Опубликовано 21 марта 2004, 00:33

Рок-н-ролл цифрового века

Это сейчас каждый тип с гитарой величает себя рокером или бардом, а когда-то все иначе было. Вначале, наверное, пещерный человек, как медведь из рассказа, сел на пень и щепку дернул - звук получил. О, подумал человек, почесавшись под мышкой, здорово. Позвал своих друзей и еще раз дернул. Так появился первый музыкант.

lespaul.jpg

Маэстро Лестер Полфус отдыхаетот праведных трудов.

lespaul.jpg

Маэстро Лестер Полфус отдыхаетот праведных трудов.

Как сложилось с музыкой с того времени до наших дней, рассказать не могу - меня выгнали из музыкальной школы на седьмом году обучения за то, что я не отличал что-то там от чего-то там и не смог сдать экзамен по сольфеджио с седьмого захода. Однако про гитары кое-что знаю. Впрочем, тут легко скатиться в красивое вранье, поэтому лучше вкратце.

Набрав в поисковике пару нехитрых запросов, можно узнать, что создателем первой в истории человечества электрогитары был Лестер Полфус (весь мир знает его как Леса Пола). Еще отроком он неплохо играл на многих музыкальных инструментах, а возмужав, стал увлекаться электроникой. Одно время он играл там и сям, подменяя музыкантов, уходивших в долгосрочные запои, а однажды, лежа в гипсе на больничной койке (Лес угодил в автомобильную аварию), придумал и даже нарисовал эскизы цельнокорпусной электрической гитары. Он назвал ее Log, что в переводе с английского значит "полено". Это действительно была обычная толстая доска, просто витиевато выпиленная. К ней был приделан гриф, натянуты струны и поставлен звукосниматель - то ли микрофон, то ли вообще динамик от наушников.

leofender.jpg

Лео Фендер. "И бароны,знаете ли, тоже стареют...".

leofender.jpg

Лео Фендер. "И бароны,знаете ли, тоже стареют...".

Когда Лес притащил свое изобретение в фирму Gibson, над ним похохотали и велели уходить. Между тем, по мнению некоторых исследователей, историческая справедливость требует удостоить титула изобретателя электрогитары не его, а Лео Фендера, который сделал полностью рабочий образец цельнокорпусной электрогитары Fender Telecaster, но и пустил ее в серийное производство. Гитару начали расхватывать с бешеной скоростью. Поняв, что теряет, Gibson тут же предложила Лесу заключить контракт.

Сегодня на сайте Gibson можно обнаружить сведения о том, что в 2002 году праздновалось "50-летие гитары Леса Пола". О какой именно гитаре идет речь, не очень понятно, но мы будем считать, что отсчет ведется от того дня, когда компания предложила великому музыканту и изобретателю работать сообща.

"С тех пор прошло много лет, сменили цвет времена" - так поется в песне. Гитары совершенствовались (хотя зачастую не очень удачно), подключались к самым разнообразным комбикам, а впоследствии - к компьютерам, которые давали совсем уж бесконечный простор для реализации музыкальных фантазий исполнителя.

С наступлением цифровой эпохи именно Gibson успела "схватить" ситуацию и выйти на рынок музыкальных инструментов с революционной разработкой, которую короткой и просто окрестили цифровой гитарой. В создании музыкальной новинки участвовали компании 3COM и Xilinx.

guitar-1.jpg

Вот так выглядит цифровое гитарное чудо.

guitar-1.jpg

Вот так выглядит цифровое гитарное чудо.

Внешне она выглядит как обычная гитара - ее отличает лишь специальный разъем для подключения компьютерного шнура, а также внутренняя начинка.

Стоит упомянуть о патентованной технологии HEX, которая позволяет улавливать колебания каждой струны в двух плоскостях - вертикальной и горизонтальной, что позволяет точнее фиксировать звук. Кроме этого, реализована возможность передачи звука струны по отдельному каналу через Ethernet-соединение. Наконец, музыкант может передавать звук от любой струны на отдельный усилитель.

guitar-2.jpg

Подключил компьютерный кабель -и бренчи себе на здоровье.Машина - она все стерпит.

guitar-2.jpg

Подключил компьютерный кабель -и бренчи себе на здоровье.Машина - она все стерпит.

Ну, а в качестве десерта почитателям рок-н-ролла преподносятся совершенно уникальные сведения. Известно, что изначально для снятия звука со струн использовался лишь один звукосниматель, что делало сигнал необычайно "грязным" из-за наложения колебаний. Использование так называемых полюсных наконечников позволило "наблюдать" за каждой струной в отдельности, но этого все равно было мало. Кроме этого, сам кабель, который соединял гитару с комбиком, страдал от самых разнообразных электромагнитных наводок и тоже вносил свою лепту в шумность.

Теперь же звук в цифровом формате создается непосредственно внутри гитары - для этого и созданы прекрасные звукосниматели и специальные процессоры, обрабатывающие сигналы, формирующиеся под действием колебания струн. А благодаря экранированному кабелю, по которому, к тому же, передается полностью цифровой сигнал, можно не бояться искажений. Компания утверждает, что для заметных потерь в качестве надо использовать кабель длиной не менее двух километров.

Наконец, еще несколько новых технологий. Новая гитара позволяет музыканту настраивать громкость звучания и тембр для каждой струны в отдельности. На первых порах привыкнуть к этому будет, скорее всего, нелегко (более того, всю жизнь подобную задачу решали звукорежиссеры, а не исполнители), однако цифровой век заставит поднапрячься даже самого закоренелого рокера. Кроме этого, любители "запилов" со страшными искажениями смогут настроить гитару таким образом, чтобы она выдавала максимум искажений на нижних струнах, средний уровень - на двух средних и чистый тон - на верхних. Помимо прочего, каждая струна может звучать как отдельный музыкальный инструмент - я уже упомянул о том, что гитара имеет шесть отдельных звукоснимателей и обеспечивает канал связи с компьютером для прохождения сигнала от каждого из них без помех и каких-либо наложений.

Ну что же, трепещите, зубры рока и мастодонты металла - с цифровой электрогитарой непросто будет управиться. Несмотря на то, что Gibson уверяет - проблем с гитарой не будет, - смею сказать: проблемы будут, и еще какие. Придется всерьез разобраться с каждой струной, узнать, что такое Ethernet и научиться работать с минимумом компьютерных программ для обработки звука.

Взять "запил" и трагично упасть на колени, касаясь немытой гривой пола танцплощадки - это просто (сам делал, только без гривы). Научиться брать блатные три аккорда - тоже занятие не из тяжелых. Стать мастером - вот задача тех, кто хочет оставить свое имя в книге истории рок-музыки. И тут не обойдешься тремя аккордами, пошлыми стихами о любви и странными видеоклипами на музыкальных каналах.

Как-то получилось очень похоже на сведение личных счетов. Разумеется, это не так. Просто я люблю качественную и сделанную с душой рок-музыку. И длина волос здесь, разумеется, совершенно ни при чем.