Игры
25 марта 2013, 17:00

Обзор игры BioShock Infinite. Антиутопия, которую построили на небесах

Прославленный гейм-дизайнер Кен Левин создал игры, уже давно ставшие классикой в жанре экшенов с видом от первого лица: BioShock, Thief: The Dark Project и System Shock 2. Все творения Левина объединены желанием не просто рассказать историю, весело убивая монстров по пути к титрам, но разбудить в игроке мысли, заставить его думать, бояться, сострадать и принимать непростые решения. В философском боевике BioShock Infinite талантливый разработчик вывел эту особенность своих нетленок на новый уровень.

Когда Элизабет видит плакат с отцом Комстоком, она ёжится, заявляет, что ей неприятен его облик, и просит поскорее уйти из магазина

Чудеса на виражах. Намагниченная рельсовая дорога служит средством передвижения между районами. На ней же происходят бурные перестрелки с карательными отрядами полиции

Название игры: BioShock Infinite
Жанр: First-Person Shooter, Action
Разработчик: Irrational Games
Издатель / в России: 2K Games / «1С-СофтКлаб»
Похожие игры: Dishonored, BioShock, Half-Life 2, Far Cry 3
Платформы: PC, Mac, PS3, Xbox 360
Дата выхода в России: 26 марта 2013 года
Возрастное ограничение: 18+
Официальный сайт: http://www.bioshockinfinite.com

Добро пожаловать в Колумбию

Первая часть BioShock вышла в 2007 году и завоевала множество наград от игровых критиков и сайтов как «Лучшая игра года». Во главе разработки стоял Кен Левин, сценарист и игровой дизайнер, для которого BS в момент стал пиком творческой карьеры. Однако талантливые люди рекорды часто побивают собственные рекорды, и появление BioShock Infinite хорошее тому подтверждение — новая игра, на наш взгляд, превзошла прошлые подвиги Кена и оказалась лучшей во всей трилогии BS.

Первая и вторая части посвящены приключениям в подводном городе Восторг, который был построен промышленным магнатом Райаном на дне Атлантического океана. Город с утопическими и гуманистическими идеалами быстро превратился в арену для бойни свихнувшихся наркоманов, в место для экспериментов с ДНК детей и взрослых. Игрокам демонстрировался упадок и развал некогда процветавшего государства.

Механический солдат с лицом Джорджа Вашингтона поначалу кажется солидным врагом, но с появлением электрошока протагонист начнет раскалывать таких роботов, как орехи

«Необъезженный жеребец». Этот вигор (заклинание) позволяет подкидывать врагов в воздух и некоторое время удерживать там. Пока они обездвижены, расстреливать их крайне удобно!

Третья часть действует куда тоньше предыдущих двух: в Infinite за развал иллюзорной идиллии, плавающего в небесах воздушного города Колумбия, отвечаем непосредственно мы, и именно наш герой своими действиями расшатывает основы самой красочной дистопии в карьере Левина. В отличие от прошлых игр, игроки видят ситуацию до и после катаклизма, который сами же спровоцировали.

Действие BioShock Infinite происходит в 1912 году. Главный герой, детектив Букер ДеВитт, оказывается в безвыходном положении из-за своего карточного долга — некие влиятельные люди требуют от него «вернуть девчонку и погасить должок». Прогулка за барышней, которую надо вернуть хозяевам, ведет Букера на небеса, в отделившийся от США город-государство Колумбию. Начало игры содержит немало отсылок к первой части, от мелочей типа фотокарточки с инструкцией или избытка религиозных цитат до маяка, который в первой части вел в подводный город, а здесь отправляет Букера в небесную высь.

Место проведения экспериментов, совмещенное с обителью Элизабет, за которой подглядывают сквозь специальные окна

Тяжеловооруженные и опасные враги Boys of Silence выходят «на сцену» ко второй половине игры

На самом деле, вся Колумбия пронизана цитатами, которые хорошо передают дух времени (начало XX века) с поправкой на фантастичность всего происходящего. Спустя какие-то 5 минут после вознесения на небо растерянного героя заставляют принять баптизм, чтобы попасть внутрь города. ДеВитт словно умирает в ходе процедуры очищения водой, и приходит в себя уже в религиозной части города — каком-то храме. Разработчики создают умелую иллюзию процветающего государства с парадами, механическими лошадями и счастливыми детьми, играющими посреди улицы.

Напряжение умело накручивается беззаботным вступлением, в ходе которого Букер исследует чистые улицы, посещает ярмарку с местными чудесами и видит светлую, в целом, сторону жизни Колумбии. Дизайн города просто за гранью фантастики — атмосферу процветания создают залитые солнцем улицы, ощущение простора и смотровые площадки, с которых сквозь бинокли видны соседние острова. Вскоре у игрока появляется первая мини-развилка: он обязан сделать выбор, казнив людей или спровоцировав драку с полицейскими. Время от времени игроку предстоит делать моральные выборы с подчас неожиданными последствиями.

