Компьютеры
21 февраля 2007, 00:33

Обзор двух видеокарт - ASUS EAX1650XT и ASUS EAX1650XT CF

Анонса ATI Radeon X1650 XT ждали достаточно долго, хотя продукт был востребован на рынке: старые запасы кристаллов для Radeon X1800 GTO заканчивались, а представителя верхнего mainstream в лагере ATI не было. Задержка в поставках чипов ATI Radeon X1650 XT, скорее всего, носит синтетический характер, вряд ли у ATI были проблемы технологического плана, а вот скопление старых чипов на складах вендора - вполне реальная ситуация.

Анонса ATI Radeon X1650 XT ждали достаточно долго, хотя продукт был востребован на рынке: старые запасы кристаллов для Radeon X1800 GTO заканчивались, а представителя верхнего mainstream в лагере ATI не было. Задержка в поставках чипов ATI Radeon X1650 XT, скорее всего, носит синтетический характер, вряд ли у ATI были проблемы технологического плана, а вот скопление старых чипов на складах вендора – вполне реальная ситуация.

Новое middle-end-решение – это всегда событие. Рынок mainstream наиболее востребован покупателями, соответственно, мы просто не могли обойти стороной новый продукт от ATI.

Ко всему прочему, в ATI Radeon X1650 XT технология CrossFire реализована без специальных карт, она интегрирована в сами GPU. Соответственно, купив две обычные видеокарты, в основу которых лёг чип Radeon X1650 XT, можно без проблем организовать связку CrossFire. Таким образом, можно констатировать факт, что CrossFire стал ближе и доступнее в middle-end.

Тема мультивидеокарточек достаточно интересна. Нам будет любопытно посмотреть, как проявят себя две видеокарты ATI Radeon X1650 XT в режиме CrossFire и смогут ли они тягаться с более дорогостоящими решениями, такими как ATI Radeon X1950 Pro и NVIDIA GeForce 8800GTS.

ATI Radeon X1650 XT (RV560)

Чип RV560 ждали достаточно долго, компания ATI постоянно откладывала выпуск данного продукта. Всё-таки освоение техпроцесса 0,08 мкм – это не простая задача как для ATI, так и для NVIDIA. Также стоит отметить, что RV560 запускался вкупе со вторым решением ATI, RV570. Тут уже есть свои причины задержки. Дело в том, что функциональность RV570 практически соответствует урезанному R580, на базе которого построены видеокарты Radeon X1900 GT. Поэтому вполне логично предположить, что на складах производителя графических чипов накопилось достаточное количество этих процессоров и ATI попросту нужно было избавиться от избытка неполноценных R580.

В общем, типичный сценарий реализации запасов старых чипов, такие приёмы неоднократно применяли оба вендора, достаточно вспомнить ситуацию с NVIDIA GeForce 6800 и урезанным NV40, ATI Radeon X1800 GTO и R520.

После анонса Radeon X1650 XT стало понятно, почему ATI переименовала Radeon X1600 XT в Radeon X1650 PRO. Все элементарно: новому флагману mainstream нужно было красивое название. Однако это не означает, что Radeon X1650 XT и Radeon X1600 XT построены на одинаковом чипе и отличаются только частотами. В подтверждение своих слов приведём основные краткие характеристики ATI Radeon X1650 XT.

  • Частота графического ядра 600 МГц
  • Частота памяти 700 МГц (DDR 1,4 ГГц)
  • 24 пиксельных процессора
  • 8 вершинных процессоров и 8 текстурных блоков
  • Тип памяти GDDR3
  • Объём памяти 256 Мбайт
  • Пропускная способность памяти 22,4 Гбайт в секунду
  • Разъёмы: два DVI-I разъёма (Dual Link, поддерживается вывод в разрешениях до 2560х1600) и TV-Out (HDTV-Out, поддержка HDCP)
  • Шина PCI-Express 16х
  • Теоретическая скорость выборки текстур 4,8 гигатекселя в секунду
  • Теоретическая скорость закраски 4.8 гигапикселя в секунду

Сопоставив характеристики RV530 и RV560, нетрудно заметить, что последний по некоторым характеристикам превосходит предшественника в два раза. Так ATI Radeon X1650 XT имеет 24 пиксельных процессора, 8 вершинных и 8 текстурных блоков, в то время как ATI Radeon X1650 PRO оснащён всего 12 пиксельными процессорами, 5 вершинными и 4 текстурными блоками. Количество ROPs у RV560 в сравнении с RV530 выросло в два раза – с 4 до 8.

