Игры
18 февраля 2012, 23:05

Обзор игры «Король Артур II». Грааль сломан, Камелот в руинах

Продолжение стратегии 2009 года о всеми любимом полководце накаляет страсти до предела: король Артур проклят ведьмой Моргаузой и теперь в муках угасает от неведомой раны. Земли Британии в агонии, Грааль уничтожен. Спасти отца и объединенное им королевство от демонических ирландцев пытается единственный наследник Уильям Пендрагон. Дальше легенду доверено писать нам — и уж мы-то такого случая не упустим!

Пешие отряды пиктов в точности копируют пиктов из Medieval 2: TW

Доспехи Пендрагона внушают врагам трепет и ужас. В теории

Название игры: King Arthur II: The Role-Playing Wargame
Жанр: Real-Time Strategy, Role-Playing Wargame
Разработчик: Neocore Games
Издатель/в России: Paradox Interactive/1С-СофтКлаб
Похожие игры: Total War: Shogun 2, King Arthur: The Role-Playing Wargame, Warhammer: Dark Omen, Тевтонский орден
Платформы: PC
Дата выхода: 27 января 2012 года
Официальный сайт: http://www.kingarthurii.com

За десять лет в игровой индустрии сформировался необычный поджанр стратегических игр — «убийцы Total War». Сама Total War еще с 2000 года чувствует себя прекрасно, ведь каждая новая игра продается баснословными тиражами и поднимает планку качества. Словом, заслуженный бестселлер, до уровня которого с первой попытки не дотянешься. В 2007 году никому тогда не известная команда Neocore из Венгрии полюбовалась на эту историю успеха, облизнулась, да и приступила к сочинению на тему «Total War моей мечты».

Получился, как вы уже знаете, интересный клон TW с потенциалом для дальнейшего развития. Главным лейтмотивом игры стала легенда о том, как мудрый рыцарь Артур объединил враждующие княжества Британии, построил Камелот и стал королем. Успеха добавляло и то, что сюжет был динамичным и развивался за счет разносторонних текстовых заданий.

Изредка игра будет бросать на нас сразу несколько армий, волна за волной, без права на передышку

Лес услужливо «выключается», стоит только пехоте в нем спрятаться

Во время разработки King Arthur венгры пошли на уловку — быстро осознав, что лобовое столкновение с исполином не приведет к нужному результату, они сместили акцент с битв на индивидуальность героев (Ланселот и Персиваль во плоти!), фэнтези восточноевропейского разлива и сюжет, который продвигаем мы сами. Нашлись те, кто попросил добавки: им дополнительно подарили три аддона, расширивших и углубивших игру с помощью дипломатии и новых рас. Получается, авантюра по отъему части поклонников у средневековой Medieval 2: Total War вполне удалась.

Следующим шагом был выпуск настоящего сиквела, которым стал King Arthur II. История сериала, как видите, выглядит в ретроспективе скромно, зато самая интересная ее часть происходит сейчас у нас на глазах. В 2012-м после двух переносов сиквел наконец-то вышел в комплекте с дополнением «Легионы мертвых». Встроенное дополнение Dead Legions служит прологом к основной сюжетной кампании, поэтому сценарных линий в игре две. Пролог к главной кампании от лица римского командира Септима Суллы рассказывает о том, как тот объединил олигархов Нового Рима в одно массивное государство, завоевал соседей, а попутно спустился в царство мертвых и завербовал там легендарный Девятый Легион.

Командовать в этой неразберихе сложнее, чем вы думаете, поэтому выбирать цели лучше до столкновения армий

Для тех, кто оплатил игру до релиза, дополнение о Септиме стало бесплатным подарком. Остальным придется заплатить за фракцию римлян треть от полной стоимости игры. Для понимания основного сюжета рекомендуется начать знакомство с этой мини-кампании — ближе к концу станет ясно, каким путем в мир KA2 попали исчадия хаоса, фоморы.

Вторая кампания является основной и подразделена на 6 больших глав. Она происходит через год после того, как Артура поразило неизвестным заклинанием и смертельно ранило. Умереть сразу не удалось — Артур лежит в постели и страдает, а вместе с его хворью Британия распадается на куски, в то время как фоморы уничтожают последние оплоты.

