Опубликовано 10 марта 2012, 00:35

Обзор игры Jagged Alliance – Back in Action

Продолжения культовой игры JA2 ждали с 2000 года, больше десяти лет! Довести игру до выпуска пытались пять (!!) студий разного калибра, а удалось новичкам — bitComposer Games. Итог долголетних мучений вызвал бурю негативных эмоций: будучи заявленной как ремейк классики, игра над этой самой классикой хорошенько надругалась. Но чудеса восприятия никто не отменял — стоит хотя бы на часок забыть о причастности Back in Action к былым заслугам серии Jagged Alliance, как процесс начинает понемногу затягивать.
Обзор игры Jagged Alliance – Back in Action
Действуя с умом и заклинанием S/L, одним солдатом можно вырезать всю карту

Действуя с умом и заклинанием S/L, одним солдатом можно вырезать всю карту

Армейские патрули пользуются только дорогами, а значит, с перехватом проблем не будет

Армейские патрули пользуются только дорогами, а значит, с перехватом проблем не будет

Название игры: Jagged Alliance – Back in Action
Жанр: Real-Time Strategy, Tactics, RPG
Разработчик: bitComposer Games, Coreplay GmbH
Издатель/в РФ: Kalypso Media, bitComposer Games/Акелла
Похожие игры: Jagged Alliance 2, ДЖАЗ: Работа по найму, Бригада Е5: Новый альянс, Fallout Tactics, «7.62»
Платформы: PC
Дата выхода: 9 февраля 2012 года
Официальный сайт: http://www.jaggedalliance.com/en/

Выпущенная в 1999 году пошаговая стратегия Jagged Alliance 2 за короткий срок стала общепризнанной классикой. Ее любят до сих пор, особенно в России — фанаты рисуют новые иконки оружия и наемников для русскоязычных модов типа «Ночные операции» или «Рубикон», а главная платформа для создания модификаций JA2 v.1.13 получила очередное обновление три месяца назад.

Став культовой среди так называемых «ветеранов Альянса», игра не смогла уберечь от краха собственного разработчика. Компания SirTech вместе с главным дизайнером сериала Яном Карри обанкротилась вскоре после выпуска первого дополнения к JA2: Unfinished Business. После этого события история серии была подобна попытке хлипкого суденышка пережить шторм — торговую марку JA пытались пристроить таким образом, чтобы вернуть серии подзабытую популярность.

Для штурма помещений лучше стрелять «от бедра», так быстрее, хотя и точность падает в разы

Для штурма помещений лучше стрелять «от бедра», так быстрее, хотя и точность падает в разы

Машины в игре — не более чем декорации

Машины в игре — не более чем декорации

Права на вселенную перешли к Strategy First, которая искала способ развивать серию в главной «Мекке», России, а разработкой в разное время занимались отечественные студии Game Factory Interactive, MiST Land, Акелла в тандеме с F3 Games и даже сама Strategy First. Канитель с разработкой проекта продлилась с июня 2004 года по февраль 2012-го — в полтора раза больше по сравнению с таким долгостроем, как Alan Wake и почти столько же, сколько потребовалось для релиза Duke Nukem Forever. Финальным претендентом в списке разработчиков стояла малоизвестная студия из Гамбурга bitComposer.

К сожалению, выбор оказался не совсем удачным, ведь известно, что начинающая команда, без опыта, не в состоянии на чужом материале сделать полноценную игру с умелым использованием ее прежнего багажа. Так и вышло — несколькими годами ранее российская «Акелла» с тем же успехом выпустила трехмерный клон JA2 под именем «ДжаЗ: Работа по найму», где даже англоязычное название игры кричало о своем происхождении: Hired Guns: The Jagged Edge. А истории свойственно повторяться.

В столице Медуне королева встретит свою смерть. Если наемники смогут прорваться через все блокпосты

В столице Медуне королева встретит свою смерть. Если наемники смогут прорваться через все блокпосты

Актуальность ночных битв снизилась: у врагов слух ночью такой же чуткий, как днем, и со спины не подберешься

Актуальность ночных битв снизилась: у врагов слух ночью такой же чуткий, как днем, и со спины не подберешься

Скорее всего, третья часть «Агонии Власти» (официальное название серии в РФ) была каким-то образом проклята обанкротившимися создателями. Других вариантов нет — главный дизайнер серии Ян Карри после закрытия студии одобрил лишь одну тактическую игру: «Бригада Е5: Новый альянс». Поэтому bitComposer не старались сходу выполнить ту задачу, на которой запнулись предыдущие кандидаты. Вместо анонса третьей части студия пообещала в точности воссоздать JA2 на трехмерном движке с использованием современных технологий, а попутно изъять из игры «слабые места», присутствовавшие в оригинале.

