Опубликовано 31 марта 2004, 00:33

ASUS 9950SE TD: создание хаоса

В этом обзоре речь пойдет о графическом ускорителе Asus 9950SE, в основе которого лежит графический процессор от NVIDIA – 5900XT. Как вы думаете, что значат в данном случае приставки XT и SE?

Практически все производители железа очень любят различные приставки к названиям своих продуктов. На рынке масса железок с суффиксами Pro, SE, XT, Ultra, Light, Super или Magic. Каждая из этих приставок по идее имеет в своей основе какое-то сокращение или слово, которое должно характеризовать выпускаемый продукт. Ultra или Super говорят о повышенной производительности или расширенной функциональности по сравнению со стандартным продуктом, приставки Light или Magic информируют об урезанности характеристик и цены. SE расшифровывается как «Special Edition» и означает выделяющийся уникальными особенностями продукт. По крайней мере, так было всегда. Теперь же приставку SE принято расшифровать как «Slow Edition», что создает много-много путаницы в головах пользователей, привыкших к устоявшейся аббревиатуре. То же – с суффиксом LE (всегда Limited Edition, а ныне Low edition). А вот приставка XT хотя и имеет в своей основе слово «eXtended», что означает «расширенный», всё еще не определилась в своей принадлежности к определенной группе.

В этом обзоре речь пойдет о новом графическом ускорителе Asus 9950SE, в основе которого лежит графический процессор от NVIDIA – 5900XT. Как вы думаете, что эти значат в данном случае? Вы тоже не знаете? Давайте попробуем разобраться.

Технические характеристики карты ASUS 9950SE TD
Графический процессорNVIDIA NV35 (5900XT)
Частота чипа, МГц400
ПамятьDDR, 128 Мбайт
Частота памяти, МГц350 (702)
Ширина шины памяти, бит256
ИнтерфейсAGP 8x
RAMDAC2 x 400 МГц
Количество вертексных конвейеровПрограммно
Количество пиксельных конвейеров8
APIDirecxX 9.0b, OpenGL
Мониторинг температурытемпература GPU
Дополнительное питаниеТребуется
Разъемы подключения мониторовD-Sub и DVI
TV-OutДа
TV-INНет
Цена, $300

Из приставок в названиях следует, что это «расширенная» карта, которая имеет некие особенности от Asustek. Но, судя по техническим характеристикам, от обыкновенной версии  NVIDIA GeForce FX5900  карта отличается только частотой памяти, которая стала меньше на 100 МГц. Возникает вопрос: в чем же суть XT? Ответ прост – а ни в чем, всё дело в конкуренции. Если помните, у конкурирующей компании ATI не так давно вышла линейка ускорителей с приставкой «XT». В их случае приставка «XT» действительно означает улучшенность карты, так как технические характеристики продуктов XT заметно выше оных у их обыкновенных собратьев. У NVIDIA всё наоборот: в их случае «XT» означает урезанные технические характеристики продукта. В конечном итоге от этого пострадают только пользователи, так как это вносит путаницу в классификацию продуктов. Зачем это сделала NVIDIA, остается непонятным, потому что от создания путаницы еще никто не выигрывал. Чтобы как то сгладить эффект неясности приставки XT, производитель Asustek от неё отказался и сменил XT на SE, у которой и так уже двойной смысл.

Давайте же рассмотрим подробнее SE-XT версию GeForce FX5900 от Asustek.

perspective.jpg

perspective.jpg

Позиционирование карты производителем

Как можно понять, ниша карты между hi и middle секторами рынка. Оснащение карты 128 Мбайт памяти и отсутствие на карте функций TV-in существенно снижает её стоимость. При этом, в основе графического ускорителя остается полноценный графический процессор GeForceFX 5900 со стандартными для него частотами. А стоит 9950SE при этом около 300 долларов.

Упаковка

Упаковка является точной копией упаковки для Asus V9950Ultra, только выполнена в зеленых, а не в синих тонах.

box.jpg

box.jpg

Внутри глянцевой коробки, выступающей в роли оболочки, находится вторая коробка из белого картона, в которой и находится весь комплект поставки.