Сыну Артура Уильяму Пендрагону предстоит найти уцелевших рыцарей круглого стола и шаг за шагом изгнать демонов с родных земель. Не теряет рыцарь надежды в процессе отомстить единоутробной сестре Артура ведьме Моргаузе, которая причастна к творящемуся хаосу. Первая часть игры закончилась на радостной ноте, а во второй игрока с порога швыряют в леса Шервуда, где творится анархия. В отличие от KA, когда авторы были вынуждены худо-бедно придерживаться существующих мифов о правлении Артура, сиквел — плод фантазий Neocore с «удобным» новым врагом и переплетением кельтских мифов. Фоморов так вообще достали из ирландских легенд, в которых они предстают человекоподобными монстрами с головами коз и коров, а их логово находится в потустороннем мире Ирландии. С римлянами в их кампании тоже не церемонились.

Игра интересуется: будем с саксами драться или вместе сожжем еретиков, запертых в церкви?

Между прочим, все главные герои собраны в одном месте. В кампаниях воители рассеяны слоями по главам и регионам, а в режиме «Сценарии» можно объединить всю героическую шайку-лейку в одно полчище. Нам разрешено собрать две любых армии, включая римлян, англичан и фоморов, и столкнуть их в поединке. Этот режим мог бы кое-как компенсировать отсутствие мультиплеера, но сражаться в «Сценариях» можно только с ИИ-оппонентом. К сожалению, количество карт также подкачало: их всего четыре, не разгуляешься! Простить венграм скупердяйство можно лишь с расчетом на новые платные дополнения. Горькую пилюлю скрашивает возможность завербовать под одним флагом легенду артуриады фею Моргану, а вместе с ней сэра Балана и вернувшуюся из мира мертвых магиню Нэвию Суллу.

Легионы мертвецов не знают пощады. Мы тоже!

Шквал стрел нацелен в нового опасного противника: гарпий

Игровой процесс сиквела остался прежним и держится на трех слонах: глобальной карте с мудреной системой дипломатии, многочисленных квестах, которые были полностью озвучены, и на красивых сражениях. Количество юнитов, одновременно присутствующих на карте, выросло по сравнению с первой частью вдвое. Графика игры хороша в той же мере, в какой прекрасен Shogun 2, но с поправкой на британские леса и адские чертоги. Таких пейзажей в древней Японии не было. Дополнительную тактическую глубину дарит система магических боев. Для использования магии в сражении существуют правила: у каждой из армий есть собственный магический щит-купол, который слабеет от заклинаний, и состоит из четырех уровней «защищенности».

В зависимости от надетых артефактов и класса героя, уровень волшебной защиты в начале боя может варьироваться. У обеих армий на поле боя свой показатель уровня магического щита, поэтому надо приглядывать не только за собственным, но и за вражеским куполом: у всех заклинаний, как и щита, есть четыре уровня мощности, но эффект от заклинания засчитывается лишь тогда, когда уровень магического щита ниже уровня заклинания. Поэтому даже с убийственными «спеллами» нельзя перебить армию врага раньше, чем ослабишь его щит. Система заклинаний разнообразная, они есть у всех бойцов, а дополнительные артефакты позволяют использовать «нечестные» чары в обмен на души наших падших воинов (по курсу 1 заклинание за 50 погибших в бою участников).

Задача №1 в каждом бою: не потерять ни одного подразделения. Люди восстанавливаемы, но отряды умирают навсегда

Нашлось место и штурмам замков

Сиквел подарил поклонникам очередную тактическую глубину, добавив бои в воздухе: летающие монстры недоступны для мечей пехоты и конницы, их разят лишь маги и лучники. Горгулий и прочей неудобной нечисти навалом, а вот для римлян, к сожалению, никаких пегасов или грифонов не выделили. Из-за воздушных монстров приходится активнее разбавлять армию лучниками, но терпение будет вознаграждено: со временем наша армия также получит доступ к мифическим войскам. Со всеми этими нюансами играть стало сложнее, кроме того, на всякой карте встречаются «места силы» — алтари, захват которых дает особо правильные бонусы, такие как ухудшение щита врага или навык цепной молнии. Как не банально, но владение алтарями помогает решать исход боя в пользу их хозяина. Тем более на некоторых картах алтари размещены в пользу одного бойца, и, как правило, им оказывается компьютер.