Частоты нового флагмана ATI middle-end-сегмента выросли незначительно: 600/1400 МГц у Radeon X1650 XT, в то время как частоты Radeon X1650 PRO составляют 590/1380 МГц.

Шина памяти также не изменилась, всё те же 128 бит. Соответственно, пропускная способность памяти осталась на прежнем уровне, а количество функциональных блоков у RV560, как и теоретическая скорость выборки и закраски, выросло. Таким образом, не исключены моменты, когда ATI Radeon X1650 XT не сможет раскрыть весь свой потенциал из-за медленной подсистемой памяти, которая станет узким местом.

Чип RV560 использует простой 128-битный корпус (лишённый защитной рамки), который предназначен для установки на PCB дизайна X1600. Таким образом, ATI Radeon X1650 XT использует уже хорошо знакомую нам PCB дизайна X1600. Единственные отличия в случае с RV560: ряд тонкостей и нюансов по цепям питания, а также разводка разъёмов CrossFire, так как ATI Radeon X1650 XT поддерживает режим CrossFire без необходимости установки мастер-карты.

Система CrossFire в сборе

Система CrossFire в сборе

Видеоролик ASUS EAX1650XT CrossFire

Как уже упоминалось, данная поддержка CrossFire без специальных карт и чипов была интегрирована в сами GPU. Графические решения ATI получили возможность связки двух обычных плат в режиме CrossFire, что мы не однократно видели у NVIDIA с её SLI. Таким образом, у приверженцев продукции ATI появилась возможность купить две обычные одинаковые видеокарты и установить их в режим CrossFire.

Дизайн ATI Radeon X1650 XT подразумевает подключение двух переходников или одного, но очень широкого. Однако в последнем случае сигнал передаётся только в одну сторону, а новый CrossFire может одновременно передавать сигнал в обе стороны.

ASUS EAX1650XT

Видеокарта ASUS EAX1650XT в перспективе

Видеокарта ASUS EAX1650XT в перспективе

Технические характеристики карты** ASUS EAX1650XT**
Производитель картыASUS
Графический процессорRV560
Частота чипа, МГц575
ПамятьG-DDR 3, 256 Мбайт
Частота памяти, МГц675 (1350 DDR)
Ширина шины памяти, бит128
ИнтерфейсPCI Express 16x
RAMDAC2x400 МГц
Количество вершинных конвейеров8
Количество пиксельных конвейеров24
APIDirectX 9.0c, OpenGL 1.5
Контроль системы охлаждения+
Дополнительное питание+
Разъёмы подключения мониторов2 DVI
TV-Out+
TV-In+
Цена, $180-200

Видеокарта ASUS EAX1650XTпоставляется в красочной коробке, на которой изображён красный «горячий хетчбэк» Volkswagen Golf GTI. Сам по себе класс «горячий хетчбэк» подразумевает маленький размер, умеренную стоимость и горячий нрав с непрозрачным намёком на спортивность и скорость. Забавные ассоциации ATI Radeon X1650 XT вызывает у дизайнеров и маркетологов ASUS. Хотя, честно сказать, что-то в этом есть: проводить ассоциации между видеокартами и автомобилями достаточно интересно.

Упаковка ASUS EAX1650XT

Упаковка ASUS EAX1650XT

Комплект поставки видеокарты выглядит следующим образом:

  • сама видеокарта ASUS EAX1650XT
  • документация
  • диск с драйверами
  • диск с компьютерной игрой «GTI Racing»
  • два переходника DSB/DVI
  • дополнительное питание для видео 6-pin
  • шнур S-Video/«тюльпан»
  • кожаный чехол для компакт-дисков

Комплект поставки ASUS EAX1650XT

Комплект поставки ASUS EAX1650XT

Документация ASUS EAX1650XT

Документация ASUS EAX1650XT

Комплект поставки видеокарты порадовал, есть всё необходимое и даже больше: два приятных бонуса в виде кожаного чехла для компакт-дисков и диска с компьютерной игрой «GTI Racing», в которой главная роль отдана всё тому же Volkswagen Golf GTI.

