Игры
11 ноября 2011, 23:05

Обзор Forza Motorsport 4. Игра в футбол на красивых автомобилях

Будучи главным конкурентом сериала GT в жанре автосимуляторов, Forza старается с каждой новой частью привнести что-то новое, достойное удивления и восхищения игроков. И если в игровой процесс подобных игр новшества внести трудновато, то возможностей по совершенствованию графики, физики и ассортимента автопарка — хоть отбавляй. Ну что ж, давайте посмотрим, чем же нас обрадует Forza Motorsport 4.

Название игры: Forza Motorsport 4
Жанр: автосимулятор
Разработчик>: Turn 10 Studios
Издатель: Microsoft Game Studios
Похожие игры: серия Forza Motorsport, серия Grand Turismo
Платформы: Xbox 360
Дата выхода: 11 октября 2011 года
Официальный сайт: http://forzamotorsport.net

«Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!»
И. Ильф, Е. Петров

Спортивные игры вообще и «гоночные» в частности, как правило, не отличаются хоть сколько-нибудь значимым сценарием, не в этом их суть. Четвертая Forza не стала исключением — вся интрига сюжета раскрывается в коротком вступительном ролике. Вам предстоит влезть в шкуру безымянного, но очень амбициозного гонщика, одного из тех, кто всей прочей музыке предпочитают рев двенадцатицилиндрового двигателя и визг тормозов, для кого запах жженой резины приятнее всех парфюмов мира, а скорость ниже 150 км/ч считается состоянием полного покоя.

В режиме «карьера» вам предстоит начать с любительских гонок на малолитражных автомобильчиках, преодолеть спортивные серии, пережить полупрофессиональные и профессиональные гоночные сезоны, поучаствовать в чемпионатах и так далее, до полного удовлетворения спортивных амбиций. На сложном пути к вершине пьедестала вам предстоит сменить не один десяток автомобилей, сжечь не одну тонну бензина и побывать в различных уголках нашей планеты. Именно такие воодушевляющие перспективы открывает перед вами Forza Motorsport 4.

Вот с таких вот несерьезных автомобильчиков вам придется начинать карьеру в Forza Motorsport 4

Вот с таких вот несерьезных автомобильчиков вам придется начинать карьеру в Forza Motorsport 4

Но стремиться есть куда, не так ли?

Но стремиться есть куда, не так ли?

Сама игра представлена на двух дисках, первый из которых является обязательным для запуска, а второй содержит дополнительные материалы в виде двухсот пятидесяти автомобилей. Устанавливать содержимое второго диска не обязательно (кстати, проделать это можно из главного меню), но игру оно, безусловно, разнообразит.

Автомобили, пожалуй, являются главной составляющей игр про автоспорт. Зачастую их богатый ассортимент может заставить геймеров закрыть глаза на многие недостатки продукта, так что этому фактору разработчики традиционно стараются уделить побольше внимания. Forza Motorsport 4, кажется, пытается претендовать на рекордный «гараж», предлагая вашему вниманию в общей сложности до пятисот средств передвижения. Конечно, сразу такой выбор не будет доступен: чтобы открыть все машины, придется изучить игру вдоль и поперек. Представлены автомобили самых разнообразных марок и моделей, включая творения давно почивших производителей. Годы выпуска охватывают период от середины прошлого века до наших дней.

Не стоит считать, что автомобиль, выпущенный сорок лет назад априори проигрывает «новоделам»: раньше на производстве машин не экономили. Автор обзора, например, проехал всю карьеру на великолепном Chevrolet Corvette C1 1959 года выпуска, предпочитая его всем прочим автомобилям на тех трассах, где его участие вообще допускалось. Представлено также немало машин, вообще далеких от понятия гоночных: например, вам встретятся внедорожники компании Land Rover, легендарный пикап Dodge Ram и многие другие мощные, внушительные, но не слишком скоростные автомобили.

