Наука и технологии
9 апреля 2010, 17:25

Государственные услуги, часть 2: рассматриваем регистрацию подробно

Онлайновое заполнение бюрократических бумажек - мечта любого техногика. Не стоять в очереди, не общаться с чиновниками - заполнил форму в интернете, выслал ее, и вот любимое государство уже все знает про то, сколько ты ему хочешь заплатить налогов, или какое авто желаешь поставить на учет. Сейчас государство делает все возможное для того, чтобы мы так и поступали. Получается пока плоховато, но давайте не будем пессимистами, а просто внимательно изучим портал госуслуг.

У правительства есть план - предоставлять услуги
гражданам и бизнесу в электронном виде. Это замечательный план,
ведь он исключает личное взаимодействие с чиновниками,
и делает получение услуг прозрачным, снижая риск коррупционных проявлений.

© http://gosuslugi.askjournal.ru

Отбросим традиционно несерьезное отношение к словосочетанию  «план правительства», и попытаемся понять, что же нам обещают. При желании, можно почитать первоисточник — распоряжение правительства No. 1555-р от 17 октября 2009 года, однако без обширного бюрократического опыта туда лучше не соваться.

p_plan

Источник изображения

Для тех, кто не хочет разбираться в хитросплетениях, команда портала askjournal.ru сделала небольшой PDF, в котором перечисляются все запланированные госуслуги. Итого, к марту на портале должно было появиться 44 услуги, среди которых такие интересные, как:

  • подача документов на гостехосмотр подача налоговых деклараций (для организаций и физлиц)
  • подача документов на регистрацию индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств
  • подача анкет для регистрации в системе обязательного медицинского страхования
  • подача заявок на получение информации о состоянии индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования;
  • подача сообщений о преступлениях
  • подача документов на получение загранпаспорта и паспорта гражданина РФ
  • подача заявок на получение адресно-справочной информации из ФМС
  • подача документов на оформление приглашений на въезд в РФ, а также на выдачу виз
  • подача заявок на получение информации из государственных библиотечных фондов
  • подача заявок на получение информации об организациях, связанных с медициной (у кого есть лицензии, и т.п.)
  • подача заявок на получение официальной статистической информации
  • подача документов на постановку объектов недвижимости на государственный кадастровый учёт

Каждый, кому хоть раз приходилось подавать такие документы или требовать информацию, прекрасно знает, что дело это долгое и нудное. И появись все эти услуги на сайте в ближайшее время, жизнь наша стала бы на порядок легче. Однако, как известно, все хорошо бывает только в сказках, и (ожидаемо), к марту практически ничего из этого организовано не было.

[

empty_benches

Источник изображения](http://www.flickr.com/photos/foxypar4/3235732579/)

FERRA.RU: По состоянию на 1 апреля 2010 года реализовано не так уж много запланированных сервисов. Пожалуйста, если это возможно, назовите причины задержки реализации сервисов, и укажите примерные сроки реализации. 

Пресс-служба Минкомсвязи: Основная причина - организационные сложности, связанные с большим количеством задействованных ведомств. Тем не менее, на 1 апреля реализовано значительное количество сервисов, в личном кабинете представлены сервисы 16-ти ведомств, например: 

  • Пенсионный фонд - регистрация в ПФР, извещение о состоянии пенсионного счета, выписка из федерального регистра лиц,, имеющих право на получение ГСП.
  • Федеральная миграционная служба - подача запроса на оформление общегражданского паспорта и загранпаспорта для различных категорий заявителей.
  • Федеральная налоговая служба - подача заявления на государственную регистрацию в отношении юридического лица, прием налоговой декларации по налогу на прибыль.

К сожалению, сроки нам так и не были названы, поэтому ожидание может быть долгим. Мы также не можем проверить правдивость слов пресс-службы, так как регистрация на портале госуслуг началась только первого апреля. Поэтому пока поговорим именно о ней.

И снова о регистрации - и снова избыточность бюрократии.