ASUS EAX1650XT: вид сверху

ASUS EAX1650XT: вид сверху

ASUS EAX1650XT использует референсный дизайн PCB ATI Radeon X1650XT. В этом нет ничего удивительного: разрабатывать свой собственной дизайн очень дорого, а референс, предложенный компанией ATI, достаточно продуман. Как говорится, от добра добра не ищут. Референс-дизайн PCB ATI Radeon X1650XT берёт своё начало от видеокарт X1600/1650.

ASUS EAX1650XT: вид снизу

ASUS EAX1650XT: вид снизу

ASUS применила свою собственную систему охлаждения, которая представляет собой медное основание с припаянными частыми тонкими медными рёбрами. Последние прикрыты кожухом. Небольшая турбина направляет воздушный поток в стороны от вентилятора, прогоняя его через медные рёбра радиатора.

Вид сверху на ASUS EAX1650XT с радиатором

Вид сверху на ASUS EAX1650XT с радиатором

Радиатор ASUS EAX1650XT

Радиатор ASUS EAX1650XT

Кристалл графического процессора контактирует с подошвой радиатора через слой густой серой термопасты, память не имеет контакта с радиатором. Охлаждение организовано довольно грамотно – ни GPU, ни память не перегреваются.

Видеокарта ASUS EAX1650XT, как и референс-плата ATI Radeon X1650 XT, использует сложную схему управления оборотами кулера: таходатчик присутствует, и это хорошо видно, вентилятор подключается к плате тремя проводами.

Акустические характеристики применяемой системы охлаждения оказались на среднем уровне. Как и ожидалось, шум от турбин есть, но он не выходит за рамки разумного.

Видеокарта оснащена следующими выходами: два DVI-I и S-Video. Подключение к аналоговым мониторам с D-Sub (VGA) производится через специальные адаптеры-переходники DVI -> D-Sub, которые поставляются в комплекте с видеокартой.

Разъёмы ASUS EAX1650XT

Разъёмы ASUS EAX1650XT

Снимаем систему охлаждения…

Память и графический процессор ASUS EAX1650X

Память и графический процессор ASUS EAX1650XT

На фотографии хорошо видно, что сам графический процессор ATI Radeon X1650 XT обладает очень компактными размерами.

Обратите внимание на схему питания. Очевидно, что ATI Radeon X1650 XT потребляет значительно меньше электроэнергии, нежели топовые решения, но больше, чем его предшественник. Количество элементов питания значительно меньше, чем у дорогих решений. Однако дополнительный разъём питания всё же присутствует, в то время как предшественник обходился без него, но 24 пиксельных процессора – это не шутки.

Основные элементы схемы питания расположены в правом верхнем углу печатной платы, однако силовые ключи, которые мы привыкли видеть здесь, перекочевали на левую сторону PCB и расположены недалеко от графического процессора.

Посадочные места для памяти имеются только на фронтальной стороне PCB.

Графический процессор Radeon X1650 XT работает на частоте 575 МГц.

В видеокарте используется GDDR3-память Qimonda HYB18H512321AF-14.

Эти чипы имеют ёмкость 512 Мбит, время доступа 1,4 наносекунды и напряжение питания 1,8 В. Номинальная рабочая частота составляет 693 (1386) МГц, но в ASUS EAX1650XT память работает на частоте 675 (1350) МГц.

Поскольку ёмкость одной микросхемы равна 512 Мбит, четыре такие микросхемы в сумме дают нам 256 Мбайт. Память Qimonda HYB18H512321AF-14 имеет организацию 16Мх32, поэтому ширина шины памяти составляет 128 бит.

ASUS EAX1650XT CF

Видеокарта ASUS EAX1650XT CF в точности повторяет рассмотренную нами выше ASUS EAX1650XT, соответственно, всё сказанное выше о EAX1650XT в полной мере соответствует EAX1650XT CF.

