Опубликовано 27 января 2013, 00:15

Чудеса, которым есть объяснение. Обзор игры Professor Layton and the Miracle Mask

Если заговорить про игры и археологию, то большинство современных геймеров первым делом вспомнят грудастую Лару Крофт, затем Натана Дрейка, Индиану Джонса... Но есть еще один персонаж — профессор археологии Гершель Лейтон. Он не ищет приключений — головоломные загадки сами находят его.
Чудеса, которым есть объяснение. Обзор игры Professor Layton and the Miracle Mask

Современный игрострой всё чаще полагается на проверенные сценарии и штампует сиквелы один за другим. Редко встретишь оригинальный проект в необычном жанре, поскольку издатели боятся коммерческого провала. Однако игра стоит свеч, и крупные компании позволяют себе рискнуть. Вот, к примеру, Nintendo попробовала выпустить за пределами Японии серию головоломных приключений профессора Лейтона — и не прогадала.

Каждая игра про профессора Лейтона начинается с письма

Каждая игра про профессора Лейтона начинается с письма

В далеком уже 2008 году Nintendo перевела и издала в англоязычном мире первую игру серии, Professor Layton and the Curious Village. В поисках Золотого яблока профессор Гершель Лейтон и его юный ассистент Люк не только раскрывали тайну Любопытной Деревни, но и решали по пути больше сотни загадок. Собственно, игра и являла собой отлично оформленный сборник загадок, объединенных единым сюжетом — загадок красивых, разнообразных, требовательных к логике и шуточных, простых и сложных.

«Первый блин» оказался вовсе не комом, игроки Европы и США по достоинству оценили проект Level 5, локализации продолжились. Примерно раз в год выходила следующая часть. И пусть условность фантастических допущений в историях о Лейтоне иногда уходила довольно далеко от реальности, каждой загадке всегда находился ответ.

Недостатка сюжетных поворотов не будет

Недостатка сюжетных поворотов не будет

Недавно свет увидела пятая по счету игра в серии, Professor Layton and the Miracle Mask («Чудесная маска»). Казалось бы, разработчики встали на накатанные рельсы, чего волноваться и зачем смотреть на очередную поделку — все плюсы и минусы ведь уже известны! Однако впервые Лейтон шагнул из плоской 2D картинки в стереоскопическое изображение, сменив платформу. Теперь желающим уследить за приключениями детектива от археологии придется взять в руки Nintendo 3DS или 3DS XL. Что же изменилось с переходом на последнее поколение портативных консолей? Давайте разберемся.

А представьте, что всё это — объемное?

А представьте, что всё это — объемное?

Название игры: Professor Layton and the Miracle Mask
Жанр: сборник паззлов с примесью визуальной приключенческой новеллы
Язык: английский
Разработчик: Level 5
Издатель: Nintendo
Платформы: Nintendo 3DS и 3DS XL
Носитель: картридж 3DS или цифровая дистрибуция, ~790 МБ (6320 блоков) в основной части
Дата выхода: 26 октября 2012 года
Возрастной рейтинг: 7+
Официальный сайт

История, которую нам расскажет новенькая часть саги, возвращает нас в прошлое, причем в обоих смыслах.

Во-первых, Level 5 поступили примерно так же, как Джордж Лукас — изданная ими «изначальная трилогия» (Curios Village — Pandora's Box — Lost Future) хронологически находится в более позднем времени, чем та, которую они выпускают сейчас (Spectre's Call — Miracle Mask — Azran Legends).

Во-вторых, «Чудесная маска» не стесняется в средствах и активно возвращает нас на восемнадцать лет назад, в ту пору, когда Гершель Лейтон еще был студентом и — представить сложно! — не слишком-то интересовался археологией, в отличие от своего приятеля Рэндела. Любовь к древним тайнам и загадкам не довела того до добра, и думать о его судьбе довольно печально. Так бы о ней и не вспоминали, не напомни прошлое о себе само — письмом от старинной приятельницы тех самых студенческих времен.

