Наука и технологии
24 марта 2015, 08:00

Как дорожали в кризис онлайн-сервисы и подписки на программы

В России не так давно научились платить за веб-сервисы, а софт по подписке готовы принять только первопроходцы. Тем сложнее для компаний удерживать цены от роста вслед за курсом доллара. Мы проследили, как в кризис дорожало то, что нельзя потрогать, и по какому курсу ведут расчёты Apple, Microsoft, Adobe и Sony.

Обычно крупные компании устанавливают единую ценовую политику в каждом регионе, при этом регион может быть большим и охватывать целую часть света. Например, Apple старалась поддерживать цены на свои продукты по всей Европе на одном уровне. Это было нетрудно, пока валюты были стабильны, но с началом падения курса рубля компаниям пришлось не просто реагировать на изменения, но и старательно выбирать момент.

Мы изучили, как менялись цены на интернет-сервисы и программы по подписке у главных IT-игроков мира: Apple, Sony, Microsoft и Adobe. Чтобы графики были более наглядными, мы выбрали у каждого из сервисов периоды подписки с ценами одного порядка. Наконец, российские цены, выраженные в долларах по курсу ЦБ, мы соотнесли с ценами в США.

Цена на сервисы в России и США

Хорошо видно, что самой чувствительной к изменению курса оказалась Sony: цену подписки PlayStation Plus она подняла первой, а на декабрьский пик отреагировала уже на следующий день. Сейчас цена подписки на PS+ в России близка к глобальной.

Microsoft за всё время провела лишь одну корректировку: 26 февраля Office 365 подорожал на несколько процентов. Что интересно, офисно-облачный пакет и до кризиса стоил в России заметно дешевле, чем в Штатах, а теперь его цена вдвое ниже заокеанской.

Apple держалась до того же декабрьского провала, но через два дня после него подняла цену вдвое — в результате музыкальный облачный сервис iTunes Match для россиян стал даже дороже, чем для американцев. Самое удивительное случилось неделю спустя: цена вернулась не прежний рублёвый уровень.

А вот Adobe пока остаётся единственной компанией, которая никак не изменила цены, несмотря на то, что её валютная выручка продаж в России заметно упала.

На графике "виртуальных курсов", расчитанных из соотношения российских рублёвых цен к американским долларовым, еще лучше видно, что внимательнее всех за падением рубля следит Sony. Нелогично выглядит поведение Apple, которая подняла свой курс на падении реального и затем опустила его, когда курс ЦБ вновь стал расти. Microsoft провела совсем небольшую корректировку, а Adobe пока что держится.

Курс доллара в расчётах компаний