Опубликовано 18 августа 2013, 00:01

Company of Heroes 2. Великая Отечественная по-голливудски

Выход Company of Heroes 2 должен был стать знаменательным событием для игровой общественности как нашей страны, так и прочих стран СНГ: нечасто именитые иностранные разработчики вспоминают о той роли, которую СССР сыграл во Второй Мировой войне. Что ж, событие и правда получилось заметным — игра оказалась самой скандальной в этом году.
Company of Heroes 2. Великая Отечественная по-голливудски

Название игры:  Company of Heroes 2
Жанр:  RTS
Разработчик: Relic Entertainment
Издатель/в России:  SEGA/1С-Софтклаб
Похожие игры:  Company of Heroes, серия Warhammer 40K: Dawn of War
Платформы:  PC
Дата выхода:  25 июня 2013 года
Официальный сайт:  http://www.companyofheroes.com/

Пулемет Максима — веский аргумент

Пулемет Максима — веский аргумент

Студия Relic известна с конца прошлого столетия как разработчик весьма примечательных стратегических игр. Две части Homeworld, развернувшие свои баталии в безвоздушном пространстве, оригинальная, с этаким «мичуринским» прищуром, Impossible Creatures, взрывная и ураганная серия Dawn of War и родившаяся из ее геймплея Company of Heroes — мало кто из геймеров не знаком с этими громкими тайтлами. Последняя из перечисленных игр, как мы помним, развертывала боевые действия на полях Второй Мировой, позволяя игроку внести свой виртуальный вклад в победу над фашистскими войсками. Большинство идей, реализованных в Dawn of War, нашли свое отражение и в CoH, благодаря чему игра получилась весьма свежей, увлекательной и приковала к себе внимание многих поклонников реалтаймовых стратегий.

Разумеется, в CoH, как и в подавляющем большинстве подобных игр от североамериканских разработчиков, были представлены далеко не все основные стороны той грандиозной войны (даже после двух официальных дополнений), а возможность принять под свой контроль отряды Красной Армии появилась лишь с неофициальным модом The Eastern Front. По всей видимости, команда Relic Entertainment всерьез вознамерилась исправить этот недосмотр во второй части игры, включив в нее полноценную (и пока что единственную) сюжетную кампанию за Советский Союз. Эту кампанию сами авторы гордо именуют «исторически сбалансированной» и «отражающей действительность тех времен», но, к сожалению, с первых же минут запуска CoH2 становится понятно, что подавляющее большинство своих «документальных свидетельств» сценаристы черпали в бездонном источнике голливудской «мудрости».

Вот так выглядел молодой и наивный Лев Абрамович

Вот так выглядел молодой и наивный Лев Абрамович

Итак, познакомьтесь с главным героем CoH2, через которого вам предстоит познать все тяготы и лишения войны: советский офицер без страха и таки упрека Лев Абрамович Исакович. Встречаемся мы с ним уже после войны в том самом, разумеется, месте, в котором, по мнению сценаристов Relic, должны были оказаться все честные служащие РККА: в одном из лагерей ГУЛАГа. Именно там наш герой в компании бывшего полковника НКВД Чуркина пускается в ностальгические воспоминания о своей непростой жизни и нелегкой судьбе.

Очень быстро мы узнаем, что фронтовая деятельность Исаковича была под завязку наполнена военными преступлениями, вдохновленными все тем же Чуркиным: чего стоит только сожжение мирных советских деревень вместе с жителями и, более того, солдатами собственной же армии. Впрочем, сценаристы уверяют нас в том, что подобные процедуры были для советских войск обыденной рутиной, мол, народу много, его не жалко, да и вообще командование РККА было в значительной степени озабочено сокращением своих рядов, дабы устрашить оставшихся, а заодно и противника по принципу «бей своих, чтобы чужие боялись».

Дальше уровень бреда ожидаемо не снижается и использует, кажется, все клише, родившиеся в ходе Холодной войны: беспричинные расстрелы военнопленных, партизан и собственных солдат, драматичные атаки пулеметных точек невооруженными бойцами, массово истребляющие отступающих заградотряды, «безлимитные» толпы штрафбата и многое, многое другое. Как вам, например, наступающий у нас в октябре поистине космический холод, насмерть отмораживающий экипированного солдата меньше, чем за минуту (разведчиков не касается, они, видимо, в скафандрах)? Вот эти-то русские морозы, объясняют нам создатели игры, совместно с известным приказом №227 и победили врага. Сначала, значит, задержали его баррикадами из мертвых тел, а пока фашисты эти завалы разбирали, так и померзли все. Абсолютно, то есть совершенно ничего хорошего про нашу армию в игре не упоминается.