Котики шевелятся и только что не мяучат

Котики шевелятся и только что не мяучат

В городе Монт д’Ор, напоминающем не то наш земной Монте-Карло, не то Лас-Вегас — как минимум тем, что не обезлюдел среди пустыни, а вовсе даже превратился в развлекательный центр — произошло трагическое и поучительное событие. В нем объявился некий джентльмен в легендарной золотой Маске Хаоса, превращающий взглядом людей в камень.

Дабы избавить Монт д’Ор от нежелательного «чудесника», Анджела Лидор, супруга человека, который помешал городку тихо вымереть, и по «случайному совпадению» давняя подруга Лейтона, призывает его на помощь. Разумеется, остаться в стороне Гершель не может, а за ним, влекомые любовью к приключениям и совсем чуть-чуть — соперничеством меж собой, отправляются и двое учеников профессора, Люк Тритон и Эмми Алтава.

Внимательность при решении головоломок очень важна

Внимательность при решении головоломок очень важна

И, заметьте, этим история только начинается! Вопросы возникают за вопросами, почти до самого финала, который (забежим немного вперед) перекинет мостик к следующей части игры, Azran Legends. Скучно не будет. Что важнее, игроки вполне могут начать знакомство с этой части и не чувствовать себя заброшенными в кинозал посреди интересного фильма, в котором теперь не разобраться. При желании можно в любой момент наверстать упущенное.

Головоломки так называются не случайно, о некоторые и впрямь можно сломать весь мозг

Головоломки так называются не случайно, о некоторые и впрямь можно сломать весь мозг

Получается, что с сюжетом всё в порядке, а что же со вторым ключевым компонентом?

Фактически как были игры про Лейтона сборником головоломок, так и остались, что прекрасно. По-прежнему можно бежать по сюжету, решая только самые важные или самые легкие паззлы, откладывая секретоискательство «на потом» — домик нашей старой знакомой матушки Риддлтон сбережет для вас пропущенные загадки. Можно, напротив, исследовать каждый угол и укромный закуток в поисках монеток (местной валюты), скрытых паззлов, бесполезных коллекционных фрагментов.

Расставить предметы в нужном порядке не так сложно

Расставить предметы в нужном порядке не так сложно

Всего этого, как и загадок, тут немало — полторы сотни, три мини-игры по десятку этапов в каждой, бонусные загадки за их выполнение… И к тому же сетевые обновления приносят еще одну головоломку каждый день. Разработчики обещали, что такое счастье продлится целый год: 365 паззлов! И пусть загружаемые головоломки жестче поделены на типы, чем загадки в основной части игры, но назвать их слишком легкими оттого, что принцип проще понять, язык не поворачивается.

Одна из мини-игр — кроличий театр

Одна из мини-игр — кроличий театр

Тем, кто не проходил ни одного приключения профессора Лейтона, может быть неясно, что это значит — «поделены на типы»? Всё очень просто. Помните, были такие «загадки со спичками», или «как разрезать доску хитрой формы, чтобы собрать квадрат», или «какой шарик тяжелее», или «загадка Эйнштейна»? Вот это и есть некоторые из типов загадок. Но, повторимся, ими паззлы не ограничиваются. Гораздо больше в категории не укладывается, а ведь есть еще особые головоломки.

К примеру, из Lost Future игра перенесла «состязания», паззлы, перед которыми нельзя сохраниться (помните проверку, которую «Люк-из-будущего» устроил Лэйтону?). Появились также экшн-головоломки, фактически еще один тип мини-игр. Не будем портить вам удовольствие, перечисляя всё, скажем лишь, что нововведения смотрятся хорошо и уместно.

Одна из новеньких экшн-головоломок

Одна из новеньких экшн-головоломок

Miracle Mask по-прежнему способна встряхнуть застоявшийся разум, заставить задуматься над хитрой загадкой. Ну а если вы устанете ломать голову, то за найденные монетки сможете купить подсказку — одну, две, три, и суперхинт подороже, который содержит в себе примерно половину решения. Если вы точно знаете, что не справитесь с коварной задачкой, не пожалейте виртуальных золотых, поскольку за неверные ответы вас штрафуют — дают меньше «очков»-пикарат. А они еще пригодятся в бонусной секции, ведь за них можно разблокировать дополнительный неигровой контент.