Комплект поставки

Похоже, что компания Asustek больше не занимается подбором уникальных комплектов поставок для каждого своего продукта. Комплект поставки, прилагаемый к карте 5900SE, представляет собой уже классический вариант комплекта от Asus для карт без видеовхода.

complect.jpg

complect.jpg

В него входит:

  1. Видеокарта
  2. Провод-переходник длиной 2 метра
  3. Переходник DVI – D-sub
  4. Документация
  5. 6 компакт дисков.

На шести компакт дисках содержатся следующие программы:

  1. Диск от Asus с драйверами и программным обеспечением,
  2. DVD плеер AsusDVD XP,
  3. Игра BlackHawkDown,
  4. Игра GunMetal,
  5. Игра Battle Engine,
  6. Сборник демо-версий игр Power Games (Tom Clancy Splinter Cell, Warcraft III, Big, Mutha Truckers, BREED, Colin McRace Rally 3, TOCA Race Driver).

Для карты, которая не имеет функций видеоввода, данный комплект поставки может считаться весьма неплохим. Как можно заметить, в комплекте есть проигрыватель DVD и набор неплохих игр.

Карта

Пожалуй, единственно серьезным обоснованием приставки XT может считаться измененный дизайн печатной платы. В отличие от классического дизайна PCB для GeForceFX 5900 и GeForceFX 5950,  на XT версию невозможно установить 256 мегабайт памяти, да и вообще, дизайн PCB полностью переработан.

card_with_cool.jpg

card_with_cool.jpg

Все основные модули на плате выглядят абсолютно по-новому. Скорее всего, данный дизайн PCB существенно дешевле в производстве и поэтому можно ожидать еще некоторое удешевление плат с этим дизайном.

card_wo_cool.jpg

card_wo_cool.jpg

Печатная плата выполнена на текстолите синего цвета.

gpu_mem.jpg

gpu_mem.jpg

Местоположение чипов памяти изменено. 8 чипов памяти расположены по бокам от графического процессора по 4 чипа в ряд. Подобное расположение элементов памяти существенно упрощает дизайн систем охлаждения, более того, отсутствие крупных элементов между чипов памяти позволяет устанавливать линейные радиаторы, объединяющие 4 чипа памяти одновременно. Сама память производства Samsung имеет маркировку K4D263238E-GC2A и работает на частоте 350МГц (700МГц DDR). При этом, судя по маркировке чипов, память имеет время выборки 2нс, так что есть некоторый запас для разгона, но об этом позднее. Графический процессор работает на частоте 400 МГц и произведен на Тайване в начале июня 2003 года.

Система охлаждения

Система охлаждения, установленная на Asus V9950SE, весьма напоминает систему охлаждения, устанавливаемую на Asus V9280S на базе GeForceTi4200-8x. И если вспомнить, что карте на базе Ti4200 такой системы охлаждения было достаточно, то касательно GeForceFX 5900 возникают некоторые сомнения. С другой стороны, подобная система охлаждения однозначно справится с охлаждением графического ядра на стандартных частотах даже в закрытом, невентилируемом корпусе, но вот при разгоне могут возникнуть проблемы. Конечно же, радиатор графического процессора выполнен из меди. Вентилятор вращается практически бесшумно, но отсутствие контроля скорости вращения все-таки не помешало бы. Ну или хотя бы мониторинга скорости – без него\ при поломке вентилятора вы узнаете об этом только из глюков в программах и неприятному запаху из системного блока. К сожалению, подобный подход к системам охлаждения в последнее время скорее правило, чем исключение. Радиаторы, установленные на модули памяти, также выполнены из меди и крепятся к чипам посредствам липкой термопасты. Подобный подход вызывает серьезные сомнения в эффективности охлаждения памяти, особенно если учесть, что плотность соприкосновения с разными чипами может быть разной, а система работает синхронно и перегрев одного модуля вызовет сбой работы всей подсистемы памяти.

Драйвера

На диске с драйверами, идущим в комплекте поставки, поставлялись драйверы, модифицированные компанией Asustek. Эти драйверы основаны на референсных драйверах от NVIDIA и чаще всего имеют более старую версию, чем оригинальные драйверы, доступные для скачивания с сайта NVIDIA. Описание модификаций драйверов вы можете найти в наших других обзорах, посвященных картам от компании Asustek.

