Фото, видео и аудио

CES 2012: предварительный обзор X-Pro 1, дебютной беззеркалки Fujifilm

Fujifilm X-Pro — определенно один из самых громких анонсов CES 2012. Это флагманская модель премиум-серии X и, по совместительству, одна из лучших системных камер на данный момент. Новый байонет, принципиально новая матрица, три новых объектива и бесподобный винтажный дизайн. Первые впечатления от новинки — в этом материале.

Когда Fujifilm представила FinePix X100 на выставке Photokina 2010, она сразу привлекла внимание широкого круга фотографов. Изящный внешний вид, продуманная работа и отличное качество фотографий — все это не могло оставить равнодушным. Fujifilm X100 была камерой с качественным, но несменным фикс-объективом, что наложило на ее применение некоторые ограничения — зум приходилось делать ногами, да и X100 была малопригодна для пейзажной съемки или съемки с большого расстояния. Спустя некоторое время в семействе фотоаппаратов X добавилось еще две новинки — это просюмерская камера X10 с четырехкратным зумом и 30-кратный ультразум Fujifilm XS-1. Все эти устройства (кроме, пожалуй, X-S1) выглядели как дальномерки из 50-х, хотя внутри них задействовались самые передовые технологии.

Fujifilm X-Pro 1 в руках Мизуки Итоу из PR-департамента компании

Разумеется, с успехом концепции линейки X, выпуск компактной камеры классом повыше, которая поддерживала бы сменную оптику, оставался лишь вопросом времени. И вот этот момент настал — на выставке CES 2012 Fujifilm представила первую, разработанную полностью собственными силами беззеркальную камеру X-Pro 1.

Fujifilm X-Pro 1, вид спереди

Fujifilm X-Pro 1, вид спереди

Камера позиционируется как совершенно новая гибридная система, с новым байонетом и с новой сменной фирменной оптикой. Нацелена она как на взыскательных любителей, так и на профессионалов. Одновременно с камерой компания представила три фикс-объектива с большой светосилой, а также озвучила планы по развитию линейки оптики на ближайшие два года.

Ключевые характеристики Fujifilm X-Pro 1:

  • 16-мегапиксельная APS-C CMOS X-Trans матрица (4896x3264);
  • 3-дюймовый RGBW-дисплей с разрешением 1 230 000 точек;
  • процессор обработки изображений EXR Processor Pro;
  • гибридный электронно-оптический видоискатель (а-ля Fujifilm X100);
  • серийная съемка частотой до 6 кадров/c;
  • аналоговое управление выдержкой и экспозицией, мощностью вспышки;
  • байонет X с рабочим отрезком 17.7 мм;
  • диапазон чувствительности: ISO 100–25600;
  • диапазон отрабатываемых выдержек: 1/4000 — 30 с;
  • видеозапись в 1920х1080 с частотой 24 кадра/с;
  • размеры и вес: 140х82х43 мм, 430 г;
  • ориентировочная цена: 1700$ за комплект без объектива;
  • выход на рынок — март 2012.

Внешний вид, дизайн

Концепция и дизайн фотоаппарата остались такими же, как и в случае камеры X100 — приверженность винтажному стилю, практически идентичное расположение органов управления и полный производственный цикл в Японии.

Камера изготовлена в корпусе из алюминиевого сплава с покрытием из резины с текстурой под кожу. Для более удобного хвата у камеры имеется небольшая ручка. Более крупная ручка будет сразу выпущена в роли дополнительного аксессуара. По размерам Fujifilm X-Pro 1 крупнее, чем X100 и примерно сопоставима с Leica M8 и Leica M9.

Бесподобный ретростиль Fujifilm X-Pro 1

Fujifilm X-Pro 1 превосходит в размерах другие беззеркальные камеры, например, Lumix GX1 и Sony NEX-7, однако разница в габаритах оправдывается использованием гибридного видоискателя. Хотя, как нам кажется, использование только одного электронного видоискателя достойно решило бы эту проблему. C другой же стороны, эргономика камеры существенно выгоднее, чем дисково-кнопочное управление у NEX.

По сути, это одна из первых беззеркалок, нацеленных на профессиональную аудиторию. Поэтому у Fujifilm X-Pro 1 конкурентов не так уж и много. По эргономике и удобству управления с ней сопоставима модель Lumix GX1, однако она построена на меньшем сенсоре (micro 4/3). Sony NEX-7 не уступает по матрице и видоискателю, но проигрывает в эргономике и хвате. Единственная модель, с которой можно сравнить фотоаппарат — это Leica M9. Они очень похожи как по дизайну, так и по габаритам. Философия несколько иная, но я уверен, что если Fujifilm будет продолжать в том же духе — легендарному немецкому производителю придется потесниться на троне.

