Опубликовано 30 октября 2011, 00:01

Бессильная ярость. Обзор игры Rage

Rage относится к категории шутеров, которых ждут, затаив дыхание: вот-вот случится революция, которая поставит все с ног на голову. Джон Кармак, бессменный руководитель студии id Software, также не сомневается в успехе своего крупного проекта за последние, на минуточку, лет десять. Кульминационный момент — релиз, который неоднократно откладывался.
Бессильная ярость. Обзор игры Rage

Название игры: Rage
Жанр: First Person Shooter
Разработчик: id Software
Издатель/в России: Bethesda Softworks/«1C-СофтКлаб»
Системные требования: Core 2 Duo или Athlon 64 X2 2 GHz, 2 Gb RAM, GeForce 8800/Radeon HD 4200, 25 Gb HDD, интернет-соединение
Похожие игры: Fallout 3, Fallout: New Vegas, Borderlands, S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти», Bulletstorm
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3
Дата выхода: 7 октября  2011 года
Официальный сайт: http://www.rage.com

Завязка сюжета Rage проста и незамысловата, и сразу же заставляет вспомнить о былых временах, когда id Software была бесспорной законодательницей мод в жанре шутеров от первого лица. В недалеком будущем с Землей сталкивается огромный астероид, после чего жизнь на поверхности нашей планеты безвозвратно уходит в прошлое. На месте вчерашнего Нью-Йорка в поисках добычи рыщут голодные мутанты, вблизи Сан-Франциско возникают первые поселения, среди пустынных каньонов появляются бандитские группировки. Нашему герою повезло: он оказался единственным выжившим из подземного бункера-ковчега, которые человечество построило, чтобы уберечься от надвигающейся катастрофы. Впереди его ждет привычная, в общем-то, программа — знакомство с окружающими окрестностями, противостояние с множеством врагов, выполнение мелких поручений и, конечно, спасение целого мира.

Если верить авторам Rage, у Земли не было шанса уйти от столкновения с астероидом

Если верить авторам Rage, у Земли не было шанса уйти от столкновения с астероидом

На протяжении всего прохождения Rage нам будут пытаться донести главное — Правительство следует уничтожить, ну а Сопротивлению надо помогать

На протяжении всего прохождения Rage нам будут пытаться донести главное — Правительство следует уничтожить, ну а Сопротивлению надо помогать

Взяв за основу родной штат Техас, Кармак вместе со своей командой попытался сыграть на поле таких признанных проектов, как Fallout и Borderlands — в Rage имеются пустоши, мутанты, редкие форпосты и какой-никакой транспорт, ускоряющий скорость передвижения. Только недостаток «практики» сказался самым печальным образом: практически все элементы, присущие постапкалиптическому шутеру, оказались серыми и неприглядными. Поселения населены бездушными NPC и не производят впечатления «живых». Стрельба заставляет горестно вздохнуть по куда более успешным конкурентам. Ну а поездки на автомобиле не вызывают абсолютно никакого восторга по причине своей непродолжительности и чрезмерной аркадности.

«Подземка», ставшая центром Сопротивления — обязательная часть Rage

«Подземка», ставшая центром Сопротивления — обязательная часть Rage

В мире будущего, который присутствует в Rage, можно увидеть и такие поселения — нужда заставляет осваивать практически любые пригодные для жизни пространства

В мире будущего, который присутствует в Rage, можно увидеть и такие поселения — нужда заставляет осваивать практически любые пригодные для жизни пространства

Вариантов в квестах Rage немного: либо согласиться, либо пройти мимо

Вариантов в квестах Rage немного: либо согласиться, либо пройти мимо

Торговцы в Rage всегда готовы скупить весь собранный хлам, ну а заодно и продать что-нибудь

Торговцы в Rage всегда готовы скупить весь собранный хлам, ну а заодно и продать что-нибудь