Тестирование проводилось на референсных драйверах NVIDIA версии 53.03, сертифицированных Майкрософт.

2D, TV-in TV-Out и Выходы карты

Карта оборудована тремя выходами на устройства вывода и двумя RAMDAC, что позволяет ей выводить изображение на два устройства одновременно. Для подключения мониторов используются два разъема: D-Sub и DVI, для подключения жидкокристаллических мониторов по цифровому каналу. Стоит напомнить, что разъем DVI можно использовать и для подключения аналоговых мониторов через переходник идущий в комплекте. Также на карте есть разъем S-Video для подключения телевизора. А если ваш телевизор не имеет входа S-Video, то можно воспользоваться двухметровым проводом-переходником для подключения телевизора через RCA разъем. Хотелось бы отметить, что комплект поставки Asus 5900SE в плане опций для подключения телевизора, мягко говоря, не очень полон. В комплекте есть только провод-переходник и больше ничего. Этого провода чаще всего недостаточно, чтобы подключить телевизор, так как телевизор часто находится от  системника на расстоянии более двух метров.

tv_wire.jpg

tv_wire.jpg

Увеличить размер провода будет весьма проблематично из-за присутствия на его конце уже конечного разъема RCA для подключения телевизора. Придется искать переходники или специфичные удлинители. Также в комплекте нет провода S-Video. Поэтому для подключения телевизора практически наверняка придется зайти в магазин для закупки недостающих проводов. Качество 2D-изображения на всех трех выходах карты не вызвало у нас никаких претензий. Стоит напомнить, что одновременное использование TV-Out и DVI невозможно из-за деления ими второго RAMDAC.

Тестирование

Всю методику нашего тестирования вы можете прочитать в нашей статье, посвященной этому вопросу.

Тестовая конфигурация:
Процессор Intel Pentium 4 2.8 ГГц;
Материнская плата Intel 850EMV (чипсет i850E, 512 Mb RDRAM PC800, AGP 4x);
Звуковая карта Creative Sound Blaster Audigy;
Жесткий диск Seagate Barracuda ATA IV 7200 rpm.

Мы протестировали графический ускоритель в следующих приложениях:
1) 3D Mark 2001 SE Ver330,
2) Codecreatures Benchmark Pro,
3) Unreal Tournament 2003,
4) Unreal 2,
5) Doom III Demo,
6) SeriousSam 2,
7) Tomb Raider 5,
8) HALO, 
9) Aquamark.

Тестируемая карта во всех графиках выделена красным цветом.

Оценка прямой производительности, без использования AA и анизотропии

3D Mark 2001 SE Ver330

Как всегда начнем с легкого теста на производительность, основанного на DirectX 7. Стоит напомнить, что тестовый пакет основан на DirectX 8.1, однако эта его часть использует DirectX 7.0

image016.gif

image016.gif

Как видно, уровень производительности Asus V5950SE находится на уровне, соответствующем тактовой частоте графического процессора и памяти. То есть, падение производительности по сравнению с Asus V5950Ultra, заметно, и причем ровно на тот процент, на который различаются частоты. Также стоит отметить, что в тестировании принимала участие карта от Galaxy, продающаяся в некоторых магазинах Москвы как «nonаme» и являющаяся полным аналогом референсной платы GeForceFX 5900XT от NVIDIA. Как выяснилось, производительности Reference-платы и платы Asustек не различается.

image015.gif

image015.gif

Этот тест уже использует DirectX 8.1 и шейдеры версии 1.1. Соотношения производительности остались примерно теми же, если не считать серьезно увеличившейся производительности карт от ATI, в особенности 9800XT. Производительность ATI 9600XT при этом ниже производительности GeForceFX 5900XT и разница меж ними видна невооруженным взглядом.