В отношении выбора разработчика среди фанатов преобладал скепсис, оказавшийся в феврале 2012-го весьма уместным: в правильных руках и с хорошим бюджетом Back in Action могла бы стать хитом сезона, но дилетанты сварганили поделку эконом-класса с ворохом программных ошибок. Игру JABIA можно возненавидеть буквально с первых минут, и на то свои причины.

Полезные предметы обозначены иконками зеленых чемоданов. Чуть ли не единственное удобное нововведение

Полезные предметы обозначены иконками зеленых чемоданов. Чуть ли не единственное удобное нововведение

Сюжет Back in Action целиком цитирует памятные события JA2: правителя типичной «банановой республики» Арулько приговаривают к казни, ему удается сбежать, а власть узурпирует кровавая ведьма Дейдранна со страстью к рукоприкладству и растратой бюджета страны на армию. Арулько — островное государство, в котором смешиваются тропики Венесуэлы, пустыни Туниса и упадок постсоветской Румынии. Сбежавший узник Энрико Чивалдори обращается за помощью к нам, главному герою, перечисляя стартовую сумму для ведения герильи, повстанческой войны.

В начале игры от нас требуется нанять нескольких «псов войны» в кадровом агентстве AIM, которое, как и раньше, предоставляет порядка 40 наемников разного пола и вероисповедания. Жаль, но опытных наемников игра вербовать не разрешает, мотивируя это тем, что для начала нужно доказать им собственные качества военачальника. Экран ноутбука, на котором происходит найм людей и чтение электронной почты, фактически является нашим штабом. Благодаря ноутбуку игра позволяет докупать наймитам оружие, броню, амуницию и прочие полезные на войне штуки.

Постановочный скриншот: таких массовых перестрелок в игре нет, любой конфликт заканчивается за секунды

Постановочный скриншот: таких массовых перестрелок в игре нет, любой конфликт заканчивается за секунды

В отличие от комедийного лэптопа, так нравившегося всем игрокам JA2, здешний ноутбук вызывает скорее уныние — с ним не связано каких-либо шуток, на почту больше не приходит спам, а воспользоваться услугами второй организации наемников MERC с дешевыми кадрами уже нельзя. Меж тем именно люди из MERC обеспечивали ситуационный юмор в оригинале, показывая, как в одном коллективе могут ужиться умственно отсталый экс-охранник, запойный коммандос с раздвоением личности и супружеская чета трусливых, криворуких дилетантов (Бифф и Фло, мы о вас!)

Совершенно очевидно, что теперь заглядывать в компьютер без особой нужды не требуется, в то время как раньше приятно было просто проглядеть архивы сайта AIM (их убрали) или посетить сайт ритуальных услуг, заказав последние почести нашим погибшим воякам. Уместно перенести эту претензию на всю остальную игру: пропала эссенция легкого юмора, место которого заняли порножурналы с пошлыми подписями и возможность купить iУстройство с операционными системами iDOS и iWIN 8. Немцы, по-вашему. это смешно?

Разработчики подготовили серию сравнений в духе «было»/ «стало»

Разработчики подготовили серию сравнений в духе «было»/ «стало»

Улучшившаяся графика — бесспорное достоинство ремейка

Улучшившаяся графика — бесспорное достоинство ремейка

Наша освободительная кампания начнется с захвата аэропорта в городе Драссен. Особых трудностей с захватом ключевых точек в BIA нет — достаточно перестрелять всех врагов на карте «уровня», чтобы освободить регион в пользу повстанческой армии. К слову, все повстанцы из предыдущей игры сохранили свои места: нам по-прежнему дают завербовать Айру и Карлоса, а лидер сопротивления Мигель вообще рассчитывает стать будущим президентом Арулько.

Печалит то, с каким рвением разработчики создают игроку тепличные условия: уровни сложности были упразднены, а воевать с настройками по умолчанию слишком просто, ведь искусственный интеллект не требует подбора тактик и методов. Нам зачастую достаточно одним наемником выманить группу врага к своим подопечным, а уж они-то расстреляют попавших в ловушку недругов с дистанции. В дальнейшем станет чуточку сложнее, но до заковыристых задачек оригинала этой игре далеко.