Различие между продуктами заключается лишь в комплекте поставки. Так, индекс CF в названии видеокарты означает не что иное, как CrossFire, и подразумевает наличие в комплекте соединительных переходников для реализации соответствующего режима.

Комплект поставки ASUS EAX1650XT CrossFire

Комплект поставки ASUS EAX1650XT CrossFire

Тестирование

Конфигурация тестового стенда выглядит следующим образом.

  • Процессор:
    • Intel Core 2 Extreme QX6700
  • Материнская плата:
    • MSI 975X Platinum PowerUP Edition
  • Оперативная память:
    • Chaintech DDR2-800 2x1 ГБ
  • Жёсткий диск:
    • 120Gb Seagate SATA II
  • Блок питания:
    • 700 Ватт Zalman (FSP Group)

В качестве конкурентов мы выбрали GeForce 8800GTS и Radeon X1950Pro от ASUS.

Тестовый пакет включает в себя:

  • Синтетические тесты
    • Futuremark 3DMark 2001SE
    • Futuremark 3DMark’05
    • Futuremark 3DMark’06
    • SPECviewperf 8
    • CodeCult CodeCreatures
  • Полусинтетические приложения
    • Aquamark Benchmark
  • Игровые тесты
    • «Call of Duty 2»
    • «Doom 3»
    • «FarCry»
    • «F.E.A.R.»
    • «Half-Life 2»
    • «Quake 4»
    • «Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay»
    • «Serious Sam 2»

На тестовом стенде была установлена операционная система Microsoft Windows XP с установленным Service Pack 2, а также тестовые программы и реальные игровые приложения.

Драйверы:

  • драйвер для видеокарт NVIDIA: ForceWare 97.02
  • драйвер для видеокарт ATI: CATALYST 6.11
  • драйверы для материнской платы на NVIDIA nForce4 SLI: последние с сайта NVIDIA на момент тестирования

Основные параметры в драйверах видеокарт NVIDIA и ATI были выставлены следующим образом.

  • NVIDIA ForceWare 78.01:
    • Image Settings: Quality
    • Trilinear optimization: On
    • Anisotropic mip filter optimization: Off
    • Anisotropic sample optimization: On
    • Vertical sync: Off
    • Остальные настройки: по умолчанию
  • ATI CATALYST:
    • Mipmap Detail Level: Quality
    • Adaptive antialiasing: Off
    • Temporal antialiasing: Off
    • Quality AF: Off
    • CATALYST A.I.: Standard
    • Wait for vertical refresh: Always off
    • Остальные настройки: по умолчанию

Качество 2D

Этот параметр довольно спорный, и оценить его можно только субъективно, так как качество выводимого изображения зависит и от монитора, и от соединительного кабеля.

Качество используемых в тестировании видеокарт в разрешениях 1600х1200х85Hz, 1280x1024x100Hz, 1024x768x120Hz можно охарактеризовать как хорошее.

Результаты тестирования

Мы неспроста взяли для сравнения с ATI Radeon X1650 XT графические решения NVIDIA GeForce 8800GTS и ATI Radeon X1950 Pro. Нам было очень интересно посмотреть, как связка из двух видеокарт ATI Radeon X1650 XT в режиме CrossFire покажет себя в сравнении с более дорогими и производительными видеокартами. Согласитесь, что сравнительных тестов ATI Radeon X1650 XT vs NVIDIA GeForce 7600GT в Интернете очень много, поэтому повторяться в очередной раз не было смысла.

3DMark 2001 SE

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 4

График производительности 3DMark 2001 SE 1

Из 3DMark 2001 SE мы выбрали наиболее сложные сцены и представляем их вашему вниманию. На примере этих тестов можно посмотреть, как решения нового поколения ведут себя в старых приложениях и в частности в обработке не очень сложных пиксельных шейдеров в сцене Nature.

Все участники тестирования демонстрируют очень высокий уровень fps, что совсем не удивительно, учитывая возраст данного тестового приложения.

В простых режимах без включения анизотропной фильтрации и антиалиасинга ATI Radeon X1650 XT значительно отстаёт от более именитых видеокарт, не спасает даже связка из двух видеокарт ASUS EAX1650XT в режиме CrossFire. С ростом разрешения ситуация особо не меняется.