Codecreatures Benchmark Pro

Отличный стресс-тест, основанный на DirectX 8.1 и использующий шейдеры версии 1.1. Тест очень похож на 3Dmark2001SE – Nature.

image013.gif

image013.gif

Производительности GeForceFX 5900Ultra - чуть ниже оной 9800XT, при этом карта GeForceFX 5950Ultra обогнала 9800XT на всех разрешениях. Стоит отметить, что данный тест стал показывать подобную картину только с выходом предпоследних драйверов ForceWare, до этого преимущество было у карт ATI. Этот факт однозначно свидетельствует об оптимизациях в драйверах для карт NVIDIA. Поэтому мы, не сравнивая ATI и NVIDIA между собой, просто оценим производительность карт NVIDIA внутри линейки. GeForceFX 5900XT выглядит абсолютно адекватно и производительность ее ниже оценок GeForceFX 5900Ultra ровно на процент, на который занижены частоты первой.

Unreal Tournament 2003

image009.gif

image009.gif

Как можно заметить, производительности карт в нижних и средних разрешениях практически одинаковы, и разница становится заметна только в верхних разрешениях. FPS карты Asus 9950SE  лежит ближе к флагманским картам, чем к картам из Middle-сектора, например 9600XT.

Unreal 2

Этот тест использует DirectX 9.0.

image008.gif

image008.gif

В нижних разрешениях FPS сильно зависит от процессора, а вот к верхним разрешениям картина приняла привычный вид. Впереди планеты всей ATI 9800XT, за ней GeForceFX 5950Ultra, далее с небольшим отставанием GeForceFX 5900Ultra, затем Asus V9950SE идущая в ногу с Galaxy 5900XT, и замыкает список 9600XT.

Doom III Demo

Тяжелый тест OpenGL, использующий многие современные функции.

image011.gif

image011.gif

В этом тесте Asus 9950SE показал абсолютно предсказуемые результаты и результаты эти весьма неплохие. В верхних разрешениях отставание от флагманских карт обеих компаний составляет всего 3 или 4 кадра в секунду.

SeriousSam 2

image006.gif

image006.gif

В верхнем разрешении производительность GeForceFX 5900XT равна производительности ATI 9800XT, но это объяснимо, так как этот тест всегда любил карты NVIDIA, так же, как следующий тест любит карты ATI. Нижние разрешения полностью зависят от центрального процессора. Но и в верхних разрешениях карта Asus V9950SE показала результат, почти равный результатам флагманских карт.

Tomb Raider 5

Тест использует DirectX9.0 и шейдеры 2.0.

image007.gif

image007.gif

Как уже упоминалось ранее, этот тест очень любит карты ATI. Это связано с использованием в этом тесте большого количества элементов, основанных на пиксельных шейдерах версии 2.0, которые являются слабым местом у карт на базе чипов NVIDIA. Тем не менее, с другими тестами, использующими шейдеры 2.0, карты NVIDIA справляются куда лучше. Производительность Asus 9950SE в этом тесте самая низкая, по сравнению со всеми тестируемыми картами, тем не менее, производительность всех тестируемых карт, включая Asus 9950SE, находится на приемлемом для игры уровне.

HALO

**

image005.gif

image005.gif

**

Пожалуй, этот тест выдал самые непредсказуемые результаты, в которых много необъяснимых эффектов. Например, AsusV9950Ultra на базе GeForceFX 5900Ultra имеет необъяснимый провал в производительности. Или две карты на базе GeForceFX 5900XT имеют разную производительность, в то время, как во всех остальных тестах производительность этих карт была почти абсолютно одинаковой. В любом случае, тестируемая карта Asus V9950SE показала неплохие результаты.

Aquamark

Тяжелый тест под DirectX 9.0

image003.gif

image003.gif

Абсолютно адекватный результат. Скорость AsusV9950SE находится на высоком уровне и карта скорее относится к Hi-End сектору рынка видео ускорителей, чем к средней нише.

Разгон

Для разгона AsusV9950SE мы использовали утилиту RivaTuner. Максимально стабильными частотами оказались частоты 475МГц GPU, что на 75 МГц больше стандартной частоты, и 770МГц на память, что на 70 МГц выше предустановленной частоты памяти. Подобный потенциал разгона можно назвать нормальным, особенно если учесть, что дизайн PCB был упрощен по сравнению с полноценными GeForceFX 5900. В нижестоящих графиках параметры разогнанной AsusV9950SE выделены красным цветом, в свою очередь, желтым цветом выделены параметры неразогнанной Asus V9950SE.

