Игры
14 января 2012, 23:05

Обзор игры Afterfall: Тень прошлого

Конец света по версии Afterfall — это больно и опасно, но кое-кто пережил ядерную войну под землей. К примеру, наш лысеющий герой-психиатр. Его прогулка по зараженному бункеру и окрестностям способна пощекотать нервишки даже тем, за чьими плечами Dead Space и Silent Hill. В меню развлечений: гусары-мутанты, клоны-каннибалы, делирий, нервные шорохи и куча галлюцинаций разной степени тяжести.

Психолог-бунтарь на поверку оказался человечнее многих героев видеоигр

Название игры: Afterfall: InSanity («Afterfall: Тень прошлого»)
Жанр: Third Person Action, Survival horror
Разработчик: Intoxicate Studios
Издатель/в России: Nicolas Entertainment Group/«1С-СофтКлаб»
Похожие игры: серия Dead Space, Manhunt, Silent Hill: Homecoming
Платформы: PC, PS3, Xbox 360
Дата выхода: 25 ноября 2011 года
Официальный сайт: www.afterfall-universe.com

Процесс мутации только начался

Разработчики из польской студии Intoxicate два года делали игру своей мечты, а пройти ее можно за два вечера, при наличии известной усидчивости. Удачной ли получилась игра-коротышка? Средний балл Afterfall, основанный на рецензиях в профильной прессе, по версии сайта Metacritic составляет 50/100.

Но такая оценка, на наш взгляд, серьезно занижена. Для пробы пера, первой коммерческой затеи в истории компании, Afterfall невероятно атмосферна и по ощущениям напоминает чтение романа о пост-апокалиптическом мире в мягкой обложке. Местами предсказуемо, конечно, но в целом — не оторваться.

Таким он был до попадания респираторного вируса в вентиляцию

Охранник-гусар после превращения в зомби

Пару лет назад группа игроделов-любителей из Польши захотела создать «собственный Fallout», который ничем бы не уступал оригиналу от компании Bethesda. Для «ответа Западу» они выбрали местом действия игры Польшу после ядерной катастрофы. Но по каким-то причинам от создания ролевой игры отказались, предпочтя ей боевик с элементами хоррора.

В качестве новых источников вдохновения были использованы STALKER, Dead Space и даже Siren: Blood Curse — опытный игрок без труда разглядит отсылки к этим хитам по мере прохождения.

Взлом в действии

Никакой пощады к павшему! Альберт добивает врага

Итак, «Тень прошлого» является первой игрой в запланированной вселенной с одноименным названием «Afterfall». Ключевой особенностью вселенной является хорошо продуманный сценарий.

Вот, послушайте: 21 декабря 2012 года по неизвестным причинам произошло крушение военно-транспортного вертолета над проливом Ла-Манш. Транспортник перевозил бомбу «Энтропия», детонация которой привела к срабатыванию систем раннего обнаружения всех мировых сверхдержав. Началась Третья мировая война, в ходе которой оружие массового поражения уничтожило большую часть жизни на Земле.

Но не всю! Еще во время предвоенного кризиса, ушлые поляки начали строительство подземных бункеров — убежищ для самых нужных и полезных граждан. Действие игры происходит в бункере «Гордость», одном из таких убежищ, а начинается игра с явными реверансами в адрес Fallout!

Старику требуется эскорт, присмотр и опека

Покидая «Гордость», оставь запись для аудиоблога

Наш герой, психотерапевт из 2035 года Альберт Токай, страшно устал от своей унылой жизни. Он засыпает на сеансах с пациентами и видит зловещие сны. Пролог Afterfall сам по себе является сном-кошмаром, в котором врач становится жертвой местной администрации: его обвиняют в измене, и чтобы оправдать себя, он сражается с персоналом бункера, попадает в странную церковь и затем переживает манию преследования.

В психике доктора действительно есть тревожные изъяны, но лечит он не себя, а остальных — пациенты Токая страдают от синдрома изоляции. Распространенный послевоенный синдром коснулся всех обитателей «Гордости». Врачебная деятельность заканчивается, как это всегда бывает, внезапно: руководитель бункера полковник Потоцкий отправляет эскулапа решать проблему с утечкой опасного газа, от которого люди сходят с ума и теряют человеческий облик.