С целью создания пущей атмосферности разработчики между миссиями активно навязывают игроку свое виденье советской военной доктрины, для чего даже не брезгуют вырванными из контекста цитатами. Признаться, для жителя страны, в которой практически каждую семью в свое время затронула Великая Отечественная, видеть и слышать столь субъективное изложение известных событий грустно, удивительно и даже оскорбительно. Хотя что уж тут — даже наш собственный кинематограф в последнее время регулярно грешит подобными «историческими изысками». И, разумеется, пряности всему этому коктейлю придает ряд совсем уж откровенных исторических ляпов, касающихся присутствия некоторых видов техники и оружия не в свои годы и не в своих родах войск (для игры, конечно, простительно, но авторы сами говорили про историчность, никто их за язык не тянул).

Сейчас их погонят в бой практически пинками

Сейчас их погонят в бой практически пинками

Разведчику снег не помеха

Разведчику снег не помеха

Вот в таких обстоятельствах и куется дух нашего героического Исаковича. Со временем он даже становится военным журналистом, призванным укреплять своими заметками волю советских солдат но, написав лишнего, попадает в лагерь (похоже, что здесь, как и с именем главного героя, сценаристы намекали на аналогию с Иосифом Соломоновичем Гроссманом, к каковому они апеллировали в интервью и пресс-релизах). В целом же складывается впечатление, что Relic как-то не успели соскочить с рельсов Warhammer 40K, решив, что «общеголливудское» представление о Красной Армии идеально ложится на их уже готовую модель Имперской Гвардии. Да и фашисты вкупе с предателями-власовцами тут чем-то напоминают этаких орков: они просто идут вперед, накатывая волнами и играя роль некоего условного врага.

Никакой враждебности по отношению к местному населению не демонстрируется — все зверства остаются исключительно на совести Советского Союза. Более того, «несчастный расстрелянный немец» из пафосного (и не очень качественного) ролика между миссиями, должен, похоже, вызывать у игрока сочувствие и одновременное осуждение по отношению к «беспринципным Красным».

Что ж, не приходится удивляться тому, что многие из наших игроков возмутились «ВОВ от Relic» настолько, что даже просили изъять игру из продажи на территории стран СНГ — по-человечески обидно за память предков. Тем более что официальная реакция разработчиков на обоснованные претензии к CoH2 оказалась далека от адекватной. Неужели Relic действительно почитает правильным взять из военной истории отдельные самые неприглядные события и обобщить их до всей армии в целом?

Ну очень злой НКВДшник

Ну очень злой НКВДшник

Тем не менее, если не принимать во внимание совершенно дикий сценарий, сама игра оказывается весьма динамичной и даже захватывающей. Большинство заданий не дает лишний раз расслабиться, враг давит вас сразу с нескольких сторон, побочные миссии регулярно появляются по ходу основного действия и органично в него вписываются. Стратегическая часть, пожалуй, несколько ужалась в пользу боевой составляющей — так действие приобретает настоящую хаотичную масштабность. Поначалу оказывается непросто уследить за всеми боестолкновениями, требующими вашего внимания, но приходится крутиться: враг спуску не дает.

Враг не пройдет!!!

Враг не пройдет!!!

…но прет на пули с завидным упорством…

…но прет на пули с завидным упорством…

Юниты уже привычно управляются не поодиночке, а небольшими отрядами, способными при некоторых условиях восстанавливать свою численность. Они умеют подбирать трофейное оружие, захватывать станковые пулеметы, артиллерию и технику, но в ряде случаев оказываются совершенно беспомощными без вашего контроля: перепрыгнуть препятствие или, например, метнуть гранату солдаты без прямого приказа не в силах, а рукопашный бой в игре так просто не предусмотрен. Если бойцы оказались под огнем, а вы не позаботились своевременно об укрытии для них, подразделение вожмется в землю, а его боевой дух начнет таять на глазах. Если ничего не предпринять, то остатки отряда предпримут попытку сбежать с поля боя и, в случае действия приказа «Ни шагу назад!» (да-да, он здесь действует время от времени) будут застрелены на месте. Но в CoH2 потеря юнита не является поводом для расстройства: подкрепления можно вызывать в огромном количестве, в прямом смысле давя врага телами.

Главное — удобно устроиться

Главное — удобно устроиться

Нужные и дефицитные ресурсы поставляются подконтрольными зонами на карте, подлежащими скорейшему захвату и упорной обороне. Без топлива не удастся возвести нужные здания, равно как и не получится вызвать столь необходимую зачастую бронетехнику, а недостаток патронов не даст вашим юнитам воспользоваться особыми, присущими только им, свойствами (таковыми являются, например, залп легендарного миномета БМ-13 «Катюша»).

