Наука и технологии
10 марта 2011, 00:05

Путешествие за три границы: Белоруссия-Польша-Германия и CeBIT 2011

Мы сделали то, чего пока не делал никто. Уважаемые коллеги задавали вопросы, а мы хранили молчание и действовали по ситуации, тем не менее, приехали на CeBIT так, как не решились приехать другие. Мы повторили известный путь в две тысячи двести километров за 23 часа и гордимся этим. Мы это сделали.

CeBIT за годы

Сейчас нет человека, который бы не знал выставку в Ганновере — годы проходят, а выставка CeBIT остаётся и привлекает огромную массу поклонников IT, ведь именно тут встречаются легенды и именно тут мир получает пищу для размышлений на ближайший год. Кто и что покажет на CeBIT? Кто прорвёт пелену обыденности и тривиальных решений? Все ждут, все изучают конкурентов, а пресса с интересом наблюдает за происходящим. Какие новинки ждут нас в этом году? «Телекомовский» MWC протёк на информационном поле в течение пары недель до всех релизов, но что будет на CeBIT, пока никто не знает... Хотя на данный момент автор этого текста уже видел почти всё, но ведь это не повод =)?

О маршруте

Ранний выезд

Увидеть и показать три разных страны за сутки не так уж сложно, если знать, что показывать. В нашем случае это ещё более интересно, ведь любой автопробег строится на нескольких китах и одними финансами невозможно решить все вопросы в дороге. Поэтому мы выбрали ряд устройств для дорожных тестов, а кроме того, решили спонтанно протестировать навигационный софт для путешествий по Европе. Ведь наш путь наверняка повторят и другие, так пусть же эта статья послужит информационным справочником для путешественника в сторону германского CeBIT.

Наш маршрут пролегал через Россию, Белоруссию, Польшу и Германию, и мы постарались проложить маршрут по наиболее короткой схеме дорог. Разумеется, дорожная ситуация будет изменяться с годами, но мы на себе испытали всё, через что проходят поклонники автодорожных путешествий.

Едем «туда»

27 февраля в 5-30 утра экипаж в составе Ивана Волина и Романа Горошкина покинул Москву и направился в сторону российско-белорусской границы. В дорогу мы взяли ряд электронных девайсов, информацией о которых готовы поделиться. FSP помогли нам организовать розетку на 220 Вольт, мощностью в 150Вт; если не смотреть на скромные характеристики инвертора, стоит отметить полную бесшумность и отсутствие нагрева корпуса в процессе работы. PocketBook дали почитать электронную книгу PocketBook Pro 603, о которой мы расскажем в отдельном обзоре. Кроме того, у нас был боевой Apple MacBook Pro 15", с помощью которого осуществлялась вся основная работа в процессе поездки. Навигационным прибором было решено сделать HTC Desire HD с установленным программным обеспечением Navigon. Об этой программе можно написать многое, и мы это сделаем чуть ниже по тексту.

Выезд состоялся в 5-30 утра по московскому времени в воскресенье, впереди была дистанция 2200 километров и точный расчёт времени прибытия в контрольные точки. Думаю, если в будущем кто-то захочет повторить наш маршрут, то эта заметка пригодится в любое время года. Выезжать рано утром — это суровая необходимость, так как в процессе поездки желательно преодолеть Россию за один присест, полностью заправить машину бензином перед союзной границей и останавливаться для процесса приёма пищи уже в Белоруссии.

Белорусская «горючка» по 30 рублей

Только имейте в виду: несмотря на 2011 год в белорусских придорожных столовых почти нигде не принимают банковские карты, особенно это будет очевидно на обратном пути. По дороге в Польшу с этой проблемой мы не сталкивались.

Будь готов к неожиданностям

Про центральную трассу Е30 в Белоруссии сказано немало, добавим лишь, что ничего нового не появилось, всё те же 20 рублей за проезд по платным участкам и так же мало заправок вдоль дороги. Скажем так, после России качество магистрали просто отменно и этого будет достаточно.

Обновленный Брест

Приграничный город Брест выглядит как витрина хорошего строительного проекта: кругом торчат башенные краны и дома вдоль трассы окрашены в яркие цвета. Неподалёку строятся коттеджи и мы были ошеломлены совершенно неадекватным ценником, какой-то юморист повесил на строительные объекты табличку 90 000 у.е. Может, это шутка, но нам кажется, что неудачная.