3Dmark 2001 SE - Overclock

image003o.gif

image003o.gif

Выросшая производительность видна невооруженным глазом. Сразу же становится заметно, что производительность Asus9950SE приблизилась к производительности GeForceFX5900Ultra. Однако если частоту графического процессора удалось довести до уровня GeForceFX5950Ultra, то недостаток частоты памяти существенно затормозил AsusV9950SE.

Codecult Codecreatures – Overclock

image002o.gif

image002o.gif

Этот тест практически аналогичен предыдущему, поэтому и результаты в них схожие.

Tomb Raider – Overclock

image001o.gif

image001o.gif

Как уже упоминалось ранее, этот тест использует большое количество шейдеров в сцене, поэтому скорость в нём зависит от частоты графического процессора, а не памяти. Эту теорию подтверждают и цифры. Уровень производительности  разогнанной AsusV9950SE существенно выше на повышенных частотах и ускоритель даже способен опередить более мощную карту GeForce5900Ultra. Более того, производительность разогнанной карты AsusV9950SE вплотную приближается к производительности GeForceFX 5950Ultra.

Тестирование падения производительности от использования AA и анизотропии

Tomb Raider 5

image002.gif

image002.gif

В этом тесте используется только антиалиасинг и мы можем понаблюдать падение производительности от использования его во всех разрешениях. Сильнее всего использование антиалиасинга сказывается в нижних разрешениях, к верхним же разрешениям использование антиалиасинга меньше влияет на производительность. Стоит отметить, что использование антиалиасинга в средних разрешениях весьма оправданно, так как переход от средних разрешений к более высоким приведет к большим потерям производительности.

Codecreatures

image001.gif

image001.gif

Как известно, данный тест очень сильно загружает видеоподсистему за счет большого количества объектов в кадре. Использование антиалиасинга в таком случае не оправдано, так как влечет за собой более серьезные потери производительности, чем простое переключение на большее разрешение. А использование антиалиасинга в верхних разрешениях сказывается на производительности просто катастрофично.

Aquamark

image012.gif

image012.gif

В этом тесте видно падение производительности не только от использования режимов антиалиасинга, но и от их использования совместно с режимами анизотропии. Зеленым цветом выделены режимы без анизотропной фильтрации, а желтым - с ее использованием. Чем светлее цвет, тем более жесткий режим. Как видно, падение производительности от использования антиалиасинга вполне линейно. Каждое следующее разрешение без использования антиалиасинга слегка обгоняет предыдущее с использованием четырехкратного антиалиасинга, при этом, с увеличением разрешения этот разрыв увеличивается. Что же касается использования анизотропии, то в этом тесте она сказывается на производительности очень сильно только в верхних разрешениях. С уменьшением разрешения разрыв сглаживается, и в нижнем разрешении падение производительности становится совсем незначительным.

Выводы

Протестированная карта AsusV9950SE TD обладает хорошей производительностью, отличной стабильностью и неплохим потенциалом для разгона. Стоит отметить, что использование нового дизайна PCB и уменьшенная частота памяти не сильно сказались на производительности данной карты и сохранили преимущества всей серии5900. А если учесть, что стоимость AsusV9950SE TD скоро будет однозначно меньше 300 долларов, а в некоторых магазинах её можно найти уже сейчас по цене долларов 280, то этот продукт может стать довольно распространенным, так как соотношение цена / качество тут очень привлекательное. Комплект поставки AsusV9950SE TD можно характеризовать как средний, так как в нем отсутствуют дополнительные провода для подключения телевизора. Потенциал разгона у тестируемой карты весьма неплохой, более того, за счет нормальной системы охлаждения, карта сохраняет неплохую стабильность на повышенных частотах. Единственным нареканием, но скорее адресованным NVIDIA, а не  ASUS, может служить некрасивая ситуация с буквенными приставками, так как подобный подход вносит немало путаницы в головы пользователей. Впрочем, создавать хаос NVIDIA не впервой.

В целом данный продукт хочется похвалить и отметить его перспективность. Если у вас есть чуть меньше 300 долларов на карту, то мы рекомендуем присмотреться к AsusV9950SE TD.