Назначение «людских ресурсов» тоже сюрпризом не оказывается — они отвечают за прибытие подкреплений, ну а командные очки позволят вам вносить в сражение истинно командирские коррективы: вызывать авиацию, запрашивать артобстрел местности и даже «засевать» поле боя листовками, вселяющими сомнения в сердца малодушных врагов. В процессе своего развития в качестве командующего вы можете выбирать путь развития этих «глобальных способностей», демонстрируя, таким образом, свою приверженность одному из генералов прошлого.

Сейчас «Катюша» кого-то накроет и мало не покажется…

Сейчас «Катюша» кого-то накроет и мало не покажется…

Свои поправки в сражение вносит и климат. На зимних картах вам придется постоянно заботиться о том, чтобы ваши отряды не постигла скорая и бесславная смерть от мороза, для чего солдат необходимо будет своевременно отогревать у костров или внутри зданий. По сугробам пехота закономерно перемещается гораздо медленнее, нежели по утоптанным тропинкам, а крепкий лед на водоемах открывает простор для некоторых тактических приемов, пусть и очевидных. Пустить ко дну вражескую бронетехнику проломив под ней лед как минимум весело и интересно. Собственно, разрушать вокруг себя можно почти все, каковая возможность органично сочетается с системой обзора TrueSight. Если горизонт вашим бойцам перегораживает здание, то вам вовек не узнать, кто за ним прячется до тех пор, пока отряд не обойдет препятствие или оно не будет разломано до основания.

Бронетранспортер с зенитным пулеметом в Company of Heroes 2 способен на многое

Бронетранспортер с зенитным пулеметом в Company of Heroes 2 способен на многое

Редкие минуты передышки

Редкие минуты передышки

От безумного сценария кампании можно отвлечься в других режимах игры, например, на «Театре военных действий». Это около двух десятков миссий для каждой из сторон, пытающихся имитировать реальные сражения и ставящих перед игроком специфические цели и условия. Особый интерес в этом режиме представляет возможность совместного прохождения, а также наличие некоторых родов войск и образцов техники, не фигурирующих почему-то в основной кампании. Что же касается чисто многопользовательского режима, то он предполагает масштабы сражений до восьми участников и поддается весьма гибким настройкам: от условий достижения победы до тонкой коррекции параметров своей армии (в «Театре эта возможность также присутствует, но в несколько усеченном варианте).

Мосты и в Company of Heroes 2 являются стратегически важными точками…

Мосты и в Company of Heroes 2 являются стратегически важными точками…

…особенно, если учесть, что через них враг неустанно перебрасывает свежие силы

…особенно, если учесть, что через них враг неустанно перебрасывает свежие силы

С точки зрения картинки к CoH2 не придраться: эффектные взрывы, разлетающиеся комья грязи, фонтанчики земли, поднимаемые пулеметными очередями, бьющиеся в агонии раненые, подбитая бронетехника — все выглядит на уровне хорошего боевика. Климатические эффекты отданы на откуп технологии ColdTech, весьма впечатляюще рисующей снежные бури. Звуковое оформление, как ему и положено, вносит свой вклад в атмосферу: панические крики прижатых огнем новобранцев, пальба, взрывы, треск радиопомех — все в наличии в должной концентрации.

Отступление в разгаре

Отступление в разгаре

На поле танки грохотали…

На поле танки грохотали…

Ну вот что стоило сценаристам Relic подробнее изучить историю участия Советского Союза во Второй Мировой войне? Найти достоверные сведения о количестве штрафных рот, батальонов и их действительном вкладе в общее дело? Прочитать о настоящих и, нередко, героических действиях сотрудников НКВД во время сражений? Не полениться долететь до России и взять хоть пару интервью у тех, кто действительно видел ту самую войну, благо еще остались живые свидетели тех событий?

Или хотя бы не трогать неподготовленными руками тему, для многих остающуюся животрепещущей, продолжив серию от лица американских и британских войск (всех как и в прошлой части, героических до пафоса)? А еще лучше — описать очередное столкновение Космодесанта с Хаоситами на затерянной планете? При всех прочих достоинствах игры получилось бы просто шикарно. Но нет — разработчики предпочли вывалить на нас смердящую кучу голливудских мифов, заставляющих кривиться от отвращения любого знакомого с историей человека.

Понятно, что западные игроки вряд ли поймут наше негодование — у них была своя война и своя история, а рынок России и стран СНГ никогда не был приоритетным для именитых игроделов. Но и столь явное пренебрежение к нашим игрокам компании Relic демонстрировать, как бы то ни было, не стоило. А в данный момент компания 1С-Софтклаб приостановила продажи CoH 2 на территории России и стран СНГ.