Букер научится управлять целой стаей воронов, которая накидывается на врагов, ослабляя и отвлекая их. За этим чародейством придется заглянуть в Орден Ворона, обитель сектантов, поклоняющихся гробам и птицам

Ничего подобного Колумбии в играх нам еще не доводилось видеть. Этот город уникален, как и сама игра, породившая его

Первая же перестрелка отрезвляет. Как только BSI превращается из экскурсии в борьбу за выживание, становится безумно весело — в арсенале у Букера всегда есть место для двух «пушек», самовосполняющийся щит вместо брони и набор заклинаний, которые в прошлых частях были известны как плазмиды, а теперь называются вигорами. Благодаря вигорам можно в пылу боя наслать на врагов стаю кровожадных воронов, ударить электрическим разрядом или превратить врага в союзника, поставив его на свою сторону. Преимущества вигоров ощутимы, но колдовство расходует один из параметров героя: синюю шкалу salt. С остальными параметрами все понятно: это здоровье, восполняемое аптечками и раскиданной на уровнях едой, и щит, который автоматически регенерирует за пределами боя.

Как и в предыдущих частях, множество бонусов спрятано в потайных уголках, и, если игроку лень искать какие-то предметы типа патронов и медикаментов, он всегда может приобрести их в вендинговых автоматах. Озвучены они практически так же, как в предыдущих частях BS. Букер получает доступ к новому оружию и заклинаниям постепенно, и каждое из них хочется тотчас же опробовать: бесполезных сочетаний магии и огнестрела тут нет, для каждого оружия и вигора найдется свое применение. Арсенал стрелковых единиц варьируется от старинного револьвера и простенького пистолета до увлекательных гвоздеметов, базук и дробовиков. Единственное ограничение: не более двух пушек в одни руки Букера!

Статуя посвящена «Агнцу Колумбии», ребенку, зачатому за 7 дней от семени отца Комстока. Ложь ли это?

Хэндимен, чей дизайн менялся за время разработки трижды. Огромный механизированный киборг с человеческим сердцем и нечеловеческими возможностями. Цельтесь в банку с сердцем!

За плазмидами охота на порядок сложнее — немалую долю времени Букер и его помощница проведут в погонях за Слэйтом, обладателем особого вигора, подчиняющего электричество. Без электрошокера Букер не сможет активировать некоторые транзисторы и попасть в нужные ему места. К счастью, достаточно один раз выпить бутылочку с любым вигором, и тот останется до конца игры, а игрокам понадобится заботиться лишь об уровне местной «маны».

Продвигаясь по сюжету, Букер столкнется с лживым руководителем города — Комстоком, которого все называют Пророком за способность предвидеть будущее. Солдаты складывают оружие и занимают молебные позы, когда Пророк связывается с героем, и врагов можно уничтожать совершенно безнаказанно! Сюжет интересным образом сплетает судьбы всех героев этой драмы: девушки Элизабет, сидящей взаперти в отдельной башне; исказившего историю Комстока, выдающего чужие подвиги за собственные; ветерана войны и сыщика ДеВитта, которого в городе называют «Ложным Пастырем». Игра постепенно раскрывает шокирующие факты о каждом из персонажей. Часть истории города сообщается через примитивные кинотеатры — кинескопы, рассказывающие о каком-либо историческом факте. За сбор всех 37 кинескопов игрокам даже полагается «достижение».

Висящие повсюду постеры предлагают за поимку анархистов денежные награды. За Дейзи (живой или мертвой!) обещают 30 тысяч долларов, за анархиста — 5 тысяч, за оппортуниста-пролетария выплатят 1,000. Власть действительно боится Vox Populi

Предыдущий дизайн Элизабет. К слову, эпизод в игре все-таки остался, но лицо девушки стало, гм, более реалистичным

Приятно, что героя сопровождает красивая спутница. Появление напарницы в лице Элизабет помогает лучше узнать характер и биографию самого Букера через диалоги, на которые герои совсем не скупятся. Введение в игру регулярного помощника, такого как Аликс из Half-Life 2, положительно сказывается на разнообразии игровых ситуаций. Секрет в том, что у Элизабет есть особый талант создавать так называемые «дыры» в пространстве — окна, или разрывы, которые открывают доступ к новым местам и предметам. Первая же демонстрация этой способности открывает окно в Париж, и спустя секунды на двух неразлучных героев мчится трамвай. В игровом процессе польза от таких разрывов более чем очевидна: Элли открывает Букеру доступ к секретным боеприпасам и лекарствам, создает из воздуха защитные баррикады и вагоны, а иногда и кое-что покруче, типа робота-турели или механизированного солдата.

Впрочем, для самой девушки ее талант оказывается губительным, и вскоре она снова попадает в плен, заигравшись со своим даром. Вот что интересно: через несколько часов после начала игры игроки обнаружат, что их рот уже давно не закрывается, ведь маховик драмы раскручивается все сильнее. Позднее игроки попадают в промышленную часть Колумбии, «дно города». Внутри одного острова расположены глубинные шахты, в которых без устали трудятся темнокожие рабы. К этому времени игроки уже вдоволь «налюбуются» на факты притеснения национальных меньшинств — китайцев, негроидов и нищих ирландцев. Кое-кому из них даже удастся помочь, если захотите.

