Игры
2 июля 2011, 23:01

Повернуть время вспять. Обзор игры Duke Nukem Forever

Тринадцать лет разработки, звание «самого известного долгостроя видеоигр», предмет судебных разбирательств между Take-Two и 3D Realms — путь шутера Duke Nukem Forever к прилавкам магазинов был тернист и долог. Честь поставить точку во всей этой истории выпала Gearbox Software.

Название игры: Duke Nukem Forever
Жанр: Action/FPS
Разработчик: 3D Realms Entertainment, Gearbox Software / Triptych Games, Piranha Games
Издатель/в России: 2K Games/«1С-СофтКлаб»
Системные требования: Core 2 Duo или Athlon 64 X2 2 GHz, 1 Гб RAM, видеокарта GeForce 7600 или Radeon HD 2600, 10 Гб на винчестере
Похожие игры: Duke Nukem 3D, Bulletstorm, Hellgate: London, Quake II
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3
Дата выхода: 14 июня 2011 года
Официальный сайт: www.dukenukem.com

Напомним, что анонс Duke Nukem Forever состоялся еще в 1998-м году. Новый шутер должен был оказаться продолжением впоследствии ставшего культовым экшена Duke Nukem 3D, игры, без которой трудно представить юность и молодость поколения 90-х. Однако все обернулось совершенно иначе, чем представляли себе разработчики — создание Duke Nukem Forever затянулось на долгие годы, проект неоднократно переносился с одного движка на другой, а постоянные изменения даты выхода игры стали притчей во языцех. Многие из нас упали духом, не верили в очередное пришествие блондина и поспешили вовсе забыть о нем.

Дело сдвинулось с мертвой точки лишь осенью 2010-го года, когда представители Gearbox Software во всеуслышание заявили, что берутся довести Duke Nukem Forever до релиза. Мнения по поводу этой сенсационной новости высказывались самые разные: кто-то свято верил, что Duke Nukem Forever обязательно окажется проектом AAA-класса, который в обязательном порядке «надерет задницу» всем ныне существующим шутерам; кто-то был в своих суждениях куда более осторожным, полагая, что «выехать» лишь на одном громком названии в настоящее время невозможно; ну а кто-то уже тогда кричал, что Дюк уже давным-давно «умер» и не стоит по чем зря бередить раны. Как бы там ни было, рассудить всех спорящих могло только время, которого у Gearbox было все меньше — легендарное возвращение одного из самых харизматичных героев видеоигр было намечено на следующий год.

Эта сцена поклонникам Duke Nukem Forever наверняка знакома — до релиза игры разработчики демонстрировали ее не раз

В Bulletstorm нам предлагали поуправлять огромным динозавром, а в Duke Nukem Forever — радиомашинкой

Близняшки, подруги Дюка, которых похитили пришельцы в Duke Nukem Forever

Традиционно пережив еще одну смену даты выхода, Duke Nukem Forever наконец-то появился на свет… Одномоментно ушла в небытие сказка о принце на белом коне — проект оказался жутковатым Франкенштейном, который застрял где-то на рубеже девяностых и нулевых. Впрочем, все зависит от того, под каким углом вы привыкли смотреть на вещи — называть Duke Nukem Forever полным провалом не совсем правильно. Наиболее разумно рассказать о том, что представляет собой шутер, посмотрев на него как минимум с двух сторон — с позиций современных игроков, и с точки зрения любителей классики, так называемого «олдскула».

