Опубликовано 07 мая 2014, 18:01

Интервью | Максим Спиридонов: «Онлайн-образование — как звукозапись в музыке: надо время, чтобы это стало частью жизни»

Рост рынка дистанционного образования ощутимо влияет на то, как строятся процессы передачи знаний. Возникают новые образовательные продукты и технологические платформы для обучения. Редакция «Ферры» поговорила с руководителем «Нетологии» Максимом Спиридоновым — человеком, который сегодня находится на передовой этих процессов.
Интервью | Максим Спиридонов: «Онлайн-образование — как звукозапись в музыке: надо время, чтобы это стало частью жизни»

— Для начала — что такое «Нетология»?

— Во-первых, это образовательный бренд и компания, предоставляющая образовательные услуги в своей тематической нише. Сегодня эта ниша — интернет-профессии.

Во-вторых, «Нетология» — это образовательная онлайн-платформа с возможностью обучения в нескольких форматах.

— Можете рассказать поподробнее об этих форматах?

— Виды онлайн-образования можно классифицировать по-разному. Одна из градаций — это синхронное и асинхронное образование. Синхронное — это образование в реальном времени, когда есть прямой контакт с преподавателем. Это могут быть лекции в режиме вебинара или консалтинговые сессии. Асинхронное — когда прямого взаимодействия в реальном времени нет.

У нас есть два основных образовательных продукта. Это синхронные  онлайн-интенсивы длительностью от 1,5 до 2,5 месяцев и асинхронные 2-4-часовые интерактивные курсы. Каждый продукт — для разных паттернов использования.

Максим Спиридонов, сооснователь «Нетологии»

Максим Спиридонов, сооснователь «Нетологии»

— Можно ли считать ваши образовательные продукты чем-то вроде веб-сервисов?

— В каком-то смысле — да. И курсы, и интенсивы у нас проходят внутри созданных нами онлайн-платформ. Такие решения называются LMS (Learning Management System). Это собирательное определение для интерфейсов проведения и поддержания образовательной активности, для образовательных сервисов любого характера. Мы создали две LMS — под каждый продукт.

— Расскажите, в чём различие между ними.

— Первый продукт — это курсы, формат которых не имеет прямых аналогов в офлайне. Содержательно каждый курс — это цепочка видеозанятий и тестов, которые записаны и уже «заправлены» в платформу — в некую оболочку онлайн-сервиса. Студент может проходить их в любом удобном ему режиме. Пройдя занятия и тесты, он будет допущен к финальному тесту, по результатам которого он получает сертификат.

Второй продукт — онлайн-интенсивы. Это выглядит как набор лекций (в режиме вебинара) и практических заданий, которые потом проверяются преподавателями внутри платформы.

— Почему была выбрана именно такая тематика — интернет-профессии?

— Удобно продавать то, что пользуется спросом в онлайне. Интернет-профессии сами по себе востребованы — люди ими интересуются. «Нетология» выступает здесь как точка сборки знаний, как некий хаб агрегации и раздачи экспертного опыта.

Мы используем очень широкую сеть контактов с практиками отрасли и привлекаем к преподаванию тех людей, которые разбираются в этом и хотят выступать в качестве спикеров и педагогов. С их помощью и по нашим методикам мы формируем образовательные программы, а затем привлекаем туда студентов, обучаем их интернет-профессиям, специализациям и так далее.

— Как потенциальные студенты узнают о продуктах «Нетологии»?

— Для этого у нас создана довольно развернутая система создания образовательного и информационного контента. Как я говорил, основных продуктов у нас два, но вокруг них ещё много вспомогательных.

Если описывать кратко — у нас есть схема из трёх вложенных друг в друга кругов. Мы называем ее «Модель 3E», имея в виду Entertainment, Edutainment, Education.

Студенты «Нетологии» могут пройти весь путь от развлечения к серьёзному обучению, но никто не мешает начать с любого этапа

Студенты «Нетологии» могут пройти весь путь от развлечения к серьёзному обучению, но никто не мешает начать с любого этапа

Широкий круг — это Professional Entertainment. В рамках этого круга мы создаем статьи, презентации и исследования в области интернет-бизнеса, маркетинга, аналитики. Мы записываем две регулярные аудиопрограммы: подкаст «Рунетология», и радиопрограмму «Рунетсегодня». Очень активно развиваем наш YouTube-канал. Всё это — бесплатные возможности для студента получить знания по интернет-специальностям и таким образом познакомиться с «Нетологией».

— Второй круг, Edutainment — это, как я понимаю, что-то среднее между развлечением и образованием?