Такое разнообразие не может не радовать, особенно, если учесть, что все модели представлены не только для ассортимента, каждой из них найдется применение. Внедорожники будут гоняться среди своей весовой категории, малолитражки посоревнуются с себе же подобными, а для мощных автомобилей с многолитровыми двигателями, таящими в себе табуны лошадиных сил, уготованы специальные чемпионаты.

Добротная машина давно минувших дней

Добротная машина давно минувших дней

Казалось бы — ну что в гонках забыл пикап, пусть даже отличный?

Казалось бы — ну что в гонках забыл пикап, пусть даже отличный?

А то же самое, что и «внедорожный лимузин» - в Forza Motorsport 4 гоняются все

А то же самое, что и «внедорожный лимузин» - в Forza Motorsport 4 гоняются все

Для особо ярых фанатов, мнящих себя, к тому же, квалифицированными автомеханиками, в игре предусмотрена возможность модернизации и тюнинга стальных коней. Контролю поддается множество параметров, от виниловых наклеек на бортах до мощности двигателя. Мастерская, опять же, является не только развлечением — многие соревнования предъявят к вашей «Антилопе Гну» вполне конкретные требования. Впрочем, если вы совершенно не разбираетесь в автомобильных внутренностях или же вам просто лень в них копаться, игра автоматически доработает автомобиль до нужной кондиции.

Кстати, о трассах и проводящихся на них состязаниях. Далеко не все из них, к чести разработчиков, сводятся к необходимости обогнать соперников и приехать к финишу первым. Встречаются заезды на время, соревнования с одним-единственным конкурентом в потоке других машин, некая вариация боулинга (на испытательной трассе Top Gear), задания на прохождение затейливо расставленных «ворот», напоминающие экзамен в ГИБДД, и многое другое. Самих же трасс, раскиданных по различным странам и континентам, значительно меньше, чем состязаний, так что с ростом квалификации вам предстоит раз за разом возвращаться на одни и те же треки. Место проведение очередного заезда демонстрируется на географической карте, а также комментируется, так что ошибиться и потеряться не удастся при всем желании.

Вот здесь вам и предстоит играть в этакий «автобоулинг»

Вот здесь вам и предстоит играть в этакий «автобоулинг»


Здесь демонстрируется его процесс и разъясняется суть такой удивительной забавы

На колесе обозрения прокатиться не выйдет — игра не та

На колесе обозрения прокатиться не выйдет — игра не та

Победа в гонках принесет вам не только глубокое моральное удовлетворение. После каждого заезда вы получаете различное количество условных денежных единиц, очков водительского мастерства и очков совместимости с производителем. С деньгами все понятно — их вы можете потратить по своему разумению, докупая запчасти и модифицируя автомобиль, а вот последние два момента уже интереснее. Рост водительского мастерства является аналогом «прокачки» персонажа в играх ролевого жанра: каждый новый уровень принесет вам награду в виде доступа к очередной порции новеньких, блестящих автомобилей, без которых вам не светит продвижение по карьере гонщика. Что же касается очков совместимости — они отражают расположение к вам производителей машин. Выиграйте пару заездов на Ford Mustang Boss 429 (красавец 1969 года выпуска), и компания Ford не только поощрит вас дополнительным денежным призом, но и предоставит ощутимую скидку на запчасти, а в перспективе будет вас одаривать ими вообще бесплатно. Что ж, у игроков появляется стимул к выбору любимой марки.

Быстро едут, однако…

Быстро едут, однако…

Поведение автомобиля на дороге — краеугольный камень всех более или менее серьезных автосимуляторов, заставляющий разработчиков судорожно метаться в поисках золотой середины. Добьешься полного реализма — потеряешь львиную долю аудитории в силу чрезмерной сложности игры. Сделаешь игру слишком легкой — отнимешь у хардкорных геймеров возможность полностью погрузиться в игру, почувствовать себя на треке. Turn 10 Studios постаралась угодить сразу всем, сделав уровни сложности и реализма полностью настраиваемыми.

