Наука и технологии
14 октября 2004, 00:33

Русская народная забава – «Царь Горы» или «Корона Российской Империи ноутбуков»

В этом году схватка за «Корону Российской Империи ноутбуков» обещает быть особо интересной. Желающих подняться на вершину много, но настоящий «горец» должен остаться только один. Кто же он?

ноутбуки

Вот и закончилось короткое российское лето, а с ним закончилось и затишье на рынке IT. Пришел новый осенне-зимний торговый сезон. Склады, должно быть, уже пополнены товаром, рекламные бюджеты на сезон утверждены – теперь участникам рынка можно и ощетиниться всеми щупальцами маркетинговых коммуникаций и инициатив… А вот и первые ласточки сезонной PR и рекламной активности компаний. Посмотрим, что пишут, в чем пытаются нас убедить.

Как всегда компании делятся с нами планами на осень и предсказывают результаты своей работы за год. Особенно в этом году распалились участники рынка мобильных ПК – как же интересно будет наблюдать финальную игру! Вот стоят они – стройные ряды конкурентов, готовые к бою. Бряцая оружием, каждый хвалит себя, свой продукт и свою стратегию завоевания рынка. А цифры и планы, которые они заявляют, напоминают артподготовку перед атакой. Смотрите, каждый из них хочет приблизиться к заветной вершине или хотя бы войти в пятерку лидеров, что тоже не плохо. В конце концов, какой же солдат не хочет стать генералом?

Но хочется слегка остудить конкурентный пыл игроков и предупредить – надо быть осторожней в своих заявлениях и обещаниях, надо реально оценивать свои силы. А то вдруг на всех рынка не хватит, или конкурент использует «секретное оружие», о котором вы не знали. Что тогда будут стоить заявления о желании достичь n-цати процентов роста? Не пострадает ли авторитет и имидж компании?

И такое реально уже сейчас. Смотрите сами – если просуммировать все заявленные цифры и процентные доли, которые стремятся достичь компании из «обоза» (обозом я называю компании, однозначно не претендующие на место среди первой пятерки), то фаворитам гонки просто не остается места. Интересно, а они, лидеры, знают о том, что их досрочно сняли с соревнования?

Сегодняшние лидеры – это две российские компании, одна японская и одна азиатская, перечислим их в алфавитном порядке: Asus, iRU, Roverbook и Toshiba. Очень плотная группа, и, согласно периодически публикуемым данным, с минимальной разницей в объемах продаж и занимаемой долей на рынке. Порой от месяца к месяцу их отличают друг от друга уже не проценты, а лишь их десятые доли! И «желтая майка лидера» периодически переходит из одних рук в другие.

Так, iRU, по мнению ведущих аналитических агентств и сотрудников самой компании, успешно начала 2004 год, заняв первое место и свергнув предыдущего «царя», удерживавшего свой трон на протяжении последних нескольких лет. Но уже в феврале уступила другому участнику гонки. По признанию сотрудников iRU, компания подошла к окончанию первого полугодия 2004 года лишь второй, с долей в 16%, показав, однако, рост объема продаж аж в 446%! Право же, неплохо для компании, которая в мае месяце отметила всего два года с начала продаж.

По мнению сотрудников московского представительства компании Toshiba, аналитические агентства не точно считают присутствие их продукции в России, учитывая лишь официальные поставки, осуществляемые через московское представительство компании. А если к этим данным прибавить серый ввоз из США, Японии, Тайваня и более пристально, т.е. критично, посмотреть на заявленные цифры конкурентов, то картина в корне изменится – Toshiba спокойно может претендовать на первое место. Цель, которую компания ставит перед собой – занять к концу года долю в 20% (хотя эта цифра никак не вяжется с оценкой рынка, которую дают их конкуренты). Пожалуй, с представителями компании можно согласиться, особенно если принять во внимание высочайший уровень известности торговой марки и то, что ноутбуки Toshiba представлены в каждом захудалом магазинчике, торгующим мобильными ПК и расположенном в самом отдаленном городке нашей бескрайней родины. И это, замечу, при отсутствии широкой рекламы!