Поначалу, впрочем, Rage оказывается весьма увлекательным времяпровождением: осваиваясь в новом мире, герой знакомится с множеством персонажей, изучает все новые маршруты, учится пользоваться оружием и различными типами боеприпасов, впервые возвращает себя к жизни с помощью дефибриллятора, познает основы инженерии — местного аналога крафта, выходит на Сопротивление. Да-да, оказывается, в будущем всю власть достаточно скоро прибрало к своим рукам Правительство, которое осуждает едва ли не первый встречный. Однако настоящая борьба с системой начинается только с нашим появлением, поэтому приготовьтесь к бесконечной череде квестов, суть которых остается неизменной на протяжении десятилетий: принеси, убей, достань ценную информацию, активируй какой-то механизм. Фантазии id Software на различные варианты выполнения заданий и всякого рода случайности не хватило — их можно встретить разве что на пыльных дорогах каньонов, когда нам попадается кучка бандитов на колесах. Нарушителей спокойствия можно уничтожить и получить награду, или просто проехать мимо, легко уйдя от погони.

Смастерить, скажем, ЭМИ-гранату в Rage можно хоть прямо во время боя — время в этом случае «замирает»

Смастерить, скажем, ЭМИ-гранату в Rage можно хоть прямо во время боя — время в этом случае «замирает»

Прорисовка большинства персонажей в Rage выше всяких похвал

Прорисовка большинства персонажей в Rage выше всяких похвал

Забег по финальным коридорам Rage, как ни странно, не вызывает никаких восторгов

Забег по финальным коридорам Rage, как ни странно, не вызывает никаких восторгов

Пытаясь найти путь к сердцу игроков, создатели Rage приготовили несколько развлечений. Во-первых, почти у всякого жители открытого поселения найдется для нашего героя какое-нибудь второстепенное задание — выполнять их или нет, личное дело каждого, но сразу оговоримся, что довольно быстро такой род деятельности наскучивает. Rage все-таки не какая-нибудь RPG, в которой каждое очко опыта на вес золота, а с наличностью тут полный порядок — ремонт автомобиля даже после очень сильной трепки обходится в считанные копейки, патроны добываются с трупов врагов, ну а дополнительные предметы почти всегда можно создать самому из подручных средств. Во-вторых, в игре присутствует весьма приличное количество гонок на автомобилях — достаточно лишь разыскать в населенном пункте NPC, ответственного за их проведение. В качестве приза за «покатушки» тут выдают гоночные сертификаты, за которые приобретаются различные апгрейды техники — пулеметы, ракетницы, покрышки, «клыки» на бампер и так далее. В-третьих, своего часа ждут мини-игры и даже участие в реалити-шоу с мутантами — не сказать, чтобы они сильно затягивали, но часок-другой вполне помогут скоротать. Наконец, можно устроить охоту на «пасхалки», которых здесь в изобилии — только самый ленивый, например, не заприметит фигурку морпеха на автомобиле своего спасители и статуэтку «волт-боя» из Fallout.

Закладывать виражи на таком квадроцикле в Rage так же просто, как и на автомобиле

Закладывать виражи на таком квадроцикле в Rage так же просто, как и на автомобиле

Скоротать свободное время в Rage можно за парочкой мини-игр

Скоротать свободное время в Rage можно за парочкой мини-игр

Заезды в Rage на автомобилях скучноваты — противники не оказывают большого сопротивления

Заезды в Rage на автомобилях скучноваты — противники не оказывают большого сопротивления

Во время гонок в Rage можно устраивать оппонентами разного рода «диверсии» — опрокидывать их автомобили с помощью специального умения или оставлять после себя мины)

Во время гонок в Rage можно устраивать оппонентами разного рода «диверсии» — опрокидывать их автомобили с помощью специального умения или оставлять после себя мины)