Перед каждой гонкой вы можете зайти в меню и выставить под себя массу параметров, здорово влияющих на игру. В самом простом варианте, рассчитанном на людей, имеющих лишь общее представление об управлении автотранспортом, игра будет помогать вам, подобно инструктору по вождению, самостоятельно притормаживая перед виражами и даже разгоняя машину. Повысив же уровень сложности, вы в полной мере сможете оценить влияние законов физики на массивное, быстро движущееся тело, к тому же, едва соприкасающееся с поверхностью дороги. Вообще, управление автомобилем на высокой скорости — задача не из легких и высокий уровень реалистичности подойдет лишь профессионалам в области виртуальных гонок. В любом случае, уровень погружения в современных играх (и гонках в частности) пока еще далеко не полон. Даже комплект руля и педалей не смогут передать значительную долю ощущений водителя, геймпад же и вовсе делает управление машиной почти абстрактным.

Живописно, как ни крути

Живописно, как ни крути

Гибкой настройке поддается и интеллект искусственных соперников. Они могут предстать перед вами в качестве свежих выпускников автошколы, заплативших за свои права, но не набравшихся должного опыта. В этом случае вы увидите, как несчастных будет выносить на обочину чуть ли не при каждом вираже, а обогнать их всех сможет даже старушка на инвалидной коляске. При повышенной сложности вы, напротив, будете удивляться идеальным поворотам противников, глотая выхлоп их машин.


А еще здесь играют в футбол…

Представленный в игре режим «Автовиста» предназначен исключительно для эстетов. В этом режиме во всей красе демонстрируется ряд самых интересных, с точки зрения разработчиков, автомобилей, каждый из которых можно осмотреть со всех сторон и во всех подробностях, любуясь и восторгаясь достижениями мирового автопрома. С учетом того, что рассчитана «Автовиста» преимущественно на использование с манипулятором Kinect, машины можно, практически, пощупать. Для автомобильных фанатов, видимо, это особенное удовольствие. Машины, нельзя не признать, выполнены красиво.


Американцы всегда любили большие машины с мощными двигателями

Красива и вся игра в общем. Живописные трассы исполнены с тщанием, видами вокруг можно даже полюбоваться, если вдруг вам захочется остановиться, плюнуть на гонку и получить эстетическое удовольствие. В противном случае вряд ли обратите должное внимание на проносящиеся мимо декорации. Правда, за исключением, собственно, вас и соперников мир Forza Motorsport 4 абсолютно безжизнен — ни одного зрителя или даже случайного зеваки у обочины вы не встретите. Странно, учитывая, что гонки вообще-то являются мероприятием зрелищным; авторы игры, видимо, посчитали, что не стоит смущать игрока лишними взглядами.

Система повреждений в игре также наличествует, хотя и в странноватой форме, рождающей впечатление, что все автомобили в игре выполнены из танковой брони. Столкновение с другой машиной по касательной даже на скорости около 100 км/ч почти не оставляет следов даже на лакокрасочном покрытии, лишь резко снижает вашу скорость. А для того, чтобы полюбоваться настоящими царапинами и небольшими вмятинами вам придется постараться, перевернувшись на очень высокой скорости. Такая модель повреждений не очень понятна и объясняется, пожалуй, лишь нежеланием разработчиков портить и корежить красивые автомобили.


Вот так менялась от части к части игровая серия Forza Motorsport

Игра получилась добротная. Если вы фанат «гоночных» игр — вам прямая дорога в магазин за коробкой с двумя дисками внутри и уже хрестоматийным красным Феррари на обложке. Получите массу удовольствия, бочку адреналина, хорошо проведете время и вдоволь попортите нервы соседям ревом мощных двигателей. Но все это, повторимся, только для тех, кто принадлежит к внушительной когорте виртуальных гонщиков. Если же вы равнодушны к нарисованным машинкам и виртуальным чемпионатам, то Forza Motorsport 4 — не та игра, которая сможет изменить ваши предпочтения, она быстро вам наскучит, а учитывая, что реального водительского опыта такие игры не добавляют ни на грамм, окажется еще и бесполезной. Что ж, игровой рынок воздает каждому по его предпочтениям. Видеогонщики! Эта игра — для вас.