Исследовать каждый уголок интересно, а иногда и полезно

Исследовать каждый уголок интересно, а иногда и полезно

За эту составляющую игра заслуживает не то что «пятерку», а «пять» с рядом жирнющих плюсов. Превосходно.

И вот мы подобрались к тому, как это исполнено.

Обычный городской вечер...

Обычный городской вечер...

Если вы прежде были знакомы с какой-нибудь из игр серии, то наверное помните, как удачно подобраны были голоса персонажей. Актеры озвучивания остались прежними, и правильно: тут что-то менять — только портить. Сохранились и несложные повторяющиеся фоновые мелодии при решении загадок, неприметные, а оттого не особо раздражающие (если вы не читерите и не пользуетесь подсказками, вам их слушать-непереслышать).

Надо отметить, что игры для Nintendo DS упирались в ограничение размера картриджа — всего 512 МБ. Конечно, и под эту консоль выходили красивые игры, временами даже захватывающе прекрасные, но, сами понимаете, графику «как в кризисе » в полгигабайта не уложить. Впрочем, Level 5 и тут ухитрялась бить все рекорды. Их игры напоминали красочные интерактивные мультфильмы. А теперь, когда лимит сдвинулся на далекую отметку 4 ГБ («далекую» оттого, что Miracle Mask занимает 790 мегабайт), мультфильм стал не только красивым, но и стереоскопическим, объемным.

Управление роботом...

Управление роботом...

...и то, как это выглядит на верхнем экране

...и то, как это выглядит на верхнем экране

Чтобы продемонстрировать всю эту красоту, Level 5 изменили навигацию по миру. Прежде в диалогах персонажи болтали на нижнем экране, пока верхний демонстрировал декорации. При игре верхний экран показывал вам общую карту, нижний — локацию, которую можно и нужно было исследовать стилусом; для перемещения по миру требовалось тапнуть на башмак и вызвать стрелочки навигации.

Теперь карта переехала вниз, а все действие разворачивается на верхнем экране. Спросите, как, ведь он же не сенсорный? Нажатие на лупу фактически превращает нижний экран в большой тачпад. Так можно исследовать трехмерные декорации. В некоторых местах курсор окрашивается голубым цветом — щелчок в них откроет совершенно иную зону, не видную на общей карте. Нажатие на башмак вернет возможность перемещения по миру. Очень удачная находка, изящная и интуитивно понятная.

Но в этой бочке мёда.... нет, сказать, что сюда замешали ложку дёгтя, нельзя. Скорее это ложка сахарозаменителя — вроде и сладкого, но неестественного. Мы говорим про трехмерную картинку при решении головоломок. Сравним «было-стало» еще раз.

Прежде на верхнем экране располагалось условие, на нижнем - поле для ответа, оно же по нажатию кнопки Memo становилось полем для заметок. Теперь, чтобы показать красивую 3D-картинку на верхнем экране, условие задачи нам показывают мельком — или разворачивают на нижнем экране! Больше невозможно сверяться с формулировкой и прикидывать, как решить паззл; либо одно, либо другое, и это крайне неудобно. Да, стереоскопическое изображение выглядит эффектно, но не в ущерб же геймплею. Посмотрим, исправят ли это упущение в заключительной игре серии.

Чем-то похоже на задачки из Legend of Zelda: Phantom Hourglass

Чем-то похоже на задачки из Legend of Zelda: Phantom Hourglass

Если в детстве вы зачитывались книжками из серии «Математическая смекалка» или «Занимательная математика», если вы хорошо знаете английский язык или активно в нем практикуетесь, если вам нравятся головоломки вроде The Cogs или Space Chem, но пулять птицами по свиньям — слишком просто, если вы любите и цените хороший сюжет и готовы поверить в малую долю фантастики — сыграйте в Miracle Mask, не пожалеете.

И последняя, бонусная подсказка: окончательно проверить, подойдет ли вам «Чудесная маска», можно на официальном сайте . Щелкните на «Игровой процесс», затем на плашку «Разгадайте несколько головоломок сейчас!»

Источники изображений: [1], [2]