Ремонт автомобиля в Rage стоит сущие копейки

Ремонт автомобиля в Rage стоит сущие копейки

Горькая пилюля ожидает тех, кто настроился на приключения в духе недавнего Fallout: New Vegas. Дело в том, что Rage является революционным лишь для самой id Software, которой ранее не доводилось реализовывать в своих проектах гонки на автомобилях, квесты и другой, сопутствующий настоящему постапокалипсису, контент. Со стороны же Rage напоминает собой всего лишь небольшой район New Vegas, в котором для интереса можно выполнить десяток-другой заданий и зашагать дальше. Однако в нашем случае «шагать дальше» просто некуда — даже самая продолжительная поездка на автомобиле из одного конца карты в другой отнимет не больше минуты. Окружающие декорации, вроде парящих в воздухе больших дирижаблей и подернутых дымкой каньонов вдали — не более чем иллюзия, которая беспощадно пресекается невидимыми «коридорами» и непреодолимыми препятствиями.

Увидеть главного героя Rage со стороны можно разве что в меню статистики

Увидеть главного героя Rage со стороны можно разве что в меню статистики

Назвать инвентарь в Rage аскетичным — сказать комплимент

Назвать инвентарь в Rage аскетичным — сказать комплимент

Прежде, чем выбираться в пустоши Rage, не лишним будет проверить боезапас — как героя, так и авто

Прежде, чем выбираться в пустоши Rage, не лишним будет проверить боезапас — как героя, так и авто

Похоже, часть авторов Rage испытывает большую страсть к криптологии

Похоже, часть авторов Rage испытывает большую страсть к криптологии

Как ни странно, больше всего проблем в Rage доставляют вот такие прыткие товарищи

Как ни странно, больше всего проблем в Rage доставляют вот такие прыткие товарищи

Вне зависимости от того, где оказывается наш выходец из ковчега, ему постоянно приходится иметь дело с теми, кто желает сжить его со свету. В пустошах и на заброшенных заводах в обилии водятся и мутанты, и бандиты, и правительственные войска. Их поведение и тактика, впрочем, быстро перестают удивлять — либо бегут напролом, либо отсиживаются в укрытиях и ждут у моря погоды. Последнее, на удивление, приносит куда меньше пользы, так как у нас остается больше времени на выбор нужного «ствола», бросок гранаты или запуск радиоуправляемой машинки.

То ли дело, когда враг сразу бросается врукопашную! В таком случае приходится проявлять чудеса меткости, а то и вовсе работать кулаками. Против парочки боссов Rage, конечно, последнее принесет мало результатов — с ними без труда позволяет расправиться оружие помощнее. Например, в дополнение к штатному гранатомету здесь можно смастерить разрывные снаряды для дробовика — тушки врагов мигом превращаются в фарш. Нашлось место и уже легендарному BFG, которую выдают на поздних этапах игры, когда пентаграммы из Doom 3 на стенах уже не способны удивить. Есть в арсенале и не менее интересные экземпляры — арбалет, снайперская винтовка, пистолет, автомат. К каждому виду оружия существует порядка пяти различных типов боеприпасов, поэтому экспериментировать приходится постоянно.

А это, вы не поверите, самый «страшный» босс Rage

А это, вы не поверите, самый «страшный» босс Rage

Вкус к «кетчупу» авторы Rage, как видите, не растеряли

Вкус к «кетчупу» авторы Rage, как видите, не растеряли

В Rage головы противников чаще всего чугунные — для «хедшота» даже из снайперской винтовки требуется пара выстрелов

В Rage головы противников чаще всего чугунные — для «хедшота» даже из снайперской винтовки требуется пара выстрелов

Некоторые враги в Rage предпочитают и вовсе не пользоваться укрытиями — мол, броня их крепка

Некоторые враги в Rage предпочитают и вовсе не пользоваться укрытиями — мол, броня их крепка

Как и положено боссам, в Rage они погибают только после нескольких обойм, выпущенных в них

Как и положено боссам, в Rage они погибают только после нескольких обойм, выпущенных в них

