Наука и технологии
4 апреля 2011, 23:01

Путешествие за три границы: Москва-Ганновер, CeBIT 2011 и обратно

После 23 часов дороги и 8 часов перерыва, мы приехали в немецкий Ганновер, где на протяжении пяти дней проходила всемирно известная выставка CeBIT. Расскажем о том, как попасть на выставку и не остаться с пустым кошельком.

Едем на выставку, или краткая информация по решению бытовых проблем

CeBIT известен компьютерному миру уже более 20 лет — 1986 является официальным годом основания выставки как самостоятельного проекта. Последние десять лет мероприятие «колбасит» в виду нестабильной экономической ситуации, но в общем CeBIT жив и, вопреки мрачным прогнозам, продолжает удивлять посетителей.

Пресс-центр на выставке CeBIT

Hannover Messe находится за пределами города, куда можно добраться на любом из существующих транспортных средств. В этом году предлагали даже вертолёт за 95 евро, но мы решили пойти классическим путём и ездили на выставку при помощи метро (U-Bahn).

Вход в метро. Станция Waterloo

Ганноверское метро представляет собой обычную немецкую подземку, где вам нужно купить билетик (Fahrkarte) в автомате и «погасить» его в специальном автоматическом контролёре. Колоссальные штрафы за безбилетный проезд и вездесущие кондукторы делают поездку «зайцем» очень нервным занятием, так что не пожалейте трёх евро и всё будет хорошо. Тем более, что на время CeBIT правительство Ганновера устанавливает удобные правила проезда в общественном транспорте. Так, по однократному билету Вы можете целый день ездить на метро или автобусе (если вдруг понадобится). Только очень важно учесть наличие «дырки» о проходе на выставку. Отверстие рядом с датой маленькое и лучше лишний раз убедиться, что билет на самом деле «погашен».

В городе везде встречается реклама CeBIT

Конечная станция Messe Nord находится в шаговой доступности от северного входа в выставочный центр. Регистрация и оформление документов на посещение выставки обычно занимает не более 10 минут. Журналистов пускают отдельно и на этом этапе случаются различные казусы, которые, правда, легко решить в главном административном корпусе.

После получения документов народ почему-то ломится в очередь, где двое сотрудников выставки проверяют билеты сканерами, хотя можно воспользоваться обычным турникетом и не тратить время. Сама территория выставки огромна и располагает к прогулке, поскольку всё сделано со вкусом и весной выглядит особенно приятно. Кстати, характерно, что CeBIT и Ганновер не нравится многим журналистам из за погоды, но в 2011 году нам повезло и дождик застал нас только в последний день. А вот в 2010 я попал под настоящий снегопад с последующим гололёдом. Такой вот он, непостоянный немецкий климат.

Решаем проблемы со связью

Что интересного есть среди выставочных корпусов? Ну, чаще всего приезжающие граждане испытывают затруднения с мобильной связью. Специально для них на выставку пригоняют фургончик T-Mobile, в котором вам продадут SIM-карту с поддержкой интернета. Только вот незадача — никаких microSIM у них не продаётся. Что же делать тем, у кого iPhone4, а ножик отобрали в аэропорту? Легче всего обратить внимание на немецких «дискаунтеров», среди которых выделяются два. Это Blau и Fonic, уж поверьте — дёшево. Особенно выделяются роуминговые тарифы по ЕС, это за гранью понимания любого жителя территории «не-ЕС», например, 0.49 Евро за 1 мегабайт трафика. Позднее мы это проверили: в Польше на интернет ушло около двух евро. В самой же Германии 1 гигабайт трафика стоит 10 евро, а минута общения — 0.09 евро (цены указаны на март 2011 года). Микросим поддерживает Fonic, Blau более традиционен и работает на обычных «симках». Вот так и решается проблема с мобильной связью, только будьте готовы, что Blau требует активации через интернет и это отдельная история, хотя всё не так уж и сложно, знание немецкого языка или качественный переводчик совершенно точно облегчат ситуацию с регистрацией новой сим-карты. В Германии распространены точки доступа WiFi и тут можно рекомендовать приобрести доступ от T-Mobile, для этого нужна только лишь банковская карта VISA или MasterCard.

