Опубликовано 10 июля 2011, 00:01

Бог барабанов наносит ответный удар. Обзор игры Patapon 3

Чу! Вы слышите барабанов бой? Воинственное племя глазков-на-ножках, непобедимых Патапонов, вновь нагло шествует по вашей PSP. Они снова подвергают ваши жизнь и здоровье нешуточной опасности, ведь реакция окружающих на ритмичные звуки «пата-пата-пата-пон» зачастую далека от миролюбивой — особенно к исходу первого часа игры.
Бог барабанов наносит ответный удар. Обзор игры Patapon 3
Вот они, вечные нарушители общественного спокойствия

Вот они, вечные нарушители общественного спокойствия

Вот они, вечные нарушители общественного спокойствия.

Название игры:  Patapon 3
Жанр: RPG/Arcade
Разработчик:  Sony Computer Entertainment Japan, Pyramid
Издатель/в России:  Sony Computer Entertainment/Sony Computer Entertainment Europe
Похожие игры:  Patapon, Patapon 2
Платформы:  PSP
Дата выхода:  15 апреля 2011 года
Официальный сайт:  http://patapon-game.com

«В жизни не видел более глупой игры…»
пес Чижик
«А мне ничего, понравилось…»
пес Пыжик
«На третий день игры со мной заговорили собаки…»
автор обзора
«Пата-пата-пата-пон!..»
жена автора обзора

Есть на свете нормальные игры, доставляющие игрокам удовольствие сюжетом, насыщенным игровым процессом, проработанным миром и не калечащие при этом психику. Есть спорные игры, пытающиеся по максимуму реализовать лишь один из аспектов, наплевав на остальные. Существуют игры, ярко неадекватные реальности и гордящиеся этим. А есть серия Patapon. Вряд ли кто-то когда-либо пытался подытожить общий социальный вред, нанесенный обществу первыми двумя частями, достаточно лишь того факта, что мало кому удается спокойно реагировать в течение длительного времени на игрока, мнящего себя богом Патапонов. А виной всему — несложный, но весьма оригинальный игровой процесс.

Ледяная саламандра после смерти громко взрывается

Ледяная саламандра после смерти громко взрывается

Ледяная саламандра после смерти громко взрывается

Монохромные ногоглазы снова допрыгались. Сгубило их банальное любопытство: уж сколько раз твердили миру о возможной опасности содержимого всяких незнакомых коробочек и ящиков (не верите — спросите у Пандоры), так нет, сунули, болезные, свои глазики куда не следует. Результат вполне предсказуем — шайка злобных духов празднует освобождение из мест длительного заключения, а бойкие, но наивные Патапоны в благодарность обращены в безмолвный камень. Ну как тут не вмешаться?

При необходимости Патапоны умеют прыгать. Но только в высоту.

При необходимости Патапоны умеют прыгать. Но только в высоту.

При необходимости Патапоны умеют прыгать. Но только в высоту.

В принципе, сценарий и сюжетные перипетии никогда не были сильной стороной серии. Сюжет всегда присутствовал «для галочки», попутно обосновывая существование странной расы и выводя способ их контроля из разряда извращений. Вероятно, разработчики ожидали подобного же отношения игроков к сценарию, готовя к выходу третью часть сериала, но тут сразу хочется лукаво погрозить им пальцем: ан нет, граждане, теперь этот фокус не пройдет. Почему? Да потому, что Patapon 3 являет собой, по сути, RPG.

Великан-мутант, к вашим услугам.

Великан-мутант, к вашим услугам.

Великан-мутант, к вашим услугам.

Удивлены? Судите сами. На сей раз ваше участие в приключениях Патапонов не ограничивается божественным вмешательством. Теперь вы воплощаетесь во вполне конкретного персонажа, для которого предстоит выбрать не только имя собственное, но и класс (лучник, копейщик и щитоносец). Отныне участие в сражениях придется принимать лично. Дальше — больше. Забудьте о многочисленных отрядах, волной накатывавшихся на врагов в прошлых частях серии. Теперь, кроме вашего героя и неизменного знаменосца-хатапона, за гегемонию ногоглазиков бьются всего лишь три воина. Не правда ли, больше похоже на ролевую партию, нежели на RTS-армию? Разветвленная система развития и выбора навыков, возможность смены классов, бойкая торговля снаряжением, возможность самостоятельно совершенствовать экипировку до состояния «плюс много» (с использованием не только денег, но и различных подручных материалов) — все эти признаки явно говорят о том, что перед нами RPG, и никакие скидки на «наследственность» не помогут. А для RPG сюжет третьих Патапонов откровенно слабоват.

