Опубликовано 24 июня 2016, 21:00
Реклама

Железный эксперимент: SLI-массив NVIDIA GeForce GTX 1080 в 4K-разрешении

Разрешение Ultra HD ставит перед AMD и NVIDIA серьезную задачу. До сих пор в природе не существует такой видеокарты, которая в одиночку да с легкостью справилась бы со всеми современными играми при максимальном качестве графики. Эти слова касаются даже самого быстрого на сегодняшний день 3D-ускорителя GeForce GTX 1080. Посмотрим, как проявят себя в 4K-разрешении два таких адаптера, объединенные в массив SLI.
Железный эксперимент: SLI-массив NVIDIA GeForce GTX 1080 в 4K-разрешении

Как вам такие теги: #4K, #GTX1080, #60FPS? Согласитесь, звучит заманчиво. Как показало тестирование, одному Pascal-флагману тяжело соответствовать этим «хотелкам». Здесь нужна артиллерия потяжелее. В 2016 году полагаться приходится лишь на связки видеокарт, конкретно — сладкую парочку из GeForce GTX 1080. К тому же с появлением субфлагманов NVIDIA несколько пересмотрела принцип работы технологии SLI.

Железный эксперимент: SLI-массив NVIDIA GeForce GTX 1080 в 4K-разрешении

Железный эксперимент: SLI-массив NVIDIA GeForce GTX 1080 в 4K-разрешении

Новые видеокарты — новый SLI

Начнем с того, что «зеленые» отказались от популяризации массивов 3-Way SLI и Quad SLI. Связки из трех/четырех видеокарт работать будут, но лишь в парочке бенчмарков и игр. И только по запросу специального программного ключа. Логично, что своеобразный карт-бланш дали оверклокерам. Им в погоне за дополнительными «попугаями» нужнее. Всем остальным NVIDIA разрешает пользоваться благами «обыкновенной» технологии SLI.

В AMD все эти мостики считают атавизмом, в NVIDIA — зарабатывают

Обе видеокарты — GeForce GTX 1070 и GeForce GTX 1080 — оснащены двумя пинами для подключения мостиков. Сам разъем не изменился, поэтому с адаптерами совместимы старые гибкие шлейфы. Однако, по словам NVIDIA, их пропускной способности достаточно лишь для разрешений Full HD и WQHD. В остальных случаях лучше использовать новый жесткий коннектор. Повторюсь, так советуют «зеленые». Дело в том, что SLI-контроллер отныне работает на увеличенной до 650 МГц частоте. И это новшество вроде бы влияет на производительность связки в высоких разрешениях.

 Full HDWQHD @60 ГцWQHD @120 ГцUltra HD
Старый мостикСовместимСовместим
Новый мостикСовместимСовместимСовместимСовместим

Доказательством служит самостоятельный эксперимент NVIDIA, который проводился в игре Shadow of Mordor в разрешении 11520х2160 (три 4K-монитора). Как видите, фреймрейт, выраженный в миллисекундах, у SLI-массива с новым HB-мостиков заметно стабильнее. Следовательно, картинка получается более плавной.

Сравнение фреймрейта SLI-связки с разными мостиками

Сравнение фреймрейта SLI-связки с разными мостиками

Новый мостик продается отдельно. Необходимо заранее рассчитать, на каком расстоянии друг от друга расположатся видеокарты. Модель EVGA PRO SLI BRIDGE HB стоит 40 долларов США. Она оснащена подсвечиваемым логотипом, да и вообще стилизована под видеокарты этого американского производителя.

Пример HB-мостиков от EVGA

Пример HB-мостиков от EVGA

Все это, конечно, замечательно, только вот коллеги из Techpowerup разницы в быстродействии между старым и новым мостиками не обнаружили. В том числе и в разрешении Ultra HD. Поэтому гнаться за HB-коннектором и доплачивать сверху 40 «баксов» есть смысл только в одном случае: чтобы было красиво. При прочих раскладах заполучите два обыкновенных мостика необходимой длины — и будет вам счастье. Чем я, кстати, и воспользовался.

«Это что еще за конструктор LEGO?» — вопросил один из редакторов Ferra

«Это что еще за конструктор LEGO?» — вопросил один из редакторов Ferra

Palit GeForce GTX 1080 GAMEROCK

Ко мне попала парочка нереференсных GeForce GTX 1080 от Palit. Версия GAMEROCK Premium Edition (NEB1080H15P2-1040G) хвастает и заводским оверклоком, и более эффективной системой охлаждения, и даже меньшей стоимостью, если сравнивать ее с Founders Edition. Что касается частот, то чип разогнан с 1607 МГц до 1747 МГц, а память — с 2500 МГц до 2628 МГц. Нехилый буст, даже больше, чем у MSI GeForce GTX 1080 GAMING X 8G, например.