О самой процедуре регистрации мы уже писали раньше. Теперь настал черед подробно рассмотреть все ее пункты, проанализировать плюсы и минусы.

p_1

Напомним: чтобы зарегистрироваться, вам нужно будет заполнить анкету, и получить пароль в заказном письме, по предъявлению документов.

Данные следующие:

  • ФИО
  • Дата рождения
  • ИНН
  • СНИЛС
  • Мобильный телефон
  • Адрес проживания
  • Пароль
  • Контрольный вопрос

В процедуре регистрации присутствуют множественные мелкие ошибки, например, «Адрес проживания» на самом деле вовсе не нужен (фактически вы указываете почтовое отделение, в котором вы будете получать конверт), нет возможности ввода собственного контрольного вопроса (согласитесь, хранить важнейшие данные, защищенные полем «девичья фамилия матери» - величайшая глупость). Надеемся, что эти ошибки будут в ближайшее время исправлены.

У процедуры регистрации есть и другая проблема - избыточность требуемой информации, которая создает сложности для многих потенциальных пользователей портала. Так, те, кто не работал и у кого нет СНИЛС или ИНН, не смогут получить доступ к порталу. И эта же избыточность потенциально может создать большое количество проблем с безопасностью.

snils-hint

Однако, эта избыточность объясняется экономической целесообразностью.

FERRA.RU: На данный момент регистрация содержит обязательный пункт ИНН, однако получение ИНН не является обязательным. В чем причина того, что гражданам, которые не получили ИНН, отказывают в возможности зарегистрироваться на сайте?

Пресс-служба Минкомсвязи: Процедура регистрации должна решать несколько противоречивых задач: должна обеспечивать однозначную идентификацию пользователя и безопасность его персональных данных в соответствии с требованиями законодательства, не должна требовать денежных затрат от пользователя, и быть достаточно удобной. С учетом этих требований и было выработано реализованное решение.

Выбор именно ИНН связан с тем, что он необходим при предоставлении значительного числа государственных услуг, при этом возможна его онлайн-проверка в базе Федеральной налоговой службы.

FERRA.RU: По какой причине для регистрации был выбран СНИЛС, а не номер паспорта?

Пресс-служба Минкомсвязи: В целом, выбор обусловлен теми же причинами, что и выбор ИНН -  номер СНИЛС необходим при предоставлении значительного числа государственных услуг, на стороне Пенсионного фонда Российской Федерации есть относительно стабильно работающий сервис его проверки в режиме онлайн.

FERRA.RU:  Смогут ли граждане, ошибочно указавшие данные при регистрации (например, сделавшие опечатку в имени, или указавшие неправильный адрес) каким-нибудь образом исправить эту ошибку? Пока, насколько я понимаю, такой возможности нет.

Пресс-служба Минкомсвязи: Да, граждане смогут вносить такие изменения. Процедура внесения изменений в данные будет зависеть от их типа. Если это ФИО, СНИЛС или ИНН, то данные можно будет изменить только при условии их изменения в базах Пенсионного фонда и Федеральной налоговой службы. Остальные данные, такие, как адрес, телефонный номер или e-mail, пользователь сможет изменять сам.

Иными словами, остальные данные, вводимые в форму, на данный момент никак не верифицируются, а только проверяется доступ к мобильному и почте в момент регистрации, а также то, что человек знает, где находится его отделение связи.

p_pasport-ru

К сожалению, это никоим образом не добавляет безопасности, единственным способом проверить личность остается предъявление паспорта в отделении связи. Поэтому, процедуру регистрации в принципе можно было бы сильно упростить - подробнее можно прочитать в блоге Альберта Бертякова, ведущего консультанта корпорации EMC, в посте Портал госуслуг. S01E04. «Безопасность». P01. Посторонним В.

Однако, пресс-служба  Минсвязи приводит свои аргументы против упрощения процедуры регистрации.

