Опубликовано 10 марта 2024, 22:29

Ученые решили создать инструменты по технике древних людей

Чтобы раскрыть их тайны
Вы когда-нибудь задумывались, как наши доисторические предки использовали каменные инструменты? Команда японских ученых взялась за дело, чтобы разгадать эту археологическую загадку.
Ученые решили создать инструменты по технике древних людей

Их подход? Они создали копии древних топоров и долот и использовали их для выполнения типичных задач каменного века. Проанализировав полученный износ, они обнаружили новые подсказки о том, как ранние люди могли использовать эти инструменты, и, возможно, отодвинули сроки появления передовых методов обработки дерева.

Традиционно археологи классифицируют орудия каменного века по форме и размеру, но это не дает полного представления о них. В то время как более поздние орудия, относящиеся к мезолиту и неолиту (около 10 000 лет назад), демонстрируют явные признаки изготовления каноэ, луков и жилищ, назначение более ранних шлифованных каменных орудий (датируемых 60 000−30 000 лет назад) остается туманным.

Чтобы восполнить этот пробел в знаниях, доктор Акира Ивасе и его коллеги из Токийского столичного университета тщательно воссоздали орудия той эпохи, используя такие материалы, как полуфрит, роговая обманка и туфовые породы. Затем они испытали эти копии на практике, валя деревья, изготавливая каноэ и копья, сдирая шкуры и не только.

Но это было не все — исследователи также провели эксперименты «без использования», чтобы отличить износ инструментов от случайных повреждений при транспортировке или хранении. Наконец, они тщательно изучили как копии инструментов, так и подлинные артефакты на предмет признаков износа, как видимых (макроскопических), так и микроскопических.

В результате анализа было обнаружено девять различных видов изломов, некоторые из которых характерны для силовых действий, например, рубки деревьев. Микроскопические следы также дали ценные подсказки: трение при обработке дерева оставляло отчетливые следы, а соскабливание рогов и костей приводило к значительному износу инструментов. Интересно, что, несмотря на многократное использование, скребки часто имели минимальный износ.

Главный вывод исследования? Анализировать только один тип износа недостаточно. Сочетание макроскопических изломов и микроскопических следов дает более достоверную картину того, как инструмент, вероятно, использовался.