В тяжёлых режимах с включёнными анизотропной фильтрацией и антиалиасингом мы наблюдаем практически ту же картину – ATI Radeon X1650 XT значительно отстаёт, однако связка CrossFire в сцене Dragothic обгоняет ATI Radeon X1950 Pro.

3DMark05

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 8

График производительности 3DMark05 1

Позиции ATI Radeon X1650 XT в 3DMark05 куда более радужные, чем в прошлом тесте, и если ASUS EAX1650XT по-прежнему отстаёт от ATI Radeon X1950 Pro и NVIDIA GeForce 8800GTS, то две EAX1650XT в режиме CrossFire опережают своего «старшего брата» Radeon X1950 Pro в большинстве сцен 3DMark05. С включением анизотропной фильтрации и антиалиасинга ситуация не сильно меняется: преимущество ASUS EAX1650XT и CrossFire перед ATI Radeon X1950 Pro становится более явным. Однако NVIDIA GeForce 8800GTS ему по-прежнему не по зубам.

3DMark06

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

рафик производительности 3DMark06

Результаты 3DMark06 достаточно интересные. В простом режиме с отключёнными AA и ANISO ATI Radeon X1650 XT, включая комбинацию CrossFire, проигрывает и NVIDIA GeForce 8800GTS, и ATI Radeon X1950 Pro. Однако с включением антиалиасинга и анизотропной фильтрации у видеокарт ASUS EAX1650XT в режиме CrossFire появляется шанс, и они опережают Radeon X1950 Pro.

Aquamark

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

График производительности Aquamark

Данный тест уже морально устарел и представляет интерес лишь с точки зрения рассмотрения производительности современных графических решений в приложениях, не требующих высокой производительности от пиксельных процессоров.

Картина в Aquamarkочень похожа на ту, что мы видели в 3DMark06. В простых режимах ATI Radeon X1650 XT, включая связку CrossFire, проигрывает своим более дорогим и производительным соперникам. Однако с включением антиалиасинга и анизотропной фильтрации расстановка сил меняется – и ASUS EAX1650XT CrossFire опережает ATI Radeon X1950 Pro.

CodeCult CodeCreatures

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

График производительности CodeCult CodeCreatures

CodeCult CodeCreatures также представляет собой достояние истории и имеет точно такую же исключительно теоретическую нагрузку для тестирования, как и Aquamark .

В лёгких режимах с отключёнными AA и Aniso мы наблюдаем ту же картину, что и в Aquamark. Включение анизотропной фильтрации и антиалиасинга, в отличиё от ситуации с Aquamark, расстановки сил не меняет, и ATI Radeon X1650 XT, включая две ASUS EAX1650XT в режиме CrossFire, по-прежнему проигрывают своим соперникам.

С синтетическими тестами у нас на сегодня всё, и мы плавно переходим к тестам игровой производительности.

Call of Duty 2

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

График производительности «Call of Duty 2»

Компьютерная игра «Call of Duty 2» на сегодняшний день далеко не новинка, однако данное приложение очень требовательно к графической подсистеме. ATI Radeon X1650 XT и связка CrossFire демонстрируют хорошую производительность, догоняя в невысоких разрешениях более дорогостоящие решения – NVIDIA GeForce 8800GTS и ATI Radeon X1950 Pro. Однако с ростом разрешения и включением антиалиасинга и анизотропной фильтрации ASUS EAX1650XT начинает отставать, не помогает и CrossFire. С последним в «Call of Duty 2» явные проблемы, связка из двух видеокарт ASUS EAX1650XT не демонстрирует какого-либо значимого преимущества в сравнении с просто видеокартой ATI Radeon X1650 XT.

Что касается качества игрового процесса, то «Call of Duty 2» играбельна на ASUS EAX1650XT практически во всех разрешения, а также в тяжёлых режимах с включением анизотропной фильтрации и антиалиасинга. Исключением является разрешение 1600х1200 с включёнными AA + aniso, всё-таки 30-32 fps для комфортной игры в столь динамичную компьютерную игру недостаточно.

