Телевизоры

История советского телевидения: от первых опытов до «Останкино»

Механическое телевидение в Советском Союзе начало свое вещание 1 октября 1931 года. Получается, что в этом году отечественному телевидению исполняется 83 года! Поэтому мы решили вспомнить былые времена и рассказать о том, как развивалось советское ТВ.

«Телевидению принадлежит будущее. Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение», — говорил один из героев фильма «Москва слезам не верит». К большому счастью, его прогноз не оправдался. Люди до сих пор читают газеты и книги, ходят в кино и театры. Но часто смотрят телевидение.

Телевидению не принадлежит ни настоящее, ни будущее, вовсе нет. И вряд ли когда-нибудь так станет. Однако телевидение уже давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Да, теперь уже не в каждом доме можно встретить телевизор — многие предпочитают смотреть фильмы и программы при помощи Интернета. Однако это вовсе не означает, что развитие телевидения остановилось. Телекоммуникационные операторы отчаянно стараются продвигать новые технологии и улучшать уже существующую функциональность.

Если брать за точку отсчета 1931 год, когда в Москве начало свое вещание так называемое механическое телевидение, то история развития отечественного ТВ насчитывает уже более 80 лет. Мы решили больше не обходить стороной столь интересную тему. Сегодня мы расскажем о ключевых моментах становления телевидения в СССР.

Телебашня «Останкино» — символ нашего телевидения

О первых телевизионных технологиях

Однако прежде чем приступить к рассказу о первых советских телевизорах, необходимо заглянуть еще в более далекое прошлое — конец XIX века. В то время начали появляться изобретения, которые впоследствии и легли в основу первых телевизионных устройств.

Самой значимой из ранних разработок стала система немецкого студента-инженера Пауля Нипкова. В 1884 году он создал специальный механизм для сканирования и воспроизведения изображения, который получил название «диск Нипкова». Как же он был устроен?

Диск Нипкова представлял собой простой вращающийся диск, выполненный из любого непрозрачного материала (чаще всего в этой роли выступал обычный картон или даже плотная бумага, реже — алюминий) и имеющий определенное число отверстий, расположенных по спирали на равном угловом расстоянии друг от друга.

Этот огромный круг и есть «диск Нипкова»

Источник изображения

С помощью этого диска появилась возможность преобразовывать изображение в электрические импульсы. Для этого за диском устанавливался фотоэлемент, который оценивал яркость каждой точки изображения. Чувствительность фотоэлементов того времени была очень низка, поэтому иногда для улучшения качества изображения лица дикторов гримировали фиолетовой краской. На «принимающей стороне» телезрители смотрели через диск Нипкова на источник света — как правило, это была неоновая лампа. Ее яркость зависела от поступающих показаний фотоэлементов. В результате прокрутки диска Нипкова формировалось изображение. Кстати, в движение диск чаще всего приводил небольшой электромотор, однако некоторые предпочитали крутить диск вручную. Поскольку на диске могло быть лишь ограниченное число отверстий, разрешение полученной картинки, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Тогдашнее разрешение измерялось в количестве строк развертки, и их число редко превышало 30 штук. Вдобавок к столь маленькому разрешению размер изображения также был более чем скромным: по габаритам картинку можно было сравнить с почтовой маркой, поэтому зачастую перед диском устанавливалась увеличивающая линза.

Схематичное изображение принципа работы «диска Нипкова»

Источник изображения

Роль диска Нипкова в развитии телевидения заключается в том, что в 30-х годах XX века он стал основой для так называемого механического телевидения. Отличительной чертой технологии было использование электромеханических устройств. В электронном телевидении, которое пришло на смену механическому лишь в 40-х годах, вместо «электромеханики» использовались электронно-лучевые трубки и полупроводниковые приборы. Несмотря на то, что диск Нипкова был запатентован в 1884 году, первая работоспособная телевизионная система была создана лишь спустя 40 лет. В 1924 году шотландский инженер Джон Бэрд представил устройство механического ТВ, способное передавать и отображать движущееся изображение. Вообще, США и Великобританию можно было назвать лидерами в сфере развития телевидения. А как же обстояли дела в Советском Союзе?