Начинается Duke Nukem Forever ровно с того момента, где завершился Duke Nukem 3D — мускулистый блондин на футбольном поле выясняет отношения с огромным монстром-циклоидом. Одержав победу над боссом, Дюк традиционно выдает едкий комментарий, вырывает глаз пришельца и метко зашвыривает его в ворота. «Да, детка, я вернулся!» — говорит наш подопечный, который нежится в удобном кресле и сжимает в руках геймпад. Оказывается, все это время мы помогали Дюку в видеоигре его имени. А на самом деле, Дюк очень неплохо устроился: живет в собственном огромном небоскребе, тешится с двумя очаровательными девицами, располагает своим казино, танцклубом и даже ток-шоу, которое вот-вот должно начаться. Правда, запланированным съемкам и раздаче автографов маленьким фанатам вновь мешают инопланетяне — в очередной раз заглянув в гости к Дюку, они бросают ему новый вызов. В другом случае наш блондин бы отмахнулся от назойливых пришельцев и мутантов-свинокопов, но не в этот раз — пришельцы с другой планеты похитили баб, которых нужно спасать.

И кто сказал, что в Duke Nukem Forever не интерактивное окружение? Вот, пожалуйста — стена к вашим услугам

Всего несколько часов назад герой Duke Nukem Forever развлекался со стриптизершей, теперь пора спасать мир

Неподготовленных к возвращению Дюка Нюкема графика Duke Nukem Forever может сразить наповал — от отчаяния. Движок, происхождение которого можно отнести где-то к середине нулевых, выглядит совсем дряхло: текстуры низкого разрешения без сожаления залиты бампом, модели страдают от отсутствия детализации, а монстрам отчетливо не хватает полигонов. Интерактивность окружения — строго по задумке дизайнеров, поэтому не стоит тратить время в попытках разломать что-нибудь на пути. Приготовьтесь к тому, что чаще всего действовать придется по указке: вот тут надо разломать бетонную стену строительным тараном, здесь у нас «физическая задачка» а-ля Half-Life 2, здесь нужно воспользоваться режимом ночного видения.

Стоит ли говорить о том, что балом правит «коридорный» геймплей и Duke Nukem Forever представляет собой, по сути, царство триггеров? Активировав нужный скрипт, получаем себе на голову новую порцию врагов, о завершении которых информирует характерный звук. Монстры, надо сказать, не такие уж и разнообразные — всего видов десять наберется, а боссов вообще кот наплакал — четыре достойных противника для современного шутера, сами понимаете, маловато.

Размеры некоторых боссов в Duke Nukem Forever впечатляют

Воевать с таким «толстяком» в Duke Nukem Forever одно удовольствие

Duke Nukem Forever — Подходи и получи!

Городская свалка в Duke Nukem Forever — не место для легких прогулок

Duke Nukem Forever — В отсутствие прораба рабочих на стройке «гоняют» инопланетяне

Радует, что характерные черты Duke Nukem 3D не только перекочевали в продолжение, но и были возведены разработчиками в абсолют. За минувшие годы Дюк нисколько не растерял в своей харизматичности — по-прежнему постоянно пошлит, впадает в эйфорию от одного вида трехмерных молочных желез, ловко орудует уменьшителем и ботинком, а также до сих пор состоит в клубе любителей азартных игр. Конечно, чтобы понять все узаконенные разработчиками «пасхалки» и получить удовольствие от всего этого сортирного (чего уж там скрывать) юмора, требуется доскональное знание «матчасти» и хотя бы минимальное знакомство с серией Duke Nukem. В противном случае лицезрение мужественной струи Дюка, стремящейся в писсуар, или фразочки в духе «без резины — нет вечерины», способны вызвать только рвотные рефлексы и как минимум недоумение — и ЭТО мы ждали столько лет?

Вопреки ожиданиям, поездки на миниатюрной машинке оказались далеко не самым увлекательным элементом Duke Nukem Forever

Порой авторы Duke Nukem Forever дают нам возможность пострелять из стационарного оружия

Раздавать пинки в люой момент теперь нельзя, зато Duke Nukem Forever регулярно предлагает совершать экзекуции врагов

Ну в какой еще игре, как не в Duke Nukem Forever, мы будем заниматься поисками вибратора, презерватива и чипсов?