Fujifilm X-Pro 1, вид спереди

Fujifilm X-Pro 1, вид спереди

Переключение между ручной, покадровой и следящей фокусировкой осуществляется небольшим рычажком на передней части корпуса. Переключение между электронным и оптическим видоискателем — язычком, похожим на таймер автоспуска в старых пленочных камерах.

На лицевой части фотоаппарата располагается сам байонет, окошко видоискателя. Байонет X демонстрирует самый короткий рабочий отрезок среди всех беззеркальных камер, и он даже меньше, чем 18-миллиметровый участок в системе Sony NEX. Такая особенность камеры позволит использовать совершенно любую сменную оптику через переходные кольца. Первым будет выпущено кольцо для установки объективов Leica M-mount. Он появится примерно через 3-4 месяца, ну а сейчас проходят переговоры с Leica и различные организационные процессы.

Коммуникация между камерой и оптикой полностью электронная. Несмотря на то, что на объективе имеются кольца по управлению фокусировкой и диафрагмой, без камеры они не работают. К слову, именно поэтому объективы получились более компактными, чем аналоги с настоящей ручной фокусировкой у других систем беззеркалок.

На левой части корпуса камеры имеется разъем для синхронизации со студийными вспышками, отверстия встроенного динамика. На правой части корпуса находятся слоты для подключения камеры к HDMI и USB. Отверстия для внешнего стереомикрофона нет. Все разъемы спрятаны под пластиковой шторкой.

Fujifilm X-Pro 1, вид справа

Fujifilm X-Pro 1, вид справа

На нижней части корпуса устройства находится отсек для батареи и карты памяти, металлический разъем для крепления на штатив.

Четырехпозиционный джойстик на тыльной части камеры стал больше, равно как и кнопка OK в центре. Слева от дисплея расположены три клавиши, ответственные за переключение режимов съемки, фокусировки и замера экспозиции. Исчезла кнопка RAW, однако на ее месте появилась клавиша Q, которая вызывает специальное функциональное меню по аналогии с системными камерами Lumix.

Fujifilm X-Pro 1, быстрое меню

Fujifilm X-Pro 1, быстрое меню

Из этого меню можно быстро выставить баланс белого, работу в режиме имитации пленки, а все ключевые параметры одним махом. Помимо обычной съемки, Fujifilm X-Pro 1 имеет режимы имитации пленки Velvia, Provia и Astiva — все это слайдовые пленки производства Fujifilm, которые производятся и продаются по сей день. Есть также имитация двух негативных пленок, которых не было ни в одной из предыдущих камер компании.

Верхняя панель X-Pro 1 целиком

Экран и кнопки на задней панели Fujifilm X-Pro 1

Как и у Fujifilm X100, у X-Pro 1 нет выделенной кнопки видеозаписи. Съемку видео можно вызвать только через меню. Это слегка расстраивает. Да и в целом Full HD-видеозапись при 24 кадрах в секунду не особенно впечатляет. В такой дорогой и качественной камере она могла быть реализована получше. О качестве съемки пока сказать ничего нельзя: нам не разрешили делать тестовые фотографии на презентации, поэтому подождем с выводами до того момента, когда камера попадет к нам на обзор с финальной прошивкой.

Элементы управления на верхней стороне корпуса X-Pro 1

Продолжим разглядывать корпус. Верхняя панель камеры включает в себя «горячий башмак», кнопку спуска затвора с рычажком включения. Кстати, в нее можно вставить механический тросик автоспуска. Имеется два барабана для установки значений выдержки и экспозиции.

Видоискатель в фотоаппарате используется гибридный. Это значит, что в нем объединен оптический видоискатель и прозрачный экран разрешением 1 440 000 пикселей. При использовании 18 мм и 35 мм фикс-объективов Fujinon, фотоаппарат автоматически демонстрирует эквивалентный угол обзора даже в оптическом режиме — с эквивалентным увеличением.

Fujifilm X-Pro 1 и анонсированные объективы

Fujifilm X-Pro 1 и анонсированные объективы

К слову, при установленном 35 мм объективе подключается еще одна линза, благодаря чему обеспечивается 0.6x увеличение, а не стандартное 0.37x. Фикс объектив с фокусным расстоянием 60 мм характеризуется углом обзора, который отмечен рамочкой в видоискателе. Впрочем, для идеального кадрирования лучше использовать электронный режим видоискателя.

