Опубликовано 09 июня 2009, 00:03

Взлеты и падения IT индустрии со 2 по 8 июня.

Cisco вытеснила General Motors из индекса Доу-Джонса ∙ EMC мешает NetApp купить DataDomain: от заманчивых предложений до завуалированных угроз ∙ Новый поисковик Bing от Microsoft обогнал по посещаемости Yahoo ∙ Google захватывает рынок ОС: Acer станет производить Android-нетбуки ∙ Oracle и "облачная концепция": нетбук как тонкий клиент ∙ Microsoft выбрала "политику страуса" и заявила, что нетбуков как таковых не существует

Прежде, чем перейти к прочим событиям, которых на минувшей неделе было более чем достаточно, стоит упомянуть вполне себе знаковую вещь. Dow Jones Industrial Average, индекс, который мы знаем как просто Dow Jones, несколько поменялся. Из списка в 30 компаний, чьи акции входят в него, с этого понедельника исключены Citigroup и General Motors, а взамен выбывших включены Cisco и Travelers.

Облик современной экономики продолжает меняться – попробовал бы кто-то еще лет эдак двадцать назад предположить, что Dow Jones могут покинуть такие гранды, как General Motors. Про банкротство последней и вовсе было смешно заикаться. «Что хорошо для General Motors, хорошо и для США», и так далее в том же духе. Теперь же в DJ становится все больше и больше технологий – Cisco присоединилась там к HP, IBM, Intel, Microsoft, и двум телекомщикам, AT&T и Verizon.

79

79

А теперь – к главной новости минувшей недели. Слишком рано было объявлено о сделке по покупке NetApp компании Data Domain за 1.5 миллиарда долларов. На неделе события резко обострились, когда в игру вступил другой крупнейший игрок на рынке услуг, связанных с хранением данных – EMC. Та перебила ставку NetApp, предложив за Data Domain уже 1.8 миллиарда. Причем, здесь вся сумма шла деньгами, в отличие от варианта «деньги+акции», предлагаемого NetApp. (Еще бы – у EMC на руках сейчас порядка 7.2 миллиардов долларов кэша). В общем, явно гораздо более выгодное предложение.

Проблема в том, что совет директоров Data Domain уже успел одобрить сделку с NetApp, а советы директоров не очень любят менять подобные решения. Да и NetApp отнюдь не собиралась сдаваться. Как в покере, компания повторила ставку конкурентов – 1.8 миллиарда за Data Domain, благо что пока что запасы наличных (2.6 миллиардов) позволяют ей остаться в аукционе. Правда, опять, по формуле «деньги+акции».

Тем не менее, ситуация изменилась кардинально, так что совет директоров Data Domain, уже одобривший сделку за 1.5 миллиарда, при всей своей симпатии к NetApp, просто не мог не реагировать на происходящее. Инвесторы Data Domain, с восторгом наблюдающие за взлетом акций на несколько десятков процентов, его бы, мягко выражаясь, просто не поняли бы.

ddup

ddup

Пытаясь объяснить инвесторам Data Domain, почему их предложение, всего лишь повторяющее по сумме предложение EMC, да еще и почти наполовину акциями, лучше, CEO NetApp изложил свои доводы в письме совету директоров Data Domain. «Во-первых, оно предлагает текущую выгоду – деньгами – наряду с долговременным увеличением выгоды через владение акциями NetApp. Во-вторых, та часть сделки, что оплачивается акциями, не будет облагаться налогом. И в-третьих, что наиболее важно, мы считаем, что комбинация Data Domain и NetApp дает явно большую выгоду. В отличие от комбинации Data Domain и EMC, чьи продуктовые линейки во многом перекрываются, и что, мы уверены, вызовет серьезный интерес антимонопольных органов, комбинация Data Domain и NetApp такого риска не несет».

Весомые аргументы, но только лишь в том случае, если верить, что акции NetApp, частично оплачивающие сделку, сейчас серьезно недооценены рынком, так что в дальнейшем они будут расти. А пока что компания продемонстрировала снижение прибыли на 16 процентов за последний квартал, и отказалась дать прогноз на следующий. Тем не менее, совету директоров Data Domain они показались убедительными (еще бы – им и предыдущего предложения хватило), так что он вновь утвердил сделку, уже на новых условиях, предложенных NetApp, - заявив при этом, что не считает сделку с EMC взаимовыигрышной для обеих компаний.

После этого тон у EMC заметно изменился. Джо Туччи, CEO EMC, заявил, что как раз их-то условия – самые лучшие, и если совету директоров Data Domain это не понятно, то он будет апеллировать напрямую к акционерам, чтобы те напрямую продали EMC принадлежащие им акции компании. Что, во все времена, называлось уже враждебным поглощением. Совет директоров Data Domain взял паузу до 16 июня, заявив, что внимательно изучит предложение EMC, повторив, однако, что сделка с NetApp полностью отвечает интересам компании.