В Duke Nukem Forever хватает различных мини-игр — вот, например, можно сыграть партию в пинбол

Усидеть на двух стульях разом Gearbox Software не удалось — в попытках угодить нынешнему поколению геймеров и «старичкам», из Duke Nukem Forever авторы создали симбиоз шутера современного и конца прошлого тысячелетия. Судите сами: при общей продолжительности порядка десяти часов, нам предлагают бесконечные «коридоры», лишь для вида разбавленные руинами Лас-Вегаса. Оружие классическое (шотган, пистолет, двуствольный гранатомет, уменьшитель, «рейлган» и пулемет), однако имеется ограничение на носимые «стволы» — с собой Дюк может таскать только две «пушки». Далее встречается все больше консольных упрощений, за которые разработчиков вряд ли простят поклонники «олдскула» — плохо расставленные чекпоинты, без возможности сохранения игры в любой момент; автоматическая регенерация здоровья персонажа, которое теперь получило название «самомнение» — эго; многочисленные QTE-комбинации, применяемые порой сверх меры — для открытия дверей, опускания рычагов, освобождения из лап монстров. Главный вопрос — зачем все это было делать в самый последний момент? Ну если уж «олдскул», то надо идти до самого конца — оставлять привычные «аптечки», сделать из Дюка по-настоящему «крутого» мужика, способного таскать с собой целый арсенал… В итоге получается, что все эти полумеры не устраивают большинство игроков, каждый из которых ожидал увидеть в Duke Nukem Forever что-то свое.

Старый добрый шотган в Duke Nukem Forever по-прежнему крайне эффективен

Мерзкий улей алиенов — продолжительный этап Duke Nukem Forever

Duke Nukem Forever — В темноте Дюка выручают специальные очки

Duke Nukem Forever — «Время надирать задницы» — лучше не скажешь

Порой Duke Nukem Forever позволяет взглянуть на Лас-Вегас с высоты причьего полета

Суммируя впечатления от сингла Duke Nukem Forever, приходим к неутешительному выводу о том, что она была по сути «склеена» Gearbox Software из предыдущих наработок 3D Realms — рука новых владельцев лицензии чувствуется лишь на последних этапах, которые радуют намного больше остальных. При этом везде хватает анахронизмов и программных ошибок, что свидетельствует о недостаточном качестве бета-тестирования проекта. После небольшого забега по уровню нас встречают загрузочные экраны, игра плохо реагирует на «сворачивания», увеличивая время загрузки уровней, а «счастливые» обладатели двуядерных процессоров Intel и вовсе вынуждены копаться в конфигурационных файлах для оптимизации игрового процесса. Да, уход Дюка на пенсию нам представлялся совсем по-другому…

В попытках найти новый «игровой опыт» можно уделить внимание мультиплееру, за который была ответственна студия Piranha Games. Звезд с неба сетевой режим Duke Nukem Forever не хватает, однако вполне может стать хорошей альтернативой прохождению сингла на сложности Insane. Разработчики приготовили для игроков всего четыре режима: каждый сам за себя, командный дефматч, вариацию на захват флага — Capture the Baby и что-то вроде контроля точек под названием Hail to the King. В принципе, играются эти режимы довольно весело — таская друг у друга девиц, разноцветные дюки яростно поливают противников огнем, активно «стрейфятся» и даже летают на джетпаках.

Атмосфера соответствует восприятию Duke Nukem Forever — девицы, называемые в локализации «телками», брыкаются, шепчут дюкам всякие пошлости и брыкаются — для их усмирения следует шлепать ношу по «попке». Но есть как минимум пара претензий. Во-первых, слишком малые размеры карт — на них порой просто негде развернутся, из-за чего сетевые баталии превращаются в натуральную кучу-малу. Во-вторых, и это не что иное, как следствие первой проблемы, количество игроков ограничено всего лишь восемью участниками — преступно мало, особенно учитывая, что в каком-нибудь Battlefield: Bad Company 2 междусобойчики между тремя десятками игроков давно уже стали стандартом. Наконец, не самая маловажная претензия — не слишком сбалансированное оружие. В мультиплеере Duke Nukem Forever в большинстве случаев «решает» двуствольный гранатомет, который не требует от игрока особого скилла и «аима» — жахнул по куче и забыл. Куда более интересные в обращении «уменьшители» и «рейлганы» предъявляют к игрокам куда более суровые требования, но они мало кого интересуют — на месте «респавна» гранатомета выстраиваются чуть ли толпы народа. Зато как приятно попасть в какого-нибудь «гада» с такой «пушкой» из «уменьшителя» и затем прихлопнуть его ботинком — словами не передать.

