Игры
18 сентября 2008, 00:30

Spore

Уилл Райт – личность в игровой индустрии отнюдь не менее знаковая, чем Питер Молинье или Сид Мейер. Именно благодаря этому человеку на свет появился феномен под названием «The Sims», который принято ругать не меньше, чем Windows от Microsoft. Феномен же этого развлечения заключается в том, что даже тот, кто считает своим долгом раскритиковать «The Sims», хотя бы раз, да играл в эту игру, причём с большим удовольствием и радостью. Впрочем, сегодня мы поговорим о следующем эксперименте Райта – «Spore», симуляторе эволюции. Чувствуете размах? За реализацию такого проекта любой другой разработчик вряд ли возьмётся.

Уилл Райт – личность в игровой индустрии отнюдь не менее знаковая, чем Питер Молинье или Сид Мейер. Именно благодаря этому человеку на свет появился феномен под названием «The Sims», который принято ругать не меньше, чем Windows от Microsoft. Феномен же этого развлечения заключается в том, что даже тот, кто считает своим долгом раскритиковать «The Sims», хотя бы раз, да играл в эту игру, причём с большим удовольствием и радостью. Впрочем, сегодня мы поговорим о следующем эксперименте Райта – «Spore», симуляторе эволюции. Чувствуете размах? За реализацию такого проекта любой другой разработчик вряд ли возьмётся.

Жанрlife-sim
РазработчикElectronic Arts
ИздательElectronic Arts/«Софт Клаб»
Дата выхода5 сентября 2008 года
Системные требованияОС: Windows XP/Vista. Процессор: Pentium IV 2 GHz или аналогичный AMD Athlon. ОЗУ: 512 Mb (768 Mb для Windows Vista). Видеокарта с объёмом видеопамяти 128 Mb, не ниже GeForce 5700/ATI Radeon 9600. HDD: 6 Gb
Официальный сайтwww. spore.ea.com

Earth-sim

Точных сведений о том, когда в голове Уилла Райта появилась идея создания симулятора эволюции, нет – вполне возможно, что «The Sims» стали своего рода успешной разминкой перед более масштабным проектом. Первые данные о «Spore» появились в 2005 году и тут же стали предметом всеобщего обсуждения. Насколько будет реалистичной эволюция? Что появится раньше – курица или яйцо? Наконец, насколько интересным окажется в итоге геймплей «Spore»? Эти, а также многие другие вопросы не давали покоя нескольким миллионам людей на нашей планете. Однако теперь, когда случился релиз «Spore», когда наши космические корабли бороздят просторы вселенной, мы вынуждены констатировать печальный, но правдивый факт: концепция сдулась до неприличных размеров, а основная заслуга разработчиков состоит лишь в создании крайне интересного редактора «Spore», который Electronic Arts в своей традиционной манере поторопилась продать ещё накануне релиза игры.

Крылья, ноги… Главное – хвост!

Крылья, ноги… Главное – хвост!

По бокам есть шипы, поэтому теперь главное – смотреть в оба

По бокам есть шипы, поэтому теперь главное – смотреть в оба

М-м-м… А этот кустик на вкус очень даже ничего!

М-м-м… А этот кустик на вкус очень даже ничего!

Товарищи, сегодня у нас будет хороший обед!

Товарищи, сегодня у нас будет хороший обед!

Взятие соседней деревни завершилось успешно

Взятие соседней деревни завершилось успешно

Осознать причину существования неоправданных ожиданий на первых этапах игры в «Spore» не удаётся. Наоборот, геймплей увлекает с первых минут. На нашу планету приземляется кусок астероида, который содержит так называемые споры жизни. Одной из таких спор нам доводится управлять – клеточная стадия один в один списана с PS3'шной казуалки под названием «flOw». В зависимости от выбора маленькое существо питается водорослями или представителями других видов, растёт в размерах и приближается к следующему этапу эволюции. Самым ценным и востребованным ресурсом «Spore» является ДНК – от её количества зависит дальнейшее развитие существ. Чтобы обезопасить себя от нападений более крупных хищников, следует обращаться за помощью к редактору существа – для этого издаём брачный зов и находим представителя своего рода. «Апгрейдов» на начальной стадии немного, однако в борьбе с более крупными микроорганизмами пригодится всё, начиная от шипов и заканчивая боевой раскраской.

Вторая стадия эволюции проходит уже не под водой, а на суше – подопечный отращивает лапы и начинает неуклюже исследовать новый мир. Геймплей делает реверанс в сторону «World of WarCraft» и прочих MMORPG, рангом пониже. Набор доступных улучшений в редакторе значительно расширяется, а перед выбранным видом стоит дилемма – либо лопать всё живое вокруг, либо довольствоваться дарами природы вроде фруктов, которые в обилии растут на деревьях и кустах. Плотоядные существа достигают следующей ступени эволюции благодаря поеданию остальных видов, а травоядные стараются наладить дружественные отношения с другими представителями фауны. Вместе ведь веселее – только для того чтобы стать другом живущих неподалёку сорокоглазок или пряморуков, предстоит немало поплясать и попеть. Если выступление оказывается успешным, нового союзника не только пригреют, но и поделятся важными умениями вроде лечения и быстрого бега.

Далее по плану – племенная стадия, которая выглядит и играется как заурядная RTS. В качестве ресурса, необходимого для выживания, выступает еда – прокормить постоянно растущий в количестве вид не так-то просто. В редакторе, помимо изменения внешности существа, появляется несколько построек – мастерские, жилища и «база». Нащупать нужный баланс между собирательством, охраной лагеря от нападений враждебных существ и исследованием окружающего мира совсем несложно. Как и на предыдущей стадии, с другими племенами можно дружить или воевать. В принципе, в «Spore» можно играть и сочетая два подхода – дружить с более сильными племенами и покорять более слабые. Однако вскоре оказывается, что представители более «чистого» вида намного сильнее – без труда выдерживают массированные набеги и «перетанцовывают» подопечных при попытке наладить мирные отношения.