Да, Edutainment — это те самые интерактивные курсы, про которые я рассказывал. Это более продолжительный контакт студента с нашим контентом: два–четыре часа погружения в тематику, возможность проверки своих знаний тестами и получение сертификата при успешном прохождении курса.

И финальный шаг — Education. Человек читал блог, слушал и смотрел наши программы. Видел в этом ценность и пользу. Он проходил интерактивные курсы и решил освоить профессию более основательно. Тогда он идёт в длинную программу — центральный из вложенных кругов. И полтора–два с половиной месяца обучается в режиме коучинга. Занятия с преподавателем в «прямом онлайн-эфире» сопровождаются выполнением заданий. Самое важное, что студент получает обратную связь.

— Именно так выглядит путь каждого студента Нетологии?

Конечно, эти три круга — не догма. Порой студенты приходят сразу на третий, а потом их заинтересовывает и второй. Или останавливаются на втором. Или всегда остаются на первом и не платят нам ни копейки. Как я уже говорил, «Нетология» агрегирует экспертные знания, упаковывает их в разные форматы и передает их рынку. Дальше люди сами выбирают, каким образом и что они хотят получить.

— То есть ваши бесплатные продукты для студента — это возможность быть в курсе главного в интернете, а платные — что-то вроде инвестиции, которую он может обратить в возможность карьерного роста или трудоустройства?

Сайт «Нетологии» каким его видят новоприбывшие посетители

Сайт «Нетологии» каким его видят новоприбывшие посетители

— Работа в области интернета хорошо оплачивается. Вложив деньги в обучение, студент получает либо прирост к зарплате (если он уже работает на какой-то позиции), либо — новую специальность (если только начинает свой профессиональный путь в интернете).

— Как вы решаете вопрос с преподавателями? Скажем, американский флагман онлайн-образования Coursera публикует курсы, многие из которых созданы профессорами ВУЗов. У вас такой возможности, видимо, нет?

— В русскоязычном пространстве сегодня не существует института профессиональных преподавателей в интернет-специальностях. Все люди, которые в этом разбираются, практикуют. Преподавание для них — это не первое, чем они занимаются. И это неслучайно. Отрасль развивается настолько динамично, что если ты уходишь в чистое преподавание, отрываясь от практики, ты выпадаешь из процесса. В результате твое преподавание предсказуемо становится посредственным.

Поэтому наша работа в том числе строится на поиске экспертов с рынка, желающих и способных преподавать, и упаковке их знаний в образовательные программы. Можно сказать, что мы обучаем обучать. Это одна из наших важных задач.

— В чем основные достоинства онлайн-образования по сравнению с офлайновым?

—  Главное — это доступность и лёгкая масштабируемость знаний, а также разнообразие и гибкость методик и инструментов донесения, закрепления и проверки знаний.

— Будет ли конфликтовать онлайн-образование и обычное, офлайн-образование?

— В каком-то смысле они уже конфликтуют. Другое дело, что конфликт пока зарождающийся и, мне кажется, не острый. Быть может, в острую фазу он никогда не выйдет. Главное, что происходит по всей планете, — это не то, что онлайн-образование приходит и замещает традиционное, а то, что меняется парадигма подхода к образовательном процессу. Меняются ценности в этой сфере. С самых базовых.

Так, люди начинают ставить под сомнение пользу привычных видов образования — школ и ВУЗов. Нужны ли они вообще? Может, они должны быть совсем другими? Об этом все чаще задумываются как активные потребители образования, так и люди, которые занимаются этим профессионально.

Преподаватели понимают, что происходят некие тектонически сдвиги, и ищут новые подходы, методики и форматы. Часто они находят их в приемах и способах онлайн-образования. Это процесс, который идет прямо сейчас, он будет формироваться ещё как минимум несколько лет, а то и десятилетий.

— Ждете больших перемен? Взрывного роста рынка?

— Мы не рассчитываем на взрыв. Текущий рост нас устраивает — он довольно динамичен. То, что происходит с онлайн-образованием сейчас, напоминает происходившее с музыкой на рубеже XIX и XX веков. Тогда появилась звукозапись и оказалось, что можно слушать музыку, даже не имея живых музыкантов рядом. Потребовалось время, чтобы люди приняли этот подход. А потом записанная музыка стала неотъемлемой частью нашей жизни.

Тогда перестройка парадигмы отношений и взглядов шла постепенно. До сих пор нет равенства между записанным звуком и живым. Предполагаю, что между живым и дистанционным преподаванием никогда не будет полного равенства. Но разнообразие и гибкость инструментов электронного образования, а также доступность лучших знаний в любой точке мира будут брать свое.