Chronicles of Riddick

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

График производительности «Chronicles of Riddick»

Компьютерная игра «Chronicles of Riddick» основана на API OpenGL, и этим всё сказано, по крайней мере для продуктов ATI, так как у них есть определённые проблемы с современными OpenGL-игрушками и стенсильными тенями, которые активно использует движок данной компьютерной игры. На графиках хорошо видно, что показатель fps у решений ATI достаточно низок в сравнении с видеокартами NVIDIA. Комфортно играть в «Chronicles of Riddick» можно практически во всех разрешениях, включая тяжёлые режимы с включением антиалиасинга и анизотропной фильтрации. Исключением являются разрешения 1280х1024 и 1600х1200 с включённым АА и Aniso.

Doom 3

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

График производительности «Doom 3»

Снова слабое место ATI в лице «Doom 3», и результаты говорят сами за себя. Ситуацию несколько исправляет связка из двух ATI Radeon X1650 XT, которым удаётся догнать «старшего брата» в лице ATI Radeon X1950 Pro, однако NVIDIA GeForce 8800GTS по-прежнему впереди всех со значительным отрывом.

Видеокарта ASUS EAX1650XT позволяет наслаждаться игровым процессом в «Doom 3» практически во всех разрешениях, с включёнными антиалиасингом и анизотропной фильтрацией, исключая разрешения 1280х1024 и 1600х1200. И если в 1280х1024 выручает CrossFire из двух видеокарт ASUS EAX1650XT, то в 1600х1200 общий уровень fps падает ниже 50.

FarCry

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

График производительности «FarCry»

Обработка большего количества шейдеров версии 2.0 не очень хорошо получается у архитектуры ATI, если сравнивать её с NVIDIA, GeForce 8800GTS выглядит несколько выгоднее в «FarCry». Связка CrossFire показывает достаточно неплохие результаты тестирования и без проблем догоняет ATI Radeon X1950 Pro. Разница между ATI Radeon X1650 XT и ATI Radeon X1650 XT CrossFire особенно хорошо заметна в сложных режимах с включёнными анизотропной фильтрацией и антиалиасингом.

Генерируемого уровня fps видеокартой ASUS EAX1650XT достаточно для комфортной игры в самых тяжёлых режимах с включёнными AA и Aniso практически во всех разрешениях, за исключением 1600х1200. Чтобы играть комфортно в «FarCry» в столь высоком разрешении, понадобятся как минимум две ASUS EAX1650XT в режиме CrossFire, одной ATI Radeon X1650 XT это не под силу.

F.E.A.R.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

График производительности «F.E.A.R.»

«F.E.A.R.» – достаточно сложное испытание для современных видеокарт, несмотря на то что это компьютерная игра далеко не первой свежести.

На ATI Radeon X1650 XT «F.E.A.R.» играбельна лишь в разрешениях 640х480, 800х600, 1024х768. Последнее разрешение очень условно, 44 fps нам показалось мало для комфортной игры. Несколько спасает ситуацию связка CrossFire из двух ASUS EAX1650XT: общий показатель fps в разрешении 1024х768 возрастает до 60 fps.

С включением антиалиасинга и анизотропной фильтрации общий показатель fps катастрофически падает, комфортно играть на Radeon X1650 XT, включая две видеокарты ASUS EAX1650XT в режим CrossFire, можно исключительно в разрешении 800х600.

Half-Life 2

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

График производительности «Half-Life 2»

Для тестирования в «Half-Life 2» мы пользуемся собственной демкой, которая представляет собой сцены уличных сражений (уровень d3_c17_02) с огромным количеством выстрелов и взрывов. Наше демо очень сильно нагружает не только видеокарту, но и процессор.

Все участники тестирования демонстрируют отличные результаты в «Half-Life 2». Комфортно играть в эту замечательную игру на ASUS EAX1650XT можно во всех разрешениях, включая тяжёлые режимы с включением анизотропной фильтрации и антиалиасинга. Связка из двух видеокарт ASUS EAX1650XT в режиме CrossFire показала себя очень хорошо, обогнав в некоторых разрешениях и режимах таких соперников, как ATI Radeon X1950 Pro и NVIDIA GeForce 8800GTS.