В режиме оптического видоискателя яркость отображаемой информации по съемке автоматически регулируется, исходя из уровня освещенности объекта. Отдельным слоем может накладываться информация по точкам фокусировки, композиционная сетка, ГРИП на данной дистанции съемки, электронный уровень горизонта. В режиме электронного видоискателя картинка транслируется прямо с сенсора. Благодаря датчику приближения, установленному возле окошка, видоискатель включается автоматически, как только вы подносите камеру к лицу.

Fujifilm X-Pro 1, вид сзади

Fujifilm X-Pro 1, вид сзади

Несомненным улучшением по сравнению с X100 является электронный дисплей. Его разрешение выросло более чем в два раза, защитный экран снабдили более качественным антибликовым покрытием. Новая структура RGBW включает белые пиксели, поэтому экран отличается высокой яркостью и качественной цветопередачей. Кроме того, на данный момент это лучший экран в классе системных камер.

В отличие от Fujifilm X100, где стоял кольцевой затвор в объективе, в X-Pro 1 используется обычный фокальный затвор. Поэтому фотоаппарат в работе более громкий, и время синхронизации со вспышкой теперь не больше 1/180 секунды. С другой стороны, камера без проблем отрабатывает короткие выдержки на больших диафрагмах.

Правая сторона корпуса Fujifilm X-Pro 1

Левая сторона корпуса Fujifilm X-Pro 1

Fujifilm X-Pro 1 мало считать просто доведенной до ума X100 с возможностью использовать сменную оптику. Внутри скрыто гораздо больше важных нововведений, многие из которых появились благодаря отзывам владельцев X100.

Пожалуй, самый важный момент, который мы не подчеркнули, — это возможность съемки в формате RAW. Это дает широкие просторы для творчества и пост-обработки снимков. Но при этом необходимо дать важные пояснение.

Самое главное нововведение X-Pro 1 — использование 16-мегапиксельного APS-C X-Trans CMOS-сенсора собственного производства Fujifilm. Структура матрицы отличается от традиционной байеровской, она значительно сложнее. Как утверждает Fujifilm, новая технология позволила отказаться от низкочастотного (low-pass) фильтра и при этом избежать муара.

Структура матрицы Fujifilm X-Pro 1

Структура матрицы Fujifilm X-Pro 1

Тут необходимо сделать небольшое пояснение. На традиционные сенсоры низкочастотные фильтры устанавливаются всегда, так как это позволяет отсекать свет ненужного диапазона (например, инфракрасные лучи) и «размазывать» пиксели так, чтобы не было видно эффекта муара. Низкочастотные фильтры, несомненно, полезны, но из-за них изображение сильно теряет в резкости. Fujifilm, похоже, нашла способ решить эту проблему, просто предложив другую структуру сенсора.

Компания утверждает, что попиксельное разрешение камеры настолько высоко, что резкость 16-мегапиксельной APS-C камеры сопоставима с резкостью и качеством картинки 21-мегапиксельного фуллфрейма, такого как Canon EOS 5D Mark II, а в некоторых аспектах даже превосходит его. Таким образом, камера позиционируется не просто как конкурент беззеркалок, но также и как успешный борец с полнокадровыми зеркалками. Опять же, новая структура сенсора без низкочастотного фильтра позволила сократить рабочий отрезок и добавило степеней свободы при конструировании оптики.

Впрочем, новая матрица потребует совершенно иных алгоритмов демозаики, и пока, кроме Fujifilm, ни один из конвертеров не поддерживает RAW-файлы новинки. Впрочем, компания обещает тесно сотрудничать с такими производителями софта, как Adobe, и представить поддержку изображений камеры в максимально короткие сроки.

Чего ожидать?

Fujifilm X-Pro 1, по всей видимости, значительно улучшит положение японского бренда на рынке. Правильное позиционирование на профессиональную аудиторию, хороший набор оптики и безукоризненное качество должны сыграть свою роль. Компания обещает просто невероятное качество снимков, и если это окажется правдой — по всем остальным пунктам модель точно не подкачает.

Одновременно с появлением камеры в продаже (напомним, это март 2012 года), Fujifilm выпустит и несколько фирменных аксессуаров: упомянутую ручку для более удобного хвата, компактную вспышку, кожаный чехол и защитные фильтры для всех объективов. В течение ближайшего года компания планирует выпустить объективы 23/2.0, 28/2.8 и три зума 18-72 мм, 12-24 мм и 70-200 мм. Спецификации объективов могут измениться, однако радикально ничего не поменяется.

Браво, Fujifilm! С нетерпением ждем X-Pro 1 в нашей тестовой лаборатории.