Наглядный пример работы системы с диском Нипкова. В качестве двигателя использовался моторчик от привода CD-ROM’а

Советское телевидение в довоенное время

Русские ученые также внесли огромный вклад в развитие телевидения во всем мире, придумав множество интересных изобретений. Так, еще в 1900 году инженер-технолог Александр Полумордвинов предложил идею системы цветного телевидения, которая была основана на трехкомпонентной теории цвета. Чуть позже, в 1911 году, русский ученый Борис Розинг провел в Санкт-Петербурге первую публичную демонстрацию электронного воспроизведения телевизионного изображения. С помощью разработанной им системы удалось получить изображение, состоящее из четырех белых полос на темном фоне. За это ученый был награжден золотой медалью Русского технического общества. На протяжении следующих двадцати лет Розинг продолжал свою изобретательскую деятельность. В начале 20-х годов он провел серию опытов, которые еще раз подтвердили работоспособность его телевизионной системы. Кто знает, каких вершин смог бы достичь Розинг, если бы не репрессия учёного в 1931 году.

Борис Розинг

Источник изображения

Первой в СССР системой, использующей диск Нипкова, стала разработка изобретателя и инженера-электрика Ованеса Адамяна. Появилась она в 1925 году — почти одновременно с аналогичным устройством Джона Бэрда. Главной особенностью системы Адамяна стало то, что его установка могла работать с цветным изображением.

Промежуточным итогом многочисленных советских разработок в области телевидения стала первая экспериментальная трансляция механического ТВ 1 мая 1931 года. Во время экспериментальной трансляции была передана всего лишь одна небольшая фотография. В течение нескольких следующих месяцев состоялись еще несколько тестовых трансляций, но ни одна из них пока что не поддерживала звуковое сопровождение.

В пробном режиме телевидение пробыло не так долго — и уже с 1 октября 1931 года начались регулярные передачи механического ТВ из Москвы в диапазоне средних волн. Вот что писала газета «Известия» по поводу запуска телевещания: «С 1 октября 1931 г. в Москве впервые в СССР, начинаются регулярные передачи движущихся изображений (телевидения) по радио. Передачи организованы Московским радиовещательным узлом НКПиТ под руководством ВЭИ и будут происходить через радиостанцию МОСПС (волна 379 м) ежедневно с 24.00 до 0.30 мин…»

А с 1934 года механическое телевидение получило поддержку звука. Так, первая звуковая передача малострочного телевидения состоялась 15 ноября 1934 года: транслировался эстрадный концерт, во время которого артист И.М. Москвин прочитал стихотворение А.П. Чехова «Злоумышленник». Во время концерта также выступили певица и балетная пара.

Что касается технической стороны, то первое время в Советском Союзе использовался немецкий стандарт механического телевидения, который предусматривал разложение на 30 строк и частоту 12,5 кадров в секунду. Соотношение сторон кадра составляло 4:3.

При этом изображение нужно было не только передавать: конечно же, зрителям были необходимы устройства для просмотра телепередач. Первым серийным советским телевизором стала модель Б-2, выпускаемая силами ленинградского завода имени Козицкого. Первый телевизор сошел с конвейера в 1933 году. Он представлял собой устройство, в основе которого лежал диск Нипкова. Диск изготавливался из плотной бумаги и был максимально облегчен для того, чтобы использовать простой маломощный мотор. Б-2 воспроизводил изображение размером 16x12 мм, но благодаря встроенной увеличивающей линзе картинка увеличивалась до 4х3 см.

Б-2 был совсем непохож на современные телевизоры

Источник изображения

Корпус телевизора был полностью деревянным. На нем располагались три регулятора, которые отвечали за обороты мотора диска Нипкова, частоту импульсов синхронизации и их амплитуду. Сам телевизор имел не самые большие размеры — 230х216х160 мм.

Б-2 работал посредством подключения к обычному радиоприемнику. При этом он не умел воспроизводить звук — для приема звукового сопровождения требовалось наличие еще одного радиоприемника, настроенного на другую частоту.

Телевизор производился вплоть до 1936 года. За это время было выпущено около трех тысяч Б-2, причем небольшой процент от них составляли наборы для самостоятельной сборки. Стоимость телевизора составляла 235 рублей, что на то время было довольно большой суммой. Тем не менее, проблем с реализацией Б-2 не было, телевизоры быстро раскупались.

В середине 30-х годов началось активное развитие электронного телевидения. На смену электромеханическим системам постепенно пришли электронно-лучевые трубки. Конструкция первой отечественной электронно-лучевой трубки была предложена в 1933 году ученым Семеном Катаевым. А еще через три года инженеры П.В. Тимофеев и П.В. Шмаков получили свидетельство на электронно-лучевую трубку с переносом изображения. Патент по сути стал большим шагом в развитии телевидения.