Про жильё в Ганновере

Почти центр города

Русские визитёры («безухеры» нем. прим.авт.), как правило селятся недалеко от выставочного центра, дабы сэкономить на поездках по городу. Важно понимать, что такой метод однозначно менее полезен для кругозора и не всегда дёшев.

Если жить в городе, то возможен такой пейзаж за окном

Русскоязычное население Германии заслуживает отдельного внимания и, если соотечественник задействован в сфере обслуживания, то это может здорово сказаться на увеличении бюджета проживания в пригородной черте. Хотелось бы быть неправым, но «опыт, сын ошибок трудных»! Большинство отелей, которые принимают жильцов на время выставки, поднимают цены в три-четыре раза, поэтому при посещении CeBIT имеет смысл забронировать койку в декабре-январе, причем в это время цены никто не поднимает. Чем ближе к заветной мартовской неделе, тем круче поднимаются цены на жильё, особенно рядом с выставкой.

Второй важный момент при поиске жилья — не пользоваться англоязычными и особенно русскоязычными сервисами по поиску! Потратьте час, но ищите жильё в специализированных немецких каталогах, вы удивитесь существенной разнице в ценах. У этого способа есть одна тонкость: без знания немецкого языка ничего не выйдет, даже если вы доберётесь без приключений до объекта аренды, дальнейшее общение может быть затруднено языковым барьером, так что порою проще заплатить больше, но не испытывать бытовых затруднений.

Питание во время выставки

Обычная немецкая «рулька». Около 10 евро

Разумеется, если у вас много денег и потратить на еду 20-25 евро за один заход — не проблема, то, наверное, эта информация не для вас. Если вдруг появится интерес к изучению того, что всё же продаётся на улицах Ганновера, то абзац может оказаться полезным! Заслуживает внимания китайская еда, которую готовят вьетнамцы и продают в небольших палатках по всему городу.

3 евро за тарелку

Рядом с выставочным центром стоимость азиатской еды просто запредельная, но, если проехать буквально одну остановку на метро (помните, что билет на CeBIT позволяет бесплатно кататься на общественном транспорте), то тарелка лапши будет стоить не 8 евро, а 3. Любимые немецкие сосиски продаются не везде, но они просто чудесные! Обязательно попробуйте хотя бы один раз, причем обращайте внимание на толпы немцев, которые точно знают, чего хотят. Вообще тема гастрономического выживания в Германии крутится вокруг трёх кулинарных столпов: азиатского, турецкого и немецкого. Немецкий фаст-фуд стоит дорого и самый приятный, если хочется сосисок, сендвичей и рыбы, азиатский недорог и, разумеется, вкусен по определению.

Турецкие закусочные хорошо заметны на общем фоне

А вот турецкий мне не нравится: кебабные и доннерные с характерным запахом палёного мяса привлекают каких-то покупателей, но решать вам. Если времени чуть больше, чем нужно, то мы советуем добраться до вокзала (HauptBahnHof) и прогуляться по нижнему этажу. Там есть много разных закусочных, в том числе и известный фаст-фуд, вроде Макдональдса и БургерКинга.

А куда идти после выставки?

Как правило, все, кто приезжают в Германию, мысленно готовятся пить пиво и есть рульки! И, поверьте, эта страна вас не разочарует, но нужно понимать, что большинство кабаков, которые находятся рядом с выставкой, совсем недёшевы; чтобы сэкономить, придётся ехать в город. Но если вы попали на CeBIT, обязательно посетите огромный бар Munich Hall на территории выставочного комплекса.

