Опубликовано 22 мая 2008, 00:30

Europa Universalis: Rome

Интерес к Римской империи у разработчиков игр не угаснет никогда – каждый год мы становимся свидетелями появления стратегий, варгеймов и даже RPG об одном из важнейших периодов в истории Древнего Рима. Paradox Interactive, законодательница мод в глобальных стратегиях, давно присматривалась к ярчайшей эпохе в истории человечества – несмотря на такие громкие высказывания, как «Rome: Total War», «Centurion: Defender of Rome» или «Pax Romana», шведам было о чём рассказать. Взяв небольшую паузу в сериале «Hearts of Iron», распрощавшись с «Crusader Kings» и отложив аддон «Europa Universalis III» – «In Nomine» на осень этого года, «парадоксы» представили на суд почтенной публики «Europa Universalis: Rome» – самостоятельный проект, не случайно обособленный от третьей части стратегии «Europa Universalis».

Интерес к Римской империи у разработчиков игр не угаснет никогда – каждый год мы становимся свидетелями появления стратегий, варгеймов и даже RPG об одном из важнейших периодов в истории Древнего Рима. Paradox Interactive, законодательница мод в глобальных стратегиях, давно присматривалась к ярчайшей эпохе в истории человечества – несмотря на такие громкие высказывания, как «Rome: Total War», «Centurion: Defender of Rome» или «Pax Romana», шведам было о чём рассказать. Взяв небольшую паузу в сериале «Hearts of Iron», распрощавшись с «Crusader Kings» и отложив аддон «Europa Universalis III» – «In Nomine» на осень этого года, «парадоксы» представили на суд почтенной публики «Europa Universalis: Rome» – самостоятельный проект, не случайно обособленный от третьей части стратегии «Europa Universalis».

Жанрглобальная стратегия
РазработчикParadox Interactive
ИздательParadox Interactive
Дата выхода15 апреля 2008 года
Системные требованияОС: Windows XP/Vista. Процессор: Pentium IV 1.8 GHz или эквивалентный AMD Athlon. ОЗУ: 512 Mb. Совместимая с DirectX® 9 видеокарта класса GeForce 3 или Radeon 9550 (рекомендуется видеокарта класса GeForce 6600 GT) со 128 Mb памяти. HDD: 1.2 Gb
Официальный сайтhttp://www.paradoxplaza.com/rome/

Испытание временем

Визуальное и технологическое воплощение «Europe Universalis: Rome» позволяет легко спутать новую игру с очередным дополнением к «Europe Universalis III». Что тут скажешь – Paradox не имеет привычки бросать разработанный ранее интерфейс, механику управления виртуальным государством и сложившиеся принципы навигации по географической карте. Шведы привыкли прятать все изюминки внутри игры, которая поначалу может показаться слишком скучной и неторопливой. Из самых очевидных нововведений пока назовём лишь временные рамки «Rome» – с 280 по 27 год до нашей эры. Хорошо знакомые с мировой историей тут же смекнут: стратегия посвящена становлению могущественной империи, а вот её распад появится разве что с аддоном.

Обширная кампания предлагает множество интересных дат и событий: Пиррову войну, поход Гая Мария, Пунические войны, захват Цезарем Галии и пересечение его войсками Рубикона, а также многое другое. Как водится, выбор каждой конкретной даты для старта сопровождается советом от разработчиков – за какую из фракций интереснее всего играть. Запутаться с выбором стороны и вправду сложно, так как в игре больше полусотни фракций: римляне, карфагеняне, македоняне, греки, египтяне и прочие, прочие, прочие…

Ключевые даты, временной «компас» – всё в нашем распоряжении

Ключевые даты, временной «компас» – всё в нашем распоряжении

Ключевые даты, временной «компас» – всё в нашем распоряжении

Ключевые даты, временной «компас» – всё в нашем распоряжении

Прежде чем отправить убийцу, следует выбрать жертву

Прежде чем отправить убийцу, следует выбрать жертву

Прежде чем отправить убийцу, следует выбрать жертву

Прежде чем отправить убийцу, следует выбрать жертву

Постройка в городах зданий требует достаточного уровня технологии

Постройка в городах зданий требует достаточного уровня технологии

Постройка в городах зданий требует достаточного уровня технологии

Постройка в городах зданий требует достаточного уровня технологии

Политика, экономика, культура, религия и прочие сферы приведены в точное соответствие историческим реалиям. Настраивать стабильность с помощью традиционных для «Europe Universalis III» ползунков не получится при всём желании – реформы пару тысячелетий назад проходили со скрипом старой телеги. Глава древнеримского государства – консул – не какой-нибудь узурпатор, чья неприкосновенность не обсуждается, а лишь один из немногих претендентов на высокий пост. Трон, кстати, то тут, то там испачкан кровью – какой солдат не мечтает стать генералом?

Чётких целей в управлении государством нет – в первую очередь решаются жизненно важные вопросы, связанные с соседями. Последним палец в рот лучше не класть – откусят и не подавятся. Избранный на этот раз Paradox Interactive исторический период богат на сюрпризы и сложности, поэтому любой выбранный приоритет достоин уважения – стать самой великой державой мира, создать рай для торговцев или превратиться в главного проповедника Европы.

