Наука и технологии
05 мая 2010 в 00:01

Взлеты и падения IT индустрии с 26 апреля по 4 мая

Sony Ericsson вытеснили из пятерки крупнейших производителей ∙ Мнение Джобса о флэш ∙ Андроиды рулят: Motorola Droid и HTC Droid Incredible ∙ Palm будет продан ∙ HP не станет конкурировать с Apple на рынке интернет-планшетов ∙ Итоги прошедшего финансового квартала ∙ И многое другое в очередном дайжесте событий IT индустрии

Неожиданно для аналитиков, но, на самом деле, вполне предсказуемо, объявила о прибыли за минувший квартал Motorola. За последнее время компания грамотно отстроила стратегию в области своего подразделения мобильной связи, приносящего ей наибольшие убытки последние годы, и уже по позапрошлому кварталу было видно, что дела пошли хорошо. Пожалуй, единственное, что помешало компании тогда выйти в плюс – то, что новые модели смартфонов на базе Android вышли поздновато, и их продажи не смогли полностью отразиться на том квартале. А вот минувший квартал целиком получил дивиденды от этой «великолепной шестерки», и вот итог – прибыль в 69 миллионов долларов (убыток в прошлом году – 231 миллион). Правда, продажи по сравнению с прошлым годом упали на шесть процентов (до 5.1 миллиарда долларов), но, как видим, ASP существенно выросла. Именно за счет новых моделей, которые продаются даже лучше, чем ожидала сама компания.

1

Источник изображения

Прибыль и продажи, приведенные выше, относятся ко всей компании в целом. Что же касается именно мобильного подразделения, то здесь объем продаж составил 1.64 миллиарда долларов (-9% по сравнению с прошлым годом), убыток – 192 миллиона. Плоховато, но смотря с чем сравнивать. Если, допустим, с квартальным убытком в 545 миллионов год назад…

Кстати, еще раз по поводу снижения объема продаж. Аналитики ожидали, что будет продано порядка 10 миллионов трубок, из них порядка 1.8 миллиона – смартфоны. На деле получилось 8.5 миллионов проданных устройств, но смартфонов из них – 2.3 миллиона штук, со всеми вытекающими, в виде маржи.

Motorola, безусловно, находится на пути восстановления своих позиций, но уж очень много было утеряно в минувшие годы. В результате по итогам минувшего квартала компания впервые лишилась места в пятерке крупнейших производителей мобильных телефонов. Там, по данным IDC, ее (и не только ее, но и Sony Ericsson) потеснила Research in Motion, производитель Blackberry. В итоге,Top5 сегодня выглядит следующим образом: Nokia, Samsung, LG, RIM, Sony Ericsson. Это первое появление новичка в пятерке с тех пор, как в 2006 году Sony Ericsson вытеснила оттуда BenQ Siemens.

Возвращаясь к Motorola. Аппаратом, знаменовавшим перелом для Motorola, стал, безусловно, Droid. Заодно смартфон стал плацдармом в завоевании доли рынка мобильных ОС и для Google Android. Однако на прошлой неделе Google начал рекламировать новый телефон на базе этой операционной системы – HTC Droid Incredible. Что интересно, устройство распространяется через сеть того же оператора, что и Droid – Verizon. Справедливости ради, заметим, что пик продаж Droid, пожалуй, уже миновал, тогда как Droid Incredible был буквально сметен покупателями со всех торговых точек в первый день продаж.

2

Источник изображения

Google в выигрыше: один Android-хит сменяется другим. Однако ради продвижения Droid Incredible Google даже отказался от мысли продвигать через Verizon свой Nexus One. Кстати, уже можно констатировать – модель продаж этого аппарата, призванная сокрушить существующую в США (когда телефоны субсидируются операторами) потерпела фиаско. Ну что же, зато у Google остался Android.  Телефон – ничто, ОС – все. (Тем более, что фактический производитель что у Nexus One, что у Droid Incredible один и тот же, но Droid Incredible – объективно лучше).

Вдобавок, в качестве признания неудачи с моделью прямых продаж Nexus One, по эту сторону океана, в Англии, Vodafone начинает бесплатную раздачу этого смартфона клиентам, готовым подписать двухгодичный контракт на пользование услугами оператора, начиная от $54 в месяц. В общем и целом, Android Market, спустя полтора года после запуска, сегодня уже содержит более 50 тысяч приложений, а на каком именно телефоне они будут запускаться, и как он будет получен потребителем – это для Google уже не так важно.

Для тех, кто решил, что слово фиаско применительно к продажам Nexus One звучит слишком громко: AdMob (рекламное агентство, которое хочет купить Google, и которое занимается рекламой на смартфонах) выдало статистику по показам рекламы за март. Вот так выглядит процентовка по устройства на базе Android:

Телефон% трафика устройств на Android в мартеВерсия ОС
Motorola Droid32%2.1
HTC Hero19%1.5
HTC Dream11%1.6
HTC Magic11%1.6
Motorola CLIQ10%1.5
Samsung Moment6%1.5
Samsung Behold 22%1.5
Google Nexus One2%2.1
Прочие6%-

Всего же доля трафика от устройств на Android в системе показов рекламы AdMob составила в США в марте 46% против 39% у iPhone. Впервые за все время Android стал лидером. По миру в целом у AdMob ситуация остается противоположной (%25 против %46), но тенденция для Apple явно угрожающая.