Из этого дома наверняка видно Польшу

Граница между Белоруссией и Польшей проходится в течении трёх часов и, как мы могли заметить, основное время «простоя» протекает уже на польской стороне. Вам нужно приехать к контрольному пункту, получить специальный талон и с этим талоном стоять в очереди. 15-20 машин пропускаются через КПП в течение 10-20 минут, после чего вы переезжаете через узенький мостик и вот — граница Евросоюза. Здесь можно увидеть немалую очередь из легковых автомобилей, которые активно коптят воздух, в результате весь пограничный пункт пахнет бензином и особенно запоминается солярочная вонь! Выбираете понравившуюся корму и встаёте в «хвост» автомобильной толпы. Как мы поняли, выбирать долго не имеет никакого смысла: КПП работает медленно, но одновременно и к концу простоя вы с удивлением обнаружите, что более длинная очередь стала короче, а вам всё ещё стоять и стоять.

Первый указатель на Варшаву находится в нескольких километрах от границы

Поляки пропускают на пункт по четыре машины; список документов для проезда может изменяться, и мы не будем его приводить в этом материале. Скажем лишь, что вопросы задаются на русском языке и никаких «придирок» вы не заметите. Максимум попросят открыть багажник и спросят, куда вы держите путь. Штампы стоят — впереди Польша и длинный участок дороги до скоростного шоссе под городом Лодзь.

Наш Паджеро на польской земле

Когда въезжаешь в Польшу, то первым делом отмечаешь качество дороги и её ширину. Центральная магистраль страны выполнена двухполосной с неширокой обочиной и чем дальше от границы, тем предупредительнее и спокойнее становятся другие водители. Скоростной лимит Польши можно назвать убаюкивающим большая часть маршрута проходится на скорости около 80 километров в час и можно себя успокаивать лишь тем, что в таком режиме машина потребляет минимальное количество топлива.

Качество дорожного полотна вызывает уважение, но вот манера вождения может немало удивить практически в первый обгон. В Польше принято смещаться на обочину, чтобы пропустить обгоняющего, а также принято моргнуть аварийным сигналом в ответ на вежливость. Фуры также смещаются с целью облегчения манёвров и это порождает целый ряд фобий, которые проходят в течение первых 200 километров. Поскольку бесстрашная манера вождения польских водителей не успевает прижиться в российской голове, вы будете очень рады въезду на широкую платную дорогу: всё же несущаяся в лобовую атаку фура способна напугать кого угодно, но вместо того, чтобы «моргать дальним», «бибикать» и громко кричать — сместитесь на обочину, здесь принято уступать.

Чем дальше от границы, тем меньше табличек с русскими названиями и тем больше освещения становится на трассе, в целом вся польская Е30 мрачная и плохо освещённая, но для облегчения движения по населённым пунктам пешеходные переходы подсвечиваются яркими светодиодными прожекторами. Знаки, указывающие направление движения, также ярко светятся и прекрасно видны в темноте.

Несмотря на обилие предупреждений о контроле скорости, поляки носятся по своим дорогам, совершенно не соблюдая скоростной режим, при этом мы не видели ни одной аварии и ни одной аварийной ситуации на дороге, зато видели пешеходов, которые носят на одежде светоотражающие полосы! Это очень-очень удобно и безопасно; невольно вспоминается вой сограждан, когда их попытались убедить в необходимости одежды с такими полосками. Водитель в темноте видит плохо, но глаз очень хорошо подмечает любые светящиеся детали и при неочевидности происхождения «НЛО» на обочине всегда снизит скорость... это может спасти жизнь.

