Наука и технологии
11 июня 2009, 00:01

IP-телевидение в России: комментарии от БиЛайн

Мы воспользовались недавним запуском Beeline IP-TV для того, чтобы поговорить об IP-телевидении в принципе, затронув, как нам кажется, основные моменты, актуальные для этой, еще только зарождающейся в России отрасли. Наш собеседник – Андрей Холодный, руководитель департамента дополнительных услуг ОАО «ВымпелКом».

- Добрый день, Андрей! Начнем с самого главного: приносит ли это направление IP TV прибыль, и если нет – то когда начнет?

  • Да, однозначно приносит. Если бы оно ее не приносило, то зачем им заниматься?

- На перспективу?..

  • Нет. Конечно, оно уже приносит свою прибыль, идет окупаемость проекта.

- Video on Demand, Pay per View, и прочие подобные вещи – это больше увеличивает ARPU на абонента, это источник заработка, или же это больше способствует привлечению новых клиентов, как такая «завлекалочка» для них?

  • Мое личное мнение – это увеличивает ARPU. Людям сложно привыкнуть к мысли, что больше не надо ходить в магазин за DVD, поэтому не происходит мгновенного привыкания к услуге. Да, преимущественно клиенты «охотятся» за каналами, за интересным контентом, но представить, что ради видео по запросу они будут покупать IP TV очень сложно. Я на практике вижу потребности абонентов и их реакцию на наши предложения. Для них видео по запросу – это такая дополнительная услуга на случай, когда они щелкали по каналам, и ничего не нашли.

- High Definition. Требования к каналу?

  • Как любой IP-шный видео поток, он очень сильно зависит от того, как ты его сжимаешь и чем. В принципе, HD можно «таскать» по каналу начиная где-то с 8 Мбит/с, в хорошем качестве – где-то 25 Мбит/с. И в приставке реализована возможность одновременной записи четырех HD-потоков и просмотра пятого. Это техническая возможность не только приставки, но и сети. Для нас ширина канала не является технической проблемой, потому что мы каждому абоненту даем 100 Мбит/с домой, а средний HD поток занимает где-то 13-14 Мбит/с.

p_Cold

- А насколько HD востребован аудиторией? И, наверное, с другой стороны – а есть ли чего требовать, есть ли контент?

  • Фокус-группы, организованные компанией перед запуском продукта в эксплуатацию, показали очень интересные результаты. Выяснилось, например, что многие путают HD со всем подряд: и с цифровым телевидением, и с телевидением, у которого просто более качественная картинка. То есть, четкого понимания, что такое HD, несмотря на то, что производители активно продвигают технологию – нет.

Для меня стало большим удивлением, что даже наша целевая аудитория, люди 25-35-ти лет, с большим трудом могли объяснить, что это такое. Тем не менее, те, кто именно сейчас покупают себе телевидение, те, кто озаботились темой «Я хочу себе цифровое ТВ», кто сравнивает предложения от разных операторов, для них наличие HD имеет довольно большое значение, хотя, тоже не является определяющим фактором.

Почему? Если посмотреть в среднем по Москве, то HD телевизоров на руках мало. И вот как раз тот переворот, в мире HD которого все ждали в 2008/2009 годах, не случился из-за кризиса, не произошло инверсии пропорций между каналами в качестве, к которому мы все привыкли и каналами в HD. Поэтому, большая доля телевизоров на руках – это старые ЭЛТ модели без поддержки HD. Соответственно, пока эта услуга не столь критична для массового рынка.

Тем не менее, те кто охотится за новинками, для них это, естественно, важно. И их действительно интересует наличие HD каналов.

bigvqY0rL-linux.org.ru

- Одна из ключевых «завлекалок» IP-TV – это интерактивность. Тем не менее, пока ее в помине не видно. Понятно, что для этого нужен соответствующий контент, так что, возможно, это вопрос в первую очередь не к операторам. С другой стороны, вы все равно с этим соприкасаетесь. Почему такого контента до сих пор нет? Мала суммарная база абонентов IP-TV?

Может быть, тогда первый шаг должны сделать операторы? Какие-то пилотные проекты, чтобы показать своим пользователям – что такое интерактивность, производителям – что это может делаться, что это может быть востребовано. Или здесь есть какие-то чисто технические проблемы, которые не позволяют именно с точки зрения вещания делать интерактивные программы?

  • В первую очередь нужно помнить, что любой кабельный оператор работает по лицензии услуг связи для кабельного телевещания. И если почитать законодательство, то там написано, что лицензия позволяет передавать сигнал от производителя до абонента без искажений. Соответственно, наложить на него что-то – это прямое искажение лицензии. Это первый момент.

Второй момент связан с размером абонентской базы. Самое очевидное, без сомнения, это – сделать какие-то голосования, интерактивное шоу. Но у любого оператора IP-TV в Москве аудитория измеряется десятками тысяч человек. Это не то количество, которое будет интересно и оператору и производителю. Потому что те же SMS, звонки в студию – они создают гораздо больший наплыв. Потому что понятно, что среди всех абонентов IP-TV не больше четверти в какой-то данный момент времени будет смотреть этот канал, и голосование получится не очень репрезентативным. Многие пытаются заработать на голосовании, а здесь возникает вопрос с монетизацией.

- Списывать с лицевого счета?..

  • При списании с лицевого счета нужно понимать, за что ты списал. Голосование – это не услуга связи. Процедура ведения лицевой счета, на самом деле, достаточно отрегулирована, и там четко прописано, за что ты можешь с него списывать, а за что – нет.

