Опубликовано 22 мая 2015, 14:45

История компании Kodak. Часть II: автоматические камеры, конкуренция с Fujifilm, начало цифровой эры

Как ни странно, смерть основателя практически не повлияла на работу Kodak. Вскоре компания представила один из важнейших продуктов – пленку формата 135, которая долгие годы использовалась для записи голливудских фильмов. Но когда пришлось столкнуться с серьезной конкуренцией, Kodak проявила себя не самым лучшим образом.
История компании Kodak. Часть II: автоматические камеры, конкуренция с Fujifilm, начало цифровой эры

Читайте также : История компании Kodak. Часть I: первая карманная камера, катушечная пленка и машина для проявки.

После смерти Джорджа Истмана в 1932 году, руководство Kodak продолжило следовать его принципам. Истман уделал очень пристальное внимание своим сотрудникам. Он впервые ввел пособие по уходу на пенсию и нетрудоспособности, обеспечил страхование жизни и предоставил ряд других благ. Так что компания была желанным местом работы и выбирала лучших из лучших. Впрочем, вскоре эти корпоративные принципы позаимствовали и другие компании.

Магазин Kodak на открытке

Магазин Kodak на открытке

В 1935 году была представлена цветная обращаемая пленка Kodachrome, которая использовалась для киносъемки. Она сразу же стала пользоваться спросом среди кинематографистов и в итоге стала самым долго живущим пленочным брендом.

Однако год спустя многочисленные заводы Kodak останавливаются. Вернее меняют профиль и начинают принимать военные заказы. Силами Kodak в военное время выпускались, в частности, ручные гранаты. А за период 1940–1944 годов компания, основанная Истманом, занимала 62 строчку в рейтинге стоимости военных контрактов. Многие из дошедших до нас кадров военной хроники были сняты именно на пленку Kodak, которая продолжала выпускаться во время Второй Мировой, хоть и гораздо меньшими тиражами.

Фотоаппарат Kodak Retina

Фотоаппарат Kodak Retina

После войны, в 1949–1956 годах Kodak выпускала серию 35-миллиметровых камер Retina. Что характерно, эти камеры выпускались подразделением в Германии, поэтому особенной популярностью они пользовались в Европе. Камера отличалась складной конструкцией и легко помещалась в карман и стала любимым «инструментом» послевоенного времени.

В 1963 году вышла система Kodak Instamatic, которая стала первой по-настоящему народной камерой. Именно к ней впервые был впервые применен термин point-and-shoot. Можно даже говорить, что идея советской «Смены», с которой начинался творческий путь наших фотолюбителей была скопирована с камер Kodak.

Камера фактически не имела никаких настроек и предлагала предельно простой механизм загрузки пленки. Успех самой Instamatic был просто ошеломительным. За 7 лет производства (с 1963 по 1970 годы) было продано 50 миллионов экземпляров.

А уже в 1975 году Kodak изобрела первую цифровую камеру, благодаря работе инженера Стивена Сассона. Вернее ее можно назвать первым работающим прототипом. Спустя год Брюс Байер разработал способ расположения цветных фильтром на матрице, который до сих пор широко используется в цифровой технике. А сам массив на матрице называется байеровским, в честь изобретателя.

Описание идеи Брюса Байера на фирменном бланке для записей

Описание идеи Брюса Байера на фирменном бланке для записей

Впрочем, массовым явлением в 70-х годах цифровые камеры не стали. Тогда в моду вошли мгновенные снимки, изобретенные компанией Polaroid. А в 1976 году Kodak представила собственную камеру для получения мгновенных снимком – Kodamatic. Она, конечно, пользовалась большой популярностью, но в целом стала неудачной. Polaroid подала иск о нарушении патентов и выиграла дело в 1986 году, получив компенсацию в размере 925 миллионов долларов. Тогда же Kodak полностью остановила производство комплектов для моментальной фотографии.

Фотоаппарат Kodamatic 940

Фотоаппарат Kodamatic 940

Всякая компания знает взлеты и падения. Но как же получилось так, что Kodak, которая стала пионером цифровой фотографии в конечном итоге не выдержала провалилась в цифровом бизнесе, не выдержав конкуренции?

В самом начале 80-х на американский рынок вышла японская компания Fujifilm, основав подразделение Fuji Photo Film U.S.A. Ее продукция – главным образом пленка – была во многом аналогична тому, что выпускал Kodak, но стоила значительно дешевле. Руководство Kodak не воспринимала Fuji как конкурента и до последнего не верило, что американские потребители выберут продукцию неизвестного иностранного бренда. А в 1984 году Fuji получила спонсорские права и стала официальной пленкой Олимпиады в Лос-Анджелесе. А в течение последующих пяти лет, Fujifilm заняла 10% американского рынка фотоматериалов. К 1997 году доля увеличилась до 17%.

Официальная пленка Олимпийских игр в Лос-Анджелесе 1984

Официальная пленка Олимпийских игр в Лос-Анджелесе 1984

Спохватившись, Kodak пыталась выйти на японский рынок, но особым успехом эти попытки не увенчались. И вместо того, чтобы проанализировать ошибки и изменить стратегию, компания стала ходить по инстанциям с жалобами на нечестную конкуренцию. В 1995 году Kodak даже обращалась ко Всемирной Торговой Организации. Но ни одно из обращений в итоге не было одобрено.

Впрочем, у Kodak было огромное технологическое преимущество – концепт цифровой камеры. В 1986 году специалисты компании представили первый в мире сенсор с разрешением 1 мегапиксель, который позволял печатать снимки форматом до 13х18 см (5х7 дюймов). Но то был лишь концепт, который не был запущен с производство.

А первой выпущенной цифровой камерой для потребителей Apple Quicktake, которая была разработана и произведена компанией Kodak.

Камера Apple Quicktake производства Kodak

Камера Apple Quicktake производства Kodak

Quiktake просуществовала всего три года и пережила три обновления. Последнее (Quicktake 200) производилось и выпускалось силами Fuji. Такая вот ирония.

Кроме того, Kodak не смогла вовремя влиться в тренд зеркальных камер. На этом поприще в США долгое время доминировала другая японская компания – Nikon.

Оказавшись в положении догоняющей, компания Kodak пыталась наверстать упущенное, выпуская компактные цифровые камеры. Однако дороговизна последних не позволила им стать по-настоящему массовым явлением. Тоже самое можно сказать и о цифровых модулях Kodak.

Сама Kodak в середине-конце 90х- была не в состоянии выпускать конкурентоспособные зеркальные камеры, поэтому она производила цифровые модули для зеркалок Nikon и Canon. Модули выпускались до 2005 года и пользовались устойчивым спросом, но к тому моменту и Nikon и Canon уже имели по несколько моделей цифровых камер которые были проще и доступнее отдельных модулей Kodak. Дальнейшее развитие цифровой фотографии – это конкуренция Nikon и Canon. И как ни странно, очень сильное влияние на эту конкуренцию оказали Олимпийские игры разных лет. И на следующей неделе я расскажу об этом подробнее.