Чем ближе к Варшаве, тем ровнее становятся дороги, тем больше света и больше различных закусочных; самое время поговорить о валюте и расчётах в Польше. В Евросоюзе есть ряд стран, которые не приняли евро как внутреннюю валюту. Одной из этих стран оказалась Польша, где в обороте используются злотые. На момент нашего визита было очень легко пересчитывать злотые в рубли и обратно: обменный курс составлял примерно 1 злотый к 10 рублям, этому очень быстро учишься как только приходится заправляться. Не верьте, что в России дорогой бензин... вы ещё не бывали в Европе. Литр польской горючки стоит 48-49 рублей на наши деньги (4.8-4.9 злотых), и чувство амфибиотропной асфиксии охватывает широкую русскую душу по мере того, как первые литры сгорают в недрах автомобиля. Да, тут действительно не стоит покупать многолитровое чудовище.

Польские мосты проектируют так, чтобы по ним могли ходить звери

В МакДональдсе (куда мы заехали по пути) банковские карты не принимают, что, в общем, нас ни капельки не расстроило, а напротив, сподвигло к дальнейшему продвижению внутрь страны. Примерно около Варшавы начала одолевать усталость и противное чувство голода, а значит, пора искать привал. «Навигон» предложил проехать столицу насквозь и поискать отели подальше от городской черты, что мы и сделали.

Варшаву пришлось проезжать ночью и поэтому фотографий не будет, но по внешнему виду это похоже на Алтуфьево в более приятном цветовом исполнении. Очень много домов советского типа, и даже если строится что-то новое, то дизайн изменяется не сильно. Вообще Варшава — это город-стройка! Дороги, жилые дома, магазинчики — всё это строится и похоже скоро будет закончено и сдано. По всему городу весят призывные «кредитные» плакаты, из которых стало ясно, что самая популярная кредитная ставка в Польше — 9 процентов.

Проехали Варшаву и опять стало темно, первый отель не заметили и пролетели на скорости, а вот второй уже не пропустили и припарковались рядом с калининградским мерседесом (в Польше много автомобилей с русскими номерами). За 1900 рублей нас пустили переночевать в отличном отельчике примерно в 30 километрах от Варшавы; в отеле был бесплатный Wi-Fi, а персонал чуть-чуть говорил по-русски.

Фотосессия

О польском языке сказано многое, он действительно сильно похож и на русский, и на белорусский, и на украинский — говорить можно легко. Скорее всего, тебя поймут, но вот чего в лингвистическом запасе поляков нет, так это немецкого или английского. Видимо, нам не повезло и поэтому общение с персоналом отеля было немного сложнее, чем везде. За упомянутые 1900 рублей нам выдали номер на две кровати и бесплатный завтрак на утро. Употребив гигантскую порцию гуляша и свиную отбивную, отправились спать.

Утром следующего дня мы подскочили на час раньше намеченного срока и пошли завтракать, Роману дали меню на русском языке, а мне на немецком — видимо, потому, что накануне он говорил по-русски, а я, соответственно, по-немецки :-). В путь!

Вот теперь дорога видна хорошо, но от этого не становится лучше, поскольку появились многочисленные фуры и легковой транспорт, а до платной дороги ещё километров 200... 200 километров по польской трассе это действительно долго — можете поверить.

По всей стране популярно малоэтажное строительство: если немцы стремятся жить в пригородной зоне, то поляки и так массово живут в частном секторе. Указатели иногда продублированы на английском, но чаще всего надписи только на польском языке, а ближе к границе с Германией появляются и немецкие таблички.

Кстати, не верьте, что в Европе мало фур — очень много! Дальнобойный транспорт очень популярен и используется везде, где есть дорога и заправки. Таких «толп» гружёных фур я не встречал нигде в мире, кроме как в Европе. Вот и Лодзь, вот и выезд на скоростную магистраль, хотя какая уж она скоростная — 130 километров в час.

Радужный мост. В Германии символ радуги означает кое-что другое

Но после обычного шоссе восприятие такого «подарка» более чем положительное, оцениваем скорость потока — едут примерно 140-150, мы едем так же. Магистраль хорошая и огорожена от леса стальным забором, регулярно встречаются симпатичные мосты и фрагменты будущих скоростных магистралей; наша А2, видимо, самая длинная из всех, поэтому её срочно монетизируют.