В общем, провал Nexus One для Google вряд ли можно считать стратегическим провалом. ОС – важнее. Если уж на то пошло - то, что у Palm нашелся покупатель (и, особенно – кто стал этим покупателем), является куда большей угрозой для Android. На минувшей неделе о приобретении многострадального производителя смартфонов и разработчика WebOS заявил Hewlett-Packard. Сумма предложена близкая к той, которая, как утверждалось, должна была устроить Palm – 1.2 миллиарда долларов. В результате сделки HP отнюдь не стремится стать производителем только смартфонов (даже наоборот – не столько смартфонов); его интересует использование всего потенциала WebOS – от планшетов до нетбуков. В этом месте анонса что-то екнуло внутри у топ-менеджеров во многих и многих компаниях.

Пройдем по пунктам. Смартфоны. По большому счету, одним из основных недостатков Palm была слабая финансовая база и недостаточный вес на рынке. У HP этого хватает изрядно, так что у всех производителей смартфонов, от Nokia до Apple, появился конкурент в совсем другой весовой категории. (А еще вспомним про амбиции Dell и Lenovo). Особенно, пожалуй, новость должна не понравиться Nokia, чьи перспективы на рынке смартфонов сегодня выглядят не совсем убедительно. Вдобавок, приобретение Palm позволит удержать разработчиков приложений для webOS – теперь они увидят некоторые перспективы у этой ОС.

Зато, несколько пошатнутся позиции Android: не будь webOS, HP наверняка пришлось бы упасть в объятья Google (он в январе уже демонстрировал прототип нетбука на Android). А теперь вместо партнерства получилась конкуренция. «Мы хотим взять финансовую мощь HP, и использовать ее для того, чтобы вывести webOS на другой уровень» - старший вице-президент HP.

3

Источник изображения

Планшеты. Здесь, кроме Google и Apple, есть еще одна пострадавшая компания. Практически одновременно с объявлением о приобретении Palm, HP объявил об отмене своего «Windows 7-планшета» - проекта Slate (говорят, оказался недоволен как раз операционной системой). По слухам, был у него в планах планшет и на Android. Теперь понятно, что будет со всеми этими планами. 1.2 миллиарда долларов надо отбивать, а Microsoft и Google превратились из потенциальных союзников на рынке мобильных устройств во вполне реальных конкурентов.

Впрочем, учитывая тесноту отношений между HP и Microsoft, которые вполне можно назвать стратегическими, больше угрозы здесь для Google.

В любом случае: во-первых, планшеты развиваются. Во-вторых, для Microsoft основным источником прибыли является Windows. Если будет меньше продаваться PC (от настольных, до нетбуков), и больше планшетов (причем, не на базе ОС от Microsoft)… Мысль очевидна.  В общем, если вдуматься, то, насколько выиграл HP от приобретения Palm, пока что сказать еще слишком сложно, а вот пострадавших от того, что Palm выжил, назвать можно с куда большей вероятностью.

Тем временем, финансисты заканчивают подведение итогов минувшего квартала, и одной из последних отчитывается SAP. У них есть уважительная причина – уж очень много денег считать пришлось. Хотя объем продаж поднялся лишь на 5 процентов по сравнению с прошлым годом (до 2.51 миллиарда евро), зато прибыль выросла аж вдвое, до 387 миллионов евро. В принципе, рост продаж уже сам по себе должен радовать (+5% за год - вполне неплохая цифра), а вот ненормальный рост прибыли относится к тому, что год назад компании пришлось нести серьезные расходы в связи с собственной реструктуризацией. Артефакт, в общем: сейчас прибыль правильная, это год назад она была ненормально низкой.

Тем временем, продолжается крестовый поход Стива Джобса против флеша. На неделе глава Apple вновь разродился очередным выступлением по поводу, чем плох флеш. Нестабильность, закрытость, прожорливость в плане вычислительных ресурсов, и так далее. В целом, спич представляет из себя хорошую смесь правды и передергиваний. Полуправды, в общем. Так, если Джобс, к примеру, на первые места выдвигает закрытость и нестабильность Flash, то почему же тогда он в свое время заявил, что на iPhone не будет Java – вполне открытой и стабильной платформы.

4

Источник изображения

Стив, признайся честно – тебе просто хочется, чтобы разработчики писали приложения, которые могут запускаться только на iPhone. Нормальное желание, так чего стыдиться, и маскировать это какими-то рассуждениями, из серии, что флэш – это плохо, потому что это – закрытая платформа… Ага. А iPhone OS, наверное, по той же причине – хорошо? И так далее, и так далее, по каждому пункту заявления Джобса. В общем, как уже было сказано – смесь правды и передергиваний. Но, с другой стороны, ландшафт корпоративных новостей этот скандал изрядно украшает. Особенно, в связи с подозрительным затишьем на Google-китайском фронте.