Головоломки проще, чем вы думаете

Пересели в миниатюрную машинку

С этого момента игра полностью забывает о своем Fallout-наследии и превращается в кинематографичный хоррор («ужастик») типа Dead Space. Надев кислородную маску, Токай обретает черты Айзека Кларка и бродит по полузаброшенным отсекам бесконечно однообразной станции. Эко-катастрофа уже свершилась, бункер переходит на карантин. Редкие спутники — плоды фантазии главного героя и пара сомнительных помощников, включая жену Каролину, ради которой Токай готов прикончить и своего шефа Потоцкого.

Встреча с первым мутантом переворачивает жизнь доктора. Шок от атаки этого уродливого существа с двумя ножками от стула в руках сменяется желанием крошить, уничтожать и вершить врачебное правосудие над недолюдьми, благо сама игра всячески поощряет физические расправы, предлагая широкий ассортимент средств борьбы с уродцами.

На первых порах мы пользуемся будничными вещами: ломиком, железными трубами и молотками, дубинкой-«демократизатором». Чуть позже в игру приходит экзотика: самодельные топоры, вертела, палицы, серпы, куски арматуры с налипшим цементом, неоновые лампы и даже швабры.

Полковник будет чинить нам препоны добрую половину игры. К счастью, его юрисдикция ограничена «Гордостью»

Эту душераздирающую сцену вы, возможно, захотите забыть как сон

Оружие ближнего боя позволяет цинично, словно в Manhunt, добивать поверженного противника. Огнестрел таких шансов не оставляет — большинство выстрелов летально, а критические попадания лишают врагов головы. Неспроста игра получила возрастной рейтинг «от 18 и выше», уж больно кровавая.

За несколько часов истребления мутантов герой попутно осваивает программирование терминалов, рукопашный бой и частный сыск. Катастрофу, в которую Токай вовлечен, приходится расследовать буквально по крупицам и обрывкам данных. Замарать руки в крови по локоть тоже придется: не без содрогания вспоминается эпизод, когда игра требует найти и приложить к сканерам отрубленные голову и руку двух медиков. Все ради снятия назойливой сирены карантина!

От зрелища помутился рассудок

Грузовик-убийца. Но самое страшное открытие ждет впереди

Помимо несложных боев в духе Silent Hill, есть в игре и головоломки. Пару примеров вы найдете на скриншотах, но в целом они соблюдают классические законы жанра. Похожие как братья, паззлы на сообразительность были в Dead Space и Arkham City.

Самый интересный пример — починка перегревшегося атомного реактора. На девяти компьютерах, между которыми Альберту придется бегать в реальном времени, надо перераспределить охлаждающую жидкость так, чтобы реактор не взлетел на воздух. При этом тикающий таймер не оставляет шансов на ошибку.

Известен случай, когда человек бросил игру на этом эпизоде. Большая ошибка! Поляки и сами допустили ее: игра становится по-настоящему интересной только к середине, стоит нам выбраться из бункера на улицы полуразрушенной Варшавы.

Наш проводник кое-что утаил. Один немаловажный нюанс…

Коммуна людоедов! Вот оно что. А этого, похоже, уже распилили на органы

Условно говоря, есть две разных Afterfall; первая — типовая «страшилка» с таинственными шепотами, окровавленными стенами и темными коллекторами, в которой проходят первые четыре уровня игры (всего же их 10). Вторая — болезненная, устрашающе жестокая борьба за выживание с каннибалами, боссами и солнечными фантомами. Играть во вторую гораздо интереснее, ведь из клона Dead Space игра превращается в смесь Manhunt и «Сталкера». Враги действительно становятся опаснее, с некоторыми даже придется сыграть в прятки, а драматичный побег из логова людоедов вообще тянет на мини-премию «лучший эпизод».

Среднестатистический низкий балл «Тени прошлого», скорее всего, вызван тем, что многие рецензенты не прошли игру до конца. А ведь заключительные эпизоды становятся raison d’etre для всех поступков героя и всех испытаний, через которые он прошел. Фраза о непредсказуемом финале на коробке с игрой целиком справедлива.