Упрощения коснулись и географии. bitComposer перерисовала карту страны, убрав город Читзену и базу постанцев Омерта, а оставшиеся города соединив дорогами. Благодаря этим удобным трассам, по которым группа передвигается намного быстрее, игрок не пропустит ни одной достопримечательности. Более того, стартовая локация с аэропортом дает доступ ко всем видам помощи с материка, а воздушный транспорт с обаятельным Небесным Всадником канул в небытие.

Мы скучаем по этим славянским сундукам

Мы скучаем по этим славянским сундукам

На этой индустриальной мусорке один-единственный шахтер добывает драгоценные камни. Но в шахту не пустит

На этой индустриальной мусорке один-единственный шахтер добывает драгоценные камни. Но в шахту не пустит

Две главные ошибки, которые совершены во время переосмысления слабых мест игры 1999 года, заключаются в упразднении «компонентов успеха». Первое кощунство связано с полным отказом от пошагового режима. Его роль теперь выполняет система Plan & Go, по сути «умная пауза» с возможностью раздавать последовательность команд для каждого наемника и синхронизировать атаки разных участников по времени. Снимаешь с паузы — и все послушно бегут выполнять задания начальника.

Система недоработана и напоминает нелепый микс из матрешки и колбасы, нарезанных в один салат. Мы заявляем, что благодаря P&G неудобно ни воевать в реальном времени, ни распределять команды во время паузы. Отклик на цепочки задач происходит не всегда, наемники «забывают» о промежуточных поручениях, а кто-то из-за собственной тупости начинает штурм преждевременно и заканчивает его уже в качестве трупа. Широта возможностей системы «спланировал & действуй» хороша лишь в теории и пресс-релизе, но на практике куда эффективнее перевести группу в режим самообороны и вооружить их дальнобойными винтовками — перестреляют врагов раньше, чем те успеют добраться на эффективную дистанцию. Устранить эту несправедливость можно с помощью инсталляции фанатских «патчей», улучшающих параметры войск врага.

В строго обозначенных местах к стене можно прикрепить взрывчатку и организовать место для нового проема

В строго обозначенных местах к стене можно прикрепить взрывчатку и организовать место для нового проема

Разведение пожухшей конопли должно быть прекращено!

Разведение пожухшей конопли должно быть прекращено!

Вторая подлость связана с отказом bitComposer от портретов наемников и экономия на их озвучивании. Благодаря трехмерной обработке все лица стали выглядеть одинаково «кирпично», а разношерстность кадров была обезличена. Раньше многие наемники умудрялись выглядеть живыми, ведь каждый на свой манер комментировал ситуации и бои. Кто-то конфликтовал с напарниками по команде, например, Гастон не мог провести больше 12 часов в обществе Бифа, а у Игмуса «крышу рвало» от русских богатырей Ивана и Игоря Долвичей.

В Back in Action эмоции отошли на второй план, снизив человечность наемников и то, как они проявляют свои чувства. Неизвестно, что помешало разработчикам поработать над героями со вниманием и любовью — в своем нынешнем состоянии «мерки» выглядят нелепо и вызывают законное недоумение. Вдобавок они разучились расторгать с нами контракт. Если кому-то не нравится, скажем, мужланство феминистки Лавы, никто из участников конфликта не подумает уходить из команды. Мы просто будем обречены слушать нытье и жалобы на злобную бой-бабу в команде.

Режим планирования позволяет рассмотреть в деталях, кто куда смотрит и кого видит

Режим планирования позволяет рассмотреть в деталях, кто куда смотрит и кого видит

Королевская стража предпочитает единый дресс-код

Королевская стража предпочитает единый дресс-код

Игра состоит из серии боев за важные объекты инфраструктуры, от шахт, ежедневно приносящих нам деньги, до городов, повышающих «освободительный рейтинг» страны. Поначалу мы владеем мини-группой дилетантов, не способных толком стрелять из качественного оружия. Продвигаясь по стране и зачищая войска Дейдраны, игра презентует новые виды оружия, типа штурмовых винтовок, ракетных ружей и гранатометов, а войска постепенно становятся более «живучими». Кроме локальных стычек заниматься больше нечем — ни тебе моральных выборов, ни сложных дум о том, как защитить шахты и вместе с тем продолжать наступление.