Раздолье после выставки

Ничего подобного вы никогда не увидите, ну разве что повезёт попасть на мюнхенский oktoberfest. Тут стоит извиниться за качество фотографий, но часть из них делалась на HTC Desire HD. Обычно в последний день CeBIT народ расходится со стендов пораньше и начинает гулять по городу, поэтому самое время рассказать об основных местах в Ганновере.

Если стало скучно...

Под громовые раскаты прямоточной выхлопной системы, настоящий Mercedes Benz SLR McLaren носился по специально подготовленной трассе в пятистах метрах от выставочного центра. Народу собрали прилично, но все, кто хотел увидеть монстра в действии, могли это сделать без проблем! На машине ездил профессиональный пилот, и он же катал желающих из народа. Правда, мы так и не разобрались в процессе отбора кандидатов, но сам факт такого радушия откровенно порадовал. Недалеко от трассы стояло ещё два SLR, в один из которых можно было элементарно сесть, а другой «работал» моделью для фотографов.

Едем в город

Приезжаем на вокзал, именно здесь начинается туристический Ганновер, в котором можно найти всё что угодно. На главной вокзальной площади установлен памятник одному из королей Ганновера Эрнсту Августу Первому. Это обычное место для встречи большинства туристов и горожан. От «хвоста» начинается путешествие по городу и, если вы хотите советов, где и как провести время, то попытаемся рассказать.

Вечером даже популярные улицы резко пустеют

Если пойти прямо и пересечь трамвайные пути, вы окажетесь на улице, ведущей к основным торговым площадкам Ганновера; одежда, еда и техника — всё сосредоточено в этих местах. Если встать спиной к вокзалу и пойти налево, то через один переулок вы найдёте отличный пивной ресторан Paulaner, в котором всё хорошо, но особенно приятными окажутся свежеприготовленные солёные кренделя! Они просто незабываемы! Помните, что в Германии порции гигантские и низкая стоимость не всегда определяет объём готового блюда :).

История этой башни осталась за кадром

В Ганновере не так уж много любопытных достопримечательностей, но кое-что интересное найти можно.

«Рыночная церковь» видна из многих уголков города

Гуляя по центру, сложно не заметить шпиль Marketkirche — «рыночной церкви». Этот лютеранский храм имеет очень древнюю историю и, к сожалению, после союзных бомбёжек был практически полностью разрушен.

Орган внутри Marketkirsche

Однако немцы качественно восстановили большую часть сооружения и сейчас храм открыт для посетителей. Если вам особенно повезёт, то можно услышать орган, на котором в основном играют вечерами.

Городская ратуша

Чтобы посетить все достопримечательности города, нужно найти на асфальте линию красного цвета, её иногда называют «красная нить».

«Красная линия» — путеводная нить

Если следовать по маршруту, который придумали создатели «нити» то можно увидеть всё самое важное в городе, включая ратушу, разрушенную церковь и здание Немецкого банка в Ганновере.

Разрушенная церковь

Здание немецкого банка

Мы отметили далеко не все достопримечательности, но в режиме осмотра «галопом» эти здания запоминаются больше всего.

Полицейский участок

Случайно заметили дьявольскую лепнину над входом в обычный полицейский участок. Не берусь рассуждать, что именно хотел отметить скульптор, но получилось достойно. Во всяком случае, нет никаких досок, которые бы приоткрыли тайну демона, хотя здание построили в 1903 году и, судя по всему, война обошла постройку стороной.

Парковки в тихих переулках

В центре крупных городов Германии парковка платная, а в обычных уездах мы находили паркоматы только один раз, в районе вокзальной площади. Во всех остальных случаях автомобиль ставится туда, где есть место, и это никого не злит, хотя, чтобы поставить большую машину приходится искать подходящую щель. Во дворах предусмотрен паркинг, но, как нам показалось, им пользуются только в крайнем случае.

Набережная

В Ганновере есть и пруды, и реки, но, чтобы их увидеть собственными глазами, придётся изрядно побегать. Эта набережная находится минутах в пятнадцати пешего хода от главного вокзала, и чем-то она очень привлекает. Видимо, абсолютным спокойствием бытия.