Для воинов сделали новый параметр морали под названием «желание сражаться» (will to fight), который заменил параметры «боевого духа» и «выносливости» из первой части. Жаль, однако, что при снижении воли к бою отряды не убегают, а просто теряют очки защиты и атаки. Если помните, в любой из серий Total War особо приятной является процедура преследования убегающих отрядов и набивание дополнительных «фрагов» для конницы. В мире Артура разбитые войска не отступают никогда.

С помощью стоунхенджей мы можем телепортироваться между провинциями

Мутанты, также известные как фоморы-ирландцы, являются худшими в игре врагами. Не договоришься

На старте любой из двух кампаний игрок должен определиться с классом своего аватара: выбор дается между Мудрецом, Чемпионом и Военачальником. Классы определяют тактику поведения Уильяма или Септима на поле брани: хилый маг колдует заклинания на расстоянии, командир армии вдохновляет свои войска, попавшие в круг влияния героя, а толстокожий чемпион сосредоточен на физическом уничтожении противника, вгрызаясь в стройные отряды демонов. Как и прежде, лучшим Чемпионом в игре остается сэр Ланселот.

Помимо сражений, кампании дают доступ к обширным трехмерным картам. Передвижение по картам осуществляется в пошаговом режиме, каждый ход занимает один сезон. Зима является уникальным сезоном — никакие герои не могут двигаться, зато можно строить в городах полезные лавки и кузницы, распределять навыки для новых исследований и раздавать очки опыта ветеранам за участие в боевых действиях. Во время путешествий по картам нам подкидывают текстовые задания, но на сей раз дают возможность выбора исхода большинства квестов. Как в Mass Effect, на выбор дается несколько реплик, благодаря которым можно мирно достичь своих целей. Некоторые из развилок иллюзорны: например, какой бы вариант ответа Призраку рыцаря мы не выбрали, монстры под его предводительством все равно вырвутся из царства теней.

Великая битва за британские земли

Игра позволяет прокачивать не только героев, которые, как и прежде, являются сверхмощными юнитами, но и базовые отряды, убившие энное количество недругов. Сражения позволяют постепенно улучшить боевые навыки армии, но вдобавок к этому сюжет предусматривает массовые обновления бойцов в определенных точках сценария. Так, сделка с духом императора Эйдриана позволит всем войскам перейти от базового к ветеранскому набору. Все римские легионеры превратятся в преторианцев, стандартные копейщики — в элитных и так далее.

Не забыто и окно дипломатии. Открыв карту региона, мы можем посмотреть статусы всех владельцев и их отношение к нам. Позитивное отношение позволяет заключать пакты о ненападении, обмен ресурсами и тренировку наших юнитов. В отдельных случаях предусмотрены уникальные развилки типа возможности взять в жены дочь одного конкурента, насолив другому, или убийство этой жены назло всем сразу. От некоторых заданий ощущение погружения такое, словно играешь в полноценную RPG: например, каждое выступление в сенате позволяет завоевать симпатии конкурентов и присоединить их к империи ненасильственным образом. Но для этого требуется выбирать правильные варианты ответа.

Спрятавшейся в лесу пехоте злые лучники не страшны

Экран победы напоминает, что пора оторваться от компьютера и заварить чашку чая

Авторы добавили «моральность» поступков. Все действия нашего протагониста фиксируются в системе XY-координат. Первая ось показывает методы правления нашего героя: спасаем беженцев и отпускаем рабов? Очки к показателю праведности. Не упускаем случая проявить кровожадность натуры? Баллы зачисляются в сторону тирана. Тем же образом работает вторая ось религиозности. В мире KA2 есть две веры: христианство и староверство, учение друидов. Игра с первых кадров предлагает задать направление по душе — либо инаугурацию с благословения патриарха, либо древний обряд ведических испытаний. Мы рекомендуем сходу выбрать по варианту в каждом пути и придерживаться его во всех квестах. Дело в том, что продвижение по обеим шкалам награждается уникальными заклинаниями, самые мощные из которых связаны с пиком развития на обеих шкалах. Так, одновременно кровожадный и христианский командир получит доступ к заклинанию призыва темного ангела, а другой командир-злодей, изучавший друидов, привьет своим отрядам навыки вампиризма.