П.В. Тимофеев (слева) внес большой вклад в развитие электронного телевидения

Источник изображения

Успехи телевидения потребовали определенной упорядоченности своей работы, поэтому в 1938 году в Москве и Ленинграде были созданы первые телевизионные центры. Это также позволило повысить качество передаваемой картинки. Так, разрешение изображения в Москве составляло 343 строки, а в Ленинграде — 240. Вместе с разрешением увеличилось частота кадров — теперь она составляла 25 кадров в секунду вместо прежних 12,5.

В том же 1938 году начался серийный выпуск консольных приемников на 343 строки под названием ТК-1, которые пришли на смену модели Б-2. ТК-1 производился на мощностях все того же ленинградского завода имени Козицкого, однако он был не собственной разработкой и выпускался по лицензии американской компании RCA. Так же, как и корпус Б-2, ТК-1 был полностью выполнен из дерева и предназначался для установки на пол. Особое внимание привлекало зеркало, установленное на верхней части корпуса. Оно было необходимо для просмотра изображения, поскольку сам экран «смотрел вверх». Такое расположение экрана было вынужденной мерой: производитель стремился увеличить размеры отображаемой картинки (у ТК-1 они равнялись 14х18 см), а это, в свою очередь, привело к тому, что кинескоп телевизора получился очень длинным. Его пришлось поместить в корпус вертикально, а для просмотра использовать зеркало.

Телевизор ТК-1 и его знаменитое зеркало

Источник изображения

Конструкция ТК-1 в целом была намного сложнее, чем у Б-2. Внутри телевизора располагались 33 радиолампы, а чтобы его правильно настроить, требовались определенные навыки. По этой причине ТК-1 чаще всего обслуживались инженерами телецентров.

Окончательный переход от механического телевидения к электронному ознаменовало создание нового телецентра на улице Шаболовке. В марте 1939 года с его помощью было налажено регулярное телевещание. Первой телепередачей нового центра стал документальный фильм об открытии XVIII съезда Всесоюзной коммунистической партии большевиков. В дальнейшем вещание осуществлялось четыре раза в неделю по два часа. Однако в 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны телевидение было отключено. Трансляции возобновились лишь в 1945 году.

Развитие телевидения в послевоенное время

Советский Союз стал первой страной, которая возобновила телевещание в послевоенное время. Телецентр на Шаболовке заработал в тестовом режиме уже 7 мая 1945 года, а регулярные трансляции телепередач начались 15 декабря того же года.

Стоит отметить, что в СССР очень серьезно относились к развитию телевидения — даже в трудное послевоенное время. Например, телевизионные центры упоминались в Законе «О плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на период 1946–1950 гг.», который был утвержден Верховным Советом СССР в марте 1946 года. В частности, там говорилось: «Восстановить и технически переоборудовать Телевизионный центр в Москве и построить новые телевизионные центры в Ленинграде, Киеве, Свердловске…» Помимо этого, в том же 1946 году был утвержден новый стандарт телевизионного разложения с разрешением 625 строк, который значительно улучшил качество передаваемого изображения.

Первым телевизором, поддерживающим новый стандарт, стал Москвич-Т1. Он был выпущен в 1946 году. Конструкция телевизора включала в себя встроенный УКВ-ЧМ приемник, который позволял принимать радиовещательные программы с частотной модуляцией. Также он имел гнездо для подключения адаптера для проигрывания граммофонных пластинок. Тем не менее, Москвич-Т1 так и не прижился в советских домах. Причина этого кроется в очень высокой стоимости телевизора, а также его ненадежности. Например, кинескоп выходил из строя уже через 4-5 месяцев после начала эксплуатации. Производство телевизора было свернуто в начале 1949 года.

Телевизор Москвич-Т1

Источник изображения

В том же году на смену Москвичу-Т1 пришел знаменитый КВН-49. Производился телевизор силами Александровского завода, а несколько позже выпуск был налажен на многих других советских заводах, расположенных в разных уголках страны. В сравнении с Москвичом-Т1 конструкция КВН-49 была намного проще: в нем использовались всего 16 радиоламп. КВН-49 был рассчитан на прием трех ТВ-каналов. Размеры экрана телевизора составляли скромные 105х140 мм, поэтому для увеличения изображения выпускалась отдельная приставная увеличительная стеклянная линза, которая наполнялась дистиллированной водой и устанавливалась перед экраном. Как и в случае с Москвичом-Т1, главным недостатком КВН-49 стала его «ломучесть». Подавляющее большинство выпущенных телевизоров были отремонтированы в гарантийный период, в связи с чем в простонародье аббревиатуру КВН начали расшифровывать как «Купил-Включил-Не работает». Также телевизор «отличался» низким качеством звука. Тем не менее, это не помешало телевизору стать поистине народным. Поговаривают, КВН-49 был и у Иосифа Виссарионовича Сталина.