Частный сектор

Как мы писали в прошлый раз, в Германии очень любят жить в частном секторе. Поэтому практически во всех городах (включая Берлин) есть дома, которые в России называют «таунхаусами». Стоимость такой недвижимости решительно запредельная даже по сравнению с Москвой, но немцев это не останавливает. Жить в таком доме — предел мечтаний многих.

Если не хватило денег на собственный дом…

А для тех, кто не смог найти денег на отдельную постройку, есть несколько более бюджетный вариант жилья. В таких домах квартиры стоят значительно дешевле, хотя порою не уступают домам по площади. Например, в историческом центре города есть квартиры площадью более 140 квадратных метров.

Маленький замок

Замки в Германии неизвестны большинству туристов, всё же главные средневековые постройки находятся в Баварии. Но стремление к «замковой» архитектуре прослеживаются во многих местах. Например, этот маленький замок был найден на краю парковой зоны недалеко от вокзала.

Белый дом

Немецкие дома и улицы поражают чистотой и качеством отделки. Если во Франции дома специально красят «старящей» краской, то в Германии дом окрашивают таким образом, что и через 30 лет он выглядит как новый. Конечно же, его ремонтируют и «правят», но турист этого не видит, да и местный житель тоже.

«Нельзя» два раза!

Решительное отличие Германии от большинства стран Евросоюза — тут не скупятся на дорожные знаки и предупреждения. Вот уж чего-чего, а разнообразных "Verboten" («запрещено» — нем.) тут хватит на всех. Зато чисто.

Автомобильная Мекка

Когда попадаешь на родину лучших автомобилей в мире, хочется удивиться столь малому количеству интересных экземпляров. Но на самом деле оригинальных и редких автомобилей здесь очень много, нужно только правильно искать. В обычной подворотне может стоять редчайший BMW Z1 в состоянии «новый автомобиль».

Пустота

Если турист сходит с маршрута, то он тотчас заметит разницу между «тусовочными» местами и жилым массивом. Полное отсутствие народа, автомобилей и какой-либо жизни. Проще говоря — нет ничего, что может развлечь, накормить или поговорить. Абсолютная тишина прерывается звуком мотора от изредка проезжающих автомобилей. А если едет «гибрид», то можно и мотора не услышать, честно говоря, это страшно.

Казалось бы. Бензин по 70 рублей... а они?

А они ездят и не на таком. Этот ещё маленький, мы же видели Hummer H2 и Tahoe, V8 «мерседесов» G-класса тоже хватает. Так что не питайте иллюзий, в Европе тоже любят большие машины.

Едем домой

Перед отъездом

Выезжали как раз в тот день, когда погода над Ганновером стремительно портилась. На улице моросил противный дождик, капли которого не были похожи на привычные нам и азиатам. Весенний немецкий дождик представляет собой пылеобразную мокрую взвесь, которая медленно оседает на асфальте, покрывая всё вокруг тонким водяным слоем. Подобный «дождик» можно наблюдать в процессе полива цветов из комнатного пульверизатора.

Подготовка к выезду из города

Депрессивную картину отъезда дополнял навигатор, который в условиях плотной застройки около 15 минут пытался найти спутники. Ожидание тянулось долго и в результате мы поехали без навигации, восстанавливая маршрут по памяти. Впервые в жизни удалось оценить информативность немецких указателей, и надо сказать, что здесь «дойчи» показали себя не с лучшей стороны. Если не выехать на основную магистраль, то найти указатели до автобана невозможно. Их просто нет.