Продолжительная разработка Rage, по логике, должна была положительно сказаться на технологиях и избавить шутер от программных ошибок. Однако и тут, как выяснилось, авторы легендарных серий Doom и Quake, допустили несколько серьезных ошибок. Знаменитая «мегатекстура» и движок id Tech 5, конечно, оказались не пустым сотрясением воздуха — большинство декораций впечатляют с первого взгляда. Однако по гамбургскому счету, благодарить за все красоты стоит только дизайнеров, которые действительно приложили массу усилий, чтобы Rage выглядел эффектно. Что до самого id Tech 5, то его возможности даже сегодня выглядят весьма ограниченными — никакой революцией тут не пахнет и весь вопрос заключается лишь в том, сколько проживет такой движок. К слову, «мегатекстура» работает как надо далеко не на всех системах — до первой пары патчей приложение выделывало коленца едва ли не у половины игроков.

Причин как минимум две. Rage — первый проект мультиплатформенный проект id Software, которой ранее приходилось иметь дело лишь с персоналками. Загнав себя в угол с намерением выдать «железные» 60 кадров в секунду, разработчики вынуждены были отказать PC-коммьюнити в тонких видеонастройках. Вылилось это в предсказуемые проблемы — у кого-то текстуры подгружались очень медленно, кто-то страдал от непонятных «артефактов», чьи-то глаза мозолило «рваное» изображение.

За звонкую монету торговцы в Rage за считанные минуту сделают из машины «конфетку»

За звонкую монету торговцы в Rage за считанные минуту сделают из машины «конфетку»

Некоторые декорации Rage выглядят очень даже «готишно»

Некоторые декорации Rage выглядят очень даже «готишно»

Чтобы автомобиль бандитов взлетел на воздух, достаточно лишь пары ракет. Транспортное средство героя Rage куда крепче — тут и десятком ракет не обойтись

Чтобы автомобиль бандитов взлетел на воздух, достаточно лишь пары ракет. Транспортное средство героя Rage куда крепче — тут и десятком ракет не обойтись

Кармак и Ко признавать себя виновными во всех смертных не торопились. Заявив о том, что отныне PC — уже не ведущая платформа (на что тут же услышал от игроков — что он отныне не ведущий разработчик), именитый программист кинул несколько камней в огород производителей драйверов для видеокарт — мол, из-за «кривизны» последних ревизий программного обеспечения Rage досаждает многим своими багами. Противостояние на этом фронте идет до сих пор с переменным успехом, однако общая тенденция все же радует — с каждым днем недовольных становится все меньше.

Этого нельзя сказать о тех, кто остался доволен самой игрой — спустя четыре, максимум пять часов, от сюжета остается весьма смутное воспоминание, вполне сравнимое с тем, которое остается после просмотра какого-нибудь боевика класса «B». О том, насколько упустили разработчики из виду сюжетную составляющую, говорит хотя бы тот факт, что его при всем желании невозможно «заспойлерить».

Наверное, при таком исходе никого не удивит, что кооперативный режим прохождения и мультиплеер в Rage также представляют мало интереса: «чистить» локации вместе с остальными игроками быстро наскучивает, ну а многопользовательские заезды на автомобилях лишены драйва — во многом по причине отсутствия визуальных повреждений техники и излишней аркадности.

Отнять у Rage нельзя только амбициозности, но слышать о ней приходится только от самих разработчиков, которые то ли не видят, то ли не хотят замечать других недостатков проекта. А тем временем у Rage хватает недостатков: огромное количество штампов, унылый сюжет, неоригинальные квесты, далеко не инновационная графика.

Играть или не играть? Все зависит от ожиданий: если готовы к тому, что за авторством id Software увидите вполне обычный проект, лучше которого для вас вполне могут оказаться Bulletstorm, Borderlands и Fallout: New Vegas, то рекомендуем к ознакомлению. Если же намерены помнить об id Software как о самой великой и непревзойденной студии, то Rage лучше пропустить. Или сделать вид, что его никогда и не существовало.