Телевизор КВН-49

Источник изображения

Что касается телевещания, то 22 марта 1951 года была создана Центральная студия телевидения. Программа не имела четко выраженной тематики. По ней транслировались новостные передачи, музыкальные программы, кинофильмы и мультфильмы студии «Союзмультфильм». Первое время программа транслировалась лишь несколько раз в неделю, но с 1 января 1955 года она была переведена в режим ежедневного вещания. Вторая московская программа вышла в эфир в феврале 1956 года.

Вообще на середину 50-х годов пришелся «бум» развития советского телевидения. Если в 1953 году работали всего лишь 3 телецентра, то к 1960 году их уже насчитывалось около 100, причем в это число входили лишь крупные телевизионные станции. Кроме них, по всей стране располагались около 170 ретрансляционных станций малой мощности. Чуть забегая вперед, нужно отметить, что к 1970 году количество мощных телевизионных станций составляло 300 штук, а число малых и вовсе перевалило за тысячу.

Центральная студия телевидения

Источник изображения

Также в 50-х годах были проведены первые опыты по внедрению цветного телевидения. Тестирование проводилось с применением телеприемников «Радуга». По своей сути телевизор «Радуга» был черно-белым. Добавление цвета осуществлялось механически с помощью светофильтров красного, синего и зеленого цветов, объединенных на диске с электромотором, который устанавливался перед экраном внутри телевизора. В Москве были организованы специальные просмотры для демонстрации возможностей цветного телевидения.

Телевизор «Рекорд»

Источник изображения

К 1957 году количество телевизоров в СССР превысило отметку в 1 млн. Набирали популярность такие устройства, как «Рекорд» и «Старт». Первый сменил на конвейере устаревший КВН-49. В отличие от своего предшественника, он мог принимать уже 5 каналов. Кстати, телевизор удостоился «Большой золотой медали» на международной выставке в Брюсселе. По статистике, к середине 60-х годов каждый пятый телевизор в советских домах был именно «Рекорд». Стоит сказать, что ассортимент телевизоров возрастал с каждым годом. В продаже появились модели «Рубин» и «Темп», отличительной особенностью которых стал размер экрана по диагонали 43 см. К примеру, размер диагонали в «Рекорде» составлял лишь 35 см. Иногда в продажу поступали и телевизоры «Янтарь» с 53-сантиметровой диагональю. Все модели пока что оставались черно-белыми.

Телевидение в 1960-1980-х годах

В 1957 году вышло постановление Совета Министров СССР по вопросам цветного телевидения. В нем поручалось запустить опытное вещание уже в 1958 году, однако тестирование немного затянулось. В итоге только в 1960 году состоялась первая передача цветного телевидения с опытной станции Ленинградского электротехнического института связи.

На протяжении следующих нескольких лет испытывались многие системы цветного телевидения. Как итог, в 1965 году между СССР и Францией было подписано соглашении о сотрудничестве в области цветного телевидения на основе системы SECAM (фр. Sequentiel couleur avec memoire — последовательный цвет с памятью). SECAM была разработана во Франции еще в конце 50-х годов. А после подписания соглашения о сотрудничестве совместными усилиями французских и советских инженеров она была модифицирована и впоследствии стала первым европейским стандартом цветного телевидения. Первые цветные трансляции в СССР начались в октябре 1967 года.

Останкинская телебашня на почтовой марке

Источник изображения

4 ноября 1967 года вступила в строй Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция, расположенная в Останкино. Вместе с введением новой станции прекратилась работа телецентра на Шаболовке. Новый телеобъект позволил увеличить количество транслируемых программ до четырех, а радиус уверенного приема сигнала увеличился более чем вдвое — с 50 до 120 км. Кроме этого, улучшилось качество приема изображения, а также были устранены множественные помехи при приеме телепрограмм. Спустя 3 дня после открытия Останкино состоялась первая цветная телевизионная передача с Красной площади, где проходил парад трудящихся. Тогда же появился и первый серийный цветной телевизор модели «Рубин-401». Устройство было цветное, однако, чтобы увидеть и отличить цвета от черного и белого, нужно было смотреть на экран в темном помещении! Нужно отметить, что Советский Союз ничуть не отставал в развитии телевидения от стран Европы, где цветные телепрограммы появились в том же 1967 году. Лишь Япония была на шаг впереди всех остальных: в Стране восходящего солнца цветное телевидение заработало в 1960 году.