Чтобы избежать разрухи в головах сограждан, каждой провинции требуется губернатор. Назначение той или иной исторической личности на должность сопровождается изучением его характеристик – шапкозакидательство в этом деле грозит обернуться гражданской войной, ведь население далеко не всегда согласно со взглядами и принципами консула. Интересно, что по прошествии времени набор отрицательных и положительных черт подопечных меняется. Испытание временем проходит не каждый, поэтому иногда приходится спешно устраивать кадровые перестановки.

Аве, Цезарь!

Одна из главных особенностей «Europa Universalis: Rome» – поразительно точная трансляция исторической эпохи. Выражается это в мелочах вроде медленного развития государства или большого значения религии, однако сомнений остаётся всё меньше: «Rome» действительно оригинальный проект, аналогов которому у шведской студии попросту нет. Технологии в количестве пяти штук (морская, наземная, строительная, религиозная и гражданская) развиваются не скачкообразно, а постепенно – выход на следующий уровень достигается примерно за пять-шесть лет. Ускорить процесс развития государства можно разными способами, главное – знать чувство меры и иметь хоть какую-нибудь интуицию.

За пару лет существования «Europa Universalis III» интерфейс наконец приобрёл человеческое лицо

За пару лет существования «Europa Universalis III» интерфейс наконец приобрёл человеческое лицо

За пару лет существования «Europa Universalis III» интерфейс наконец приобрёл человеческое лицо

За пару лет существования «Europa Universalis III» интерфейс наконец приобрёл человеческое лицо

В осадах главное – помнить: голодный воин – и не воин вовсе

В осадах главное – помнить: голодный воин – и не воин вовсе

В осадах главное – помнить: голодный воин – и не воин вовсе

В осадах главное – помнить: голодный воин – и не воин вовсе

Договариваться с варварами приходится постоянно, однако они те ещё привереды

Договариваться с варварами приходится постоянно, однако они те ещё привереды

Договариваться с варварами приходится постоянно, однако они те ещё привереды

Договариваться с варварами приходится постоянно, однако они те ещё привереды

Дипломатия – хороший инструмент для развития империи

Дипломатия – хороший инструмент для развития империи

Дипломатия – хороший инструмент для развития империи

Дипломатия – хороший инструмент для развития империи

Два раза в год главе государства позволено обратиться за помощью к оракулам, которые за определённую плату предсказывают ближайшее будущее. Поначалу кажется, оказаться в «дамках» довольно просто, главное – обставить обращение к народу убийством сотни-другой жертвенных быков. Но прогнозы иногда оказываются фальшью – ждите тогда всякого рода штрафов и неизменного понижения репутации у населения. Кстати, миссионеры для обращения в «официальную» веру теперь не нужны – древние люди больше практиковали насильное присоединение земель и строительство храмов на захваченных территориях.

Империя, республика или племенной союз – при выборе национальной идеи большой разницы нет. Как и в «Europe Universalis III», национальных идей может быть несколько – разница лишь в том, что с начала игры доступны немногие из них. Расширить ассортимент идей можно с помощью технологий, открытие которых сопровождается общим прогрессом государства и просветлением в головах граждан.

Умелый правитель вряд ли допустит появление на экране экстренного сообщения о вспыхнувшем в одной из провинций восстании. Общество состоит из рабов, свободных граждан (идеальные рекруты для армии – всё правильно) и людей, двигающих прогресс. Если постараться поставить себе на службу историю, рабов можно добыть в походах против варваров. Зачастую собирать экспедиции в дальнюю дорогу не требуется – многотысячные орды варваров рано или поздно дадут о себе знать сами. Договориться с непрошенными и нецивилизованными гостями, оказывается, можно – в зависимости от личных предпочтений варваров можно уничтожить, позволить им селиться на вашей территории или попросту откупиться от них деньгами. Вообще, дипломатия, как и ранее, является не меньшим оружием победы, чем армия, – подгадав с моментом, можно ввязаться в войну с ослабленным соседом, аннексировать дерзкую страну или колонизировать ближайшую область. Союзы, альянсы, всевозможные договоры и соглашения при разумном использовании дают куда больше пользы, чем клинок и сталь.

Подкуп губернатора – обычное для этого времени дело

Подкуп губернатора – обычное для этого времени дело

Подкуп губернатора – обычное для этого времени дело

Подкуп губернатора – обычное для этого времени дело

Пополнять войска на чужих территориях нельзя, поэтому рекрутов и наёмников приходится беречь как зеницу ока

Пополнять войска на чужих территориях нельзя, поэтому рекрутов и наёмников приходится беречь как зеницу ока

Пополнять войска на чужих территориях нельзя, поэтому рекрутов и наёмников приходится беречь как зеницу ока

Пополнять войска на чужих территориях нельзя, поэтому рекрутов и наёмников приходится беречь как зеницу ока

Смерть верного полководца всегда настигает неожиданно

Смерть верного полководца всегда настигает неожиданно

Смерть верного полководца всегда настигает неожиданно

Смерть верного полководца всегда настигает неожиданно

Знаете, нас уже начинают утомлять вердикты проектам студии Paradox Interactive – из года в год шведы представляют игрокам уникальные глобальные стратегии, отличия между которыми практически незаметны с первого взгляда. Однако стоит только установить игру на компьютер, прожить несколько лет виртуальной жизни, как начинаешь понимать: перед тобой действительно новая игра, работающая по другому принципу и, следовательно, безумно интересная. «Europa Universalis: Rome» – из их числа.