Опубликовано 16 июня 2010, 00:02

Эксклюзив консоли XBOX 360. Обзор игры Alan Wake

Известно, что игровые долгострои за время разработки меняются, порой - до неузнаваемости. Вот и Alan Wake, анонсированный в далеком 2005 году, не избегнул этой участи. Уже не актуальны заявленные в 2006-ом платформа, сюжет и герои игры, но, по крайней мере, остался неизменным жанр - психологический триллер. Что же мы получили в мае 2010? Мистическую историю о писателе и его творческом кризисе.

Ну чего тебе не хватало, Алан Уэйк? Ведь как хорошо все начиналось: детективы твоего авторства расходятся как горячие пирожки, поклонники в очереди стоят, телеканалы приглашают на ток-шоу - казалось бы, пользуйся моментом, пиши новую книгу в лучах славы. Ан нет - то одно тебе мешало, то другое, то вдохновения нет, то усталость накатывает. Отличная была идея - сбежать в тихий уединенный городок, отдохнуть немного. Только вот супругу с собой брать не стоило, да и место для отдыха явно выбрано было неудачно.

001s

001s

002s

002s

003s

003s

Послушай женщину, и сделай наоборот

Если бы Элис Уэйк не строила собственных планов, как-то "сдать мужа психиатру, пусть подлечит его от безработицы", все разворачивалось бы совсем не так. Если бы не пишущая машинка, не рукопись, не провал памяти длиной в неделю и не боязнь темноты (как потом выяснится, вполне обоснованная)... Ах, эти нескончаемые "если бы"! Может, и не пришлось бы тебе, бедолага Алан, стрелять в людей, чьи трупы тают в воздухе через несколько секунд, не было бы нужды носиться по темному страшному лесу с фонариком и пистолетом, и восстанавливать, а то предугадывать, события по разрозненным машинописным листочкам, подписанным - сюрприз! - твоим собственным именем. И мы, игроки, лишились бы удовольствия наблюдать за твоими мучениями. Ну в самом деле - что за радость смотреть, как у людей все хорошо и радужно? А так сюжет несется вперед, как паровоз по рельсам, не сворачивая и не давая возможности или даже желания сойти с этого безумного маршрута.

Внимание! В этой игре вы увидите: безумных лесорубов, квантовое самоубийство, дуб имени Лавкрафта, взрывающийся вертолет и многое другое.

Сюжетная линия - главное достоинство игры. Все восхитительные моменты, флэшбеки, культурные отсылки и прочие "фишки" только к сюжету и относятся, геймплей нервно курит в сторонке. Бежать по лесу от одного одержимого дровосека с топором до другого, стреляя на поражение и выхватывая лучом фонарика однообразно испаряющиеся тела, быстро надоедает. "Посветить - выжечь - расстрелять - перевести луч - посветить - выжечь - расстрелять"... Без вариантов. Темная сторона Силы (уж простите, но иначе эту сущность не назовешь) так надежно промыла мозги местным жителям, что пытаться хотя бы поговорить с ними бесполезно. Только убивать. Беспощадно, и, увы, бессмысленно.

Посмотришь налево — горы. Посмотришь направо — горы...

Мир, в котором разворачивается действие рефлексивного триллера-шутера, выписан с любовью и тщанием: например, окрестности Брайт Фоллс повторяют местность вокруг штаб-квартиры Microsoft. Кафе городка очень похоже на забегаловку небезызвестного Твин Пикс, лабиринт на выходе из клиники Хартмана словно перенесен в игру прямиком из фильма "Сияние"; LOST, фильмы Хичкока и даже Библия нашли свое отражение в реальности Алана Уэйка. Remedy, по своему обыкновению, напичкала цитатами все, до чего дотянулась, за что им отдельное "спасибо".