Palit GeForce GTX 1080 GAMEROCK Premium Edition

Palit GeForce GTX 1080 GAMEROCK Premium Edition

Что касается системы охлаждения, то в основе кулера лежат два 100-мм вентилятора и радиатор с пятью теплотрубками разного диаметра. Печатная плата получила более качественную компонентную базу. Так, для работы графического процессора приходится восемь фаз вместо пяти у Founder Edition. К видеокарте необходимо подключить один 6-пиновый и один 8-пиновый коннекторы питания.

Единственный недостаток кулера — это его большая ширина. Видеокарта в итоге занимает три слота расширения.

Кастом от Palit оказался хорош

Работает GAMEROCK Premium Edition очень даже тихо. Без нагрузки вентиляторы не вращаются, но как только температура GPU достигает отметки в 57 градусов Цельсия, то «карлсоны» разгоняются до 950-1000 об/мин. Под нагрузкой акселератор работает очень тихо, шумомер зарегистрировал 38,5 дБ на расстоянии одного метра от тестового стенда. Максимальная температура чипа в FurMark — 69 градусов Цельсия.

Palit GeForce GTX 1080 GAMEROCK Premium Edition, мониторинг показателей

Palit GeForce GTX 1080 GAMEROCK Premium Edition, мониторинг показателей

Ниже приведены результаты одной GAMEROCK Premium Edition в сравнении с референсом Founders Edition и MSI GeForce GTX 1080 GAMING X 8G в Heaven, GTA V и «Ведьмак 3: Дикая Охота». Дополнительные фотографии видеокарты — в основной галерее.

Тестирование

Тестовый стенд:

  • Процессор: Intel Core i7-4790K @4,5 ГГц
  • Процессорный кулер: Noctua NH-D15
  • Материнская плата: MSI Z97 MPOWER
  • Накопитель: SSD Patriot Blast 480 Гбайт
  • Оперативная память: DDR3-2400, 2x 8 Гбайт
  • Блок питания: Corsair HX850i, 850 Вт
  • Периферия: монитор LG 31MU97
  • Операционная система: Windows 10 х64
  • Версии драйверов: NVIDIA — 368.39; AMD — 16.5.2.1

Думаю, дополнительно разъяснять, почему SLI-массив из GeForce GTX 1080 актуален именно в разрешении 4K, нет необходимости. Я уже выяснил, что одной такой видеокарты за глаза хватает в Full HD и даже WQHD. Именно поэтому в пару к флагману «зеленых» подойдет далеко не каждый центральный процессор.

SLI «завелся» без каких-либо проблем

Видеокарты спокойно «завелись» вместе. После установки последней (на момент тестирования) версии драйвера оба адаптера сразу же определились.

Настройки SLI в панели управления NVIDIA

Настройки SLI в панели управления NVIDIA

Тестирование проводилось по той же методике, по которой я испытывал GeForce GTX 1080 и GeForce GTX 1070. Список игр — тот же. Во всех приложениях выставлялось максимальное качество графики, но сглаживание в 4K-разрешении отключалось. За ненадобностью. Скриншоты с настройками расположены .

Начнем с синтетики. У меня есть база результатов, в которую вошли дуэт GeForce GTX TITAN X (эксперимент на эту тему) и даже триада GeForce GTX 980 (обзор системы от GIGABYTE). Heaven отлично оптимизирован под SLI, поэтому количество кадров масштабируется пропорционально увеличению в системе графических процессоров. Только вот бенчмарки — это бенчмарки, в них не играют.

Пара GTX 1080 даже круче трех GTX 980

И все же две GeForce GTX 1080, объединенные двумя гибкими «нелегитимными» мостиками, опередили всех. Правда, до среднего показателя в 60 FPS не добрался никто, включая связку стоимостью в 1400 долларов США.

Результаты тестирования Palit GeForce GTX 1080 SLI

Результаты тестирования Palit GeForce GTX 1080 SLI

Перейдем к играм. Начнем с хорошего. Из 19 приложений в восьми (42,1%) связка из двух GeForce GTX 1080 показала заветные 60 кадров секунду. При этом я говорю о минимальном фреймрейте! То есть и в третьем «Ведьмаке», и в Far Cry 4, и даже в Assassin’s Creed Syndicate можно включить вертикальную синхронизацию и наблюдать стабильные 60 FPS. Все время.

