Игры
10 августа 2013, 23:05

Как купить игру мечты до её выхода. Самые интересные игровые проекты на Kickstarter

Сервису «Кикстартер» уже приписывают будущее независимых игр: еще бы, ведь разработчики получают полную творческую свободу, и проекты контролирует финансовая поддержка фанатов, для которых эти игры и делаются, а не большие корпорации, предпочитающие не рисковать с новыми идеями и вкладывающие деньги в бесконечные сиквелы. Успех краудфандинга в основном зависит от имени разработчика и степени доверия ему, а также от тех самых свежих и смелых идей, превращающих видеоигры в искусство.

Хоррор Among The Sleep, например, родился из мысли: «А что, если сделать главным героем игры маленького ребенка, почти младенца?» Детское воображение и страхи — просто кладезь материала для интересной истории. Двухлетний мальчик в синей пижамке просыпается ночью от грома молний за окном. Родители почему-то не бегут на зов, и он, прижав к себе плюшевого мишку, выбирается из кроватки на их поиски. Когда мальчик обнаруживает, что дома он один, воображение распаляется не на шутку, и изо всех углов начинают выползать тени, а на кухне, кажется, поселился самый настоящий полтергейст. В шкафу обнаруживается проход в сюрреалистичный мир зазеркалья, и напрашивающиеся аналогии тут не случайны.

Among The Sleep — это мрачная вариация книг про Алису Льюиса Кэролла, но идущая не по пути кровавых игр Американа МакГи, а налегающая, скорее, на саму природу детских кошмаров. Плюшевый медвежонок оживает, но его лицо искажено не злобой, а невыносимой печалью. Разработчики делают совершенно неожиданную вещь, вплетая в хоррор чудовищную интимную ностальгию. И это чудесный опыт, который можно опробовать даже прямо сейчас — достаточно скачать рабочую альфа-версию со странички на Кикстартере.

Among The Sleep — мир глазами ребенка

Иногда процесс сбора денег на Кикстартере увлекает больше разрабатываемой игры. Краудфандинг пластилиновой адвенчуры Armikrog протекал настолько медленно, что его окончание стало самым драматичным за всю историю сервиса. Игра от разработчиков культового The Neverhood и ее платформенного сиквела Skullmonkeys готова была уже провалиться, не набрав нужную сумму, как в самые последние часы неизвестный поклонник перевел почти сто тысяч долларов. На радостях авторы пообещали поработать и над релизом на консоли Wii U. Таким образом, пластилиновому приключению про потерпевшего крушение на пустынной планете космонавта был дан старт.

Причина, по которой игроки так холодно встретили Armikrog, не совсем понятна. Но, кажется, дело в фан-базе, от которой за полтора десятка лет почти ничего не осталось. Для примера: глупая игра с примитивной графикой по крайне популярному миру Homestuck почти мгновенно собрала два с половиной миллиона долларов. Оригинальный веб-комикс с помощью квази-анимации пародирует жанр приключенческих игр, годами развивая сюжетную линию, чем и завоевал массы поклонников, косплеящих любимых персонажей. Игра станет адвенчурой с РПГ-элементами, рассказывающей совершенно новую историю в знакомом мире.

Самый интересный момент Кикстартера в том, что к нему обращаются не только независимые разработчики, но и большие компании, которым издатели отказали в финансировании их авторских проектов. Одной из первых таких студий оказалась Double Fine под руководством легендарного Тима Шафера (гейм-дизайнера безмерно гениальных Grim Fandango и Psychonauts). Разработчики вместо эфемерных обещаний продемонстрировали свой талант и очень здорово себя подали. Жутко смешной вводный ролик дал понять: неважно, о чем будет игра Double Fine — она в любом случае окажется чем-то удивительным. Любовь разработчиков к своему делу принесла им три с половиной миллиона вместо необходимых четырехсот тысяч. Часть денег ушла на съемки документального фильма в стенах компании, а другая — на разработку квеста в классическом стиле, главной целью которого является без малого возрождение всего жанра. Игра приобрела название Broken Age и расскажет трогательную историю про мальчика и девочку, проживающих параллельные жизни, пытающихся измениться и найти свое место в мире. Трейлер выглядит просто потрясающе — нас определенно ждет нечто особое.