Duke Nukem Forever — Беспокойная попалась девица — пора приструнить

Duke Nukem Forever — Полдела позади — осталось только прихлопнуть обидчика ботинком

Каждый матч в мульитплеере Duke Nukem Forever, как правило, приводит к разблокированию нескольких предметов

Duke Nukem Forever — Если все вокруг стали большими, не удивляйтесь — в вас попали из «уменьшителя»

Собственных достижений в Duke Nukem Forever хватает с лихвой — чтобы их все выполнить, придется потратить немало времени

Браузер для поиска онлайновых баталий прост в обращении и даже позволяет заглушить любого игрока — это очень полезно, когда из микрофона какого-нибудь товарища идет невозможный фон. Доступных лобби оказалось совсем немного, однако их достаточно для того, чтобы начать игру.

Дополнительными стимулами для дальнейшего пребывания в мультиплеере выступают «прокачка» героя, получение множества достижений и собственная «берлога» Дюка, в которой за выполнение различных заданий позволено выставлять различные трофеи — картины, статуи, девушек нетяжелого поведения и так далее. Похвастаться убранством квартиры Дюка можно даже перед друзьями, только перед тем, как кого-нибудь позвать в гости, учтите, что горничная с солидными формами прилагается бесплатно всем владельцам «берлоги». А вот что действительно может придать оригинальности, так это различные одежки для Дюка — за ними следует наведаться в гардероб. Шляпы, очки, куртки, титулы — выполнив всего несколько достижений, вы можете одеть своего героя в широкополое сомбреро, нацепить ему горнолыжную маску и как следует поиграть на нервах врагов с помощью майки с какой-нибудь обидной надписью.

Лобби в мультиплеере Duke Nukem Forever выглядит довольно просто

Duke Nukem Forever — Горничная — смахивает пыль с трофеев Дюка, готова пообщаться и … в общем, крайне полезна

Хэллоуин пока еще не наступил, но игроки в Duke Nukem Forever уже готовы к празднику

Летающие оторванные руки и фонтаны крови — добро пожаловать в мультиплеер Duke Nukem Forever

«Берлогу» Дюка в Duke Nukem Forever всегда можно настроить по своему вкусу

Средний балл Duke Nukem Forever на самом известном агрегаторе рецензий Metacritic — 54, 53 и 49 баллов для PC, PlayStation 3 и Xbox 360-версий соответственно. Пожалуй, все справедливо — на большее, увы, возвращение Дюка не тянет. Поражает лишь разброс мнений: в то время, как одни порталы выставляют Duke Nukem Forever крайне высокие оценки в 85, а то 90 баллов, другие ресурсы «награждают» игру двойками, а то и «баранками». Решающим фактором, конечно, выступают ожидания — те, кто рассчитывали получить блокбастер уровня Call of Duty: Modern Warfare 2 и громкую заявку на звание «Игра года», сильно просчитались. Ну а тот, кто не ждал многого от Дюка и хотел лишь слегка вспомнить «молодость», поулыбаться над кое-где зашкаливающей пошлостью, получил именно то, на что рассчитывал.

Сами разработчики, между тем, вполне серьезно рассчитывают на долгую жизнь Duke Nukem Forever — об этом свидетельствует раздел «Дополнения» в главном меню и жирный намек на сиквел в конце сингла. Но нужен ли нам такой Дюк?