Пока мы пытались найти подходящий выезд из города, навигатор наконец проснулся и позволил указать маршрут движения. Как и большинство навигационных программ, Навигон умеет прокладывать маршруты только в области одной страны, поэтому мы выбираем точку на карте рядом с границей и едем... едем. На обратной дороге всё выглядит по-другому, видимо, потому, что погода испортилась не только рядом с Ганновером, но и над Берлином, и над Франкфуртом (Одер). Поэтому мы остановились на заправку (100 евро —и это не полный бак!), затем посетили Бургер Кинг, где стояли в компании десяти немецких солдат и туристов из Канады.

Вот и закончились автобаны

Ближе к Польше погода стала «разгуливаться» и мы увидели прекрасную картину — красное солнце подсвечивает сосновый бор и трассу перед автомобилем. На тот момент мы не знали, что спустя каких то десять минут мы встрянем в часовую пробку и будем вспоминать родную партию и польские дороги.

Обычная пробка. Через несколько километров после границы

В Польше тоже принято перекрывать ЖД переезды, только в отличие от России, тут это делают не просто заранее, а ОЧЕНЬ заранее, иными словами, минут за 5-10 до поезда, и потом открывают не сразу, а ещё через минутку, будто бы через несколько секунд после проезда состава из за поворота выскочит опаздывающий вагон.

Посмотрели на многокилометрвую пробку и поняли, что ЖД переезды нужно объезжать любой ценой, это решение в будущем привело нас к ещё одному приключению, но об этом позднее.

Очень много фур

Весь обратный путь через Польшу представлял собой слалом между фурами с бесконечными обгонами длинных автопоездов. Когда наконец-то появилась возможность разогнаться, выяснилось, что у нас заканчивается бензин, а до ближайшей АЗС аж 49 километров. Выбрав фуру, которая ехала около 100 километров в час, мы плелись за ней в «воздушном мешке», что позволило доехать до заправки практически «на парах». Понеслись! 254 километра мы проехали часа за два с копейками, а потом с нами приключилась вот какая история.

Уткнувшись в хвост очередной очереди на ЖД переезде, навигатор предложил возможность объезда, и мы увидели, что большинство поляков разворачивается через «двойную сплошную» и потом едут куда-то обратно. Мы встали в хвост процессии и поехали в надежде на существующий объезд. Тут случилось странное: все польские малолитражки включили левые поворотники и поехали совсем не туда, куда нам предлагал ехать навигатор. Провести рекогносцировку на местности не удавалось, поэтому пришлось согласиться с навигатором и свернуть с трассы в деревню. Не знаю, вся ли Польша такая, но увиденное «за поворотом» до сих пор впечатляет.

На объезде «переезда»

Вначале кончились фонари, потом кончилась дорога и появилась просёлочная тропа с характерными следами от гусеничного трактора. По краям «дороги» — покосившиеся домики, рядом с которыми стоят местные жители. Как только кончилась деревня стало просто очень темно и страшно. Поперёк дороги лежало бревно: по российским «законам тайги» это означает, что дальше дороги нет. Но это для седанов нет, мы-то на внедорожнике, а значит, поедем дальше. Встретили типично «валдайские» буераки с вывешиванием колёс, ползком-ползком преодолели небольшой овраг и выехали на ЖД переезд. Точнее, мы упёрлись в насыпь и крутой подъём в горку; вдалеке был виден официальный «ЖД КПП», где мы отказались стоять немного ранее. Перебравшись через насыпь, мы опять оказались в глухом, сказочном лесу с минимальным расстоянием между стволами деревьев.

Плотный лесной массив

В России такую картинку я никогда не видел, а тут действительно тяжело идти по лесу, всё время цепляешься за буйную растительность. Примечательно, что лесная тропа в навигаторе отмечена чуть ли не как «хайвей», хотя тут не то чтобы неровно — просто нет дороги, осталось одно направление. С шутками по поводу волков и охотников мы расстались уже после того, как выехали на трассу Е30 и стремительно ускорились в сторону Варшавы.