А после миссии нас ждет награда…

А после миссии нас ждет награда…

А после миссии нас ждет награда…

Вот такими советами игра Patapon 3 развлекает нас в ожидании загрузки

Вот такими советами игра Patapon 3 развлекает нас в ожидании загрузки

Вот такими советами игра Patapon 3 развлекает нас в ожидании загрузки

Складывается впечатление, что к команде сценаристов, работавшей отдельно ото всех и не подозревавшей о параллельной работе гейм-дизайнеров, за пару дней до отправки игры в печать прибежал главный маркетолог и потребовал актуализировать уже написанный сценарий под обновленную концепцию игры. Пожав плечами («…ну вы, барин, задачи ставите…») и призвав на помощь свою порядком уже натруженную фантазию, сценаристы сделали, что сумели в отведенный срок и добавили в текст явно излишние куски «для объема». Таковыми, к примеру, являются рассуждения мудро руководящими вами Звездюка (извините, но из локализации слова, как говорится, не выкинешь) о вопросах добродетели, или регулярные заигрывания с вашим персонажем Похотушки, адептки архидемона целомудрия (немного странный статус, не находите?). В общем, по мере изучения предлагаемого игрой сюжета, все больше хочется напомнить разработчикам о том, что дело, исполненное наполовину, еще хуже, чем не выполненное вовсе.

Муки выбора класса

Муки выбора класса

Муки выбора класса

Дерево умений…

Дерево умений…

Дерево умений…

И, для примера, одно из «классовых» деревьев…

И, для примера, одно из «классовых» деревьев…

И, для примера, одно из «классовых» деревьев…

Неоднозначный игровой процесс, ставший визитной карточкой серии и обеспечивший ей известность, особых изменений не претерпел. Двумерный мир, в котором слева направо (иногда — наоборот) идут к великим свершениям гордые Патапоны. Вы отдаете подшефным (и себе, кстати, тоже) команды при помощи четырех барабанов, реагирующих на нажатие соответствующих клавиш PSP и имеющих свое оригинальное звучание (Пон, Чака, Дон и Пата).

Отбивать такты требуется в соответствии с ритмом пульсации земли и, кроме того, из них надо составить понятные Патапонам четырехзвучные приказы: например, навязшая в зубах команда «пата-пата-пата-пон» пошлет ваших бойцов вперед, а воинственная «пон-пон-пата-пон» заставит их броситься в атаку. В случае неполного совпадения команды с ритмом она все равно будет выполнена, хоть и «спустя рукава» (атака будет слабее, лечение менее эффективно). Через некоторое, весьма непродолжительное, время ритм становится привычным, команды исполняются легко и непринужденно; сложности может вызвать разве что попытка вызова джинна); вырабатывается тактика борьбы с противниками, и возникает вопрос: а что дальше?

А дальше забавные поначалу миссии начинают неизбежно превращаться в рутину. За сюжетом, как уже говорилось, в Patapon 3 следить не очень интересно и кое-как ситуацию спасают лишь миссии соревновательного характера против отрицательных героев (собственно, мультиплеерные локации), да разборки с архидемонами, перед которыми потребуется пройти три уровня его логова на одном дыхании, без сохранений и возвращения в убежище. Проблема в том, что эти уровни тоже весьма схожи друг с другом, со всеми вытекающими для игры последствиями.

Конечно, фанатам серии эти мелочи не смогут испортить впечатление от любимого занятия, прочие же, пройдя пару десятков уровней к ряду, рискуют обнаружить себя где-то между сном и явью.

А кто из вас Красная Шапочка?

А кто из вас Красная Шапочка?

А кто из вас Красная Шапочка?

Система развития героев в игре не преподносит больших сюрпризов, исключая разве что экзотические названия классов. Копейщик, например, не какой-нибудь скучный пикинер, а вовсе даже «ярида», кавалеристов зовут «кибадда» или «пикорайдер», щитоносцы носят грозное поименование «татерадзай», а маги-целители называются «пингрек».