Результаты тестирования Palit GeForce GTX 1080 SLI. Играбельно полностью

Результаты тестирования Palit GeForce GTX 1080 SLI. Играбельно полностью

Есть игры, в которых SLI работает, но минимальный фреймрейт оказался ниже отметки в заветные 60 FPS. Впрочем, в 4K в таких играх, как Fallout 4, XCOM 2, Dark Souls III, Call of Duty: Black Ops III и Tom Clancy’s The Division, есть вполне играбельное количество кадров в секунду. Консольщики подтвердят, что 30 FPS — это комфортный показатель.

Лирическое отступление. На днях Microsoft представила игровую приставку Project Scorpio, которая выйдет только в конце 2017 года. Ее пиковая мощность — 6 ТФЛОПС. Для сравнения: только у одной GeForce GTX 1080 8,9 ТФЛОПС, а в эксперименте рассмотрены две такие видеокарты. В Microsoft рассказывают про игры в 4K-разрешении (хотя по факту не могут толком обуздать 1080p со своей Xbox One), но результаты SLI-массива перед вашими глазами. Вы же понимаете, что это будет за гейминг? В лучшем случае с 30 FPS. В самом лучшем случае.

В Dark Souls III, как известно, включен лимит по частоте кадров. Поэтому разницу между одной и двумя GeForce GTX 1080 лучше считать по минимальному FPS. Call of Duty: Black Ops III и Fallout 4 отработали на четыре с плюсом. Мне непонятен результат в том же XCOM 2. Видно, что SLI в этой игре работает, но просадки все равно есть. Это заметно портит общую картину.

Результаты тестирования Palit GeForce GTX 1080 SLI. Играбельно условно

Результаты тестирования Palit GeForce GTX 1080 SLI. Играбельно условно

Впрочем, цирковое представление только начинается. Как известно, DX12-играм будут доступны новые SLI-режимы, а именно LDA (Linked Display Adapter). Его главной и долгожданной особенностью стала возможность объединения массива видеопамяти в единый банк. Учтем, что работа подобного алгоритма будет происходить с определенной задержкой, связанной с доставкой информации от одного адаптера к другому через шину PCI Express.

Второй режим — MDA — подразумевает классический принцип работы, в котором каждый GPU работает лишь со своими чипами памяти. Только вот пока игры, поддерживающие новый API, работать с массивами SLI не хотят категорически. Цирк — это когда DX11-версия Rise of the Tomb Raider (RotTR) хорошо оптимизирована под SLI (прирост — 66%), а в DX12 необходимость во второй видеокарте попросту отпадает. Цирк — это игры, реализуемые в собственном магазине Microsoft; приложения, в которых FPS заблочен, а DirectX 12 «прикручен» только с одной целью — навариться и увеличить количество новых пользователей Windows 10. Естественно, возникает мнение, что им там всем до фонаря, есть ли поддержка SLI/CrossFire или нет. По крайней мере, об этом можно судить по таким играм, как Gears of War и Quantum Break. LDA-режим, говорите? 60 FPS, говорите? Это вообще законно?

Поддержки SLI в DX12-играх нет. Держитесь там

В HITMAN точно такая же ситуация, что и в RotTR. Только SLI в DX11-режиме работает плохо. Откуда-то появились просадки, то бишь лаги. Да и прирост среднего FPS составил всего 36,7%.

Наконец, DOOM для ПК вышел 13 мая, но до сих пор не обзавелся SLI-профилем. Обзаведется ли?

Результаты тестирования Palit GeForce GTX 1080 SLI. DirectX 12…

Результаты тестирования Palit GeForce GTX 1080 SLI. DirectX 12…

В заключение

С технологией SLI все понятно уже давно. Ее респектабельность целиком и полностью зависит от сотрудничества программистов NVIDIA с разработчиками компьютерных игр. А потому и возникают ситуации, когда в одних играх связка из двух GeForce GTX 1080 выглядит просто божественно в 4K-разрешении («Ведьмак 3», GTA V, Assassin’s Creed, Far Cry), а в других покупка второго графического адаптера — это элементарный спуск 600-700 долларов в трубу. Поэтому геймерам, желающим получить максимум в Ultra HD, лучше заранее составить список из уже имеющихся приложений и проследить, какие из них поддерживают многочиповые конфигурации, а какие — нет.