Изометрическая фэнтези РПГ от Obsidian (где скучковались разработчики Fallout, Icewind Dale и Baldur's Gate) собрала почти четыре миллиона. Успех легко объяснить: студия делает хорошие игры в течение всего времени своего существования и потому заслуживает самого высокого доверия. В Project Eternity делается упор на запоминающихся компаньонов, эпическое приключение, глубокое исследование мира и подземелий, а также эмоциональное и подробное описание окружения. Подобных игр мы не видели уже лет десять, а значит, есть все причины ждать.

Project Eternity. Один, в поле, и – воин!

Кстати говоря, про Fallout. Если вы играли хоть в одну часть, то наверняка знаете, что серия является духовным наследником старой РПГ Wasteland. Теперь три миллиона долларов, собранных с фанатов, подарят сиквел культовой игре про постапокалипсис. Тактические походовые бои, полная кастомизация персонажей и музыка Марка Моргана — разработчики чтят традиции и делают именно ту игру, которую от них все и ждут. Релиз намечен еще до конца этого года.

Работа над технической частью Wasteland 2 не заняла много времени, и освободившуюся часть студии перекинули на второй, разрабатываемый параллельно проект. Torment: Tides of Numenera – еще один духовный наследник, на этот раз игры Planescape: Torment. Кампания на Кикстартере оказалась настолько успешной, что Torment: Tides of Numenera собрала большую сумму, чем любая другая игра до нее. Четыре с лишним миллиона долларов уйдут на поразительную детализацию мира, проработку персонажей, моральных дилемм и возможностей прокачки и, что самое важное, глубокого сценария. Весь игровой процесс строится вокруг сюжета, а разработчики намерены совершить инновации в искусстве построения историй.

Мир Нуменера не отходит от канонов мрачности сеттинга Planescape

Другой крупный проект, космический онлайн-симулятор Star Citizen, собрал с сообщества тринадцать миллионов долларов. Да, больше девяти из них переведены посредством paypal, а не Кикстартер, но это все еще гигантская сумма. Разработкой руководит Крис Робертс, отец неизвестной молодым игрокам серии Wing Commander, в свое время бешено популяризовавшей космические симуляторы. Star Citizen намерена воплотить мечты всех поклонников жанра: полностью контроллируемый процесс сборки судна, невиданных ранее размеров вселенная для глубоко изучения, торговли и войны, поддержка фанатского творчества и реалистичная физика — на кораблях будут отображаться все, без исключения, полученные повреждения (такая же особенность была и в первых Wing Commander). Игра создается на движке третьего Crysis, и помимо современной графики обеспечит поддержку The Oculus Rift — революционного шлема виртуальной реальности. И никакой ежемесячной оплаты.

По сравнению с обещаниями Криса Робертса, возрождение родоначальника вообще всего жанра космосимов, онлайновая Elite: Dangerous, выглядит крайне блекло и неуклюже. Во многом она предлагает то же самое, но с бюджетом в шесть раз меньше. Главной отличительной чертой становится посещение каждой планеты звездной системы. Все они будут иметь строгую индивидуальность, высокую детализацию и проработку. Автор серии, Дэвид Брабен, доверия не вызывает: да, он создал по-настоящему революционную игру для Спектрума один раз, но после того он только и делал, что выпускал один и тот же свой реликт восьмидесятых в разных обложках.

Удивительно, но некоторые игры на Kickstarter перерождаются даже без помощи идейных отцов. Крис Тейлор не имеет никакого отношения к Planetary Annihilation, но между тем она наследует игровой процесс Total Annihilation — наверное, главного проекта в его жизни. Инновационая для девяностых стратегическая механика сегодня уже вряд ли кого-то удивит, и разработчики переносят ее в новую плоскость. Отныне война происходит в космосе, где каждая планета — всего лишь небольшой клочок поля битвы. Движением колесика мышки камера взлетает в воздух от крупных планов рек, зеленых лесов и сражающихся роботов, перемещается в космос, оттуда — к другой планете, где уже дожидается приказов подкрепление. Несколько минут на постройку шаттлов, и вот уже новые юниты летят через миллионы километров безвоздушного пространства и десантируются на поле боя. Не то, чтобы геймплей кардинально менялся — игра так и остается олд-скульной RTS, где каждая карта напоминает что-то вроде океана с кучей разбросанных случайным образом небольших островов. Но масштабы опьяняют!