В тоже время Rover Computers, по оценкам специалистов компании, по-прежнему занимает первое место. И это также подтверждается несложными расчетами, которые можно произвести на основе квартальных данных компании Gartner – сумма долей первых двух кварталов 2004 года составляет около 15%.

Кто же действительно занял первое место по итогам первого полугодия, мне так и не удалось для себя прояснить. Тайна, покрытая мраком разноречивых заявлений и цифр. Думаю, что только после нового года, в январе 2005 наступит ясность в цифрах, и мы с вами поймем, кто стал новым «Царем Горы» 2004. А пока можно строить прогнозы. И их строят все – и независимые эксперты, и аналитические агентства, да и сами участники рынка, подбадривая друг друга, предрекают нам опережающие темпы роста российского рынка ноутбуков. Пессимисты говорят, что рынок к концу года достигнет цифры лишь в 450 тысяч штук мобильных ПК, умеренные реалисты прогнозируют около 475 тысяч, а самые смелые аналитики обещают о преодолении черты в полмиллиона штук и даже выше, более 525 тысяч. Просто можно тотализатор открывать и принимать ставки! (Кстати, моя ставка – около 490 тысяч ноутбуков).

Прогнозируемые и реальные темпы роста этого сегмента рынка – фантастичны! Последние пару лет можно наблюдать рост на уровне 70-80% в год, а до этого – также весомую цифру в 50%. И все это благодаря слаженным действиям в битве за «Корону Российской Империи ноутбуков». Перечислим же имена всех компаний, официально поставляющих свою продукцию на российский рынок (в алфавитном порядке, разумеется): Acer, Apple, Asus, Bliss, Dell, Fujitsu-Siemens, Hewlett-Packard, IBM, iRU, LG, MaxSelect,  Roverbook, Samsung, Toshiba. Среди них, конечно, есть заслуженные ветераны, удерживающие свои позиции и не спеша, но уверенно поднимающиеся вверх. Есть и молодые, но уже обстрелянные бойцы в борьбе за российский рынок, неизменно демонстрирующие рынку высочайшие темпы роста продаж, измеряемые не одной сотней процентов. Здесь особо выделяется iRU, и периодически в прорыв уходят то Fujitsu-Siemens, то Acer, то Asus. Есть и новобранцы, буквально в этом или в конце прошлого года пришедшие на передовую российского фронта маркетинговых войн. Всем им хочется сказать большое, большое спасибо за те усилия, которые они прилагают к развитию российского рынка мобильных технологий и пожелать удачи в их нелегком деле!

Естественно, что такой ошеломляющий рост продаж не может долго оставаться без внимания. И вот все большее и большее количество торговых компаний, гонимых жаждой быстрого заработка, включаются в процесс по продаже и перепродаже ноутбуков. Что с одной стороны, дополнительно раскачивает этот рынок и повышает конкуренцию, а с другой, уменьшает размер прибыли, столь желанной для каждого реселлера, особенно российского. В любом случае обострение конкуренции позитивно сказывается на нас, простых Потребителях. Товар теперь есть почти везде, и что особо приятно – недорого. Покупай, не хочу! Вот и покупаем. Но покупаем пока не так много, как могли бы. Посмотрите, ноутбуки во всем информационно развитом мире в объеме продаж от всех продаваемых вычислительных устройств занимают уже треть, в некоторых странах половину, а у нас в России менее 10%. Досадно, честное слово!

Кроме реселлеров, высокие темпы роста российского рынка ноутбуков привлекают внимание всемирно известных компаний, ранее остававшихся в стороне, представителей малоизвестных юго-восточных торговых марок и, конечно же, российских «самоделкиных», коих у нас в стране всегда было в избытке. И вот они, как медведи на мед, слетаются на быстрорастущий сегмент российского рынка, стремясь завалить нас новыми товарными предложениями. Кто же они? Как встретит их наш искушенный и технически грамотный Потребитель? Как отреагируют российские товаропроизводители и ставшие традиционными западные участники рынка? Не приведет ли это к новому обострению в маркетинговой войне за лидерство на российском рынке мобильных ПК?  И как нам, простым Потребителям мобильной техники, разобраться во всем этом многообразии товаров? ...Ух, сколько вопросов! Их тут не на одну статью. Но давайте по порядку, давайте хотя бы поймем, кто они, и есть ли среди них претенденты на «Корону Российской Империи ноутбуков». 