Quake 4

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

График производительности «Quake 4»

В основе «Quake 4» лежит модифицированный движок «Doom 3». Модификациям подверглись в основном прорисовки уровней и моделей, помимо этого четвёртая реинкарнация «Quake» получила большее количество эффектов освещения.

Игровой процесс «Quake 4» достаточно динамичен, поэтому для комфортной игры требуется приличное количество кадров в секунду. Необходимый fps в простых режимах без AA и Aniso ATI Radeon X1650 XT обеспечивает без проблем практически во всех разрешениях, но 60 fps в 1600х1200 нам показалось мало для сложных динамичных сцен. Однако всё очень субъективно, и не факт, что вам не хватит этих 60 fps.

Включение анизотропной фильтрации и антиалиасинга в значительной мере снижает уровень fps, однако на ASUS EAX1650XT по-прежнему можно комфортно играть в «Quake 4» вплоть до разрешения 1024х768. В более высоких разрешениях 1280х1024 и 1600х1200 спасают две видеокарты ASUS EAX1650XT, объединённые в CrossFire. Ко всему прочему связка CrossFire очень уверенно себя чувствует в конкурентной борьбе со «старшим братом» ATI Radeon X1950 Pro.

Serious Sam 2

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

График производительности «Serious Sam 2»

«Serious Sam 2» достаточно требовательная и динамичная игра, поэтому для комфортной игры требуется приличное количество fps. ATI Radeon X1650 XT обеспечивает необходимый уровень для комфортной игры во всех разрешениях, включая 1600х1200: 52 fps нам показалось вполне достаточно для комфортного времяпровождения в виртуальном мире «Serious Sam 2».

Включение полноэкранного сглаживания и антиалиасинга практически не отражается на комфортной играбельности в невысоких разрешениях, чего не скажешь о 1600х1200 и 1280х1024. Здесь общий показатель fps падает очень сильно, ASUS EAX1650XT не спасает даже режим CrossFire.

Связке из двух видеокарт ASUS EAX1650XT в режиме CrossFire не под силу тягаться с ATI Radeon X1950 Pro, не говоря уже о NVIDIA GeForce 8800GTS.

Unreal Tournament 2004

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 4

График производительности «Unreal Tournament 2004» 1

«Unreal Tournament 2004» – достаточно простой тест для современной видеокарты, и это хорошо видно по тем сотням fps, которые показывают участники тестирования. Все видеокарты, принявшие участие в тестировании, обеспечивают избыточный уровень производительности для комфортной игры во всех разрешениях, включая самые тяжёлые режимы с включением полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации.

Выводы

На сегодняшний день ATI Radeon X1650XT представляет собой достаточно интересное решение с хорошей производительностью для mainstream. Однако он не идеален, как и всё в нашем мире. Radeon X1650XT явно не хватает пропускной способности памяти, так как количество шейдерных блоков и TMU увеличилось в два раза, а подсистема памяти осталась на прежнем уровне, как у предшественника ATI Radeon X1650 PRO. В Radeon X1650XT явно скрыт куда больший потенциал, который откроется, если производители установят более быструю память.

Что касается режима CrossFire и двух ATI Radeon X1650XT, то производительность такого решения держится на достаточно высоком уровне. Во многих тестах ATI Radeon X1650XT CrossFire догоняет ATI Radeon X1950 Pro, а в некоторых и NVIDIA GeForce 8800GTS. Учитывая стоимость двух ATI Radeon X1650XT (каждая по $150-180) и ATI Radeon X1950 Pro (250-260 USD), вряд ли применение CrossFire целесообразно. Но исключение всё же есть. Допустим, вы не хотите или не можете сразу потратить большую сумму на видеокарту и в дальнейшем планируете апгрейдить видеоподсистему, тогда CrossFire из двух ATI Radeon X1650XT более-менее оправдан.

Видеокарты ASUS EAX1650XT и ASUS EAX1650XT CF оставили приятное впечатление: отличное качество изготовления, хорошая комплектация, продуманный дизайн. Если вы остановили свой выбор на графическом процессоре ATI 1650XT, то продукт от ASUS вас не разочарует.