Впрочем, и на ранних этапах игра способна удивлять. В одном из эпизодов Токаю придется убегать от десятитонного фургона, совсем как в Uncharted 2, а в другом — на бегу, вывернув руку назад, отстреливаться от толпы разгневанных насильников. Однажды герою даже придется «стать» радиоуправляемой машинкой и промчать ценный мини-груз сквозь коварную вентиляцию. Привет тебе, DNF!

Босс по кличке «Гладиатор». Сложный.

Каждый раз, оказавшись в безопасности, психолог достает свой наплечный компьютер и делает аудиозаписи. Компьютер-дневник является одной из лучших находок игры. Альберт использует его как аудио-блог и журнал для сбора информации обо всем оружии, врагах, текущих задачах и уликах. В некоторых случаях КПК укажет герою путь к следующему заданию, словно навигатор, а в пассивном состоянии он закреплен на руке персонажа и служит индикатором психологической стабильности героя.

Дело в том, что во время волнения Альберт испытывает стресс, который мешает ему целиться во врагов и концентрировать зрение. Нечто подобное встречалось, если помните, в Call of Ctulhu и The Thing, но в отличие от них, у местного стресса две стороны: в критических ситуациях урон оружия Токая в ближнем бою возрастает.

По ходу игры заметна кое-какая эволюция персонажа: по «Гордости» ходит пугливый ученый, индикатор которого желтеет от шорохов и сломавшегося под рукой терминала, а к финалу он превращается в хладнокровного ковбоя, поколебать устои которого могут только сверхъестественные зрелища.

От всех врагов не убежишь, но попытаться-то можно!

Главным «шаблоном» при производстве игры была, по всей видимости, серия Dead Space. Оттуда в Afterfall пришли индикатор состояния на теле героя, инженерные головоломки, мутанты, QTE-события (реализованы на совесть!).

Поговорим о последних. Quick-time events являются скоростными событиями, которые появляются без предупреждения и требуют своевременного нажатия клавиш, возникающих на экране. Скажем, неправильно или не вовремя нажатая клавиша отправит Токая под грузовик-убийцу, не поможет ему увернуться от упавшего контейнера или, того хуже, не даст заблокировать вентиляцию в зараженном секторе.

До него, кажется, наконец-то дошло: психиатрия — штука опасная

Гусары не оставят нас до самого финала. Уж очень прилипчивые ребята

Объективная оценка игры позволяет сказать, что проблем у нее навалом: музыка скучна и вторична, анимация персонажей устарела на много лет, хотя игра и использует ту же технологию Unreal Engine, что красивейшая Batman: Arkham City. Наблюдается проблема с общим звуковым фоном: даже при выключении музыки во время сюжетных сцен диалоги сопровождаются «закадровой» музыкой, которая заглушает речь.

Бункеру «Гордость» катастрофически не хватает разнообразия — все помещения, будь то больница, гидропонная фабрика или реактор, однотипны. Приятно удивил лишь дизайн административного корпуса и лаборатории. Все оружие ближнего боя действует и ощущается одинаково, не смотря на очевидную разницу между метлой и копьем. «Огнестрела» мало, а тот, который мы находим на поверхности, уже порядком проржавел.

Локализация страдает ненужной вежливостью — циничного в английской версии Токая превратила в сдержанного клерка на службе. Особенно это чувствуется при сравнении эпизодов, когда Токай искренне потрясен и не сдерживает ругательств. В русском эквиваленте мы слышим только «тьфу!». Еще переводчики зачем-то переименовали военный бункер «Кулак» (Fist) в «Длань», а убежище «Гордость» в оригинале носит имя «Хвала» (Chwala).

Город света

Альберт Токай, фото на память. Маска усиливает сходство с Айзеком Кларком

Вопреки этим недостаткам, мы скажем одно: посещение «Длани», конечной остановки на пути психолога, стоит затраченных усилий. Лучшая рекомендация для любой игры — когда уже во время финальных титров тянет нажать кнопку New Game. Зная, что там с героями приключится и чем закончится. С нами все так и произошло.

В случае с Afterfall все факторы были «против», но игра принесла должное удовольствие. Не исключено, что те, кому нравятся Resident Evil, Manhunt, Dead Space, разделят его с нами.

Комментарии

Загрузка...
Самое читаемое
Загрузка...