Судя по всему, война ставок продолжится, и победитель в ней очевиден – это EMC, поскольку NetApp уже не хватает денег, чтобы поддерживать свое предложение. Ей действительно остается рассчитывать лишь на возможное вмешательство антимонопольных органов, способных заблокировать сделку с конкурентом.

Вернемся к еще одной теме минувшей недели – новому поиску Bing от Microsoft. Компания начинает телерекламу своего нового детища, добавила мобильную версию (пусть пока и крайне сырую), активно продвигает его в Интернете, сделала поисковиком по умолчанию в IE6. Результат столь мощной поддержки стал виден очень быстро – уже в первую неделю после официального анонса Bing умудрился обогнать Yahoo по посещаемости, став вторым по посещаемости поисковым сервисом в США, получив 16.28% долю рынка. Yahoo же, в итоге, упала с 18 до 10.22 процентов.

p_saupload_statcounter_bing

p_saupload_statcounter_bing

Впрочем, эта популярность – больше результат тест-драйва. Пользователи пробовали новинку. Другой вопрос – удастся ли Bing хотя бы закрепиться на этом втором месте, не говоря уже о подъеме вверх. Тем не менее, понятно, что конкурентов эта активность не тревожить не может.

Кэрол Бартц, глава Yahoo, уже успела заявить, что Microsoft с Bing ничего не достигнет, кроме временного интереса пользователей. Те, мол, сохранят старые привычки. И вообще, «Yahoo имеет светлое-светлое будущее, возможно, более чистое и простое, если вообще не думать о каких-либо связях с Microsoft. Лично я считаю, что для нас было бы лучше, если бы мы вообще не слышали слова Microsoft». «Мы чертовски большой, важный сайт». Вот так вот, не больше и не меньше. А что ей еще остается говорить, если интерес Microsoft к Yahoo должен продолжать падать с каждым упавшим процентом доли рынка у Yahoo, и с каждым приобретенным – у Bing?

Google говорить незачем. Google делает. Причем, вторгаясь, в ответ на привычную территорию самой Microsoft. Судя по информации Reuters, первым производителем нетбуков под управлением операционной системы Google Android станет Acer, один из крупнейших мировых производителей ноутбуков. Учитывая, что Android бесплатен, для Acer это может стать либо средством еще больше удешевить свои нетбуки, либо больше на них заработать. В любом случае, компания должна быть заинтересована в продвижении этих продуктов. Если, конечно, Microsoft не сможет перебить это предложение с помощью выходящей в октябре урезанной нетбук-версии Windows 7 за чисто символические деньги.

75

75

Это, на самом деле, большой вопрос, сможет ли Microsoft соблюсти правильный баланс, пытаясь одновременно сохранить свою долю на рынке, предложив ОС за копейки, и, в то же время, заработать денег, урезав ее функционал настолько, чтобы пользователи захотели проапгрейдить купленный нетбук до более старшей версии Windows 7. Задачи, как видим, противоположные. И не предпочтут ли пользователи в таком случае бесплатную ОС, заведомо создававшейся как полнофункциональная. Здесь, конечно, многое будет зависеть от того, насколько Android будет соответствовать их нуждам. Linux на рынке нетбуков, как уже можно констатировать,не пошел.

05

05

А на подходе еще один игрок, желающий создать проблемы Microsoft на этом рынке. Глава Oracle, Ларри Эллисон, на минувшей неделе вернулся к своей любимой концепции тонких клиентов, увидев ее воплощение в нетбуках. В их идеализированном состоянии, конечно – когда на них стоит лишь самый минимум софта, а большую часть как программных, так и вычислительных ресурсов, они получают через Интернет – Soft as a Service.

Так что, расчувствовавшись, Эллисон заявил буквально следующее: «…мы видим много-много различных Java-устройств, некоторые – от наших друзей из Google. [Очевидно, имелся в виду телефон под управлением Android.] Но я не вижу, почему бы некоторым из таких устройств не придти из Sun-Oracle. ... Так что, я думаю, вы увидите нас очень агрессивно продвигающими Java, и разрабатывающими Java-приложения для таких вещей, как телефоны и нетбуки. Здесь будут компьютеры и устройства, целиком основанные на Java и JavaFX не только от Google, но и от Sun». Настоящий тонкий клиент, работающий с пресловутым «облаком».

86

86

Microsoft, понятно, такой подход сильно не нравится. Настолько сильно, что она на днях, устами одного из своих топ-менеджеров, предложила даже переименовать нетбуки в «дешевые маленькие ноутбуки». То есть, сделав вид, что никакой потенциальной революции в подходе не наблюдается, так что надо просто убрать слово Net из названия, забыв, таким образом, про существование различных неприятных вещей, вроде Google Documents. А нетбук – это просто маленький и дешевый ноутбук, по-прежнему с большим винчестером, наполненным старым добрым недешевым софтом от Microsoft.

>> Обсудить на форуме <<