Почему нельзя было существенно упростить процедуру регистрации, оставив в ней только ввод ФИО и адреса доставки письма с кодом активации? Самый очевидный недостаток такого способа - большие финансовые и организационные расходы на его обеспечение, т.е. неэффективное расходование бюджетных средств. Почему – потому что не было бы никаких препятствий для неоднократных регистраций, регистраций с несуществующими данными и т.п. По каждой из таких регистраций отрабатывалась бы полностью процедура доставки письма с активационным кодом до почтового отделения, и последующий возврат письма из-за неполучения его пользователем. Не буду озвучивать цифры, но потенциальные расходы на несуществующих пользователей по нашим подсчетам получались весьма серьезными.

Почему не были выбраны серия и номер паспорта в качестве идентификатора? Потому что при замене паспорта, вне зависимости от ее причины (утеря, кража, достижение определенного возраста), меняется его номер, что привело бы к регулярной необходимости для пользователей проходить перерегистрацию.

С учетом реализованного способа с проверкой СНИЛС и ИНН мы получаем очень качественные данные с минимальным количеством ошибок. Есть, конечно, и оборотная сторона, в виде дополнительных усилий для пользователей. Особенно с учетом продолжающейся отладки сервисов проверки со стороны Пенсионного фонда и Федеральной налоговой службы, что в первые дни регистрации потребовало от ряда пользователей нескольких повторных попыток регистрации. Но мы уверены, что это временные и оправданные трудности.

Источник

Тем не менее, регистрация на портале все-таки идет, хотя и очень медленно:

FERRA.RU: Сколько запросов на регистрацию на портале получено (на любую дату), сколько регистраций произошло в первый день? Граждане регистрируются активнее, чем было запланировано, или поток запросов невелик?

Пресс-служба Минкомсвязи: На утро 05.04.10 подано 18 386 запросов на регистрацию. 7336 заявок на 02.04.10 уже были переданы в Почту России. В среднем, в дневное время каждые 5 секунд происходит регистрация нового пользователя, ночью эта цифра по понятным причинам меньше. Количество запросов на регистрацию соответствует ожидаемому.

Иными словами, с учетом того, что «к 2010 году проникновение Интернета в России может вырасти в 3 раза до 51 пользователя на 100 человек населения» (сообщает ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на материалы, представленные Мининформсвязи РФ к докладу министра информационных технологий и связи Леонида Реймана на заседании правительства.), и регистрации около 2,5 тысяч человек в день, все «интернетное» население России получило бы свои логины и пароли через 24 000 дней, то есть, через 65 лет. Будем надеяться, что темпы регистрации все-таки будут увеличены.

painted_turtle

Источник изображения

Для увеличения удобства регистрации порталу госуслуги также стоило бы рассылать трекинг-номера заказных писем (благо «Почта России» такую возможность предоставляет).  Однако, по заявлениям пресс-службы Минкомсвязи, такой номер высылаться не будет.

Удобство и государство

Несмотря на то, что регистрация на портале госуслуг не слишком удобна, и есть множественные претензии как к безопасности, так и к доступности услуг, по сравнению с прочими государственными сайтами виден сильный прогресс (сравните, например, с сайтом РЖД, или с многострадальным http://www.ogic.ru, создававшимся в свое время ФГУП НИИ «Восход»).

FERRA.RU: Назовите, пожалуйста, компанию, создававшую портал госуслуг.

Пресс-служба Минкомсвязи: Исполнителем мероприятий по разработке Портала госуслуг является ОАО «Ростелеком».

Конечно же, Ростелеком сам не разрабатывает портал (у телеком-провайдера просто нет такой возможности, даже его сайт выполнен на Битриксе компанией Qsoft). К сожалению, пока у нас нет информации по поводу конечного разработчика сайта, однако мы постараемся его найти и узнать у него все подробности: выяснить причину нестабильности работы сайта, а также внутреннюю структуру портала. А если не удастся узнать у разработчика, постараемся исследовать сами.

Мы будем делиться с вами информацией по мере поступления.

Читайте предыдущий материал по теме:

Регистрируемся на портале Госуслуг

>>Обсуждаем госуслуги на форуме ferra.ru\<\<