Шагнув в эру цивилизации, можно набрать воздух в грудь и вздохнуть спокойно – эта стадия эволюции довольно проста в прохождении и длится совсем немного. Попытку разработчиков «закосить» под «Civilization» следует признать провалившейся, так как геймплей, можно сказать, детский. Получив столицу в центре земного шара, выбираем один из трёх способов развития: военный, экономический и религиозный. Так как единственным ресурсом на карте выступают шахты с кислотного вида специями, военный подход оказывается наиболее успешным – захватив контроль над десятком источников стратегических ресурсов, о денежных средствах, необходимых для ведения войн, можно не беспокоиться.

В столице, равно как и в захваченных городах, можно возводить множество построек. Дома влияют на численность населения, заводы позволяют производить наземную, воздушную и морскую технику, центры развлечений снижают недовольство горожан, а защитные турели укрепляют обороноспособность мегаполиса. Под конец этой стадии становится доступным стратегическое оружие – стоит дорого, зато эффект от него просто потрясающий.

Растянуть прохождение простенького клона «Civilization» несложно – достаточно выбрать экономический или религиозный путь развития. «Экономисты» долго развиваются, отбиваются от атак более агрессивных цивилизаций, однако потом имеют возможность просто купить другую нацию. Религиозные фанатики ставят на пропаганду своей веры – по планете колесят «агитавтомобили», которые склоняют «неверных» на нашу сторону. Добившись успеха, религиозная держава получает не только захваченный город, но и всё его население – уверовавшие жители всегда готовы трудиться на благо новых хозяев. Стоит ли игра свеч? Каждый решает для себя сам, однако до серьёзной глобальной стратегии этой стадии «Spore» – как до Луны пешком: дипломатия в зачаточном состоянии, война легко выигрывается за счёт численного превосходства, а карта мира в нижнем углу выглядит сплошной бутафорией – увидеть мир целиком не удаётся даже при максимальном удалении камеры от земли.

Завершающая, космическая, стадия «Spore» кланяется в ноги таким играм, как «Elite» и более современный «X3: Reunion». Эволюционировавшее существо бороздит просторы вселенной на космическом корабле, колонизирует целые планеты, конфликтует с пиратами и даже приобретает целые звёздные системы. В целом эта стадия обставлена довольно мило – в ходе долгих путешествий по космосу существу предстоит встретиться с инопланетянами, акклиматизировать не один десяток планет, заселить открытые земли различными видами жизни и основать, наконец, прибыльные колонии. Губят геймплей знакомые вещи – однообразие и нарочитое упрощение. Ближе к концу игры чувствуешь себя не первооткрывателем, а работником завода, который изо дня в день выполняет рутинную работу на своём станке: открывает планеты, оказывает сопротивление пиратам, удаляет инфицированных существ из колоний, ведёт торговлю с остальными расами.

Массированная бомбардировка неугодных соседей

Массированная бомбардировка неугодных соседей

Именем Государя – теперь этот город наш! Жителям просьба принять нашу раскраску!

Именем Государя – теперь этот город наш! Жителям просьба принять нашу раскраску!

С этой планеты поступил тревожный сигнал – что бы это могло быть?

С этой планеты поступил тревожный сигнал – что бы это могло быть?

Ба! Да это же инопланетяне – вот неожиданность!

Ба! Да это же инопланетяне – вот неожиданность!

Цепочка эволюции выглядит таким образом

Цепочка эволюции выглядит таким образом

ПоСПОРим?

От «Spore» можно было ожидать чего угодно, но только не однообразия, которое присутствует практически на каждой стадии эволюции. Если ещё при первом прохождении игры забавно наблюдать за поведением существ, изучать мир и радоваться успехам подопечных, то при второй, третьей и четвёртой игре в «Spore» все эти вещи будут вызывать колоссальную скуку и приступы непрекращающейся зевоты. Если вы стесняетесь таких чувств, то спешим уверить: ничего страшного, геймплей к этому очень располагает.

Другое дело – редактор. Количество созданных существ, построек и техники уже приблизилось к отметке в 15 миллионов. Создать какое-нибудь забавное существо, которое тут же встанет на ноги и отправится исследовать мир, невероятно просто – теперь-то понятно, почему Уилл Райт на минувшей Е3 говорил, что в «Spore» смогут играть даже знаменитости (которых в ту же «Europa Universalis» или «Civilization IV» никаким калачом не заманишь). Такой мощный генератор креатива мы, признаться, видим впервые – за что спешим поблагодарить талантливых разработчиков и пополнить страницы знаменитой Sporepedia.

При желании у «Spore» можно отыскать ещё не один недостаток – в эти минуты уже кипят страсти вокруг мультяшной графики и схематичности большинства жизненных процессов. Впрочем, заявленный изначально рейтинг «3+» уже должен был насторожить – никакого разрывания жертв плотоядными хищниками или демонстрации животных в период брачных игр в «Spore» не могло быть по определению. Как говорится, эта игра вовсе «не о том», а преследует совсем другие цели.

Тем не менее, как бы это странно ни звучало после вышеприведённой критики, «Spore» обязательно нужно увидеть и оценить. Это уникальный проект, аналогов которого до настоящего времени не было. Проект, который включает в себя как минимум пять разных игр с разным геймплеем. Игра, которая содержит в себе редактор, способный заткнуть за пояс одиночную кампанию и заставить вас потерять покой на долгие недели и месяцы. Наконец, «Spore» – это последнее слово Уилла Райта, не слышать о котором вы просто не могли.