Понятно, что в игре масса нюансов: на глобальной карте путей добиться цели ничуть не меньше, чем в бою. Для шпионажа и заказных убийств мы вольны связаться с гильдией воров, которая за круглые суммы устроит неприятности любому официальному врагу Артура. Венгерские мастера привели в чувство баланс — теперь лучники, властвовавшие ранее на полях боя, менее эффективны, а разнообразие типов войск требует от игрока подбора удачных комбинаций и гибкости ума. Сюжетные бои, когда мы поставлены в проигрышную ситуацию, просто так с помощью одной пехоты не выиграешь.

Армии ограничены 18 отрядами для каждой стороны конфликта. В отряде может служить до 240 человек

Травля врага магическим газом действует безотказно. Через 3 секунды из 2 полных отрядов выживет горстка уцелевших

Интеллект компьютера вечно норовит зайти с флангов и передавить в первую очередь лучников, а уже затем обрушить на нас летающих кровососов. Но как нам показалось, на стандартном уровне сложности игра щадит нервы полководцев и прощает многие ошибки. Стоило один раз выставить «высокую сложность», как все стало на свои места: программисты искусственного интеллекта из Neocore действительно потрудились на славу. Но эти же люди в прямом смысле спустили в унитаз программный код всей остальной игры.

King Arthur II — самая забагованная и проблемная стратегия из всех релизов 2012 года. Более сырого и недоделанного продукта за прошедшие полтора месяца мы не видели. Варгейм подтормаживает и заикается на системе, которая спокойно «переваривала» Shogun 2 и со скрипом «тянула» Тевтонский орден, также страдавший от плохой оптимизации. Игра часто вылетает с программной ошибкой в Windows, а форумы посвящены обсуждению самых разных глюков. За первые 10 дней после выхода игры к ней вышло 4 патча, причем вместе с третьим добавилась ошибка, из-за которой приходилось сворачивать окно игры и закрывать отдельное, скрытое окошко с сообщением о популярной проблеме «cannot load flag texture».

Первое время придется подрабатывать «челноком», бегая из провинции в провинцию по мелким поручениям царьков

Тем самым многие из достоинств сиквела резко тускнеют в связи со сложностью игры через муки, страдания и вылеты в операционную систему. Игра явна была выпущена недоделанной: в первой версии в системном меню и иногда на глобальной карте исчезал курсор, кадры падали до 6-7 fps, а венчала букет заболеваний самая остроумная на нашей памяти ошибка: одна из сюжетных битв «вознаграждала» героя огромной суммой денег со знаком минус. Баланс резко уходил в минус и герой был не в состоянии оплатить даже такую недорогую процедуру, как лечение отрядов после боя.

Кадры ближнего боя впечатляют

Рыцари побеждают с минимальными потерями, поэтому показатель «желания драться» зашкаливает: 330/230

Несмотря на внезапные падения производительности и муки с королевской казной, игра у Neocore получилась новаторская, в духе культовой Warhammer: Dark Omen, с которой «Артура-2» роднят многие детали. Светлое будущее серии обеспечено, и, возможно, однажды у нее даже появятся подражатели, как у Total War. Магические правила увеличивают глубину и сложность поединков, а небольшие, но вместе с тем приятные развилки сюжета стимулируют интерес к повторному прохождению кампаний.

Отвечая на вечный вопрос «играть или не играть?», мы готовы сформулировать ключевую мысль обзора: при всей идеальности главного конкурента KA2, Total War: Shogun 2 — Fall of the Samurai, такого же полководческого опыта другие проекты дать не в состоянии. К боевым шахматам добавилась магия! То, что когда-то было клоном эталонной Total War, ко второму выпуску стало самостоятельной игрушкой с фирменными атрибутами. И вообще, разве кому-то не интересно, переживет ли смертельно раненый Артур свою вынужденную изоляцию в волшебном лесу Бедегрейн?