По достижении определенного уровня класс можно сменить, начав развивать новые навыки. Иногда это бывает полезно, некоторые уровни легче проходятся определенными классами, но следует помнить, что новый класс начнет свое развитие с указанного в нем уровня, несмотря на всю предыдущую прокачку. Например, развив своего татерадзая до десятого, скажем, уровня, и пожелав сменить его класс на гигантюка, вам придется развивать обновленного персонажа с третьего уровня. Решение немного спорное, но имеет свою логику.

Зато, собственно, с развитием особенных проблем нет — опыт щедро выдается всем патапонам даже за проваленные задания. Да-да, теперь все наказание за поражение на уровне ограничивается всего лишь возвращением в убежище с получением очков опыта и трофеев, которые успели собрать. Пожалуй, это нововведение еще более спорно, ведь оно позволяет,при должном упорстве и желании пройти игру «тупым штурмом», не заботясь о хотя бы минимальной тактике и упреждении подачи команд (опять же, «фирменная» особенность серии), а просто, раз за разом проигрывая, прокачать и экипировать своих бойцов до состояния, в котором уже никто будет не страшен. Прямо мечта RPG-шных манчкинов.

Вот тут мы отдыхаем…

Вот тут мы отдыхаем…

Вот тут мы отдыхаем…

Вот тут торгуем…

Вот тут торгуем…

Вот тут торгуем…

Вот так улучшаем экипировку…

Вот так улучшаем экипировку…

Вот так улучшаем экипировку…

А это наш ручной звездочет…

А это наш ручной звездочет…

А это наш ручной звездочет…

Мультиплеер присутствует в серии еще со второй части игры, к третьей же он стал откровенно удачен. Появились уже упоминавшиеся соревновательные миссии, представляющие собой бег с препятствиями наперегонки или, как бы это сформулировать, борьбу за территорию уровня, что ли. А еще есть возможность совместного прохождения некоторых, особенно сложных уровней. Если ваш звездочет, будучи вечно начеку, заметит что-то непотребно большое, с чем вам самостоятельно не справиться, бегите во Врата Героя, найдите себе компанию по вкусу и завалите гада коллективно. Хорошая задумка и достойное ее исполнение.

В Patapon 3 по врагу можно в прямом смысле отбомбиться…

В Patapon 3 по врагу можно в прямом смысле отбомбиться…

В Patapon 3 по врагу можно в прямом смысле отбомбиться…

Графика игры осталась в стиле серии. Двумерные уровни, простенько нарисованные черно-белые Патапоны (исключение составляет наш герой), монстры, как будто вырезанные из бумаги и минимум цвета для всего вообще. Без изысков, но очень самобытно и полностью отвечает концепции и духу игры, ни прибавить, ни отнять. Звуковое же сопровождение… Оно, по сути своей, мало меняется от одной части серии к другой и явно призвано разрушать психику несчастных, которым не повезло оказаться в непосредственной близости от игрока. Невнятная фоновая музыка заглушается пронзительным вяканьем Патапонов, считающих себя центром звуковой картины. Все как обычно.

Получи, фашист, гранату!

Получи, фашист, гранату!

Получи, фашист, гранату!

Хотелось бы отметить локализацию игры, вышедшей, как нынче модно, сразу же на множестве языков, включая русский. Перевод выполнен не только качественно, но еще и артистично, с выдумкой и юморком. Приятно видеть столь качественную работу по адаптации продукта под конечного пользователя, встречающуюся крайне редко.

Миг проигрыша печален и монохромен…

Миг проигрыша печален и монохромен…

Миг проигрыша печален и монохромен…

Противоречивая вышла игра. Игровой процесс, который до сих пор может считаться инновационным, предательски подкашивается однообразием прохождения, спасается мультиплеером и получает в глаз от кривенького сценария. Конечный продукт сих бурных реакций должен, без сомнения, порадовать поклонников серии и способен на некоторое время увлечь игроков, прежде равнодушных к скитаниям ногоглазов. А если вы хотите, например, скорейшим образом получить наследство или просто избавиться от соседей по коммунальной квартире, оставшись при этом чистыми перед законом, то лучшего способа, чем игра Patapon 3, запущенная на полную громкость, вам не найти.