На телах врагов, убитых скрытно, без привлечения внимания, больше патронов или предметы более высокого качества

Охота за дирижаблями власти сделана шедеврально. Мы можем вломиться на один из таких кораблей, перестрелять половину экипажа и включить на левиафане кнопку самоуничтожения, после чего выпрыгнуть в открытое небо. Все по-настоящему!

Постепенно обнажается внутренний конфликт, царящий в городе. В Колумбии орудуют яростно настроенные анархисты, чье движение Vox Populi возглавляет темнокожая девушка Дейзи Фитцрой. Букеру «посчастливится» столкнуться с ней лицом к лицу, и узнать историю о том, как Комсток мстит ей и ее людям за смерть своей жены, первой леди. При этом не сразу становится понятно, правда ли это или очередная ложь, сфабрикованная пропагандой Пророка.

Для прошлых частей BioShock талантливо нарисованные и с огромной фантазией сконструированные локации были не редкостью, но все же и там возникала проблема однообразия хором подводного мегаполиса. Для BSI классные локации стали непреложным правилом: правительственный остров Monument с его полицейскими участками, «подземные» бараки Чайнатауна индустриального миллионера Финка, в которых трудятся низы общества, музей военной истории «Зал героев» с двумя инсценировками великих войн, в которых якобы участвовал Комсток… Эти эпизоды не оставят равнодушным никого! Уровень режиссуры событий — высочайший: так, во время погони за Элизабет или совместного побега из ее башни сердце бешено колотится в груди.

Иллюзия ли это или в мире BSI действительно есть призраки? Игроки смогут выяснить это самостоятельно, купив игру

«Не разочаруй нас, Букер». Первый труп, с которым мы сталкиваемся еще до прибытия в местный аналог Лапуты

Чудеса технологии, объединенные с магией, позволили создать в Колумбии имитации настоящих пляжей. Один из эпизодов показывает нам колумбийцев, отдыхающих около искусственного моря и рассуждающих о том, что «на настоящих пляжах бывает всякий сброд с разнообразными заболеваниями». Причем игроку даже слушать все эти диалоги не обязательно — если бежать вслед за квестовым маркером, стрелка которого всегда услужливо подсветит дорогу к главной цели, можно пропустить тонну интересных цитат и референций. Каждый из уровней Infinite служит кусочком головоломки, но это не мешает любому кусочку быть отдельной историей в формате «вещь в себе». Здесь есть, к примеру, подобие телешоу Mutant Bash TV из игры RAGE, в ходе которого надо уничтожать волны обреченных на гибель пролетариев. Но только тут эти перестрелки обставлены с фантазией и грамотно вписаны в историю!

Несмотря на то, что новый BioShock является вполне прямолинейным и классическим шутером, в нем нашлось место необязательным, опциональным заданиям, которые позволяют достать эксклюзивные предметы одежды. Букер может менять четыре элемента одежды: шляпу, брюки, башмаки и пиджак, и каждое из одеяний дает свои уникальные бонусы в бою. Редкие предметы одежды спрятаны в труднодоступных местах и способны, к примеру, подарить герою вампиризм при убийствах в ближнем бою или увеличенную вместимость обойм.

Второй по счету плазмид, который мы раздобудем — сгусток огня, заменяющий Букеру гранаты. Руки же горят оттого, что новая способность фиксируется в генетическом коде героя

Элизабет и другие очевидцы наблюдают крушение символа веры города. Вину возлагают на «Ложного Пастыря», то есть нас

Отсутствие открытого мира идет игре на пользу — именно так авторам проще контролировать ход событий и ритм повествования сюжета. Позаботились в Irrational Games и о «хардкорной» аудитории игроков: тем, кому игра показалась недостаточно сложной (а она сложна, уверяем вас), открыт доступ в режим 1999 с измененным балансом и смещением ориентира на шутеры «старой школы».

Иными словами, при близком знакомстве новый BioShock оказывается универсальным шутером: с моральным выбором в сложных ситуациях (подарить ли Элизабет брошь с клеткой или с птицей? пощадить ли умирающего босса?), фантастическим сюжетом, красочной графикой, невероятным дизайном локаций и так называемым «челленджем», вызовом способностям игрока. Редчайшее сочетание! Игра способна удовлетворить вкусам широкой аудитории фанатов AAA-шутеров, которые истосковались не только по стрельбе, но и по хорошим драмам.

Выбор редакции

Infinite не просто рассказывает историю, но еще и позволяет прожить ее вместе с героями, выстрадать и осмыслить. Мы награждаем игру «Выбором редакции» за ценность для жанра шутеров и за безукоризненную реализацию! Вердикт прост: игра достойна встать в один ряд с «десятибалльными» Half-Life 2 и Deus Ex.