Часть пунктов для отъёма денег у водителей пока ещё не работает

Проезд по дороге стоит 5 евро либо 13 злотых, у поляков могут быть карточки проезда и, как мы понимаем, это позволяет существенно экономить. Что характерно, вдоль всей магистрали идёт обычное загородное шоссе, на которое можно легко съехать и, потеряв минут 10-20, обойти все платные преграды. Подозреваем, что это станет единственным способом не тратить 25 евро чисто за проезд по 254 километрам дороги в одну сторону. Всё же белорусский тариф (20 российских рублей за проезд каждого КПП) кажется более гуманным и понятным.

Скоро граница с Германией

Вот и кончилась платная дорога, опять узкая трасса и очень много фур, попали в небольшую пробку. Грузовик слетел с дороги и снёс несколько деревьев, на месте уже работают спецслужбы и тяжёлую машину поставили обратно на дорогу — едем дальше. Узкий проезд по мостом — ещё одна «длинная» пробка в виду приоритета у встречного движения. Тут уже никто никого не пропускает, все ждут окончания «встречки».

Сужение трассы. Хотя и тут народ носится как на пожаре

Теперь осталось около 100 километров до Германии, появились надписи на немецком языке, а также автомобили с немецкими номерами. Вообще становится спокойнее, хотя машины едут быстрее и быстрее, никто не обращает внимания на камеры — видимо, «бесплатный» лимит находится где-то в районе 25 километров в час. Появилось большое количество страшных «публичных домов» и массовое скопление продажных женщин (и мужчин) на обочинах — сие выглядит уныло.

Прощай, Польша!

Финальный заезд перед границей государств происходит вдоль железной дороги и строительной площадки. Железная дорога работает в грузовом режиме, за 20 минут проезжает минимум пара товарных поездов. Пограничный пункт выглядит грозно, но на самом деле ничего там не происходит: вы просто проезжаете по дороге и въезжаете на мост через Одер.

Германия! Франкфурт на Одере

Орёл на фоне немецкого флага информирует путешественника о въезде на немецкую территорию. Практически от границы дорога резко расширяется, появляются новые дорожные знаки и машины ускоряются в режиме «тапка в пол».

Низко летим

Средняя скорость движения по немецкому автобану 120 километров в час, на некоторых участках висят знаки о рекомендуемой скорости в 130; проехав их, все автомобили, которые только «могут», бешено ускоряются вдаль. Вдоль автобанов часто попадаются заправки и закусочные, тут правит евро и проблем с расчетами больше не возникает. Обнаружив на одной из заправок информационный стенд, мы поклялись доехать «на парах», но заправляться только в крайнем случае. Один литр горючки 95 стоит 1,58 евро — 63 рубля. Это, правда не мешает немцам ездить на Dodge Ram или Chevrolet Tahoe, но контрасты сильны.

Вообще вся Германия вызывает сплошной восторг от немецкого народа! Содержать такую страну в чистоте и порядке, при этом не зажимать автолюбителей платными парковками или драконовскими поборами. Отличное качество продуктов и низкие цены в приличных ресторанах, классический дизайн домов и современное оснащение квартир — это стоит увидеть. И дороги — немецкие дороги фантастически приятные, и видимо, за счёт стоимости топлива они полностью бесплатные. Многое можно рассказывать о стране в самом центре Европы, нам понятно одно — дома такого не будет. Не позволят.

Расстояние около 450 километров мы проехали за четыре часа, а навигатор обрадовался знакомой стране и начал рисовать трёхмерные развязки с пояснительными пиктограммами. Вы можете спросить — почему так мало написал о дороге по Германии? Я отвечу — автобан это Скорость, ветряные генераторы и бесконечные поля!

«Ветряки» в центральной Европе используются повсеместно

При поездке через Германию вы сосредоточены на быстром передвижении из точки А в точку Б, и ничто не должно вас отвлекать. На автобанах практически нет рекламы, только черно-белые фотографии с надписью, которую я перевёл как «убавьте газ», т. е. «сбросьте скорость». Больше ни-че-го! Влетаем в Ганновер… и вот опять 60 километров в час, информативные знаки и практически полное отсутствие парковочных мест, хотя, покатавшись минуты три, мы нашли пустое место под нашу немаленькую машину. Парковка бесплатная, и это в центре города! Привет России…

Приехали!

Так закончилась первая часть поездки; вторая часть рассказа появится на сайте в ближайшие дни и будет посвящена Ганноверу и, собственно, самой выставке CeBIT.