Опубликовано 21 августа 2008, 00:30

Hearts of Iron 2: Doomsday – Armageddon

Весь мир снова охвачен войной. Войной жестокой, продолжительной, беспощадной, но ни в коем случае не бессмысленной. То, что могло присниться США только в страшном сне, разворачивается в действительности – «красные» очаги горят по всему миру, Октябрьская революция вопреки здравому смыслу произошла не в России, а в чопорной Англии. Российская же империя переживает другие проблемы – пытается наверстать упущенное, воюет с соседями и точит зуб на Великий Казачий Союз, во главе которого стоит Никита Хрущёв. Если казаки падут, могущественное государство прорвётся к Чёрному морю, раскатает Оттоманскую империю и получит выход в Средиземное море. Тогда речь уже пойдёт о мировом господстве русских, а такого нельзя допустить – ещё одного Армагеддона жители планеты Земля не переживут.

Весь мир снова охвачен войной. Войной жестокой, продолжительной, беспощадной, но ни в коем случае не бессмысленной. То, что могло присниться США только в страшном сне, разворачивается в действительности – «красные» очаги горят по всему миру, Октябрьская революция вопреки здравому смыслу произошла не в России, а в чопорной Англии. Российская же империя переживает другие проблемы – пытается наверстать упущенное, воюет с соседями и точит зуб на Великий Казачий Союз, во главе которого стоит Никита Хрущёв. Если казаки падут, могущественное государство прорвётся к Чёрному морю, раскатает Оттоманскую империю и получит выход в Средиземное море. Тогда речь уже пойдёт о мировом господстве русских, а такого нельзя допустить – ещё одного Армагеддона жители планеты Земля не переживут.

Жанрглобальная стратегия
РазработчикParadox Interactive
ИздательParadox Interactive/«1С»
Дата выхода29 марта 2007 года/локализации вышла 8 августа 2008 года («День победы II. План Сталина»)
Системные требованияОС: Windows XP SP2. Процессор: Pentium IV 2 GHz или аналогичный AMD Athlon. ОЗУ: 256 Mb. Видеокарта с объёмом видеопамяти 64 Mb, совместимая с DirectX 9.0с. HDD: 1.2 Gb
Официальный сайтhttp://www.snowball.ru/stalin

День победы коммунизма

«Снежки», ответственные за локализацию всех «парадоксальных» стратегий, оказались на этот раз сверхнерасторопными – небольшая порция изменений к аддону «HoI: Doomsday» была переведена на великий и могучий лишь спустя год с хвостиком. C одной стороны, это не лезет ни в какие ворота, ведь после того, как для американцев наступил полный и безоговорочный «Doomsday», десять лет истории (до 1964 года) пришлись бы как нельзя кстати. Многим отведённого отрезка времени хватит не только на покорение мира, но и на установку стабильности в новообразованном государстве. С другой стороны, список вносимых «Armageddon» изменений настолько мал, что начинаешь не верить собственным глазам – уж от кого, а от шведов из Paradox Interactive скармливания такой мелочи за деньги никак не ждёшь.

Если сломить сопротивление финнов в Выборге, то Зимнюю войну выиграть нетрудно

Если сломить сопротивление финнов в Выборге, то Зимнюю войну выиграть нетрудно

Если сломить сопротивление финнов в Выборге, то Зимнюю войну выиграть нетрудно

Если сломить сопротивление финнов в Выборге, то Зимнюю войну выиграть нетрудно

Самые ярые сталинисты, оказывается, проживали в Англии

Самые ярые сталинисты, оказывается, проживали в Англии

Самые ярые сталинисты, оказывается, проживали в Англии

Самые ярые сталинисты, оказывается, проживали в Англии

На завтрак – Пруссия, на обед – Российская империя, а на ужин – мировое господство

На завтрак – Пруссия, на обед – Российская империя, а на ужин – мировое господство

На завтрак – Пруссия, на обед – Российская империя, а на ужин – мировое господство

На завтрак – Пруссия, на обед – Российская империя, а на ужин – мировое господство

С пополнением у СССР нет проблем, однако в случае неудачи придётся иметь дело со Сталиным

С пополнением у СССР нет проблем, однако в случае неудачи придётся иметь дело со Сталиным

С пополнением у СССР нет проблем, однако в случае неудачи придётся иметь дело со Сталиным

С пополнением у СССР нет проблем, однако в случае неудачи придётся иметь дело со Сталиным

От исследований технологий зависит будущее, так что не стоит пренебрегать ими

От исследований технологий зависит будущее, так что не стоит пренебрегать ими

От исследований технологий зависит будущее, так что не стоит пренебрегать ими

От исследований технологий зависит будущее, так что не стоит пренебрегать ими

Козырем «Armageddon» по-прежнему является режим альтернативной истории, в котором существуют такие государства, как Европейские Советы, Австралазия, Освободители, североамериканские Соединённые Штаты и прочие. Сам факт их возникновения уже вызывает интерес, что уж говорить об игре за них. Подтверждая своё реноме самой милитаристической стратегии, «HoI» не даёт ни минуты покоя – за исключением редких моментов закладками «Разведка» и «Дипломатия» практически не пользуешься. Как говорили древние, когда говорят пушки, музы молчат.