Интересная ситуация вышла с ролевой игрой старой школы Divinity: Original Sin. У игры есть издатель и она бы вышла в любом случае, но разработчики обратились на Kickstarter, чтобы достичь большего бюджета, пригласить фрилансеров и расширить игровой мир. Обещания звучали примерно так: если мы соберем миллион долларов, сделаем динамическую смену погодных условий, влияющих на игровой процесс. Поставленную планку достигли, и теперь в дождь не получится пользоваться файерболлами. Ура! В остальном все силы были брошены на живой и правдоподобный мир, реагирующий на действия игрока. Оригинальной особенностью окажется ведение совместных диалогов — каждому члену партии можно дать слово, что откроет разные пути решения поставленных задач, в зависимости от характеров, мировоззрений и отношений персонажей между собой. Таким образом, Divinity: Original Sin приблизится к настольным ролевым играм, где коллективные решения значат больше, чем индивидуальные.

В игре обязана быть возможность привлекать неписей свистом

Экспериментируют с живым миром и авторы древней Syndicate Wars в новой игре Satellite Reign. Разработчики не покладая рук работают над симуляцией жизни большого города киберпанковского будущего, где днем жители заняты рутинной суетой, а по ночам решают дела криминальные организации. Бродяги, полицейские и корпоративные солдаты совершенно по-разному прореагируют на действия игрока. Но, на минуту, разве такое уже не анонсировали в сотнях играх до этого? Проект собрал около четырехсот тысяч евро, и для своих денег выглядит удивительно красиво.

Не устали еще от мрачного будущего? На Kickstarter засветилось и продолжение одной из лучших приключенческих серий за всю историю видеоигр: Dreamfall Chapters. Миры футуристичного киберпанка и мощной магии снова столкнутся друг с другом, и игроки наконец узнают, что случилось дальше с их любимыми героями после того, как они расстались семь лет назад. В игре будут взрослые диалоги, сложные пазлы, комплексные и забавные персонажи, а также напряженные сюжетные повороты и эмоциональное развитие истории. Небольшое количество информации не смогло привлечь к проекту внимание новых игроков, а поклонники серии едва-едва наскребли нужную сумму.

Основную массу игр на Kickstarter, однако, составляют все-таки не многомиллионные монстры, а небольшие проекты от скромных разработчиков. Авторы платформера Shovel Knight, «любовного письма восьмибитной эпохе», просили всего лишь семьдесят пять тысяч — этой небольшой суммы им вполне бы хватило для создания игры своей мечты, воплотившей в себе все запоминающиеся черты хитов Capcom начала девяностых. В трейлере без труда угадываются источники вдохновения: Duck Tales, Darkwing Duck, Mega Man и Chip and Dale. Все эти игры были сделаны, кстати, на одном движке, а три из них — еще и по мотивам диснеевских мультиков. Shovel Knight при этом не теряет собственной индивидуальности, выделяется стилем и безумным юмором, которые помогли собрать раза в четыре больше желаемой суммы.

Становится даже немного обидно за Mercenary Kings — еще один трибьют ностальгическому прошлому. Двумерный экшен с закосом под Contra и Metal Slug едва перелез через планку в те же семьдесят пять тысяч, где и застрял. Что показательно: сегодня совсем немногие рады спинномозговым аркадам про спасение мира, даже если графической составляющей занимается «король пиксель-арта» Пол Робертсон.

В заключение напомним: не стоит забывать, что Kickstarter — это серьезный сервис для ведения бизнеса, а не площадка для мечтателей. Когда проект не набирает нужной суммы, все пожертвования возвращаются обратно игрокам (даже если это всего лишь 28 баксов, как в случае с Alpha Colony), но случаются и и громкие провалы. Совсем недавно настольная The Doom That Came to Atlantic City собрала 120 тысяч, но выпущена при этом никогда не будет. Вся история там довольно странная и запутанная, но в целом получается, что собирали деньги одни люди, а получили их — совсем другие.