Въезжаем в Варшаву

После окончания приключения ехать стало совсем уж грустно; мы рассчитывали доехать до столицы, проехать город насквозь и только потом искать ночлег, но неожиданный затор испортил наши планы, и пристанище мы искали в состоянии полной прострации. Рома изъявил желание прокатиться через город и, хотя навигатор отчаянно требовал этого не делать, мы всё же вкатились на варшавскую землю. Город как город: расстояние между домами большие, много пятиэтажек «хрущёвского» типа и много-много похожих и знакомых русскому глазу архитектурных решений. Кое-как разобравшись в безымянных поворотах, мы выехали на финишную прямую и начали искать подходящий мотель.

А поутру они проснулись

К сожалению, сил было мало, и мы остановились возле первого же более или менее приличного сооружения.

Мотель в 100 км перед границей с Белоруссией

Там, кстати, сносно говорили по-русски и неплохо накормили за 300 рублей на двоих (30 злотых). Интернета в мотеле не было, и я опять воспользовался чудесным предложением от немецкого Blau: всё таки, 0,49 евро за мегабайт в роуминге — это прекрасно!

Граница по-польски

Наутро мы встали, позавтракали и быстро выехали в сторону границы. Сразу после Варшавы большая часть фур уходит на второй приграничный КПП, а все легковушки едут в Тересполь. Выезд из страны дался нам чуть сложнее, чем въезд, поскольку барышня в будке демонстративно отказывалась говорить на каком-либо языке, кроме польского... Потеряли около 15 минут, пока не появился доброжелательный поляк и не объяснил, что хочет посмотреть на идентификационные таблички автомобиля с VIN кодом. После того, как всё было найдено, нам отдали паспорта и мы благополучно въехали на территорию Белоруссии. Союзная граница на въезде тоже не отличается радушием, но в целом это уже не так важно, мы почти дома. Брест на обратной дороге взбесил идиотским светофором без отдельной стрелки «налево», этот замечательный девайс висит сразу же после приграничного пункта и там всегда полно машин. Думаю, что на этом перекрёстке регулярно бывают ДТП, но светофор такой, какой есть.

По всей трассе Брест-Орша нет практически ни одной закусочной, где бы принимали к оплате банковские карты VISA или MasterCard, а мы попали на обратный путь как раз в тот момент, когда по новостям прошла информация о введении запрета на использование международных платёжных систем. Так вот, в Белоруссии можно убедиться в том, насколько это «удобно», не дожидаясь никаких запретов. Из-за этого недоразумения решили голодать до России, где, судя по сводкам из твиттера, уже начиналась метель.

На территорию РФ мы въехали в десять вечера и нас тут же остановили для проверки документов. Самое интересное было потом: оказывается, нас остановили «просто так», а мы уже настолько европеизировались, что начали перебирать в голове все мыслимые нарушения ПДД, которые могли случиться с нами в этом населённом пункте. Полицейский инспектор дорожного движения отпустил нас с миром, но сам факт такого внимания поверг экипаж в лёгкое уныние — вернулись. Кстати, нас потом ещё раз остановили «просто так», уже в Москве на посту у МКАДа: инспектор начал задавать мерзкие вопросы из серии «как себя чувствуем», начал светить фонариком в глаза и вообще вёл себя как заправский нарколог. После этого эпизода стало понятно, что да — мы дома, а всё, что было до этого момента, нужно забывать и стараться никогда не вспоминать. Подумать только, в Еврозоне вас никогда не остановят, если нет уверенности, что вы нарушаете правила или закон. Дикари.

Послесловие

Moscow – Hannover — Moscow

Честно говоря, я готовил подобный автопробег уже лет восемь. Наконец то удалось найти единомышленника и ряд компаний, которым это показалось интересным. Мы думаем, что в перспективе будет ещё один автопробег, но подробности этого события пока оставим за кадром. На текущий момент Ferra.ru — единственное IT издание, которое сделало подобный «нестандарт», и мы очень довольны, что все наши приключения обошлись без происшествий.

Всегда ваш, экипаж — Иван Волин и Роман Горошкин.