Простор для стратегического гения огромен. Начав кампанию в 1936 году, можно неспешно развернуть тотальную войну, однако прежде выбранному государству предстоит решить ряд текущих проблем. Такие привлекательные с первого взгляда Европейские Советы, Российская империя и Казаки на текущий момент ведут войну с десятками государств, которые то и дело открывают новые фронта и стремятся подорвать внутреннюю инфраструктуру. Наказать врагов немедленно, подняв все имеющиеся резервы, или озадачить конструкторские бюро с целью создания более современного вооружения? А может, избрать более трудный путь, сев за стол переговоров и дав карт-бланш военной разведке? Таких ситуаций в стратегии – миллион, причём каждый час генерируются десятки, а то и сотни возможных финалов.

Точечные изменения «Армагеддона» заметят лишь те игроки, которые не понаслышке знакомы с «HoI 2», однако назвать их халтурой язык не повернётся. Идущий в комплекте со стратегиями от «парадоксов» редактор, казалось бы, должен облегчить жизнь – на практике же выходит, что любительские модификации значительно проигрывают по реализму воплощаемым идеям шведов. Возможность аннексии государства с захватом вражеского КБ, увеличение дальности баллистических ракет до восьми тысяч километров, появление оригинальных юнитов у самых влиятельных стран, продление игры до 1964 года, поправки AI и усовершенствование исследовательских технологий, присоединение бригад к более крупным подразделениям войск прямо во время строительства – как мы жили без таких очевидных вещей?

Обоснованно пожаловаться на свою нелёгкую жизнь могут лишь поклонники коротких сценариев. В большинстве из них панели строительства, производства и технологий заблокированы, а победа чаще всего достигается стратегическим захватом провинций. Развернуться практически негде, геймплей сводится не к масштабному планированию, а к нудному щелканью по войскам с целью их оптимального расположения. Сюжеты «заготовок» или хорошо знакомы (вроде Зимней войны СССР с Финляндией), или поражают своим идиотизмом – после прочтения брифинга тут же начинается зевота. Учитывая, что в большой кампании вполне возможен день победы коммунизма, предпочтение всё-таки отдаётся ей.

Жить хорошо – жизнь хороша

За исключением продления времени действия в стратегии, «HoI 2» кажется вылизанной до блеска. Разработчики, похоже, предусмотрели все варианты событий и могут порадовать всех без исключения игроков. Чувствуете в себе зачатки великого военачальника? Отдайте экономику на откуп искусственному интеллекту, забудьте о проблемах с излишком промышленного потенциала и о необходимости заключения торговых соглашений – наслаждайтесь противостоянием армий, берите в «котёл» зазевавшегося противника и в самые кратчайшие сроки поставьте на колени могущественное государство. В случае успешного блицкрига Верховное командование поощряет своих генералов, не скупится на награды и делает жизнь ещё веселее. Система случайных событий в новом дополнении несколько прибавила в размерах, однако идеал всё же остался недостижимым – особенно ощущается нехватка ивентов при игре за «средние» страны.

Формирование статистики в столь глобальной стратегии, как «HoI 2», всегда было головной болью для Paradox Interactive. Множество багов уже пофиксили в патчах, однако война с ошибками пока далека от завершения. В этот раз статистический экран предлагает круговые диаграммы – они, бесспорно, наглядные, но не без изъяна. Чтобы сравнить три-четыре государства, приходится продираться сквозь дебри интерфейса, по полной программе включать память и кликать, кликать, кликать… Кроме того, программный код то и дело даёт сбои в отчётах о действиях разведки – то название страны перепутает, то с наименованием технологии или объекта напортачит. Понятное дело, что большие масштабы чреваты такими вот недочётами, однако мы всё же надеемся на талантливость шведов, которые найдут вакцину против этих бацилл.

За казаков играть трудно, но интересно – географическое положение у них весьма выгодное

За казаков играть трудно, но интересно – географическое положение у них весьма выгодное

За казаков играть трудно, но интересно – географическое положение у них весьма выгодное

За казаков играть трудно, но интересно – географическое положение у них весьма выгодное

«Что было дальше» за авторством шведов

«Что было дальше» за авторством шведов

«Что было дальше» за авторством шведов

«Что было дальше» за авторством шведов

За пару лет сценариев в «HoI 2» накопилось столько, что потратить на их прохождение придётся не один месяц

За пару лет сценариев в «HoI 2» накопилось столько, что потратить на их прохождение придётся не один месяц

За пару лет сценариев в «HoI 2» накопилось столько, что потратить на их прохождение придётся не один месяц

За пару лет сценариев в «HoI 2» накопилось столько, что потратить на их прохождение придётся не один месяц

Мы всегда верили в итальянцев, которые готовы поддержать революцию в Испании

Мы всегда верили в итальянцев, которые готовы поддержать революцию в Испании

Мы всегда верили в итальянцев, которые готовы поддержать революцию в Испании

Мы всегда верили в итальянцев, которые готовы поддержать революцию в Испании

«HoI 2: Doomsday – Armageddon» станет хорошим приобретением только для настоящих любителей серии «День Победы», так как не отличается большим количеством нововведений. Дополнительный контент также придётся весьма кстати для тех, кто постоянно зависает в мультиплеере «HoI 2», – некоторые фичи экпеншн-пака помогают здорово насолить оппоненту и вывести его из себя. Остальные могут спать спокойно, во всяком случае – до выхода «HoI 3».