«Рубин-401» был первым цветным телевизором

Источник изображения

Примерно в это же время, в середине 60-х годов, претерпела изменения и конструкция большинства телевизоров. Если раньше они собирались на лампах, то теперь основные узлы и блоки базировались на транзисторах. Первым таким телевизором стал «Вечер», который выпускался на мощностях завода им. Козицкого. Интересно, что «Вечер» поддерживал автоматическую регулировку яркости. Такая функция появилась впервые. Часть блоков телевизора все еще работали на лампах, и лишь в 1966 году был выпущен переносной телевизор «Юность», полностью собранный на транзисторах. В целом, разнообразие телевизоров продолжало расти. Появились такие модели, как «Березка», «Каскад», «Фотон» и многие другие.

Еще одной очень важной инновацией 60-х годов стал запуск спутниковой телевизионной сети «Орбита». Экспериментальная ретрансляция программ Центрального телевидения через спутник связи «Молния-1» состоялась в 1965 году, а в 1967 году сеть заработала в полном объеме. В этом году были введены в эксплуатацию первые 20 станций «Орбиты», которые располагались в наиболее труднодоступных и отдаленных городах Советского Союза: Южно-Сахалинске, Якутске, Норильске, Хабаровске и других. Это позволило жителям Дальнего Востока и Средней Азии смотреть программы Центрального телевидения. «Орбита» постоянно расширялась, и с течением времени количество приемных станций возросло до 69 штук. К слову, в 1976 году была введена в эксплуатацию новая спутниковая система «Экран», которая позволила принимать передачи Центрального телевидения на индивидуальные приемники на территории Сибири и Дальнего Востока. «Экран» стал первым шагом к созданию современных систем телевизионного вещания.

Приемная станция «Орбиты»

Источник изображения

Также в 1976 году свет увидел цветной телевизор «Рубин-714» — один из самых массовых советских телевизоров. За 9 лет его производства было выпущено почти полтора миллиона экземпляров, из которых почти 200 тысяч ушли на экспорт.

1980-е годы не могут похвастаться таким количеством технических достижений, как 70-е. Это время характеризуется скорее количественными изменениями, а не качественными. К концу десятилетия в СССР ежегодно производилось около 11 миллионов телевизоров и 6,5 миллионов цветных кинескопов. Что касается самих программ, то их затронула перепланировка. 1 января 1982 года с легкой руки Центрального телевидения вечерняя Четвертая программа стала Второй, Московская — Третьей, а учебно-образовательная — Четвертой. Также в эти годы появилось множество новых телепередач, а также организовывались телемосты между СССР и другими странами, которые произвели настоящий фурор в обществе. Кроме этого, в эфире появилась реклама. До 1985 года она шла в виде отдельных передач (например, «Больше хороших товаров»), но в том году ее начали транслировать в виде вставок.

История советского ТВ формально закончилась вместе с переименованием Центрального телевидения СССР в Телевидение «Останкино». Ребрендинг затронул и все программы — в эфире появились Первый канал Останкино, РТР, 2х2 и другие каналы.

Заключение

История советского телевидения довольно насыщенна и очень интересна. Даже спустя столько лет после развала союза очень отрадно осознавать то, что отечественные инженеры внесли столь весомый вклад в развитие не только советского, но и мирового телевидения. Чего стоит хотя бы спутниковые системы «Орбита» и «Экран», которые позволили наладить телевещание в самых отдаленных уголках страны! К сожалению, сейчас Российская Федерация и страны бывшего СССР уже утратили прежние позиции. Например, подавляющее большинство европейских стран отказались от аналогового вещания еще к 2010 году. В России же окончательный переход на «цифру» ожидается только в 2018 году. Но, как вы понимаете, эта дата может быть и не окончательной. Хочется верить, что отечественному телевидению еще под силу сократить этот технологический отрыв или даже выйти вперед. Ведь ведущие европейские страны и США когда-то тоже были в роли догоняющих.