Даже ополчение теперь тренировать невозможно! Вместо того чтобы отряжать наемника на тренинг кадров в захваченном секторе, игра просто предлагает раздать трофейное оружие по рукам нуждающихся, сделав их бунтарями официально. Авторы действительно умудрились переврать те вещи, которые были всем игрокам по душе. Чего ради? Дело в том, что стратегия ориентирована на новое поколение игроманов, не желающих мириться с ненужными трудностями.

Вся экипировка честно отображаются на героях, в том числе вражеских. Можно заранее понять, с кем имеешь дело!

Вся экипировка честно отображаются на героях, в том числе вражеских. Можно заранее понять, с кем имеешь дело!

Однако ж часть великого наследия JA2 игра все-таки сохранила. После избавления от финансовой нищеты мы получаем возможность собрать дополнительную команду из элитных наемников типа Гаса Тарбалса или Жнеца. С опытными наемниками, которые способны парой гранат взорвать танк, игру начинаешь воспринимать на порядок бодрее. Становится легче переносить такие досадные промашки, как устаревшую на много лет графику, пустые города с молчаливым населением и необходимость вручную собирать все предметы в секторе, в то время как прежняя игра позволяла после боя открыть экран вещей и удобным образом перебрать все трофеи, удобно разложив по рюкзакам.

Промашек вообще через край — разработчики зачем-то сделали видимыми всех без исключения врагов на карте с момента загрузки уровня. Раньше основной интерес заключался в том, что ты не знал, с какой стороны прилетит каверзная пуля! В JABIA информация о расположении солдат преподнесена на блюдечке и остается совмещать курсор прицела с ближайшими лиходеями. Можно даже рассмотреть, какое оружие они сжимают в лапах. Для сюрпризов не осталось места, увы.

Хаос в инвентаре быстро становится привычной картиной

Хаос в инвентаре быстро становится привычной картиной

Разве таким мы помним Кармена, заказавшего нам 6 голов особо опасных террористов?

Разве таким мы помним Кармена, заказавшего нам 6 голов особо опасных террористов?

Коль скоро разработчики из Гамбурга, то и судить их следует по гамбургскому счету. Как ремейк Back in Action не удался, он действительно плох, многое сделано наспех или вырезано из-за поджимавших сроков сдачи проекта. Официальные форумы полны негодования, причем расстроила игра даже тех, кто JA2 в глаза не видел. Задумав донести свою трактовку успешного в прошлом проекта, бюргеры исказили игровой процесс и сделали игру банально скучной и несбалансированной.

Основное место в ней занимают даже не бои, а поиск и сбор хлама по локациям с последующей продажей, которая тоже реализована плохо. Поэтому, даже списав со счетов такого «дедушку», как Jagged Alliance, игра остается скучноватой. Во всей истории утешает лишь то, что новых игр во вселенной JA не выходило с 2000 года, несмотря на переиздание первой части для Nintendo DS или коммерческого мода Wildfire 6.0 с поддержкой высоких разрешений. Мы соскучились по сериалу, и получить продолжение пусть даже в искалеченном и упрощенном виде — всё лучше, чем никакого.

Архитектура интересная, но залазить на крыши теперь можно только в специально отведенных местах

Архитектура интересная, но залазить на крыши теперь можно только в специально отведенных местах

Остается надежда, что не все потеряно. Немцы дали повод надеяться — обновления пока что выходят регулярно, планируется вернуть из JA2 функцию генерации собственного героя, а концовка намекает, что после смерти Дейдраны в Арулько начались новые проблемы. Разработчики уже наметили сценарий для создания следующей части, но не займет ли оно еще десяток лет?

В жанре уже давно воцарилось «безрыбье»; последняя удачная стратегия на тему освобождения банановых республик повстанцами вышла в 2007 году (7.62мм), поэтому выбирать не приходится. Наш перештопанный гость из прошлого — скучная, но сносная стратегия для свободного уикенда. Все могло быть иначе, но создатели попытались усидеть на двух стульях, сделав нечто среднее между «Бригадой Е5» и Commandos, скучнее их обеих. Дадим им мудрый совет: не стоит пытаться изобрести игру для двух противоположных аудиторий — ее не поймет вообще никто.

;">