Мир расширенный и дополненный

  • По кабельному телевидению Брайт Фоллса показывают шоу Night Springs, местный "научно-популярный" аналог "Баек из склепа". К некоторым его сериям Алан Уэйк написал сценарии.
  • Вскоре после выхода игры свет увидела книга, с некоторыми отличиями пересказывающая игровые события, и артбук Alan Wake: Illuminated.
  • Коллекционное издание Alan Wake, помимо диска с игрой, содержит 144-страничную книгу с фиктивными досье ФБР, диски с аудиоматериалами и комментариями, и купон на получение первого аддона в XBOX Live.

И нельзя не отметить, что все это выглядит очень эффектно, красиво и зрелищно. Скриншоты не передают даже половины дневной прелести сосновых лесов, чистейшей озерной воды, и (во время ночных потасовок) противоборства тьмы и тонкого луча света от фонарика. Огромные просторы так и манят поисследовать их, неспешно, наслаждаясь каждой минутой... если бы не гулкий рев паровоза сюжета за спиной. Некогда задерживаться и любоваться красотами, надо спасать пропавшую супругу! А увидеть, как прекрасен этот мир, можно во время кинематографических заставок - они как раз сделаны на движке игры.

В поисках утраченного времени

Если же вам придется надолго отвлечься от прохождения, создатели любезно напомнят, что происходило раньше - каждая сюжетная часть начинается кратким изложением предыдущих событий, в лучших традициях телесериалов. Фактически, это и есть мини-сериал о квесте главного героя. Вторая сюжетная линия - сериал-приквел под названием Bright Falls, распространяющийся через XBOX Live и доступный на brightfalls.com. И третья из неявных линий повествования - трансляции локальной радиостанции, рассказывающей, что вообще происходит в городке. Собрать цельную картинку из этих разрозненных фрагментов вам придется самостоятельно, в этом и есть главная прелесть сценария.

Уэйк, каким он мог бы стать

Демо-версия Алана Уэйка, представленная еще в конце сентября 2006 на X06, рассказывала нам грустную историю о писателе, сложных романтических отношениях, депрессии и бессоннице, поставивших под угрозу его психическое здоровье. Вкратце сюжет выглядел так: Уэйк, во время работы над очередным романом, знакомится с девушкой по имени Элис. Романтические отношения придают писателю вдохновения, и психологический триллер пишется легко, практически сам собой. Кроме музы, появляется и еще один источник творчества — Алану начинают сниться кошмары, которые он и переносит на бумагу. Но вот книга отправлена в печать, выходит на первые места в чартах, становится бестселлером и всё вроде бы хорошо, все счастливы, вот только Элис таинственным образом исчезает. Бесследно.

Отчаявшись найти возлюбленную, Алан впадает в тяжелую депрессию и не может написать ни строчки. Он бросает все и переезжает в американскую глубинку, в городок Брайт Фоллс, но даже смена обстановки не приносит нашему герою облегчения. Дела становятся все хуже, и вот, Элис начинает являтся ему во снах. На этом фоне у Алана развивается бессонница и измученный писатель уже не в состоянии отличить сон от реальности. Где-то в этом месте Remedy обещали передать управление игроку и пустить нас в увлекательное путешествие по тихому городку, днем населенному доброжелательными и мирными жителями, а ночью - крайне недружелюбными похождениями тьмы. Дневной режим планировался как адвенчура с нелинейным сюжетом, где Алан, свободно передвигаясь по городу, пытался понять, что же на самом деле происходит. В ночном же режиме задача была куда более тривиальной — выжить. Игра ожидалась в 2007 году, но застряла в разработке еще на три года.

Итак, подведем итоги. В плюсах, помимо перечисленного, превосходная музыка, которая задает и дополняет атмосферу. Актеры на "отлично" справились со своими ролями, в том числе при озвучании (кстати, для России не стали подменять голоса при дубляже игры, а наложили субтитры). Ну а в минусы, пожалуй, можно записать простоту "ночного" геймплея (о его однообразности мы уже сказали выше).

Что же остается? Очень хороший триллер с занудными элементами экшна. Вряд ли кто-то купит XBOX 360 только ради этого эксклюзива, но в целом игра достойна внимания и высокой оценки.