виде. Мы продумываем способы предоставления такого раннего доступа для энтузиастов, для партнёров статуса MVP (Most Valuable Professional – наиболее ценный специалист). Кстати, MVP при разработке Wave 4 привлекались на очень раннем этапе.

Ну, и в заключение беседы, расскажите, какими вы видите сервисы Windows Live в будущем, например, через 5 лет?

Я думаю, в целом то, что люди делают с нашими сервисами, остаётся в значительной мере тем же самым. Просто со временем немного меняется то, как они с ними взаимодействуют. Например, теперь я могу провести сеанс видеосвязи с вами, причём с видео высокой чёткости. То есть если я захочу, я смогу обменяться с вами объёмом информации, измеряемым десятками гигабайтов. Теперь я могу использовать новые средства для самоорганизации и своей работы – такие, каких не было прежде, например, Office Web Apps. И это всё соответствует тем трём основным вещам, которые составляют пищу и воздух интернета, основные задачи, ради которых люди пользуются Сетью: общение, взаимообмен и самоорганизация.

И в следующие пять лет этот процесс продолжится, люди будут по-прежнему искать более эффективные инструменты для решения задач, а компании-поставщики сервисов будут стараться предложить более интересные способы их решения. Изменения, которые вы увидите, в первую очередь затронут работу через мобильные устройства. Причём это будет касаться не только приложений, которые доступны на мобильных устройствах, а самой инфраструктуры территориально распределённых сетей, через которые эта мобильная работа будет осуществляться.