Наука и технологии
16 июля 2012 в 07:04

Сайт дня: Digg - запомним его полезным

Сегодня сайтом дня объявляется самый знаменитый сервис социальных новостей Digg. Сайт, который свёл с ума большую часть сети. Сайт - эпоха. Сайт - символ.

Сайт памятник.

Лого Digg

Лого Digg

В конце 2004 года амбициозный стартап Digg бросил вызов таким гигантам социально-новостной индустрии, как Slashdot и Fark. Всё начиналось, как эксперимент, а закончилось технологической революцией. Главной (и чуть ли не единственной) инновацией, предложенной разработчиками Digg было перекладывание ответственности за оценку новостей на самих пользователей. Пользователи анонсировали ссылки на новости, а другие пользователи могли одним нажатием кнопки "откопать" новость из общего потока и продвинуть её на главную страницу, а могли и так же легко "закопать" обратно. В то время сеть обрушила на пользователей колоссальный поток новостной информации, в котором трудно было что-то стоящее найти в одиночку, и Digg стал адекватным ответом. Теперь такая функциональность воспринимается, как одна из основ социального взаимодействия в сети.

Главная страница сайта Digg

Впрочем, сеть уже не та, и у пользователей социальных сайтов теперь другие потребности и другие модели поведения. Не случайно, проект Digg, который когда-то оценивался в сотни миллионов долларов, теперь продаётся по частям за относительно небольшие суммы. Хотя, за семь с половиной лет Digg сделал для сети явно больше, чем от него ожидалось и теперь может смело уходить на покой.

Первоначальный успех проекта Digg показал, что рейтинг чего бы то ни было вполне можно рассматривать, как полноценный User-generated Content со всеми его плюсами и минусами. Эта идея многим понравилась. У Digg появилось множество клонов, таких как отечественный Roem.ru. Идею Digg попытались эксплуатировать множество узконаправленных тематических проектов, в результате чего мы видим тысячи сайтов с пользовательскими оценками чего угодно, от фантастических романов до котят. Элементы Digg-функциональности активно внедрялись в сервисы социальных закладок, такие как Delicious и Diigo, делая их всё менее удобными. Идея Digg всячески развивалась креативными гиками в таких проектах, как Reddit или Habrahabr. Рядом с социальной кнопкой "Добавить в Digg" появлялись кнопки основных социальных сетей, для которых сбор лайков постепенно стал одним из основных акцентов в развитии. Многочисленные новостные агрегаторы взялись заменять собственных штатных экспертов на Digg-подобные системы пользовательских рейтингов. В сеть пришла некая странная разновидность демократии.

Своим появлением семь с половиной лет назад Digg указал населению сети дорогу. Пожалуй я возьму на себя смелость утверждать, что своим резким падением в цене и распродажей активов Digg недвусмысленно показывает нам, что с этой дороги пора сворачивать. То, что получалось у Digg в первые годы, сегодня уже ни у кого не получится. Сеть уже не та.

Пока Digg был новым сервисом, на нём собирались, в основном, энтузиасты, искренне стремящиеся поделиться с человечеством собственноручно отобранными интересными новостями. Когда эти люди нажимали кнопки "закапывания" или "откапывания" новости, они честно сообщали, хорошая эта новость по их мнению или плохая. С ростом популярности сервиса на нём появлялось всё больше свободы для холиваров, но и тогда результат был довольно правдоподобным. Всё было хорошо, пока масштаб проекта был слишком мелким для нужд спамеров и любителей накруток и они игнорировали Digg.

История роста и развития сервиса Digg показала, что то, что хорошо для небольшого сообщества энтузиастов, совсем не работает на широких массах пользователей. Уже много лет в сети нет смысла верить рейтингам, составленным на основании простого голосования пользователей. Честному пользователю нужно искать и анализировать контент для рекомендации, а у спамера всегда уже есть что рекомендовать не задумываясь. Честный пользователь не будет сидеть и голосовать за новости целый день, а для накруточного жулика это - основная работа. Честный пользователь просто проголосует, а жулик постарается подбить легко управляемую массу голосовать вместе с ним не вникая в суть (книга "Психология толпы", как оказалось, работает и в сети). Пользовательские рейтинги обесцениваются с каждым днём.

Тут надо отдать должное разработчикам Digg, большая часть современных методов борьбы с рейтинговым спамом разработана с их участием и опробована на сайте Digg. Их усилия продлили эпоху интересных социальных новостей на пару лет. Но и только. Теперь клоны Digg постепенно превращаются кто в коммерческие СМИ, а кто - в спамерские и SEO-шные инструменты. Теперь, пока спамеров и накруточников не начнут сажать в оффлайновые тюрьмы, социальные новости имеют смысл только внутри круга "френдов", что сужает кругозор и замусоривает френдленту лайками, но хоть как-то сохраняет доверие. На Digg такая функциональность тоже есть, но тут его конкуренты обходят.

Сайт Digg был классным развлечением. Много людей хорошо провели время. Давайте запомним его таким, как, например, осенью 2006 года, сразу после обкатки третьей версии.

Знаете ещё хорошие сайты? Пишите на sitesoftheday@ferra.ru.