И опять же, если посмотреть на мировой опыт, а Россия, понятно, здесь отстает от многих стран… В том же Китае, где существуют огромные абонентские базы, такой интерактивности не наблюдается. Быть может, она пока особо и не нужна?

iptv3-rbc.ru

- Запись и перемотка видео – с винчестера абонента, или с сервера?

  • Мы это сделали исключительно с приставки абонента, с абонентского устройства, и мы считаем, что этим мы закрыли юридические риски, которые могут возникнуть.

- А насколько это удобно абоненту? Не удобнее для него было бы хранить это все на сервере? Тогда не возникают ограничения по объему винчестера, и, в любом случае, это получается более гибким для него решением. Он может «записывать» любые программы, в любых количествах, любых потоках… Он их даже не столько записывает, сколько воспроизводит.

  • Давайте посмотрим на других конкурентов, на рынок. Идея записи витает в воздухе уже очень давно. Тем не менее, никто в полном обьеме ее не сделал. Мы ее смогли сделать только таким образом. Значит, этот способ наиболее эффективен – ответ простой.

- Microsoft MediaRoom. Ситуация с этой платформой в вашей сети, перспективы полного раскрытия ее потенциала в обозримом будущем – Anywhere, Anytime, и прочие подобные вещи.

  • Сейчас мы поставили самую последнюю версию MediaRoom (и серверную и клиентскую части), которая доступна с мая для абонентов Билайн-ТВ. По поводу раскрытия функционала… Однозначно, большую часть мы реализуем. Вопрос в чем: платформа мощная, но ее необходимо связать биллингом, интегрировать с поддерживающими системами, и так далее. Это совсем не просто.

- Об этом и речь – насколько полно вы сейчас используете функционал этой платформы?

  • Сегодня мы используем то, что наиболее, в первую очередь, коммерчески оправдано и востребовано. DVR Anywhere – это интересная, конечно, услуга, но требует подключения нескольких приставок дома. Сегодня на сети мало абонентов, которые заказывают себе домой несколько приставок.

Что касается Anytime, то здесь мы возвращаемся к предыдущему вопросу. Как только ты начинаешь хранить контент на сервере, ты вынужден думать о легальности. К сожалению, поставщики контента очень негативно относятся к хранению контента, в России это большая проблема. Это ненормально, мы должны бороться со стереотипами.

Компания АT&T в своем ТВ-проекте использует ровно ту же самую платформу, ту же самую приставку, что и мы. При этом многие компании-поставщики контента позволяют делать и записи прошедших передач, и хранить многие программы, которые прошли в записи, и так далее и так далее. За запросом на подобные услуги, но уже в России, отказ от поставщика контента следует практически мгновенно.

- Вы, как вещатель, слишком малы?

  • Нет, дело не в этом. Просто представительство канала в России - это обычно группа сотрудников, которым даны четкие указания только по продаже канала. Дополнительные запросы часто разбиваются о восприятие бизнеса в нашей стране как рассадника пиратства. Это крайне обидно, и мы пытаемся с этим всячески бороться.

right-www.dream-net.com.ua

- Кстати, по поводу последней версии MediaRoom, и переходя к технической составляющей. Техническая инфраструктура, поддерживающая сегодня 16 тысяч абонентов - сколько это серверов сейчас, что планируется предпринимать, чтобы справиться с ростом количества абонентов? Будет ли использоваться виртуализация, предлагаемая последней версией Microsoft Mediaroom?

  • Сегодня система рассчитана на 300 тысяч пользователей. При достижении этого значения мы введем дополнительные сервера. На данный момент виртуализация Mediaroom - это исключительно лабораторное решение и у нас нет планов в этом году использовать виртуализацию.

- Когда мы говорим о Video on Demand, одним из ключевых моментов становится объем видеотеки. Что здесь есть сейчас, и что будет в обозримом будущем?

  • Сейчас у нас доступно 3 тысячи единиц контента. Но, при этом, мы довольно расширенно к нему подошли. То есть, это и фильмы, и какие-то обучающие программы. Видеоуроки у нас есть – Кама-сутра, например. Видеоуроки для взрослых. Спортивные передачи, мультиков довольно много. Мы пытались немного нестандартно к этому подойти. Не просто «лепить» кинофильмы, как многие это делают, а подойти к вопросу креативно.

beeline-corp.narod.ru-tmcblogs.com

- После покупки «Голден Телеком», Билайн стал оператором не только связи, но и телевещания. И здесь появляются такие моменты, как, например, политика вещания – в плане фильмотеки, в плане пакетов каналов… Мы все привыкли, что цифра означает гибкость. Мы с легкостью можем выбирать себе услуги, которые нам нужны, тот контент, которым мы хотим пользоваться, и так далее.

С IP-TV, насколько я понимаю, у вас все идет по накатанной колее традиционных операторов. Вы предлагаете какой-то пакет каналов, и не важно, что из него хочет смотреть человек. То есть, если мне нужны 5 каналов из 40, то остальные 35 ему навязываются, и я буду вынужден за них платить, даже если я их не смотрю.

  • Здесь есть ответ и маркетинговый, и технический. Маркетинговый будет такой, что как только ты начинаешь дробить пакеты, ты сокращаешь себе ARPU. К тому же пакетирование каналов имеет смысл только при наличии абонентской базы совершенно других порядков. То есть, если смотреть на мировой опыт, то пакетирование оператор начинает вводить от полумиллиона абонентов и выше.

Технический ответ такой, текущая платформа имеет серьезное ограничение по числу доступных клиенту пакетов. И сейчас мы пытаемся совместно с Microsoft как-то решить вопрос о снятии ограничений.

- На этом, наверное, все. Спасибо, что согласились ответить на вопросы.

>> Обсудить на форуме <<