Они – это всемирно известные, но ранее мирно дремавшие компании Dell, Sony и Panasonic. Что ж, Dell, очнувшись ото сна, резко вошел на рынок, как ему и было положено. Ведь этого от него ждали уже давно, да он по-другому и не умеет. Выбрал хороших партнеров – компании Merlion и «Деловые Системы», поддержал рекламой, и смотрите – он уже почти в пятерке лидеров. Отличный старт, явная заявка на победу! Но, думается, это уже только в следующем 2005 году.

Легендарные для нашей страны ноутбуки Sony Vaio. Мы каждый день видим их в теленовостях из зала заседания правительства РФ. Сколько чиновников желают стать ближе к правительству и поставить на свой стол вожделенный Vaio. Вот и сбывается их мечта! По достоверным данным, уже этой осенью мы увидим долгожданные официальные поставки ноутбуков Sony в Россию и централизованное гарантийное обслуживание. Ура, как говорится. Но продвигать их будут через московские розничные сети, модели наверняка будут европейские, значит, цены будут немалые, да и ассортимент ограниченный. Так что «короли серого рынка», как я их называю, могут и дальше спокойно торговать ноутбуками Vaio, привезенными из США и Японии. За осень официально поставить много ноутбуков компания Sony не успеет, и поэтому в этом году она вряд ли будет претендовать на лидерство. Вот в следующем посмотрим, благо торговая марка у нас хорошо известна.

Теперь взглянем на создателя «идей для жизни». Уж больно узкий товарный сегмент избрал Panasonic – специализированные защищенные ноутбуки. Не знаю кому как, а мне довольно сложно поверить в возможность больших объемов продаж таких устройств на российском рынке. А значит, придется вычеркнуть компанию из списка кандидатов на пост «Царя Горы».

Далее идут они, малоизвестные юго-восточные торговые марки, закадычные корейские друзья Samsung и LG. Да нет, конечно же, мы их отлично знаем по многообразию бытовой электроники и техники, но никак не по ноутбукам! И точно так же к ним относятся и во всем мире. Похоже, эти компании сделали серьезную ставку на российский рынок. Об этом говорит непрекращающаяся рекламная активность извечных соперников. Однако воз и ныне там – согласно данным аналитических агентств, продажи оставляют желать лучшего. Поэтому мы с вами сможем ещё достаточно продолжительное время наблюдать рекламные изыски этих компаний. А что поделать? Нас же надо убеждать в том, что Samsung и LG – это настоящий, качественный и надежный ноутбук, а не СВЧ печь или телевизор.

Взирающий на старших братьев и гонимый желанием не отстать, к ним в ближайшее время должен присоединиться BenQ. Некоторые продвинутые Потребители знают его по весьма недорогим и качественным ЖК мониторам, проекторам, мобильным телефонам и цифровым камерам. Но таких знатоков, увы, мало, круг их ограничен. В общем, с этой маркой ситуация тоже понятна – в этом году, BenQ пока далек от лидерства на рынке ноутбуков.

...Что же получается, никого нового так и не добавилось в нашем списке претендентов? Похоже, круг замыкается, и мы опять среди «братьев кольца» – их имена в алфавитном порядке: Asus, iRU, Roverbook, и Toshiba. Именно они и разыграют финальную партию ежегодного чемпионата страны по народной забаве «Царь Горы»... Мне кажется, я знаю фаворита, он еще очень молод, но не погодам силен, надежен, да и просто хороший товарищ. Догадались? В общем, ставки еще принимаются. В магазинах страны.

Загрузка...
Самое читаемое
Загрузка...